Персонализированная программа наставничества учителя-логопеда в ГБДОУ детский сад
методическая разработка

Надежда Алексеевна Кузнецова

В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. С целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но вместе с тем не менее остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих. Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. Несмотря на нехватку кадров, в соответствии с современными нормативно-правовыми документами, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога, социальной и профессиональной позиции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждена  

Заведующий ГБДОУ детского сада № 24  

Калининского района

_______________Виноградова Н.Ю.

 Приказ №           от

 

Персонализированная программа

наставничества учителя-логопеда

в ГБДОУ детский сад №24

на 2024/2025 учебный год

Наставник: учитель-логопед: Н.А.Кузнецова

Наставлямый: учитель-логопед: В.А.Савельева

  1. Пояснительная записка

В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. С целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но вместе с тем не менее остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих. Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. Несмотря на нехватку кадров, в соответствии с современными нормативно-правовыми документами, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

1.Новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;

2.Различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;

3.Необходимое взаимодействие семьи и ОУ требует специальной подготовки молодых педагогов к работе с родителями.

Данная персонализированная программа наставничества педагогических работников (далее Программа) разработана в соответствии с Положением о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 24 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга (далее - ОУ).

Наставничество способствует:

- Освоению современных методов коррекционной работы: внедрение инновационных педагогических технологий и подходов, использование интерактивных форм обучения;

- Использованию средств обучения: эффективное применение дидактических материалов, технических средств и образовательных ресурсов;

- Развитию педагогического мастерства: совершенствование навыков планирования, организации и проведения занятий, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Наставники помогают молодым педагогам интегрировать теорию с практикой, что способствует повышению эффективности образовательного процесса;

- Обеспечение преемственности педагогического опыта.

Наставничество обеспечивает:

- Передачу накопленного опыта: знакомство с лучшими практиками, традициями и педагогическими находками, выработанными в учреждении;

- Сохранение педагогических традиций: поддержание преемственности в методах и подходах к воспитанию и обучению;

- Поддержание высоких стандартов качества: обеспечение единого подхода к образовательному процессу, соответствующего требованиям учреждения и образовательным стандартам.

Опытные педагоги передают знания и навыки, что помогает молодым специалистам избегать распространённых ошибок и эффективно выполнять свои обязанности.

Модель наставничества: Менторство в образовательных сетях

Менторство в образовательных сетях подразумевает создание сообществ педагогов, где опытные наставники и молодые специалисты обмениваются знаниями, опытом и поддержкой. Это способствует коллективному росту и развитию профессиональной культуры.

Мы видим следующие преимущества модели:

- Расширение профессиональных связей: Возможность взаимодействия с широким кругом специалистов.

- Доступ к разнообразным ресурсам: Обмен методическими материалами, инновационными практиками и идеями.

- Коллективная поддержка: Получение помощи и совета от коллег в различных ситуациях.

Особенности применение в ДОО

- Создание профессиональных сообществ: Организация групп в рамках учреждения или на районном, городском уровне.

- Использование онлайн-платформ: Ведение форумов, вебинаров и онлайн-семинаров для обмена опытом.

- Совместные проекты: Реализация коллективных инициатив, направленных на развитие образования.

Особенности: наставляемый не имеет педагогического опыта

Срок осуществления плана: с 01.09.2024 по 31.05.2025г

Основной целью наставничества является: Поддержка профессионального становления молодых специалистов

Наставничество направлено на ускорение процесса профессиональной адаптации молодых педагогов и развитие их профессиональных компетенций.

  • Опытные наставники помогают новичкам:
  • Разобраться в специфике работы в ДОУ: познакомиться с организационной структурой, требованиями и стандартами учреждения.
  • Освоить современные методики и подходы: изучить эффективные методы воспитания и обучения, адаптированные к возрастным особенностям детей.
  • Сформировать необходимые профессиональные навыки: развитие педагогического мастерства, коммуникативных умений и навыков взаимодействия с детьми и коллегами. Это достигается через индивидуальные консультации, совместное планирование занятий и практические занятия, позволяющие закрепить теоретические знания на практике.
  • Создание комфортной адаптационной среды

Задачи:

  1. Помощь в разработке и реализации образовательных программ;
  2. Планировании образовательного процесса: разработка календарно-тематических планов, определение целей и задач занятий;
  3. Оказать методическую и практическую помощь педагогу на этапе вхождения в деятельность;
  4. Разработке развивающих занятий: создание упражнений и активностей, способствующих всестороннему развитию детей;
  5. Знакомить с методами оценки достижений воспитанников: обучение методам мониторинга и оценки развития детей, анализ результатов для корректировки подходов. Это обеспечивает соответствие образовательного процесса требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
  6. Формировать навыки рефлексии и самоанализа;
  7. Способствовать успешной адаптации учителю - логопеду к корпоративной культуре, правилам поведения в ОУ;
  8. Способствовать развитию профессиональных компетенций педагога во взаимодействии с родителями (законными представителями).

Планируемые результаты: повышение уровня профессиональной компетентности учителя – логопеда при вхождении в профессию.

II. Основные термины

Наставничество — это практика введения нового сотрудника в учреждение и профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей на рабочем месте силами сотрудников различных подразделений ОУ.

Наставник — опытный сотрудник компании (учреждения), принимающий на себя функцию обучения новичка в период прохождения им испытательного срока.

Стажер — новый сотрудник учреждения (молодой педагог или педагог без опыта работы) в период обучения и вхождения в должность под руководством наставника. В ОУ д\с № 24 это учитель - логопед, которому, необходимо повысить уровень профессиональных знаний и умений; специалист, впервые пришедшие в сферу профессионального образования.

III. Содержание программ

Наставничество - одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника - менее опытному. Наставничество в ОУ д\с № 24 является разновидностью индивидуальной работы с учителем - логопедом, не имеющими трудового стажа (до 3-х лет) педагогической деятельности по этой специальности. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые годы – это период становления специалиста.

Начальный этап вхождения начинающего специалиста в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала стажера, его профессиональных знаний. Должна быть создана такая система сопровождения учителя- логопеда, которая поможет ему не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями. Основной задачей работы с начинающими педагогами —повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ и стимулирование роста уровня профессионально- педагогической компетентности начинающих педагогов.

IV. Оценка профессионального роста

Оценка профессионального роста молодых педагогов в системе наставничества является важным элементом, обеспечивающим качество образовательного процесса и успешное развитие дошкольного образовательного учреждения. Процесс оценки позволяет определить, насколько эффективно педагог осваивает новые профессиональные компетенции, какова динамика его роста, а также выявить области, требующие дополнительных усилий и развития.

Критерии оценки профессионального роста

  1. Достижение поставленных целей;
  2. Освоение профессиональных компетенций;
  3. Уровень самостоятельности и инициативности;
  4. Умение работать в команде

Методы оценки профессионального роста

а) наблюдение;

б) анализ документации;

в) обратная связь от коллег и родителей;

г) самоанализ и рефлексия;

д) портфолио

V. Этапы реализации программы

I этап Подготовительный включает в себя:

  • Изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве.
  • Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами.
  • Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях педагогического совета ОУ и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года).

II этап Реализационный включает в себя:

  • Изучение теоретического основания и содержания программы для детей с ЗПР.
  • Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми ОВЗ.
  • Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.
  • Ознакомление учителя - логопеда с организацией развивающей предметно- коррекционной среды в группах.
  • Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ОУ.
  • Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для учителя - логопеда в разных возрастных группах.
  • Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности , с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми ОВЗ.
  • Консультации для учителя - логопеда по работе с родителями.
  • Самообразование специалиста.
  • Обсуждение коррекционной деятельности, использования приемов и методов в различных ситуациях.

III этап Итоговый включает в себя

  • Показ открытых мероприятий: - в образовательной организации;  - на муниципальном уровне;
  • Анализ результатов работы на педагогическом совете;
  • Один раз в полгода подведение итогов работы;
  • Обобщение опыта работы.

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение учителем - логопедом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.

VI. Механизм реализации программы

Реализация программы «Наставничество» рассчитана на один учебный год, осуществляется наставниками, вновь принятыми педагогами, старшим воспитателем, руководителем дошкольной организации. Методическая служба и руководитель образовательного учреждения осуществляют контроль реализацией программы и за работой наставников.

Руководитель дошкольной организации в начале учебного года представляет специалиста педагогическим работникам детского сада, объявляет приказ о закреплении за ним наставника, создает необходимые условия для совместной работы специалиста с закрепленным за ним наставником. Каждый наставник составляет индивидуальные планы работы на год, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль. Контроль за реализацией программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и учителем -логопедом, анализ планов и отчетов. В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е. результаты реализации программы «Наставничество» представляются на итоговом педагогическом совете.

Список источников

  1. Как оценить свои профессиональные навыки самостоятельно. URL: https://www.unisender.com/ru/blog/kak-ocenit-professionalnye-navyki-samostoyatelno/?ysclid=m9y309202r160665892 (дата обращения: 4.09.2024)
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=m9y36491q9495880268 (дата обращения: 04.09.2024)
  3. Современные формы наставничества в ДОУ URL: https://www.art-talant.org/publikacii/86366-sovremennye-formy-nastavnichestva-v-dou (дата обращения: 05.09.2024)
  4. План развития сотрудника: инструкция + 3 образца (примеры) URL: https://in-scale.ru/blog/individualnyj-plan-razvitiya/ (дата обращения: 09.09.2024)
  5. Реализация целевой модели наставничества в образовательной организации. Этапы программы <Письмо> Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендации. URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-23012020-n-mr-4202/prilozhenie/4/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Персонализированная программа наставничества

Программа наставничества нацелена на работу с педагогом, не имеющимпрофильного – дошкольного образования и имеющим небольшой стаж работы вдошкольном образовании....

Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»

Персонализированная программа наставничества«Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»...

Персонализированная программа наставничества

Реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в МБДОУ, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических ...

Персонализированная программа наставничества

Идея создания программы наставничества появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педа...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА Тема: «Монтаж видео новичкам: как смонтировать ролик и что для этого нужно»

Цель: устранение дефицитов у воспитателей  в применении медиативных технологий по созданию редактированию и преобразованию видеороликов, при подготовке к образовательной, воспитательной и м...

Персонализированная программа наставничества педагогических работников

Персонализированная программа наставничества педагогических работников...

Выписка из ПРИКАЗА № 481 от «30» августа 2024г «О реализации в МАДОУ № 68 педагогического наставничества» ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА 2024-2025г

Выписка из Приказа № 481 от 30.08.1924г о педагогическом наставничествеПерсональная программа наставничества 2024-2025г...