Мастер-класс для родителей по экспериментированию «Весёлая наука»
методическая разработка (средняя группа)

Кириченко Елена Сергеевна

Мастер-класс для родителей

 по экспериментированию

«Весёлая наука»

 

Подготовили воспитатель:

Кириченко Е.С.

 

       Цель: повысить уровень компетентности у родителей по организации  экспериментально-исследовательской деятельности с детьми.

        Задачи:

- Познакомить родителей с методом экспериментирования;

- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование  опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Продемонстрировать современные приёмы, формы организации детского экспериментирования в условиях детского сада и дома.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу.

        

Участники мастер-класса: педагог ДОУ, родители, дети

 

Ход мастер-класса:

1. Приветствие. Введение в тему.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады вас видеть на своём мастер-классе: «Весёлая наука».  Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.

      Дети, как и мы, любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому опыты просто необходимы, это вызывает  любопытство и интерес детей  к познавательной  деятельности.

     Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести  тем самым практический опыт.

     Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов  начинается.

     Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент. (Участники отвечают)

     Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

- Молодцы! Мы вспомнили понятие «эксперимент» и приступаем к путешествию.

 

2. Практическая часть

 

     Сегодня мы хотим в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.     

Приглашаем Вас в сказку-действие.

В одном пруду жила очень любопытная лягушка. Она любила исследовать и познавать новое. Родители лягушки не разрешали ей далеко от пруда  уходить, поэтому она решила понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.

Выглянув из пруда, она увидела, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушка смогла увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1. «Волшебные цветы»

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?

Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».

Вдруг лягушка увидела, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт 2.  «Танцующий виноград»

Оборудование: стаканы с минеральной водой, виноградинки.

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько виноградинок.

Почему виноград  падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему виноград всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинки; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый виноград снова опускается на дно.

Лягушонка была очень любопытной, и ей очень хотелось посмотреть, что там под водой.

Опыт 2. «Кто живёт в реке»

Как же рассмотреть, что там под водой? 

Предлагаем вам создать увеличительное стекло.

Оборудование: бумажные стаканчики, мелкие предметы, пищевая плёнка, вода.

На стаканчик натягиваем пищевую плёнку, а внутрь помещаем мелкие предметы. На плёнку наливаем воду и рассматриваем предметы на дне стаканчика.

Вывод: мы рассмотрели приём создания увеличительного стекла.

Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Опыт 3 «Волшебный дождь»

Оборудование: стаканы с водой, пена для бритья, пищевые красители.

В емкость с водой нанести пену для бритья. Взять жидкие пищевые красители и потихоньку вылить на пену. Что происходит?

Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное коромысло.

Опыт 4 «Радуга»

Оборудование:  салфетки (обычные сухие и влажные) — лучше брать белые, простой карандаш, линейку, ножницы, фломастеры цветов радуги, стакан с водой.

Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной. От края полоски от ступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем  небольшие точки (или полоски), располагая цвета друг за другом как на радуге. Теперь полоску салфетки погружаем в стакан с водой  вниз точками, так, чтобы точки воды не касались.

И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается по салфетке вверх!

Вывод: Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение.  И вот по этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.

Опыт 4«Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2.  В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Все вокруг лягушонку было интересно и она решила и дальше продолжать познавать мир, но это уже другая история…

 

 

3. Рефлексия. Составление синквейнов.

 

         Чтобы обобщить материал нашего мастер – класса я предлагаю вам составить синквейн.  Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл.

Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

 Схема синквейна:

 1строка – существительное – ОДНО ключевое слово,  определяющее тему и содержание синквейна;

 2строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

 3строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка -  форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

 5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

 Пример:

 Открытие

 Удивительное. Новое

 Учит. Развивает. Ведет

 Делает нашу жизнь интереснее.

 Радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_veselaya_nauka.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

 по экспериментированию

«Весёлая наука»

Подготовили воспитатель:

Кириченко Е.С.

       Цель: повысить уровень компетентности у родителей по организации  экспериментально-исследовательской деятельности с детьми.

        Задачи:

- Познакомить родителей с методом экспериментирования;

- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование  опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Продемонстрировать современные приёмы, формы организации детского экспериментирования в условиях детского сада и дома.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу.

         

Участники мастер-класса: педагог ДОУ, родители, дети

 

Ход мастер-класса:

1. Приветствие. Введение в тему.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады вас видеть на своём мастер-классе: «Весёлая наука».  Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.

      Дети, как и мы, любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому опыты просто необходимы, это вызывает  любопытство и интерес детей  к познавательной  деятельности.

     Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести  тем самым практический опыт.

     Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов  начинается.

     Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент. (Участники отвечают)

     Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

- Молодцы! Мы вспомнили понятие «эксперимент» и приступаем к путешествию.

2. Практическая часть

     Сегодня мы хотим в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.        

Приглашаем Вас в сказку-действие.

В одном пруду жила очень любопытная лягушка. Она любила исследовать и познавать новое. Родители лягушки не разрешали ей далеко от пруда  уходить, поэтому она решила понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.

Выглянув из пруда, она увидела, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушка смогла увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1. «Волшебные цветы»

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?

Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».

Вдруг лягушка увидела, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт 2.  «Танцующий виноград»

Оборудование: стаканы с минеральной водой, виноградинки.

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько виноградинок.

Почему виноград  падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему виноград всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинки; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый виноград снова опускается на дно.

Лягушонка была очень любопытной, и ей очень хотелось посмотреть, что там под водой.

Опыт 2. «Кто живёт в реке»

Как же рассмотреть, что там под водой?  

Предлагаем вам создать увеличительное стекло.

Оборудование: бумажные стаканчики, мелкие предметы, пищевая плёнка, вода.

На стаканчик натягиваем пищевую плёнку, а внутрь помещаем мелкие предметы. На плёнку наливаем воду и рассматриваем предметы на дне стаканчика.

Вывод: мы рассмотрели приём создания увеличительного стекла.

Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Опыт 3 «Волшебный дождь»

Оборудование: стаканы с водой, пена для бритья, пищевые красители.

В емкость с водой нанести пену для бритья. Взять жидкие пищевые красители и потихоньку вылить на пену. Что происходит?

Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное коромысло.

Опыт 4 «Радуга»

Оборудование:  салфетки (обычные сухие и влажные) — лучше брать белые, простой карандаш, линейку, ножницы, фломастеры цветов радуги, стакан с водой.

Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной. От края полоски от ступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем  небольшие точки (или полоски), располагая цвета друг за другом как на радуге. Теперь полоску салфетки погружаем в стакан с водой  вниз точками, так, чтобы точки воды не касались.

И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается по салфетке вверх!

Вывод: Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение.  И вот по этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.

Опыт 4«Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2.  В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Все вокруг лягушонку было интересно и она решила и дальше продолжать познавать мир, но это уже другая история…

3. Рефлексия. Составление синквейнов.

         Чтобы обобщить материал нашего мастер – класса я предлагаю вам составить синквейн.  Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл.

Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

 Схема синквейна:

 1строка – существительное – ОДНО ключевое слово,  определяющее тему и содержание синквейна;

 2строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

 3строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка -  форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

 5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

 Пример:

 Открытие

 Удивительное. Новое

 Учит. Развивает. Ведет

 Делает нашу жизнь интереснее.

 Радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Математика - царица всех наук»

организация совместной деятельности родителей и педагогов по формированию познавательных интересов  детей....

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Весёлая наука для детей"

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию  "Весёлая наука для детей"...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Весёлая наука для детей»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию«Весёлая наука для детей»...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию "Весёлая наука для детей".

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию "Весёлая наука для детей"....

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию "Весёлая наука для детей".

Совместное проведение экспериментирования. Повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности....