Конспект занятия "Русские народные игрушки - филимоновская, дымковская, каргопольская".
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия
по русским народным игрушкам в старшей группе детского сада
Подготовила: воспитатель Сергеева Т.С.
Тема: Русские народные игрушки - дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки.
Возраст детей: Старшая группа (5–6 лет)
Цель: расширение представлений детей о русских народных игрушках, формирование устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству, воспитание любви и уважения к традициям и культуре русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализировать и углубить знания детей о видах русских народных игрушек (дымковская, каргопольская, филимоновская);
- Закрепить понятия о символике, особенностях материалов и технологий изготовления каждой игрушки;
- Расширить кругозор детей о культурных традициях русского народа, связанных с народными ремеслами.
Развивающие:
- Стимулировать зрительно-образное восприятие, развивать художественный вкус и фантазию;
- Совершенствовать умения сравнивать и выделять отличительные черты разных видов народных игрушек;
- Тренировать речь и коммуникативные способности через обсуждение и беседы о народном творчестве.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к историческому наследию, чувствам прекрасного и любви к родному краю;
- Формировать нравственные качества, такие как уважение к труду народных умельцев, стремление сохранять национальные ценности;
- Поддерживать положительное эмоциональное состояние и желание узнавать новое о своей стране.
Занятие направлено на интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Оборудование и материалы: интерактивная доска; электронная игра «Русские народные игрушки. Какая игрушка лишняя?».
- Набор русских народных игрушек (дымковские, филимоновские, каргопольские)
- Иллюстрации, фотографии, картины с изображениями народных промыслов.
- Музыкальное сопровождение (народные мелодии).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по русским народным игрушкам в старшей группе детского сада
Подготовила: воспитатель Сергеева Т.С.
Тема: Русские народные игрушки - дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки.
Возраст детей: Старшая группа (5–6 лет)
Цель: расширение представлений детей о русских народных игрушках, формирование устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству, воспитание любви и уважения к традициям и культуре русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализировать и углубить знания детей о видах русских народных игрушек (дымковская, каргопольская, филимоновская);
- Закрепить понятия о символике, особенностях материалов и технологий изготовления каждой игрушки;
- Расширить кругозор детей о культурных традициях русского народа, связанных с народными ремеслами.
Развивающие:
- Стимулировать зрительно-образное восприятие, развивать художественный вкус и фантазию;
- Совершенствовать умения сравнивать и выделять отличительные черты разных видов народных игрушек;
- Тренировать речь и коммуникативные способности через обсуждение и беседы о народном творчестве.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к историческому наследию, чувствам прекрасного и любви к родному краю;
- Формировать нравственные качества, такие как уважение к труду народных умельцев, стремление сохранять национальные ценности;
- Поддерживать положительное эмоциональное состояние и желание узнавать новое о своей стране.
Занятие направлено на интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Оборудование и материалы: интерактивная доска; электронная игра «Русские народные игрушки. Какая игрушка лишняя?» (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2025/03/14/interaktivnaya-igra-russkie-narodnye-igrushki-kakaya-igrushka).
- Набор русских народных игрушек (дымковские, филимоновские, каргопольские)
- Иллюстрации, фотографии, картины с изображениями народных промыслов.
- Фломастеры, карандаши, альбомы, шаблоны расписных игрушек.
- Музыкальное сопровождение (народные мелодии).
Ход занятия:
Воспитатель: В нашей группе сегодня работает мини-музей и я вас приглашаю его посетить.
Дети рассматривают предметы народно-прикладного искусства, называют их.
Воспитатель: Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
О каких игрушках говорится в этом стихотворении? (Дымковские игрушки).
Дети рассматривают дымковские игрушки.
Воспитатель: Чем отличается дымковская игрушка от других игрушек? Ответы детей. Прежде всего, снежной белизной фона, по которому написан геометрический узор: кружки, точки, полоски.
Краски каких цветов используют мастера для росписи игрушек? (яркие, праздничные, малиновые, красные, синие, желтые, зеленые)
Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, что недалеко от города Вятка. Здесь издавна селились печники и гончары. Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным и веселым названием – Свистунья. Существует такая легенда. К городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы.
Кочевники решили, что их окружают дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – Свистунью – 1 марта. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
Воспитатель:
Филимоновская деревушка, синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку и расписывают до сих пор.
Да, из самой обычной глины появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины и солдатиков войска цвет.
Воспитатель: В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным-давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неё, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь.
Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.
Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.
Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их ― свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – еѐ еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьѐм – самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Игрушки «забавки» стоили очень дешево, поэтому их изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук, днем – хозяйство, а вечером – приступали к любимому делу, лепили игрушки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Весной, как только устанавливалась сухая, ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали: барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях. Из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи. Из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовались: красный, желтый, зеленый, голубой, розовый. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте. У всех этих игрушек длинные шеи.
С давних времен известна деревня Филимоново. Все знают филимоновские игрушки-свистульки, делают их из глины, а глину добывают в оврагах. Игрушки эти забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто всегда чему-то удивляются. Украшают их цветными полосками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые.
Дети рассматривают и сравнивают дымковские и филимоновские игрушки.
Воспитатель предлагает оживить игрушки, повторяя на силуэтах знакомые узоры.
Физминутка: Раз, два, раз, два,
Стали дети мастера,
Сели, встали, сели, встали,
Мы работать не устали.
Ручки хлоп-хлоп-хлоп,
Ножки топ-топ-топ,
Раз, два, раз, два,
Наши дети – мастера.
А еще ребята есть каргопольские игрушки.
Затерялся город Каргополь в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Много лет тому назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы время садились за гончарный круг-делали посуду. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.
Каргопольская игрушка отличается от игрушек других областей России.
У каргопольских мастеров – это одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом. Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины в труде (пахарь, сеятель, кузнец)»
Электронная игра «Русские народные игрушки. Какая игрушка лишняя?» (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2025/03/14/interaktivnaya-igra-russkie-narodnye-igrushki-kakaya-igrushka ).
Цель: упражнение в дифференциации предметов русского народного декоративно-прикладного искусства: дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки.
1 слайд: филимоновские игрушки – одна лишняя дымковская.
2 слайд: каргопольские игрушки – одна лишняя дымковская.
3 слайд: дымковские игрушки – одна лишняя филимоновская.
4 слайд: каргопольские игрушки – одна лишняя дымковская.
Заключительная часть. Рефлексия.
Какая игрушка нравится больше всего? Почему именно эта нравится больше всего?
Какая игрушка самая интересная для вас?
Чем отличаются эти игрушки?
Где ещё, кроме наших занятий, видели такие игрушки?
Понравилось вам занятие? Что особенно запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская народная игрушка: филимоновская , каргопольская" (Старшая группа).
Презентация "Русская народная игрушка: филимоновская , каргопольская" (Старшая группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы", в зан...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...

Занятие по ФЦКМ "Народные игрушки: Каргапольские, Дымковские и Филимоновские"
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим в старшей группе ....
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, городецкой, русской матрёшкой)
При знакомстве дошкольников с народной игрушкой большое значение имеет использование дидактических игр, ведь они помогают быстрее понять и запомнить особенности каждого промысла, вызывают интерес, пол...

