Мини-лекция «Как вести себя в проблемной ситуации»
статья
Статья предназначена для воспитателей дошкольных групп. Даются рекомендации как вести с ребенком, если он капризничает.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-лекция «Как вести себя в проблемной ситуации»
Что делать в ситуациях, когда ребенок капризничает, устраивает истерики, как предотвратить их повторение?
Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: научите ребенка говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите его на руки, когда он капризничает, лучше опуститесь так, чтобы его и ваши глаза были на одном уровне, и спросите: «Чего ты хочешь? Не плачь, а скажи» или «Успокойся! Давай поговорим».
Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы. На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять: «Хорошо, мы погуляем еще 10 минут. Когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились?» (на уровне глаз ребенка). Дочка не хочет вставать утром, устраивает капризы — не возмущайтесь, а лучше предложите: «Давай договоримся так. Вот будильник. Сейчас ты еще немного полежишь. Но когда большая стрелка дойдет до пяти, ты сама быстро встанешь с кроватки и соберешься». Таким образом, вы немного уступите, дав ребенку еще полежать, и позволите ему самостоятельно контролировать время.
Общайтесь с ребенком, как со взрослым. Беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели по дороге домой, во время одевания в детском саду.
Устанавливайте правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Ребенок должен понимать, что в жизни есть не только «хочу», но и «надо». Он должен руководствоваться не только своими желаниями, но и желаниями и потребностями других членов семьи. Чаще всего капризничают дети в семьях, где:
- между взрослыми нет согласия и единства;
- требования родителей не последовательны.
Будьте последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок быстро распознает, что значат мамины угрозы: пустые слова или их следует сразу выполнять — поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его («Если ты… то…»). Прежде чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.
Используйте игру. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, устройте соревнование во время сбора игрушек — кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл.
Стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка. Это возможность для него проявить свою активность, настойчивость, независимость и в то же время снять напряжение. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Используйте «полезные вопросы»: «Ты наденешь колготки красные или желтые?», «Что тебе приготовить — яичницу или хлопья с молоком?», «Почему ты это хочешь?», «А чем бы ты хотел заняться (при отрицании других предложений)?».
Разнообразьте опыт общения ребенка со взрослыми, включайте его в общее дело и при этом незаметно помогайте и громко радуйтесь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы.
Предметная среда мини-музея «Настроение»
Экспонатами мини-музея являются атрибуты и пособия.
Зеркало настроений. Зеркало с ручкой, украшенное как человечек. Лицо человечка и настроение меняются в зависимости от того, кто смотрится в зеркало. Используется в играх и упражнениях на развитие умения ориентироваться в мире эмоций и передавать настроение мимикой, а также для тренировки эмоций при выполнении следующих заданий: улыбнись как хитрая лисичка; испугайся как заяц, увидевший волка; позлись как злая волшебница и т. д.
Шкатулка настроений. Шкатулка или красочно оформленная коробка, в которой спрятались различные настроения (пиктограммы). Используется в играх и упражнениях на развитие умения ориентироваться в мире эмоций и передавать настроение мимикой. Ребенок наугад достает пиктограмму и передает посредством мимики и жестов то настроение, которое на ней запечатлено.
Кубик настроений. Изготовлен из плотного картона, на каждой грани — пиктограмма с определенной эмоцией (радость, грусть, удивление, страх, восторг, злость). Кубик подбрасывается, после чего надо показать ту эмоцию, которая выпала.
Клоун Весельчак, клоунесса Смешинка (рис. 2, 3). Фигурки клоунов из плотного картона (пластика) с ротиками-перевертышами на пружинке или гвоздике. Перевернув рот, можно грусть сменить на радость. Используются в сюрпризных моментах, для оценки качества выполняемого ребенком задания: грустный клоун — «Постарайся!», смеющийся — «Молодец, хорошо выполнил задание!».
Галерея настроений. Мини-выставка репродукций известных художников, передающих различное настроение: Ф. Морган «С ярмарки» (радость), В. Васнецов «Алёнушка» (печаль), У. Бужеро «Маленькая вязальщица» (грусть), П. Чокарне «Я тебе говорил» (боль), У. Бужеро «Птичка» (восторг) и др. Дети могут просто рассматривать картины, выполнять задания, например: «Определите, в каких картинах живет радость, грусть?». Можно организовать импровизированную экскурсию в галерею настроений.
Помимо описанных экспонатов в мини-музее создана картотека игр и упражнений, также направленных на развитие и нормализацию эмоциональной сферы. Используется для знакомства с эмоциями, формирования умения распознавать свое настроение и настроение окружающих, для снижения уровня агрессивности, снятия мышечных зажимов и эмоционального напряжения, развития доброжелательного общения и толерантности. Картотека создана в помощь педагогу-психологу для реализации коррекционно-развивающей работы. Игры на развитие доброжелательных взаимоотношений используются педагогами в осуществлении социально-личностного развития детей и формировании дружеских взаимоотношений в группе.
Одним из направлений работы в мини-музее является сотрудничество с семьей и укрепление детско-родительских отношений. В рамках этой деятельности в коллекции пособий мини-музея появился фотоальбом «Счастливые мгновения», в котором собраны семейные фотографии, и сборник сказок «Радость», сочиненных детьми вместе с родителями. И то и другое пособие используется для знакомства с эмоцией радость.
Жила-была на свете Синяя птица.
Умом велика, в труде — мастерица.
В полете умела и петь, и кружиться,
И в небе порхала словно царица.
Все любовались красавицей птицей,
Никто из пернатых не мог с ней сравниться.
Но как ни прекрасно она бы жила,
А радости только нигде не нашла.
Думала, в жизни ее нет чудес.
«Где же волшебник и сказочный лес?» —
Так причитала она целый день.
И даже порхать стало ей лень.
Думала птичка только о том,
Где отыскать необычный ей дом,
Чтоб воцарились в нем счастье и смех,
Чтобы во всем был лишь только успех.
И вот собралась наша птица в полет,
Дав себе клятву, что радость найдет.
И полетела она на Восток,
Услышав, что там счастья исток.
Но ей показалось, там мало добра,
И манят красавицу Южные края.
Но и там, облетев всю страну,
Сказала: «Я радость найти не могу».
Вот к дальнему Северу мчится она,
Продрогнуть, замерзнуть могла там одна.
Но к ней вдруг волшебник явился из сна,
Спросил: «А зачем тебе радость нужна?»
Открыл ей один очень важный секрет:
«Лучше, чем есть, для тебя уже нет.
Ведь ты уже радость в жизни нашла —
Ты без хлопот свою жизнь прожила.
Дари же улыбку себе и другим,
И жизнь станет сказкой тебе, да и им».
Волшебник исчез. Птица все поняла,
Что всю свою жизнь не ценила она.
«Я буду летать, улыбаться для всех.
Ведь радость во мне — это радость во всех!
Чтоб мир удивить и счастливее стать,
Нужно сначала с себя начинать.
Я буду дарить только счастье и смех,
Любить эту жизнь и радовать ВСЕХ!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей "Как вести себя в конфликтных ситуациях с детьми"
Методические рекомендации для родителей...

Как проверить умение ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях.
Правила безопасного поведения дома и на улице....

Как вести себя в экстремальных ситуациях
Красочная информация для детей в стихах о том, как вести себя в экстремальных ситуациях....
Памятка для родителей и воспитанников " Как вести себя в чрезвычайных ситуациях"
Памятка для родителей и воспитанников " Как вести себя в чрезвычайных ситуациях" Если ты идешь по улице, обращай внимание на подозрительные предметы: p неизвестны...

Как вести себя в конфликтной ситуации
На первом этапе требуется осознать и проанализировать конфликтную ситуацию. Для этого необходимо определить причину и цели конфликта (уделяя внимание расхождению истинных и заявленных целей)...

Семейные проблемы: как вести себя в конфликтной ситуации
Прочитав статью Вы узнаете, как сохранить душевное спокойствие во время семейной ссоры и как вести себя во время семейного конфликта, если рядом - ребенок...

Консультация для родителей и педагогов "Как вести себя в проблемной ситуации"
Что делать в ситуациях, когда ребенок капризничает, устраивает истерики, как предотвратить их повторение?...