Система работы городского методического объединения дошкольного образования как средство развития профессиональной компетентности педагогов
статья

Самойлова Елена Валерьевна

В материале представлен опыт работы по созданию системы работы городского методического объединения дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_gmo_doshkolnogo_obrazovaniya.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы городского методического объединения дошкольного образования как средство развития профессиональной компетентности педагогов

Самойлова Елена Валерьевна,

старший методист ЦДО

Развитие системы образования, успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Эту готовность и призваны обеспечить методические объединения педагогов, стимулирующие их профессиональное развитие.

        В 2023-2024 учебном году на базе Методического центра ЦДО было создано городское методическое объединение работников системы дошкольного образования (далее – ГМО ДО). ГМО ДО в своей деятельности руководствуется:  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2020 №517-Д «Об утверждении Положения о системе методической работы Свердловской области», Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» (ЦДО)  и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность, направленную на профессиональное развитие педагогических кадров.

        В состав ГМО ДО входят педагогические и руководящие работники муниципальной системы дошкольного образования, заинтересованные в   сотрудничестве, профессиональном общении, обмене опытом работы дошкольных образовательных организаций Каменск-Уральского городского округа.

        Цель деятельности ГМО ДО: создание единого образовательного пространства для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных  образовательных организаций муниципального образования.

        ГМО ДО в своей деятельности решает следующие задачи:

  • содействовать реализации государственной политики в области образования и развитию муниципальной системы образования;
  • мотивировать педагогических работников к повышению профессионального роста и качества профессиональной деятельности;
  • обеспечивать непрерывное образование педагогических кадров, содействовать их творческому росту, профессиональной самореализации;
  • выявлять и оказывать помощь во внедрении в педагогическую деятельность инновационных подходов к организации обучения и воспитания обучающихся;
  • оказывать методическое сопровождение и практическую помощь молодым специалистам;
  • способствовать обмену опытом успешной педагогической деятельности, обобщать и транслировать лучшие педагогические практики.

        ГМО ДО осуществляет свою деятельность, основываясь на следующих                                                             принципах: равные права и равные возможности всех педагогов, входящих в объединение, открытость, гласность принимаемых решений, профессиональная компетентность, сотрудничество, ответственность и взаимная поддержка, самоорганизация деятельности.

Свою работу ГМО ДО строит по следующим направлениям:

1. Работа по введению      обновлённого ФГОС ДО и ФОП ДО.

Для организации работы в этом направлении нами используются следующие формы:

- стажировки в рамках профессиональных сообществ педагогов дошкольного образования;

- проблемные/творческие группы;

- открытые просмотры образовательной деятельности;

- методические события и мероприятия.

Стажировки в рамках профессиональных сообществ педагогов дошкольного образования.

С целью повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс был организован обмен опытом между педагогическими работниками дошкольного образования в форме однодневных стажировок на базе образовательных организаций. Ранее эта работа велась на уровне Управления образования Каменск-Уральского городского округа. Планируя данную деятельность в рамках городского методического объединения, нами было принято решение об образовании  5 профессиональных сообществ:

- профессиональное сообщество воспитателей групп дошкольного возраста общеразвивающей направленности;

- профессиональное сообщество воспитателей групп раннего возраста;

- профессиональное сообщество коррекционно-развивающей направленности;

- профессиональное сообщество инструкторов по физической культуре;

- профессиональное сообщество музыкальных руководителей.

В качестве руководителей профсообществ были привлечены заместители заведующих и старшие воспитатели Детских садов, которые совместно с методистом ЦДО осуществляли отбор заявок, оказывали помощь в организации мероприятий, проводили анализ стажировок.

В результате работы по данному направлению во 2 полугодии 2023-2024 учебного года опыт работы представили 42 детских сада, педагогами города проведены 99 мероприятий.

Однако в процессе организации данной деятельности нами были выявлены следующие проблемы:

- проведение большинства стажировок в дистанционном формате, что зачастую исключало возможность использования практико-ориентированных форм работы,

- низкая посещаемость данных мероприятий,

Эти факторы, на наш взгляд, связаны с периодом пандемии.

        Поэтому нами было принято решение о совершенствовании работы в профессиональных сообществах города: коллегам были представлены актуальные темы стажировок на 2024-2025 учебный год, в соответствии с чем проводился отбор заявок, в профессиональных сообществах были запланированы крупные мероприятия, объединившие выступления педагогов разных дошкольных образовательный учреждений, что привело к высокой посещаемости данных мероприятий, переходу в очный формат проведения мероприятия, применению активных форм представления опыта профессиональной деятельности педагогов. Кроме того, на данный момент мы сохранили так называемые «единичные» стажировки, что обеспечивает более плавный переход от прошлой системы к требованиям, предъявляемым в данный момент.

Проблемные/творческие группы.

В связи с введением ФОП ДО в педагогическом сообществе города возникла потребность в выработке единых подходов организации педагогической диагностики достижения планируемых результатов образовательной программы. Поэтому в начале 2023-2024 учебного года было принято решение об организации работы проблемной группы по данному вопросу. В конце 2023-2024 учебного года педагогическому сообществу был представлен пакет документов для организации педагогической диагностики в группах общеразвивающей и компенсирующей (ЗПР) направленности. В 2024-2025 учебном году проблемная группа продолжила свою деятельность по вопросам разработки системы мониторинга по выявлению и развитию способностей талантливых и одаренных детей дошкольного возраста, поскольку педагоги нередко испытывают трудности в работе с данной категорией воспитанников.

Открытые просмотры образовательной деятельности

С целью повышения качества образования и стимулирования педагогов к профессиональному развитию в практику работы ГМО ДО нами были введены открытые просмотры образовательной деятельности. Эту работу мы организуем по микрокомплексам, в составе одного из них 5-6 детских садов города. Педагоги одного детского сада приглашают коллег из своего микрокомплекса на открытый просмотр ряда педагогических форм (3 занятия).

За период 2023-2025 учебных годов открытые показы образовательной деятельности были проведены в 4 детских садах города, в которых приняли участие 12 педагогов дошкольного образования.

Такая форма работы, на наш взгляд, способствует развитию аналитических и творческих способностей у педагогов, развитию коммуникативных навыков.

Методические события и мероприятия

В рамках работы ГМО ДО методистом ЦДО организуются методические события и мероприятия по актуальным вопросам, связанным с реализацией ФГОС ДО и ФОП ДО. Так, например, в прошлом году был проведен семинар «Рабочая программа воспитания как обязательная структурная часть Федеральной образовательной программы дошкольного образования: задачи, направления, целевые ориентиры, содержание». На семинаре были обозначены основные положения Программы, направления воспитательной работы, опыт работы в которых представили педагоги детских садов города. По итогам работы семинара было принято решение о том, чтобы сделать данный семинар постояннодействующим. В этом году особое внимание педагогов следует уделить вопросам содержания работы в духовно-нравственном, социальном и эстетическом направлении воспитания.

2. Методическая помощь молодым                                                                                 специалистам

Важным направлением деятельности Методического центра является профессиональная адаптация начинающих специалистов к условиям современной дошкольной образовательной организации.

В данном направлении работа ведется с двумя категориями работников дошкольного образования:

- начинающие заместители заведующего по ВМР и старшие воспитатели.

Проводились консультации по актуальным вопросам организации методической работы в ДОУ, совместный анализ образовательной деятельности.

- педагогические работники, опыт работы которых составляет менее трех лет. Для оказания методической помощи и поддержки осуществляется выход методиста в образовательное учреждение с целью просмотра и анализа образовательной деятельности. В прошлом учебном году у большинства начинающих педагогов были выявлены общие для всех затруднения в соответствии с чем проведены обучающие практикумы, тренинги и мастер-классы по темам: образовательные ситуации как основная форма организации педагогического процесса, факторы проведения эффективного занятия в детском саду, сложные вопросы методики речевого развития (цикл мероприятий).

3. Организация и сопровождение конкурсов профессионального мастерства и иных мероприятий

Одним из направлений работы ГМО является организация и сопровождение конкурсной деятельности. Конкурсы создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. За период 2023-2025 учебных годов в ГМО были проведены:

- Городской конкурс методических разработок работников дошкольного образования. В Конкурсе могли принять участие любые педагогические работники дошкольных образовательных организаций города Каменска-Уральского. На конкурс принимались как индивидуальные, так и коллективные работы. Конкурс проводился по 3 номинациям и охватывал вопросы реализации программы воспитания:

1.  Методическая разработка воспитательного события с детьми в соответствии с ФОП ДО п. 29.3.5.2.;

2. Методическая разработка мероприятия для родителей, направленного на повышение их компетентности в вопросах воспитания, формирования у детей базовых ценностей российского общества;

3. Методическая разработка мероприятия для педагогов по вопросам внедрения и реализации Рабочей программы воспитания. (СЛАЙД)

К участию в конкурсе были представлена 51 методическая разработка, в каждой номинации были определены победители и призеры. По итогам проведения конкурса лучшие методические разработки были опубликованы в сборнике «Территория образования», № 16, 2024 г., опубликованном на сайте ЦДО.

- Городской конкурс на лучшую развивающую предметно-пространственную среду дошкольного образовательного учреждения. Запуская данный конкурс в практику ГМО, мы определили категорию участников: конкурс проводился для воспитателей групп раннего возраста. Конкурс проводился в 2 этапа. Заочный включал оценку презентации Power Point с фотографиями РППС группы и кратким описанием, а также карту самооценки РППС группы. Участники, занявшие 1-7 место по итогам экспертизы заочного этапа, презентовали членам жюри РППС своей группы в очном туре. В конкурсе приняли участие 18 дошкольных образовательных учреждений. По итогам конкурса и по заявкам педагогов города, участниками, занявшими призовые места, была проведена презентация РППС своих групп для педагогического сообщества города.

- Городской фестиваль-конкурс мастер-классов. В ноябре- декабре 2024 года в ГМО был проведен фестиваль мастер-классов, приуроченный к Году семьи в России. Участниками мастер-классов стали семьи воспитанников. В конкурсе приняли участие 20 педагогических работников, в очном этапе проведено 6 мастер-классов для родителей.

Методистом ЦДО также организуется Школа участников конкурсного движения для подготовки и сопровождения педагогов в конкурсе «Воспитатель года России». В рамках школы проводятся консультации по подготовке  материалов заочного этапа конкурса, практико-ориентированные занятия по подготовке к конкурсным испытаниям второго этапа (занятие, мастер-класс). После завершения конкурса организуется анализ мероприятия, составляются общие рекомендации для педагогов, намечаются индивидуальные маршруты педагогов, как участников конкурсного движения.

На основании вышеизложенного могу заключить, что деятельность в рамках ГМО ДО в период 2023-2025 учебных годов была продуктивной, эффективной и значимой для развития муниципальной системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация методической работы в МБДОУ детский сад «Колосок» как условие развития профессиональной компетентности педагогов»

Достичь эффективного результата методической деятельности способен высокопрофессиональный педагогический коллектив. Поэтому необходимо пересмотреть устоявшиеся подходы к форме организации и содержанию...

Сетевое взаимодействие как средство развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Изменения, происходящие в российском образовании, находятся в прямой зависимости от особенностей педагогов, их личностных качеств, степени профессиональной компетенции, а так же от уровня мотивационно...

Повышение компетентности педагогов групп раннего возраста, через организацию работы городского методического объединения

Повышение компетентности педагогов групп раннего возраста, через организацию работы городского методического объединения...

Методическое объединение ДОУ, как фактор развития профессиональной компетентности педагогов в дошкольном образовательном учреждении

ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к дошкольному образованию, в том числе и к профессионализму воспитателей, работающими с детьми дошкольного возраста. Поэтому система повышен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Цифровизация образования предполагает широкое использование в обучении мобильных и интернет-технологий, притом не только как инструментов, но и как «среды существования», открывающей новые...

Защита проекта " Цифровые образовательные ресурсы в дошкольном образовании как инструмент развития профессиональных компетенций педагогов ДОУ"

Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов поо применению в работе современных образовательных технологий....