«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».
материал (подготовительная группа)
Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию в условиях реализации ФОП
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Подготовительная к школе группа.
Цель: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие.
Срок работы над темой: 2024 - 2025 уч. г.
Задачи:
- Решать нравственные задачи, совершенствовать духовный мир детей подготовительной к школе группы.
- Дать понятие о святости, кресте как символе спасения, православном понимании очищения от зла, о Божьей помощи людям.
Прогнозируемый результат: детей знакомят с некоторыми периодами и событиями в истории России: монголо-татарское иго, Куликовская битва, Ледовое побоище, Отечественная война 1812 года, Бородинское сражение, Великая Отечественная война; с произведениями русских иконописцев, художников и поэтов на эти темы; с русскими святыми: Сергием Радонежским, Димитрием Донским, Александром Невским, с великими полководцами М. Кутузовым, А. Суворовым, Г. Жуковым, что воспитывает уважение к воину-защитнику, вызывает восхищение подвигами русского народа и армии, любовь к Родине. Формируется уважение к родителям, привычка трудиться, способность оценивать свои поступки, различать доброе и злое по результату: привычкам, поступкам и их последствиям. Эстетические задачи связаны с дальнейшим знакомством с народными художественными промыслами, народной игрушкой, устным народным творчеством, русской живописью, поэзией, музыкой, народными играми. Проводятся занятия рукоделием по мотивам русского искусства. Решение познавательных задач сводится к углублению знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.
Актуальность: известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, а дошкольный период является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Подготовительная к школе группа.
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Подготовительная к школе группа;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. Иван Купала – чудес немало. Цель: рассказ о народных гуляньях в день Ивана Купала, о поверьях, связанных с этим праздником. Сравнить древнее понимание очищения от зла с православным. Беседа о кладах, легендах, с ними связанных. Знакомство со сказками «Жар-цвет» и «Болтливая баба». 2. Про шкуру козлиную. Цель: Разговор о хороших и плохих привычках с использованием народных пословиц и сказки «Клад». 3. В музее русской народной одежды. Цель: продолжение знакомства с русским народным костюмом путем рассматривания репродукций картин русских художников. Знакомство со сказкой «Кот и лиса». |
Ноябрь 1. . Поиграем – угадаем. Цель: повторение считалок, пословиц, небылиц и т. п. в игровой форме («Фанты»). Новая встреча со скоморохами (потешный диалог, вопросы на смекалку). Разыгрывание сказки «Гуси-лебеди». 2. Не горюй, Аленушка. Цель: знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Разговор о чудесах, совершающихся в жизни. Знакомство с народной игрой «Гуськи», картиной В. Васнецова «Аленушка». 3. Чудесные лапоточки. Цель: рассказать о традиционной обуви русского крестьянина – лаптях, их качествах и изготовлении. Знакомство с загадками, песней о лаптях, со сказкой «Чудесные лапоточки» |
Декабрь 1. Травка, кудри, завиток. Цель: беседа о пользе и красоте дерева. Знакомство с хохломской росписью – порадоваться ее красоте, выделить наиболее характерные элементы, попытаться их воспроизвести. 2. Барыня-княгиня весь мир нарядила. Цель: беседа о традиционном русском искусстве – вышивке. Показать разные узоры, вышитые предметы одежды и т. п., учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Познакомить с загадками и пословицами на эту тему. Напомнить о том, что на Руси всегда ценилось трудолюбие. Инсценировать сказку «Ленивица и Рукодельница». 3. Трусливый Ваня. Цель: ознакомление со сказками о нечистой силе и с рассказом К.Д. Ушинского «Трусливый Ваня». Учить одолевать страх, верить в помощь креста, смеяться над своей трусостью. Поиграть в шуточную народную игру «Жук», юмор которой поможет детям бороться со страхами. |
Январь 1. Лисичкина избушка. Цель: в игровой форме рассказать детям о том, где и как строили русские люди свои жилища. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». 2. Давайте играть. Цель: знакомство с некоторыми русскими народными играми, с делением на команды по сговору. Учить заполнять игрой свободное время. 3. Летучий корабль. Цель: знакомство с присказкой и сказкой «Летучий корабль» о дружбе и взаимовыручке. Вспомнить знакомые считалки. |
Февраль 1. Сума, дай ума. Цель: беседа о волшебных предметах, встречающихся в русских народных сказках. Знакомство со сказкой «Скатерть, баранчик и сума». Разговор с детьми о доброте и жадности. 2. И с волком можно подружиться. Цель: на основе фольклора и произведений К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого рассказать детям о волке – популярном герое русских народных сказок. Развитие умения ценить добрые поступки, дружбу и взаимопомощь. 3. Любовь и совет – так и горя нет. Цель: помогать детям усваивать нравственные ценности русского народа: взаимоуважение в семье, почтительное отношение к родителям, трудолюбие, любовь к детям, ответственность за воспитание детей. |
Март 1. Потехе час. Цель: ознакомление детей с русскими народными играми, прививать вкус к ним, желание заполнять народными играми свой досуг. Продолжая тему о жадности и бескорыстии познакомить со сказкой «Золотой топор». 2. Про Василису Микулишну. Цель: воспитывание уважения к русской женщине, несущей на своих плечах нелегкую домашнюю работу и способной на подвиг ради любимого человека. Напоминание о теме предыдущего занятия: Русь под игом монголо-татар. 3. Как Солнце, Ветер и Месяц сказку рассказывали. Цель: вызвать уважение к русскому солдату-защитнику, смелому и умелому. Отгадывать загадки, познакомить с некоторыми народными играми, сказкой «Солдат Семен – скорый гонец». |
Апрель 1. Ребята, не Москва ль за нами! Цель: новая встреча с «солдатом Семеном». Рассказ о войне 1812 года, о Бородинском сражении (в основе – стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и иллюстрации к одноименной книге). Устроить «парад воинов», воспитание гордости за русскую армию. 2. Ледовое побоище. Цель: беседа о русских полководцах. Рассказ об Александре Невском и битве на Чудском озере. Напомнить пословицы о воинах, разглядеть иллюстрации в книге об орденах и медалях, репродукции картин В. Серова, В. Сурикова, П. Корина, А. Кившенко. Рассмотреть иллюстрации Ю. Черепанова (см.: Воскобойников В. Александр Невский. – М., 2003). 3. Как Варфушка читать научился. Цель: знакомство с жизнеописанием (детские годы) преподобного Сергия Радонежского, «игумена земли Русской». Показать детям икону с изображением преподобного Сергия Радонежского, репродукцию с картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» |
Май 1. Земля заботу любит. Цель: Воспитывание любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и ее обитателях. Знакомство с русским хороводом, пословицами о земле-матушке, сказкой «Птичий язык». 2. Напутствие в дорогу. Цель: поговорить, используя русские пословицы, о том, чему детям необходимо научиться, чтобы стать любимыми и уважаемыми своим народом. Знакомство со сказкой «Умная внучка» и потешным диалогом «Уля и Филя». |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
1. Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.
2. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.
3. Повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
4. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс по приобщению к истокам русской народной культуры.
Изучение литературы по теме:
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.
- Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры
Статья расскажет о том, как через традиции русской народной культуры развивать у дошкольников чувство патриотизма....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры.
Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, стане...

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».
Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие воспитанников младшей группы...

Тема по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры в младшей группе» на 2023-2024год.
Известно, что дошкольное детство - это важнейший период становления личности, когда развиваются представления об окружающем мире, обществе, культуре. Нравственное воспитание- одна из актуальных и слож...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Средняя группа
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, местными историко-культурным...

Самообразование в условиях реализации ФОП «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.
План по самообразованию в условиях реализации ФОП Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры». Младшая группа.Цель: нравственное воспитание ...
