Проект "Россия -Родина моя!"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №9« Огонёк».
Проект в подготовительной группе по патриотическому воспитанию
«Наша Родина-Россия».
Воспитатель: Шевчук Мария Михайловна
.
2025г.
Краткосрочный проект в старшей группе по патриотическому воспитанию «Наша Родина-Россия».
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Продолжительность: 1 месяц
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: формирование и систематизация представлений о своей родине, об ее культуре и истории, традициях, символах.
Задачи проекта: - Расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России - Москвой.
- Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, воспитывать уважительное отношение к людям другой нации.
- Знакомить детей с русской культурой, языком, традициями.
- Формировать бережное отношение к природе. Вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
- Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания.
- Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
- Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
Ожидаемый конечный результат реализации проекта:
- формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
- повышение интереса дошкольников к своему селу, краю, своей стране
- выставка картинок с изображением городов России
- выставка творческих работ детей: обрывная аппликация «Флаг России».
Продукт детской деятельности
Оформление выставки творческих работ детей «Флаг России», Рисование на асфальте «Необъятная моя Россия».
Введение
Процесс формирования патриотизма является историческим и остается актуальным и в наше время.
Очень важно, чтобы юные граждане Российской Федерации были не только патриотами, по-настоящему любили свою Родину, но и овладевали определённым уровнем правосознания, позволяющим адекватно воспринимать существующие реалии. Именно осознанное восприятие гражданами своих неотъемлемых прав, неразрывно связанных с основными обязанностями перед обществом и государством, поднимает на новый уровень культуру социально-политической жизни страны.
Актуальность
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе был реализован проект «Наша Родина-Россия»
Проблема: дети мало знают о своей Родине, о символике России, о народных промыслах.
Этапы проекта:
1 этап – организационно – подготовительный.
- постановка цели;
- определение направлений, объектов и методов;
- предварительная работа с детьми и родителями;
- выбор оборудования и материалов.
2 этап – основной: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
3 этап - обобщающий
Формы взаимодействия с детьми и родителями:
С детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- ситуационное общение беседы, рассказы.
- совместная деятельность детей и педагогов;
- игры (подвижные, дидактические, ролевые и др.);
С родителями:
- консультации и беседы по проблемам патриотического воспитания;
- рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме;
- выставка для родителей творческих работ детей.
Этапы работы над проектом:
1 этап:
- создание предметно – развивающей среды, оформление уголка патриотического воспитания;
- подобрать картины, иллюстрации,
- подобрать детскую литературу;
- подготовить образцы народной росписи;
- подготовить материалы, конспекты НОД, совместной деятельности.
2 этап:
Речевое развитие
1. Вводная беседа «Наша Родина – Россия!»;
2. Беседа «Символы государства», «Природа нашей страны;
3. Чтение художественной литературы: А. Ишимова «История России в рассказах детей», С. Михалков «Россия», В. Степанов «Флаг России», пословицы, поговорки о Родине;
4. Чтение сказок народов России «По щучьему веленью» (русская народная сказка);
Познавательное развитие
1. Наблюдение «Где мы видим флаг России?», «Природа нашей Родины»;
#1053;ОД «Символика России »;
3. Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций
4. Рассказ воспитателя «Дружба народов всех национальностей», «Города России»;
5. Дидактические игры « Собери картину», «Узнай наш флаг», «Собери герб»
Художественно-эстетическое развитие
1. Слушание гимна России;
2. Слушание песни «Край, в котором ты живешь» (слова Ю. Этина, музыка Г. Гладкова);
3. Разучивание песни «У моей России длинные косички»;
4. Аппликация «Флаг России»
Социально-коммуникативное развитие
1. Сюжетно – ролевые игры «Защитники», «Пограничники»;
2. Ситуативная беседа «С чего начинается Родина?», «Какие народы живут в нашей стране?».
Физическое развитие
1. Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки»;
2. Хороводная игра «Веночек», «Платочек»;
3. Пальчиковая игра «Наш дом».
3 этап: Рисование на асфальте «Необъятная моя Россия»
Заключение
В ходе проекта расширили знания о столице России, познакомились с символикой страны, узнали о русском быте. Воспитанники с увлечением рассмотрели фотографии разных животных и растений, характерных именно для нашего края.
В ходе реализации проекта закрепили виды, рассмотрели особенности народного декоративно - прикладного творчества, нарисовали рисунки на тему «Народные промыслы». Познакомились с разными национальностями, населяющими Россию, традициями и обычаями русского народа.
Проект был направлен на воспитание у детей патриотических чувств, уважения к своей стране, расширения знаний об удивительном многообразии России.
Список используемой литературы:
1. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
2. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
3. С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка-Пресс 2000г.
#1053;.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.
#1051;.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» М.Сфера 2003г.
Приложение №1
Конспект НОД по аппликации «Государственный флаг России» в старшей группе.
Задачи:
- Обобщить знания детей о Государственном флаге России;
- Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, со значением флага в современной жизни;
- Познакомить со значением цветов, изображенных на флаге;
- Познакомить с приемом наклеивания изображения флага из полосок бумаги, создавая иллюзию передачи объема, воспитывать чувство гордости за свой народ.
Материалы и оборудование: изображение Государственного флага России (репродукция, фотография); запись песни «Моя Россия» Г. Струве; цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, клеенка.
Ход занятия:
Воспитатель: приветствует детей, задает положительный эмоциональный настрой. Дети и воспитатель стоят в кругу и выполняют движения.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Всех я Вас приветствую!
Воспитатель: Отгадайте загадку:
По ветру вьется полотно,
К шесту оно прикреплено,
У полотна три цвета.
Кто ответит, что же это? (Флаг.)
Воспитатель: В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете. Сегодня мы познакомимся с Государственным флагом России.
Воспитатель показывает детям изображение Государственного флага на магнитной доске и спрашивает:
- Кто знает, что это такое? (ответы детей)
Воспитатель: Флаг символизирует нашу Родину. Где вы видели Государственный флаг в нашем городе? (ответы детей)
Воспитатель (обобщает ответы детей). Правильно. В торжественные дни, Государственные праздники Российский флаг вывешивается на общественных зданиях, школах, садиках. А еще Государственный флаг можно увидеть на автомобиле Президента, боевых кораблях и самолетах Российской Армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.
Российский флаг
Разноцветный флаг России –
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.
Честь и правда в этом флаге,
Кровь, пролитая в бою,
Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!
М. Бебина
Воспитатель: Что изображено на Флаге России? (ответы детей)
Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации состоит. Из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней-белого, средней-синего и нижней-красного цветов. Каждая полоса имеет свое значение.
Белый цвет — это цвет мира и мудрости. Он говорит о том, что страна миролюбивая.
Синий цвет-цвет неба, воды, символ моря, свободы, веры и верности. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.
Красный цвет — это цвет силы и мужества. Наша страна сильная. Мы любим нашу страну и гордимся ею. Давайте послушаем песню о нашей Родине.
Звучит запись песни «Моя Россия»
Воспитатель: Что же мы узнали сегодня? Мы познакомились с Государственным флагом нашей страны. Мы назвали места, где его можно увидеть. Мы определили, что изображено на флаге и узнали, что означают цвета Российского флага
Воспитатель: предлагает детям сделать из цветной бумаги государственные флаги
Обсуждение этапов выполнения аппликации:
-разрезание полосок бумаги пополам;
-склеивание концов полосок;
-составление изображения флага из склеенных полосок.
Перед работой разомнем пальчики
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик –маленький (массируем мизинчик)
Этот пальчик – слабенький (безымянный)
Этот пальчик – длинненький (средний)
Этот пальчик – сильненький (указательный)
Этот пальчик – большачок (большой)
А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок)
Под музыку ребята выполняют работу – индивидуальный подход
Физкультминутка: «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Рефлексия: Выставка работ- рассмотреть флаги, обратить внимание на то, что флаги как - будто ветерок колышет. Что мы узнали нового?
Я – белый цвет – свобода, гордость, слава,
Я – синий цвет – покров родной страны,
Я – красный цвет – могучая держава,
Все вместе мы – едины и сильны!
Российский флаг – Отечество и братство.
Российский флаг – священной веры флаг.
Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг!
Приложение№2
Конспект НОД в старшей группе на тему: « Символика России».
Программное содержание:
Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России — флаге, гимне, гербе. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Формировать уважительное отношение к государственным символам России. Воспитывать у детей патриотические чувства: интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
Наглядный материал:
Карта России, иллюстрации с изображением герба России, флага России
пособие «Флаг России», иллюстрации с изображением русского народного костюма, запись гимна Российской Федерации
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Скажите, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Страна, в которой мы живём, называется – Россия!
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карту. Кто мне сможет показать границы нашего государства, нашей страны-России. (Предлагает двум-трем детям - обвести границу России по карте.)
Воспитатель: Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Вспомните, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту. (С помощью наводящих вопросов помогает детям вспомнить то, что он им рассказывал ранее; Россия — большое государство, в России много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых.)
Ответы детей:
Воспитатель: Россия — самая большая и прекрасная страна в мире. Россия — наша родная страна. Но страна — это не только природа, города и села, в которых живут люди. Россия — это государство.
Воспитатель: Как называется столица нашего государства?
Дети: Столица нашего государства — город Москва.
Воспитатель: В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент. Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. У России тоже есть государственные символы. Сегодня мы поговорим о государственном флаге, гербе и гимне.
Воспитатель: Ребята! Что такое флаг?
Дети: Флаг — это прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета. (Воспитатель показывает детям пособие «Флаг России».)
Воспитатель: Российский флаг — символ доблести и чести российского народа. Российский флаг развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на военных парадах, на кораблях, изображение флага можно встретить на борту российских самолетов. Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение — «стягивать» к себе, т.е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани.
Современный флаг утвердил великий русский царь Петр I. Полотнище его флага состоит из трех полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны неслучайно.
Воспитатель: Ребята! Какие цвета есть на нашем флаге?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Ребята, как я уже вам сказала, цвета для флага выбраны не случайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета вы здесь видите?
Дети: Ответы.
Воспитатель: часто, читая русские народные сказки, мы встречаемся с этими цветами: сине море, красна девица, весна-красна, белый свет.
Воспитатель: А что вам напоминает белый цвет флага?
Дети: Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, легких летних облачках, белых ромашках.
Воспитатель: А что вам напоминает синий цвет флага?
Дети: Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе.
Воспитатель: А что вам напоминает красный цвет флага?
Дети: Красный цвет всегда считался на Руси самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла, радости.
Воспитатель: Правильно, ребята. Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий — небо и верность, красный - огонь и отвагу.
Воспитатель: А сейчас Васелиса прочитает стихотворение про наш российский флаг.
Васелиса: Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель: Как назывались первые флаги?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Для чего нужен стране флаг?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Где можно увидеть государственный флаг России?
Ребята! А что ещё является символом России?
Ответы детей:
Воспитатель:
Дети: Ещё одним символом России является герб.
Воспитатель: Ребята, как только образовалось новое Русское государство у него появился свой герб, новый.
Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. (Показывает крупное изображение герба России.)
Воспитатель: Герб — это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Посмотрите на герб России.
Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию.
Воспитатель: помните я вам говорила, что гербы изображены на щитах различной формы. Какая форма щита у российского герба?
Дети: Форма щита у российского флага круглая.
Воспитатель: Что вы видите в центре?
Дети: В центре я вижу орла.
Воспитатель: Расскажите о нем, какой он?
Дети: С двумя головами, с поднятыми крыльями.
Воспитатель: Почему же на гербе России изображен орел? Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое.
Воспитатель: но почему у орла две головы?
Дети: Предположения детей.
Воспитатель: Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские — якуты, коряки, кабардинцы и другие.
Воспитатель: А что вы видите еще?
Дети: Ещё мы видим корону.
Воспитатель: Как вы думаете, что она обозначает?
Дети: (Предположения детей)
Воспитатель: Корона обозначает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.
Воспитатель: А что в лапах у орла?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Это посох, или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти, это значит, что в России правил в те времена царь. А в другой лапке у орла шар, или его называют держава. Держава — значит могущество, т.е. страна, в которой правит царь, могучая. Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета орёл на гербе?
Дети: Орёл, изображён золотистого цвета.
Воспитатель: Орёл и корона золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.
Воспитатель: Какого цвета конь?
Дети: Белого.
Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника?
Дети: Синего.
Воспитатель: Какого цвета щит?
Дети: Красного.
Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
Дети: Цвета государственного флага России.
Воспитатель: Ребята! Это не простой всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества!
Воспитатель: А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?
Дети: Да, в центре на щитке – это герб Москвы.
Воспитатель: А почему герб Москвы в самом центре?
Дети: Предположения детей.
Воспитатель: Да, потому что Москва—главный город России, ее столица.
Воспитатель: А Кирилл К. знает стихотворение о гербе нашей родины.
Кирилл К.: У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Ребята! Какой ещё символ есть у нашего российского государства?
Дети: Ещё есть – гимн!
Воспитатель: А что такое гимн?
Дети: Гимн – это главная песня страны.
Воспитатель: У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн — это торжественная песня. Ее исполняют в самых торжественных случаях — во время праздников и других важных событиях.
Воспитатель: Ребята, а когда ещё исполняется гимн страны?
Дети: Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.
Воспитатель: А кто знает, как надо слушать гимн?
Дети: При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель: Послушайте слова нашего гимна.
Дети: Читают слова гимна:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля,
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
С. Михалков
Воспитатель: Правда, красивые слова? Гимн России очень красивый и величественный. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, великой истории, в гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игры: "Собери наш флаг", "Собери наш герб"
В конце занятия предлагаю послушать запись музыки российского гимна.
Воспитатель: Ребята, как надо относиться к государственным символам: гербу, флагу, гимну?
Дети: Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"
Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"
занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"
Предлагаю вам конспект игры-путешествия в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...