Конспект занятия в подготовительной группе по краеведению "Легенды родного города"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дубровина Ольга Вячеславовна

Познакомить детей с историческим прошлым, легендами.и приданиями Тамбовского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legendy_rodnogo_goroda_tambova.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Легенды родного города»

Цель: формирование представлений об истории основания, строительства и заселения Тамбовского края через изучения легенд и сказаний о Тамбовском крае; дать представление о книге «Легенды и сказания Тамбовского края», А. В. Сохранского и её своеобразии;

Задачи: дать учащимся начальный багаж знаний по историческому краеведению;

сформировать представление о месте Тамбовского края в истории отечественной культуры и истории, о литературе и устное народное творчество края, как об одном из важнейших компонентов культуры региона;

помочь детям осознать себя частью жизни родного края;

воспитать любовь к родному краю, пробудить интерес к родной культуре.

Оборудование: слайдовая презентация «Легенды и сказания Тамбовского края», ноутбук.

Предварительная работа: объяснение непонятных слов, беседы о городе «Прошлое и настоящее», прогулки с родителями по историческим местам Тамбова.

Ход занятия:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребята, а как называется наш край?

Дети: Тамбовский край

Воспитатель: А город?

Дети: город Тамбов.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с легендами Тамбовского края. А кто-нибудь знает, что такое легенды? (Ответы детей)

Воспитатель:

Легенда – произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Сказание - рассказ (преимущ. народный) исторического или легендарного содержания. Сказания о киевских богатырях.

Устное народное творчество или фольклор – это искусство устного слова, создаваемая народом и бытующее в широких массах.

Почти 100 лет назад Александр Васильевич Сохранский стал записывать легенды и сказания о Тамбовском крае, которые он слышал от рыбаков, охотников, купцов и простых горожан. Эти легенды и сказания сочетают в себе быль и народную фантазию.

В этих легендах есть ценные сведения о названиях многих сел, рек и озер Тамбовского края.

 Александр Васильевич Сохранский является автором книги «Легенды и сказания Тамбовского края».

Ребята, скажите можно ли считать А. В. Сохранского собирателем легенд?

(Да, можно, так как он собирал предания, легенды о родном крае у местных жителей)

Воспитатель: Мы сейчас, отправимся в путешествие по книге А. В. Сохранского «Легенды и предания Тамбовского края». Пролистав страницы, Вы узнаете историю герба города, откуда пошло название рек, сёл, холмов. Вас удивят красавица Цна, волшебник Яспер, смелая Эксталь.

Начнѐм мы наше занятие на холме над рекой Цной. На старых планах Тамбовской крепости XVII века имеется обозначение: «Ясперовы ворота». Такое же название носила и башня, в которой эти ворота находились. Долгое время потом, даже в XIX веке, весь холм, на котором расположено здание ТГУ им. Г. Р. Державина, лицей № 6, Дворец творчества детей и молодѐжи, до спуска к реке назывался Ясперовым холмом. История города не сохранила указания, откуда пошло это название, а «Легенда о Яспере и змее» связывает это имя с именем волшебника – мордовского жреца:

 1.«Лет триста с лишним тому назад на этих холмах, где теперь раскинулся наш город, стоял глухой дремучий лес. Тысячи лет шумел он здесь, никем никогда не рубленный, давал приют зверям да птицам. И жил здесь всего-навсего один человек. Это был древний-древний старик-мордвин по имени Яспер. Был он великий колдун и знал много волшебных и страшных тайн. И вместе с ним жила большая старая змея – тоже тысячелетняя волшебница. Жили они на холме над Цной, где среди тысячелетних дубов и вязов вырыта была глубокая пещера. А рядом, на соседнем холме, где теперь стоит Казанский монастырь, было мордовское святилище – Пичава. Тут стоял древний идол, а жрецом при этом мордовском боге был Яспер. Когда он приходил на моленье, змея висела у него на шее. Людям казалось, что змея знает и видит всѐ: их мысли и дела. Приходили к старому жрецу люди по разным нуждам: кто лечиться, кто в беде искал помощи и совета – и все от него уходили утешенными и умиротворѐнными. Так проходили годы. Но вот наступил день, когда на соседнем холме, носившем название Урлапова (теперь место это занято постройками электростанции, Кафедральным собором, частично городским садом), раздались громкие голоса и зазвучала чужая речь, послышались глухие удары топора и стоны падавших срубленных деревьев. В страхе бежали оттуда звери, улетали птицы. Пошѐл Яспер вместе со змеѐй посмотреть, что там происходит. Вышел он из-за кустов и направился к чужеземцам, чтобы узнать, что это за люди и зачем они так безжалостно убивают зверей и птиц там, где хотят жить сами. Эти люди рассказали старику, что они слуги великого московского царя, который сидит в каменном городе Москве, он-то и послал их сюда строить город. Понял Яспер, что приходит конец его власти, что отныне хозяином этих мест и живущих здесь людей будет тот могучий московский царь.

Удручѐнный тяжѐлыми мыслями и предчувствием бед и горя для родного народа, ушѐл Яспер к себе. Наступила полночь. Вдруг открылась дверь пещеры и яркий свет блеснул оттуда. И свершилось чудо: старик превратился в молодого, красивого, стройного воина, а змея – в красавицу-девушку в белой длинной одежде. Юноша и девушка взялись за руки, и вышли из пещеры. Медленно ступая, поднялись они туда, где между деревьями стоял деревянный идол. Подойдя к идолу, они стали делать вокруг него руками какие-то знаки, что-то говорить и петь. И вдруг деревянный идол ожил и превратился в молодого красавца-бога. В руках у него – большой, красивый цветок. Яспер и его подруга опустились на колени и стали о чѐм-то ему рассказывать. Когда они закончили, молодой бог махнул своим цветком, и все они скрылись в густом облаке, и оно двинулось через лес, за реку, на восток. Ушло и скрылось облако. А когда занялась заря, то на холме не было идола, не было и пещеры. А когда была построена на том Ясперовом холме сторожевая башня Тамбовской крепости, то часовые, стоявшие на башне, не раз видели по ночам, как к холму подходил то старик в длинной белой одежде со змеѐй на шее, то молодой воин с мечом и копьѐм и с ним девушка с золотым обручем на голове; доходили до определѐнного места и пропадали, словно проваливались сквозь землю».

Воспитатель: Вам понравилась легенда? (Ответы детей)

На следующих занятиях мы обязательно познакомимся с другими легендами о Тамбовском крае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе " Путешествие по родному городу".

Конспект НОД в подготовительной группе " Путешествие по родному городу".Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.Ппрограмное содержание:Формирование у детей патриотических ...

Конспект НОД в подготовительной группе тема:"Достопримечательности родного города"1 часть+презентация к занятию.

Конспект  НОД в подготовительной группе тема:"Достопримечательности родного города"1 часть+презентация к занятию....

Конспект НОД в подготовительной группе тема:"Достопримечательности родного города"Часть 2+презентация к занятию .

Конспект  НОД в подготовительной группе тема:"Достопримечательности родного города"Часть 2+презентация к занятию....

конспект занятия в средней группе "Ознакомление с родным городом"

Программное содержание: Закрепить знания воспитанников о названиях улиц родного города. Актуализировать знания об основных достопримечательностях города Канска. Развивать память, произвольное вни...

Конспект занятия в подготовительной группе «Прогулка по родному городу Нижнему Новгороду»

Конспект занятия для ознакомления и закрепления знаний о своем городе Нижний НовгородЦель: Формировать представление об истории возникновения города «Нижнего Новгорода».Задачи:Образователь...

Конспект НОД в подготовительной группе.Тема: Достопримечательности родного города. Часть 1+презентация.

Конспект НОД в подготовительной группе.Тема: Достопримечательности родного города. Часть 1+презентация....