Отзыв о применении личностно -ориентированной технологии
рабочие листы
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Елочка»
Отзыв о применении образовательной технологии воспитателя МДОУ «ЦРР – детский сад «Елочка» города Железногорска – Илимского
Сердюк Юлии Владимировны.
В своей работе я использую личностно-ориентированные технологии.
В нашей группе одной из приоритетных технологий является личностно – ориентированная технология. При этом главная задача - раскрытие индивидуальности ребенка, создание комфортных условий для развития его личности и развитие его природных потенциалов. Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поэтому в группе ведутся карты индивидуального развития ребенка, где фиксируются особенности ребенка, его адаптация. Большое значение имеют и наблюдения за детьми. А также индивидуальные беседы с родителями.
Формы личностно – ориентированной технологии:
- экспериментальная деятельность
В группе проводятся мини эксперименты. Есть мини – лаборатория, где имеется необходимое оборудование, материалы постоянно меняются в соответствии с планированием. Дети с удовольствием пробуют, экспериментируют вместе со мной с различными материалами. Я поощряю детей, предлагаю подумать, что будет, если организовать тот или иной эксперимент. Это развивает интерес у детей, они приобретают ценный опыт, начинают учится делать самостоятельно выводы.
- игры, игровые упражнения
В группе большое внимание я уделяю сюжетным играм. Вместе с детьми по их желанию изготавливаю новые атрибуты к играм, постоянно обновляю игровые зоны, иногда даже мелочь (пузырек, салфеточка и т. д.) способствует развитию сюжета игры. Часто ненавязчиво предлагаю мало подвижным детям выполнить главную роль, подбадривая их; хвалю, когда у ребенка все получается.
Для того, чтобы детям было интересно в группе, имеется много различных конструкторов, и каждый ребенок может выбрать то, что ему хочется. Игровые упражнения я часто использую при организованной деятельности.
наблюдения
наблюдения за детьми помогают мне лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности; помогают педагогам понять, как можно помочь ребенку, если это требуется. С детьми нашей группы постоянно провожу наблюдения за живой и неживой природой, что развивает у них любознательность, интерес.
- этюды
разыгрывая этюды с детьми, мы развиваем чувство ритма, музыкальные способности, каждый ребенок может самореализоваться. Здесь я часто использую похвалу, подбадриваю ребенка, обращаю внимание на его достижения.
- праздники и досуги
дети любят участвовать в праздниках, поэтому каждому ребенку мы стараемся дать маленькую роль. Благодаря этому, наши стеснительные дети уверенно выступают перед гостями. Вместе с детьми мы продумываем украшение группы, учитываем предложения всех детей, изготавливаем подарки родителям. При этом неважно насколько красив подарок, важно похвалить ребенка, обратить внимание, что он проявляет заботу о других.
- подвижные игры
при организации подвижных игр стараюсь вовлечь в игру каждого ребенка. При этом, не принуждая к игре, придумываем игры вместе на правах партнерства, усложняем правила. Каждый раз хвалю детей за что – то новое, интересное, за ловкость, быстроту, подбадриваю тех, кто стесняется.
- гимнастика – утренняя, после сна проводятся ежедневно, во время
проведения НОД организуются: гимнастика для глаз, дыхательная, динамические паузы, физкультминутки, пальчиковая. При этом я не принуждаю детей и постоянно использую похвалу.
При новом подходе к обучению и воспитанию в группе я нацелена на достижение положительного результата. Поэтому большое значение придаю изготовлению дидактического материала в соответствии с целями и задачами организационной деятельности. В группе, много сама сделала пособий по речевому, познавательному, художественно – эстетическому развитию. Планируя работу с детьми, опираюсь на уровень развития ребенка.
Для того, чтобы реализовать личностно – ориентированную технологию необходима развивающая среда. Поэтому в группе тщательно продуманны все игровые зоны. В группе имеются легкие мягкие модули, которые дети передвигают по группе, разнообразные наборы конструкторов, стеллажи с игрушками. Развивающая среда постоянно обновляется в соответствии с планированием в группе и годовыми задачами в ДОУ.
Применение личностно – ориентированной технологии невозможно без соблюдения безопасных условий для развития личности ребенка. В группе все оборудование подобрано в соответствии с возрастными особенностями, надежно прикреплено. При планировании деятельности с детьми уделяю большое внимание личностным отношениям. Стараюсь при этом учитывать привязанности детей, их интересы.
Одной из важнейших задач является создание условий для формирования таких отношений в группе, которые бы позволили ребенку чувствовать себя очень комфортно. В течение рабочей смены с каждым ребенком я устанавливаю тактильный контакт (для кого- то это рукопожатие, поглаживание по руке, голове и т. д.). С утра обращаю внимание на эмоциональное состояние детей. Обсуждая с детьми разные возникающие ситуации, мы учим детей сопереживать, жалеть других людей. Режимные моменты занимают много места в деятельности дошкольника. Поэтому очень важно обращать внимание на достижения детей, чаще их хвалить, разговаривать спокойно и ласково.
Поскольку игра – это ведущий вид деятельности каждого дошкольника, то и организованную деятельность с детьми мы планируем в форме игры. При этом руковожу игрой таким образом, чтобы каждый ребенок был чем - то занят. Это должно соответствовать его интересам. Организуя образовательную деятельность с детьми, часто использую такие методы, как непринуждённая помощь, поощрение.
При организации совместной игры я не заставляю ребенка заниматься тем, чем ему не хочется. Для того, чтобы заинтересовать детей игрой, для сюжетных игр всегда обновляю развивающую среду. Предлагаем менее инициативным детям брать на себя главные роли, при этом направляем игру, вносим свои предложения по развитию сюжета.
В рамках личностно-ориентированной технологии (развитие и обучение личности ребенка) в своей педагогической практике, помимо других, я использую следующие методы и приемы работы: использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста и хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Основу для коробки я использую или таз для белья, или пластиковую большую коробку. Наполнитель: крупа (манка, рис, овсянка, крупная соль и т.д.), природный материал (песок, галька, шиповник, желуди, шишки), нарезанная бумага, ватные шарики.
Тематика сенсорных коробок также может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт - он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского «случаться»).
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
Детям очень нравится данный метод рисования. Хэппенинг я использую и на занятиях, и в свободное от занятий время, вечером (придумываем и изображаем различные сюжеты рисунка, и с восторгом дети показывают своё творчество родителям).
Мои детки хоть и маленькие, но уже смогли поучаствовать в конкурсах и занять даже призовые места.
В раннем возрасте доступен и такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпаю слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разравниваю. И, дети, проводя пальцем по манке, изображают различные геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. Им также очень нравится данный вид рисования. Его мы также используем и на занятиях и вечером.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.
Использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.
Умение проявить себя, является неотъемлемой частью личностно – ориентированного подхода к ребенку. Поэтому, планируя деятельность с детьми, строю воспитательно – образовательный процесс так, чтобы
каждый ребенок мог проявить себя, показать, что у него получается лучше всего, открыться с лучшей стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД "Краски осени" для детей подготовительной группы с применением личностно-ориентированных технологий
Дети взаимодействуют со сказочным персонажем, проявляют активность в решении поисковой ситуации: самостоятельно определяют настроение музыкального произведения, находят соответствующую карт...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ «ПУТЬ К УСПЕХУ». С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дума...
Применение личностно-ориентированой технологии в работе с детьми
Реализация личностно-ориентированной технологии в работе с детьми...

Особенности применения личностно-ориентированной технологии в приобщении дошкольника к труду .
В статье раскрыты особенности личностно-ориентированной технологии в приобщении дошкольников к труду...

Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми.
Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям...

Отзыв на занятие "Путешествие в страну "Дружба" с применением личностно - ориентированной технологии
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные образовательные технологи...

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с применением личностно-ориентированной технологии и элементами игровой технологии.
Конспект комплексного занятиядля детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с применением личностно-ориентированной технологии и элементами игровой технологии....
