Развитие сенсорных способностей у детей
материал (младшая группа)

Развитие сенсорных способностей у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sensornyh_sposobnostey_u_detey.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет»

Сенсорное развитие – это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Ребенок этого возраста с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

В возрасте 3-4 лет ребенок должен усвоить сенсорные эталоны: цвета – 7 цветов спектра и называть 3-4 цвета; формы – плоскостные геометрические фигуры, знать их названия (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал); величины – сравнение предметов по величине (большой, маленький, самый большой и т.д.); пространственные – расположение предметов в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, впереди, позади).

В домашних условиях во время прогулки во дворе или дома Вы можете осваивать с ребенком такие сенсорные свойства, как: твердость, мягкость, пластичность, хрупкость. Для этого можете использовать окружающий материал: листочки, камушки, палочки, крупу, макароны и т.д. Дома можно изучить такие свойства, как: горячий - холодный, сладкий - кислый, тяжелый - легкий.

Играйте вместе. Отвечайте на вопросы ребенка, поощряйте его интерес к окружающему, сравнивайте, экспериментируйте.

На прогулке или дома можно спросить: - Что бывает круглым? Квадратным? Какой по вкусу лимон? Что больше: мандарин или апельсин? Где лежит игрушка?

Сенсорному развитию детей способствует продуктивная деятельность детей: рисование, конструирование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, лепка.

Для сенсорного развития дошкольников можно использовать различные дидактические игры.

«Большой и маленький»

Дайте ребенку два карандаша: большой и маленький. Предложите нарисовать круг большим карандашом. Можно усложнить задание: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким карандашом -маленькую.

«Угадай на вкус!»

Нарежьте на тарелку разные кусочки овощей и фруктов: например, яблоко, огурец, лимон, морковь, и т.д. Спросите, какой вкус у этого продукта (сладкий, кислый, горький, соленый), и как он называется.

«Чудесный мешочек»

Кладем в мешочек предметы, обладающие разными свойствами: игрушки, кубик, муляжи овощей, мячик и т.д. Ребенок на ощупь определяет свойства предметов, которые он достает из мешочка и вслух описывать их. свойства. Например: яблоко круглое, огурец овальный.

«Подбери наряд для кукол»

Предложите ребенку рассмотреть кукол (мальчика и девочку) и набор одежды, попросите одеть кукол на прогулку: «Одень мальчика в красную футболку, зеленые шорты, белые кроссовки, синюю кепку. Одень девочку в красное платье, красные туфли» и т.д.

«Тонет - не тонет»

Приготовьте для игры ёмкости с водой, шарики из разных материалов: пластмассовые, стеклянные, металлические, деревянные. Предложите ребенку бросить в воду шарики или другие игрушки из разных материалов.

Ребенок упражняется в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».

Можно закрепить свойство воды: холодная, теплая, горячая. Игра обогащает сенсорные ощущения детей, вызывает радостное настроение, развивает мелкую моторику.

«Угадай, где позвонили».

Игра способствует развитию слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве. Взрослый выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. Один из участников производит шум погремушкой, колокольчиком или другой музыкальной игрушкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.

«Разноцветные прищепки»

Вырежьте из цветного картона елочку, солнышко, тучу, ежика и т.д. Прикрепите прищепки по тематике: желтые прищепки - лучики для солнышка, серые - иголки для ёжика, зеленые - иголочки для ёлочки и т.п.

«Чего не хватает?»

Расставьте на столе 5 - 6 знакомых ребенку игрушек: собачку, мишку, зайца, петуха и т.д. Попросите его внимательно посмотреть, а затем отвернуться, а сами уберите одну любую игрушку. Спросите: «Чего не хватает?». Игру можно усложнить, добавив другие игрушки.

Как видите, игры совсем простые. Включайте свою фантазию и помните главное постоянно разговаривать с ребенком, называть все свои действия, явления природы, цвета и формы. Такие игры будут способствовать также речевому развитию ваших детей.

Список используемой литературы

1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. М.: Академа, 2002

5. Дубровская Н. В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2003. № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит о...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста. Тема: «Прокати мяч в ворота» (интегрированное). НОД направлена закрепление предст...

" Развитие сенсорных способностей у детей с ОВЗ"

Актуальность.   При воспитании детей раннего возраста сенсорному развитию  принадлежит одна из ведущих ролей. Ведь именно в этом возрасте ребёнок нуждается в разнообразии внешних впечат...

Играем дома! Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.

Я хочу предложить очень простые, но в то же время очень интересные, а главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома....

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.1) роль сен...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам сенсорной коробки»

Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная  коробка.По сути, это просто емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, пе...