Музыкально- творческий проект "Театр и дети"
проект
Тема проекта: «Театр и дети» (срок реализации 6 недель).
Возрастная категория: Все возрастные группы (2-7 лет)
Актуальность:
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет
он жизненной тропой.
Г.Попова
В настоящее время педагогами дошкольного образования уделяется огромное внимание творческому развитию дошкольников.
С чего же начинается развитие творческой личности? Конечно, с развития фантазии ребенка. А фантазия неотделима от сказки. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Поиграем в сказку, малыш! Это принесёт тебе радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит в театре.
Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге – раскрытию творческого потенциала ребенка.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к культуре, литературе, театру.
Используемые технологии:
· Театрально-игровые технологии. Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. Для развития самостоятельности детей используются разнообразные приёмы: выбор роли по желанию, назначение на главные роли, распределение ролей по карточкам, проигрывание ролей в парах.
· Использование полифункционального игрового оборудования. К нему относятся театрализованная многофункциональная ширма, неоформленный игровой материал. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов.
· Использование ИКТ-технологий. На групповых и музыкальных занятиях педагогами используются театрализованные представления «Театр на экране» включаются видеоролики, компьютерные презентации, слайд-шоу о видах театра.
· Применение технологии «Лэпбук». Это самодельные книги, которые содержат в себе не только сказки и иллюстрации, но и картинки с фигурами театра теней, подобранные соответствующему сюжету.
· Использование теневого театра. Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики.
Оборудование:
· Декорации к спектаклям, театральная ширма.
· Карнавальные костюмы детские и взрослые.
· Различные виды настольных театров: пальчиковый театр; театр мягкой игрушки; театр картинок; пальчиковый театр, теневой театр, куклы би-ба-бо и др.
· ПК и проектор для просмотра видеороликов о видах театра.
· Музыкальный проигрыватель для прослушивания различных аудиозаписей и создания музыкального образа героям сказок.
Цель:
· Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;
· Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей;
Задачи:
· Углублять знания детей о театре, как о виде искусства
· Сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
· Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.
· Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образов, развивать способность к свободному выбору движений, действий, жестов, мимики, интонации, к передаче игрового образа, т.е. развивать сценическое творчество.
· Через театр научить ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Прогнозируемый результат:
· Знакомство с историей театра и его видами. Дети узнают о пальчиковом, настольном, теневом, кукольном, драматическом театре и оперетте.
· Освоение культуры поведения в театре.
· Повышение уровня развития актёрских способностей. Дети научатся свободно и раскрепощённо держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками, импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации, различать настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей и передавать их в процессе проигрывания ролей.
· Повышение уровня эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (музыка, театр, танцы).
· Формирование навыков работы в коллективе. Дети научатся выслушивать друг друга, приходить на выручку.
Итоговое событие:
Итоговым событием является театральный мини-фестиваль «Театр и дети», в котором с показом различных сказок принимают участие все возрастные группы детского сада.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами ДОУ:
· Консультация музыкального руководителя педагогам о плане проведения проекта «Театр и дети».
· Совместный выбор сказок и инсценировок для показа на театральном мини-фестивале.
· Совместное создание декораций и костюмов к театральным представлениям.
· Совместная организация и проведение итогового мероприятия- театрального мини-фестиваля.
Взаимодействие с родителями:
Укрепление партнёрских взаимоотношений детского сада с семьёй, через совместную работу над проектом:
· Изготовление родителей с детьми театральной игрушки своими руками.
· Создание для родителей информационных стендов о видах театра.
· Помощь родителей при подготовке костюмов и создания декораций к сказкам.
· Самостоятельное посещение театра семьёй.
· Выпуск афиши группы для родителей.
· Оформление стенда для родителей «Мы-артисты».
Этапы реализации проекта | Задачи этапа | Содержание этапа |
Подготовительный (1 неделя) | - Выявление актуальности создания проекта «Театр и дети». | -Наблюдение за детской театрализованной деятельностью.
|
Организационный (2 неделя) | -Формирование устойчивого интереса детей и взрослых к театральному искусству, потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
| - Составление плана, целей и задач проекта, распределение обязанностей между участниками проекта. - Подбор материала для реализации проекта. |
Основной (3-5 неделя)
| -Углубление знаний детей о театре, как о виде искусства. -Совершенствование импровизационных возможностей детей, развитие инициативы и самостоятельности в создании образов различных персонажей. - Привлечение к реализации проекта родителей. - Развитие сценического творчества у детей. - Умение детей работать в коллективе.
| -Беседа с детьми о театре, его роли в жизни людей. -Создание видеопрезентации о видах театра. -Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра. -Обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок. -Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду. -Оформление театрального уголка, создание костюмов и декораций при помощи родителей. - Репетиции и подготовка к сказкам, проигрывание роли, разучивание текстов, движений и песен к сказкам. |
Заключительный (6 неделя) | -Подготовка и показ сказок каждой возрастной группы. -Использование умение и навыков, приобретенных в совместной деятельности.
| -Представление сказок в театральном мини-фестивале «Театр и дети». |
Рефлексия (4неделя) | -Развитие умения ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
| - Создание фотоотчета театрального проекта. - Создание рисунков детьми «Мой самый любимый сказочный персонаж». - Эмоциональные впечатления детей и взрослых от проведённого проекта «Театр и дети». Можно отметить, что этот период был наполнен радостью, улыбками и хорошим настроением, все получили удовольствие от встречи с прекрасным.
|
Приложение
Перспективное планирование по проектной деятельности
Группа раннего возраста
Недели | Мероприятия | Ответственный |
2 неделя | 1.Беседа о театре. Рассматривание ширмы. 2.Рассматривание персонажей кукольного театра. 3.Обыгривание персонажей кукольного театра 4.Игры с детьми на имитацию движений | Воспитатели
|
3 неделя | 1.Знакомство с плоскостным театром. 2.Инсценировка плоскостного театра «Теремок» 3.Игры с детьми на имитацию движений 4.Прослушивание музыкальных этюдов «Образы зверей» 5.Пальчиковые игры | Воспитатели Муз.руковод. |
4 неделя | 1.Знакомство с театром на фланелеграфе. 2.Обыгривание с детьми сказки на фланелеграфе «Колобок» 3.Обыгривание потешек 4.Рассматривание афиши к детскому спектаклю 5.Привлечение родителей к изготовлению костюмов к сказке «Курочка Ряба» 6.Просмотр сказки «Маша и три медведя», показанной детьми педагогами детского сада 7.Подвижные игры на имитацию движений | Воспитатели Муз. руководитель Физ. инструктор
|
5 неделя | 1.Знакомство с куклами би-ба-бо 2.Встреча с тростевой куклой. Обыгрывание вместе с ней потешек. 3.Инсценировка детьми сказки «Курочка Ряба» 4.Изготовление совместно с родителями тематического альбома «Путешествие по сказкам» 5.Прослушивание песни «Звери шли на ёлку» муз. Вихаревой с использованием театра на фланелеграфе | Воспитатели Муз.руководитель |
6 неделя | 1.Знакомство с куклами – марионетками. 2.Показ сказки «Теремок» (пальчиковый театр) 3.Методические рекомендации для родителей «Театр в жизни ребёнка» 5.Просмотр разных сказок, показанных детьми разных групп | Воспитатели Муз.руковод. |
Младший дошкольный возраст
Недели | Мероприятия | Ответственный |
2 неделя | 1.Беседа с детьми о театре. 2.Изготовление стенда для родителей «Поговорим о театре» (стихи, фотографии, информация) 3.Пополнение «Театрального уголка» разными видами театра, привлечение родителей. 4.Знакомство с куклами би-ба-бо. Самостоятельная импровизация с этими куклами 5.Рассматривание пиктограмм с различными эмоциями 6.Игра-импровизация «Передай настроение товарищу» | Воспитатели Муз.руководитель |
3 неделя | 1.Беседа и рассматривание разных эмоций 2.Свободное общение с детьми «Правила поведения в театре» 3.Рассматривание ширмы, афиши к кукольному спектаклю, билетов. 4.Показ детям кукольного театра «Кот, петух и лиса» 5.Обыгрывание потешек 6.Памятка для родителей «Как поддержать у детей интерес к театру» 7.Игры с имитацией движений | Воспитатели Муз. руководитель |
4 неделя | 1.Рассказ воспитателя «Театральные профессии» 2.Дидактическая игра «Театральная шкатулка» (театральные профессии) 3.Пальчиковая гимнастика 4.Показ пальчикового театра «Лиса и заяц» 5.Знакомство детей с разными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, марионеток, тростевой) 6.Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр» 7.Рассматривание тематического альбома с разными сказками 8.Папка-передвижка «Театр и дети» 9.Музыкальная игра «Покажи настроение» | Воспитатели Муз.руководитель |
5 неделя | 1. «В гостях у сказки» (с использованием разных видов театра: на фланелеграфе, теневой, картинок) 2.Раскрашивание домика для сказки «Три медведя» 3.Творческие задания на развитие пантомимики 4.Импровизация сказки «Упрямые козы» 5.Самостоятельная деятельность детей в Театральном уголке. 6.Совместная строительная игра «Театр» 7.Беседа с детьми «Как вести себя в театре» 8.Создание афишы к сказке «Колобок» 9.День музыкальных игр | Воспитатели Муз.руководитель |
6 неделя | 1.Импровизация по мотивам русских народных сказок 2.Выразительное чтение и обыгрывание сказки «Курочка и петушок» 3.Импровизация сказки «Три медведя» (показ сказки детьми на фланелеграфе или «живые артисты») 4.Дидактическая игра «Превращение предмета» 5.Изготовление театра из коробок 6.Предложение родителям посещения театра всей семьёй 7.Рассматривание альбома «Путешествие по сказкам» 8.Пальчиковые игры с сопровождением потешек 9.Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр» 10.Просмотр разных видов театра, показанных детьми разных групп 11.Просмотр сказок других групп 12. Показ импровизации сказки «Колобок»
| Воспитатели Муз.руководит. Физ.инструктор |
Средний дошкольный возраст
Недели | Мероприятия | Ответственный |
2 неделя | 1.Беседа с детьми «Детский театр. Для чего он нужен?» 2.Рассматривание ширмы, афиши, к детскому спектаклю, билетов. 3.Знакомство с тростевыми куклами. 4.Самостоятельная импровизация с тростевыми куклами. 5.Пантомимы «Рыбак и рыбки», «Загадка», «Если бы…» 6.Дидактические игры «Превращение предмета», «Зеркало» 7.Самостоятельная деятельность детей в Театральном уголке 8.Папка-передвижка для родителей «Театрализованная деятельность для малышей» 9.Музыкальные этюды на выражение основных эмоций «Зимняя шутка», «Заинька», «Плачет котик» | Воспитатели Муз.руководит. |
3 неделя | 1.Свободное общение «Правила поведения в театре» 2.Рассказ воспитателя «Театральные профессии» 3.Дидактическая игра «Театральная шкатулка» (театральные профессии) 4.Куклы-игрушки и куклы-артисты. 5.Показ сказки «Три поросёнка» - театр –рукавичка. 6.Рассматривание фото-репродукций со зданиями разных театров. 7.Сюжетно-ролевая игра «Семья в театре» 8.Лепка «Мышка-норушка» 9.Оформления стенда для родителей «Всё о театре» (интересная информация, стихи, загадки, рисунки детей, советы и т.д.) 10. Оформить альбом с иллюстрациями о театре, видах театра. 11.Игры с имитацией движения «Кто как ходит» 12.День подвижных игр | Воспитатели Физ.инструк. |
4 неделя | 1.Беседа «Мы идём в театр» 2.Обыгрывание с детьми стихов А. Барто 3.«Теремок» - показ сказки детям группы № 5 4. «Козлята и волк» - плоскостной театр. 5.Самостоятельная импровизация сказок с куклами би-ба-бо. 6.Строительная игра «Театр» 7.Рисование на тему «Моя любимая сказка» или «Мой любимый сказочный герой» 8.Памятка для родителей «Как поддержать у детей интерес к театру» 9.Музыкальные этюды на различные эмоции 10.Музыкальная сказка «Лиса и козёл» | Воспитатели Муз.руководит. |
5 неделя | 1.Беседа и рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции 2.Пальчиковые игры, обыгрывание потешек. 3.Самостоятелный показ сказки «Три поросёнка» - пальчиковый театр 4.Игры-имитации 5.Сюжетно-ролевая игра «Театральный салон» 6.Самостоятельная импровизация сказок из плоскостного театра. 7.Привлечение родителей к изготовлению декораций, костюмов к разным театрам 8.Показ детям кукольного театра «Лисичка-сестричка и волк» 9.Свободное общение с детьми «Какие театры вы посещали с семьёй» 10.Игры-импровизации и подвижные игры | Воспитатели Физ.инструк. |
6 неделя | 1.Беседа с детьми «С чего начинается театр» 2.Оформление фото-выставки «Мы – артисты» 3.Изготовление оригами «Зайчик» 4.Изготовление театра из коробок 5.Импровизация стихотворений С.Маршака «Багаж» и С. Михалкова «Дядя Стёпа» 6.Папка-передвижка для родителей «Виды театра» 7.Сюжетно-ролевая игра «Театральное кафе» 8.Рассматривание иллюстраций с видами театров и знакомство с новыми театральными словами. 9.Коллективная работа «Декорации к сказке» 10.Просмотр разныхсказок, показанных детьми разных групп 11.Показ импровизации сказки «Сказка о глупом мышонке» С.Моршака. | Воспитатели Муз.руковод. |
Старший дошкольный возраст
Недели | Мероприятия | Ответственный |
2 неделя | 1.Беседа с детьми «Что такое театр?» 2.Рассматривание афиши, билетов на театральное представление 3.Обговаривание с детьми сюжетно-ролевой игры «Театр», совместное изготовление атрибутов к игре 4.Рассказ воспитателя «Как создаётся кукольный спектакль» 5.Рассматривание с детьми «Театрального уголка» в группе (виды театров, наличие декораций, костюмов, атрибутов) 6.Импровизация игр-драматизаций знакомых произведений 7.Самостоятельная деятельность по разыгрыванию знакомых сказок куклами би-ба-бо. 8.Совместное с родителями изготовление стенда «Поговорим о театре» (стихи, тематические фотографии, интересная информация, творчество детей) 9.Папка-передвижка для родителей «Театр в детском саду» 10.Совместно с родителями оформить тематический альбом «Разговоры о театре» (виды зданий театров, сцены из спектаклей, театральные профессии, виды театров и т.д.) 11.Упражнения над дыханием «Задуй свечу», «Сдуем пылинку», «Шёпот и шорох» 12.Подвижные игры, изображающие повадки животных. | Воспитатели Физ.инструктор |
3 неделя | 1.Беседа с детьми «С чего начинается театр» 2.Составление рассказа по сюжетной картине «Театр» 3.Рассказ воспитателя «О народных кукольных представлениях и их первых героях» 4.Пословицы, поговорки, загадки о театре 5.Беседа-диалог с детьми «Театральные профессии» 6.Дидактические игры «Театральная шкатулка» (театральные профессии), «Зеркало», «Изобрази» 7.Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр» 8.Импровизация сказки на фланелеграфе «Царевна-лягушка» 9.Импровизация сказки «Снегурочка» (плоскостной театр) 10.Беседа с родителями «Играете ли Вы с ребёнком в театр?» 11.Памятка «Как поддержать у детей интерес к театру» 12.Музыкальные этюды на выражение разных эмоций. 13.Музыкальные сценки «Весёлые превращения» 14.Импровизация басни «Слон и моська» и др. | Воспитатели Муз.руководитель |
4 неделя | 1.Беседа с детьми «Театральные профессии» 2.Рассказы детей из личного опыта о посещении театра 3.Рассказ воспитателя «Театральные профессии» 4.Чтение произведений о театре с рассматриванием иллюстраций, картинок. 5.Строительная игра «Театр» 6.Самостоятельная деятельность детей в «Театральном уголке» с обыгрыванием разных видов театра. 7.Рисование на тему «Мы идём в театр» 8. Лепка «Любимый герой сказки» 9.Сюжетно-ролевая игра «Театральный салон» и «Театральное кафе» 10.Викторина «Знатоки театра» 11.Придумываем загадки и разучиваем стихотворения о театре 12.Консультация для родителей «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» 13.Работа с родителями по изготовлению костюмов, декораций 14.Физкультурное развлечение «Театр зверей» 15.Игры с имитацией движений 16.Пантомимы «Рыбак и рыбки», «Загадка», «Если бы…» | Воспитатели Муз. руководитель Физ.инструк. |
5 неделя | 1.Свободное общение «Мы идём в театр» с использованием литературных произведений, рассматриванием иллюстраций 2.Составление творческих рассказов на тему «Моя семья идёт в театр», «Мой любимый спектакль» 3.Создание коллажа на тему «Кукольный театр» 4.Аппликация «Афиша к любимой сказке» 5.Рисование на тему «Сказочный герой» 6.Показ детьми пальчикового театра «Крылатый, мохнатый, да масленый» 7.Показ детьми тростевого театра «Волк и лиса» 8.Импровизация детей на музыкальных инструментах 9.Оформление альбома «Виды детских театров» с привлечением родителей 10.Памятка для родителей «Изготовление театра в домашних условиях» 11.Изготовление афишы для сказки 12.Этюды на изображение отдельных черт характера «Буду лётчиком», «Умею сам», «Неряха» 13.Слушание отрывков из музыкальной сказки «Снежная королева» | Воспитатели Муз.руководитель
|
6 неделя | 1.Свободное общение «Правила поведения в театре» 2.Рисование «Моя любимая сказка» 3.Дидактические игры «Зеркало», «Повтори», «Продолжи фразу и покажи», «Превращение предмета» 4.Изготовление театра из коробок 5.Фотовыставка «Мы – артисты» 6.Разрешение проблемных ситуаций «Случаи в театре» (о правилах поведения в театре) 7.Самостоятельная деятельность детей в «Театральном уголке» (импровизация с разными видами театра) 8.Рассматривание пиктограмм с эмоциями, повторение этих эмоций 9.Поисково-исследовательская деятельность «Как мы сделаем свой театр в семье?» 10.Сюжетно-ролевая игра с использованием строительной игры на тему «Театр» 11.Демонстрация детьми умения работать с разными видами театра. 12.Просмотр разных сказок, показанных детьми разных групп 13.Показ импровизации сказки «Заяц-хвастун» (старшая группа) Инсценировка «Посиделки с самоваром» (подготовительная группа) 14. создание рисунков детьми «Мой лучший сказочный герой» | Воспитатели Муз.руководитель
|
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-творческого занятия для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаемый конспект является примером творческого музыкального занятия, где знакомый детям материал преломляется в игровой нетрадиционной форме. Очень важно продумать предметно-развивающую среду для...

Развитие музыкально - творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
РАДОСТЬ ПРИОБЩЕНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ...

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В этой статье рассказывается об особенностях развития творческих способностей детей дошкольного возраста...

Открытое музыкально - творческое занятие для детей и родителей старшей группы "У каждого свой инструмент"
МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «У КАЖДОГО СВОЙ ИНСТРУМЕНТ» приобщает участников мероприятия к музыкальной и к национальной культуре, развивает и...

Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"
Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...

Методическая разработка «Картотека авторских музыкальных игр для развития музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Хочу поделиться моими авторскими музыкальными играми, может быть кому-то они будут интересны. Игры направлены на развитие музыкальных и творческих способностей старших дошкольников....

