Проект "Россия -Родина моя!"
проект (подготовительная группа)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rossiya_-_rodina_moya.docx440.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №9« Огонёк».

Проект в подготовительной группе по патриотическому воспитанию

«Наша Родина-Россия».

Воспитатель: Шевчук Мария Михайловна

.

2025г.

Краткосрочный проект в старшей группе по патриотическому воспитанию «Наша Родина-Россия».

Тип проекта: краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Продолжительность: 1 месяц

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: формирование и систематизация представлений о своей родине, об ее культуре и истории, традициях, символах.

Задачи проекта: - Расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России - Москвой.

  • Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, воспитывать уважительное отношение к людям другой нации.
  • Знакомить детей с русской культурой, языком, традициями.
  • Формировать бережное отношение к природе. Вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
  • Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания.
  • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
  • Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта:

  • формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
  • повышение интереса дошкольников к своему селу, краю, своей стране
  • выставка картинок с изображением городов России
  • выставка творческих работ детей: обрывная аппликация «Флаг России».

Продукт детской деятельности

Оформление выставки творческих работ детей «Флаг России», Рисование на асфальте «Необъятная моя Россия».

Введение

Процесс формирования патриотизма является историческим и остается актуальным и в наше время.

Очень важно, чтобы юные граждане Российской Федерации были не только патриотами, по-настоящему любили свою Родину, но и овладевали определённым уровнем правосознания, позволяющим адекватно воспринимать существующие реалии. Именно осознанное восприятие гражданами своих неотъемлемых прав, неразрывно связанных с основными обязанностями перед обществом и государством, поднимает на новый уровень культуру социально-политической жизни страны.

Актуальность

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.

Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе был реализован проект «Наша Родина-Россия»

Проблема: дети мало знают о своей Родине, о символике России, о народных промыслах.

Этапы проекта:

1 этап – организационно – подготовительный.

  • постановка цели;
  • определение направлений, объектов и методов;
  • предварительная работа с детьми и родителями;
  • выбор оборудования и материалов.

2 этап – основной: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

3 этап - обобщающий

Формы взаимодействия с детьми и родителями:

С детьми:

  • непосредственная образовательная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • ситуационное общение беседы, рассказы.
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • игры (подвижные, дидактические, ролевые и др.);

С родителями:

  • консультации и беседы по проблемам патриотического воспитания;
  • рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме;
  • выставка для родителей творческих работ детей.

Этапы работы над проектом:

1 этап:

  • создание предметно – развивающей среды, оформление уголка патриотического воспитания;
  • подобрать картины, иллюстрации,
  • подобрать детскую литературу;
  • подготовить образцы народной росписи;
  • подготовить материалы, конспекты НОД, совместной деятельности.

2 этап:

Речевое развитие

1. Вводная беседа «Наша Родина – Россия!»;

2. Беседа «Символы государства», «Природа нашей страны;

3. Чтение художественной литературы: А. Ишимова «История России в рассказах детей», С. Михалков «Россия», В. Степанов «Флаг России», пословицы, поговорки о Родине;

4. Чтение сказок народов России «По щучьему веленью» (русская народная сказка);

Познавательное развитие

1. Наблюдение «Где мы видим флаг России?», «Природа нашей Родины»;

#1053;ОД «Символика России »;

3. Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций

4. Рассказ воспитателя «Дружба народов всех национальностей», «Города России»;

5. Дидактические игры « Собери картину», «Узнай наш флаг», «Собери герб»

Художественно-эстетическое развитие

1. Слушание гимна России;

2. Слушание песни «Край, в котором ты живешь» (слова Ю. Этина, музыка Г. Гладкова);

3. Разучивание песни «У моей России длинные косички»;

4. Аппликация «Флаг России»

Социально-коммуникативное развитие

1. Сюжетно – ролевые игры «Защитники», «Пограничники»;

2. Ситуативная беседа «С чего начинается Родина?», «Какие народы живут в нашей стране?».

Физическое развитие

1. Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки»;

2. Хороводная игра «Веночек», «Платочек»;

3. Пальчиковая игра «Наш дом».

3 этап: Рисование на асфальте «Необъятная моя Россия»

Заключение

В ходе проекта расширили знания о столице России, познакомились с символикой страны, узнали о русском быте. Воспитанники с увлечением рассмотрели фотографии разных животных и растений, характерных именно для нашего края.

В ходе реализации проекта закрепили виды, рассмотрели особенности народного декоративно - прикладного творчества, нарисовали рисунки на тему «Народные промыслы». Познакомились с разными национальностями, населяющими Россию, традициями и обычаями русского народа.

Проект был направлен на воспитание у детей патриотических чувств, уважения к своей стране, расширения знаний об удивительном многообразии России.

Список используемой литературы:

1. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.

2. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.

3. С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка-Пресс 2000г.

#1053;.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.

#1051;.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» М.Сфера 2003г.

Приложение №1

Конспект НОД по аппликации «Государственный флаг России» в старшей группе.

Задачи:

  • Обобщить знания детей о Государственном флаге России;
  • Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, со значением флага в современной жизни;
  • Познакомить со значением цветов, изображенных на флаге;
  • Познакомить с приемом наклеивания изображения флага из полосок бумаги, создавая иллюзию передачи объема, воспитывать чувство гордости за свой народ.

Материалы и оборудование: изображение Государственного флага России (репродукция, фотография); запись песни «Моя Россия» Г. Струве; цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, клеенка.

Ход занятия:

Воспитатель: приветствует детей, задает положительный эмоциональный настрой. Дети и воспитатель стоят в кругу и выполняют движения.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Мы живем в родном краю,

Всех я Вас приветствую!

Воспитатель: Отгадайте загадку:

По ветру вьется полотно,

К шесту оно прикреплено,

У полотна три цвета.

Кто ответит, что же это? (Флаг.)

Воспитатель: В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете. Сегодня мы познакомимся с Государственным флагом России.

Воспитатель показывает детям изображение Государственного флага на магнитной доске и спрашивает:

- Кто знает, что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Флаг символизирует нашу Родину. Где вы видели Государственный флаг в нашем городе? (ответы детей)

Воспитатель (обобщает ответы детей). Правильно. В торжественные дни, Государственные праздники Российский флаг вывешивается на общественных зданиях, школах, садиках. А еще Государственный флаг можно увидеть на автомобиле Президента, боевых кораблях и самолетах Российской Армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.

Российский флаг

Разноцветный флаг России –

Белый, синий, красный цвет.

Самый для меня красивый,

Краше флага в мире нет.

Честь и правда в этом флаге,

Кровь, пролитая в бою,

Смелость, доблесть и отвага,

Вера в Родину мою!

М. Бебина

Воспитатель: Что изображено на Флаге России? (ответы детей)

Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации состоит. Из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней-белого, средней-синего и нижней-красного цветов. Каждая полоса имеет свое значение.

Белый цвет — это цвет мира и мудрости. Он говорит о том, что страна миролюбивая.

Синий цвет-цвет неба, воды, символ моря, свободы, веры и верности. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.

Красный цвет — это цвет силы и мужества. Наша страна сильная. Мы любим нашу страну и гордимся ею. Давайте послушаем песню о нашей Родине.

Звучит запись песни «Моя Россия»

Воспитатель: Что же мы узнали сегодня? Мы познакомились с Государственным флагом нашей страны. Мы назвали места, где его можно увидеть. Мы определили, что изображено на флаге и узнали, что означают цвета Российского флага

Воспитатель: предлагает детям сделать из цветной бумаги государственные флаги

Обсуждение этапов выполнения аппликации:

-разрезание полосок бумаги пополам;

-склеивание концов полосок;

-составление изображения флага из склеенных полосок.

Перед работой разомнем пальчики

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик –маленький (массируем мизинчик)

Этот пальчик – слабенький (безымянный)

Этот пальчик – длинненький (средний)

Этот пальчик – сильненький (указательный)

Этот пальчик – большачок (большой)

А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок)

Под музыку ребята выполняют работу – индивидуальный подход

Физкультминутка: «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Рефлексия: Выставка работ- рассмотреть флаги, обратить внимание на то, что флаги как - будто ветерок колышет. Что мы узнали нового?

Я – белый цвет – свобода, гордость, слава,

Я – синий цвет – покров родной страны,

Я – красный цвет – могучая держава,

Все вместе мы – едины и сильны!

Российский флаг – Отечество и братство.

Российский флаг – священной веры флаг.

Российский флаг – наш символ и богатство.

Российский флаг – к победам смелый шаг!

Приложение№2

Конспект НОД в старшей группе на тему: « Символика России».

Программное содержание:

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России — флаге, гимне, гербе. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Формировать уважительное отношение к государственным символам России. Воспитывать у детей патриотические чувства: интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Наглядный материал:

Карта России, иллюстрации с изображением герба России, флага России

пособие «Флаг России», иллюстрации с изображением русского народного костюма, запись гимна Российской Федерации

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Скажите, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Страна, в которой мы живём, называется – Россия!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карту. Кто мне сможет показать границы нашего государства, нашей страны-России. (Предлагает двум-трем детям - обвести границу России по карте.)

Воспитатель: Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Вспомните, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту. (С помощью наводящих вопросов помогает детям вспомнить то, что он им рассказывал ранее; Россия большое государство, в России много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых.)

Ответы детей:

Воспитатель: Россия — самая большая и прекрасная страна в мире. Россия — наша родная страна. Но страна — это не только природа, города и села, в которых живут люди. Россия — это государство.

Воспитатель: Как называется столица нашего государства?

Дети: Столица нашего государства — город Москва.

Воспитатель: В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент. Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. У России тоже есть государственные символы. Сегодня мы поговорим о государственном флаге, гербе и гимне.

Воспитатель: Ребята! Что такое флаг?

Дети: Флаг — это прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета. (Воспитатель показывает детям пособие «Флаг России».)

Воспитатель: Российский флаг — символ доблести и чести российского народа. Российский флаг развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на военных парадах, на кораблях, изображение флага можно встретить на борту российских самолетов. Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение — «стягивать» к себе, т.е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани.

Современный флаг утвердил великий русский царь Петр I. Полотнище его флага состоит из трех полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны неслучайно.

Воспитатель: Ребята! Какие цвета есть на нашем флаге?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Ребята, как я уже вам сказала, цвета для флага выбраны не случайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета вы здесь видите?

Дети: Ответы.

Воспитатель: часто, читая русские народные сказки, мы встречаемся с этими цветами: сине море, красна девица, весна-красна, белый свет.

Воспитатель: А что вам напоминает белый цвет флага?

Дети: Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, легких летних облачках, белых ромашках.

Воспитатель: А что вам напоминает синий цвет флага?

Дети: Синева неба, рек, морей и озер запечатлена в синей полосе.

Воспитатель: А что вам напоминает красный цвет флага?

Дети: Красный цвет всегда считался на Руси самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла, радости.

Воспитатель: Правильно, ребята. Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий — небо и верность, красный - огонь и отвагу.

Воспитатель: А сейчас Васелиса прочитает стихотворение про наш российский флаг.

Васелиса: Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Воспитатель: Как назывались первые флаги?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Для чего нужен стране флаг?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Где можно увидеть государственный флаг России?

Ребята! А что ещё является символом России?

Ответы детей:

Воспитатель:

Дети: Ещё одним символом России является герб.

Воспитатель: Ребята, как только образовалось новое Русское государство у него появился свой герб, новый.

Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. (Показывает крупное изображение герба России.)

Воспитатель: Герб — это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Посмотрите на герб России.

Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию.

Воспитатель: помните я вам говорила, что гербы изображены на щитах различной формы. Какая форма щита у российского герба?

Дети: Форма щита у российского флага круглая.

Воспитатель: Что вы видите в центре?

Дети: В центре я вижу орла.

Воспитатель: Расскажите о нем, какой он?

Дети: С двумя головами, с поднятыми крыльями.

Воспитатель: Почему же на гербе России изображен орел? Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое.

Воспитатель: но почему у орла две головы?

Дети: Предположения детей.

Воспитатель: Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские — якуты, коряки, кабардинцы и другие.

Воспитатель: А что вы видите еще?

Дети: Ещё мы видим корону.

Воспитатель: Как вы думаете, что она обозначает?

Дети: (Предположения детей)

Воспитатель: Корона обозначает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.

Воспитатель: А что в лапах у орла?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Это посох, или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти, это значит, что в России правил в те времена царь. А в другой лапке у орла шар, или его называют держава. Держава — значит могущество, т.е. страна, в которой правит царь, могучая. Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета орёл на гербе?

Дети: Орёл, изображён золотистого цвета.

Воспитатель: Орёл и корона золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.

Воспитатель: Какого цвета конь?

Дети: Белого.

Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника?

Дети: Синего.

Воспитатель: Какого цвета щит?

Дети: Красного.

Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
Дети: Цвета государственного флага России.

Воспитатель: Ребята! Это не простой всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества!

Воспитатель: А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?

Дети: Да, в центре на щитке – это герб Москвы.

Воспитатель: А почему герб Москвы в самом центре?

Дети: Предположения детей.

Воспитатель: Да, потому что Москва—главный город России, ее столица.

Воспитатель: А Кирилл К. знает стихотворение о гербе нашей родины.

Кирилл К.: У России величавой

На гербе орёл двуглавый.

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель: Ребята! Какой ещё символ есть у нашего российского государства?

Дети: Ещё есть – гимн!

Воспитатель: А что такое гимн?

Дети: Гимн – это главная песня страны.

Воспитатель: У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн — это торжественная песня. Ее исполняют в самых торжественных случаях — во время праздников и других важных событиях.

Воспитатель: Ребята, а когда ещё исполняется гимн страны?

Дети: Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.

Воспитатель: А кто знает, как надо слушать гимн?

Дети: При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Воспитатель: Послушайте слова нашего гимна.

Дети: Читают слова гимна:

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена.

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля,

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!

С. Михалков

Воспитатель: Правда, красивые слова? Гимн России очень красивый и величественный. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, великой истории, в гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игры: "Собери наш флаг", "Собери наш герб"

В конце занятия предлагаю послушать запись музыки российского гимна.

Воспитатель: Ребята, как надо относиться к государственным символам: гербу, флагу, гимну?

Дети: Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...