Программа дополнительного образования. Кружок "Умка"
материал (старшая, подготовительная группа)

Шашкова Зоя Леонидовна

Цель программы:

Активизация речи у детей, развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развивающие:

  • развивать межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр;
  • развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников; - развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
  • стимулировать речевую активность у детей.

Образовательные:

  • активизировать познавательный интерес;
  • формировать    приёмы   умственных   действий   (анализ,    синтез,    сравнение,   обобщение, классификация, аналогия);
  • формировать обще учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
  • формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей к умению работать в коллективе;
  • воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.

Программа нейропсихологического сопровождения развития детей представляет собой цикл  занятий  для  детей  6-8  лет  с  общей  моторной  неловкостью,  неустойчивостью  и

 

истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.

Нейропсихологические игры - это специальные игровые комплексы, обеспечивающие

необходимый энергетический тонус нервной системы способствующие развитию нервно- психических функций, психических процессов. Предлагаемые комплексы нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений имеют превентивную направленность и помогут провести работу по предупреждению у ребенка 6-8 лет недостаточности в развитии, а также активизируют формирование межполушарных связей, переключают мозг ребенка в интегрированный режим работы:

  • сенсомоторных, психомоторных, речедвигательных процессов;
  • психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;
  • зрительно-моторной и пространственной координации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proga_kruzhok_23-24.docx174.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

« Детский сад « Огонек»»

(МБДОУ детский сад « Огонек»)

Принято:                                                                          Утверждено:                                                                                                                                    

Педагогическим советом                                                                       Заведующий МБДОУ

МБДОУ детский сад « Огонек»                                                           детский сад «Огонек»

Протокол № ________________                                                                _______Е.А.Лукшина            

«______»________________2023 г.                                                        Приказ №___________.      

   

 Программа

дополнительного образования

 по социально-гуманитарному направлению

«Умка»

 2023-2024 учебный год

(срок реализации 1 год)

(возраст детей 6-8 лет)

Руководитель

 Воспитатель 1 категории

Шашкова З.Л

пгт. Верхнеднепровский

2023

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………….        3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ……………………………………………….        3

1.1. Цель и задачи………………………………………………………………………………        3

1.2. Методы и приемы работы……………………………………………………………………        4

1.3. Сроки реализации программы ……………………………………………………………        4

1.4. Виды, формы, методы работы ………………………………………………………………        4

1.5. Ожидаемые результаты………………………………………………………………………        5

1.6. Режим занятий………………………………………………………………………………..        5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………..        6

2.1. Диагностическая работа……………………………………………………………………...        6

  1. Коррекционно-развивающая работа с детьми……………………………………………...        7

2.2.1. Структура занятия………………………………………………………………………….        7

2.2.2. Перспективно - календарное планирование …………………………………….        7

  1. Взаимодействие с родителями……………………………………………………………….        13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………        14

3.1. Оборудование и материалы…………………………………………………………………..        14

3.2. Перечень игр и упражнений…………………………………………………………………        14

  1. инезиологические упражнения…………………………………………………………..        14
  2. Коррекционные движения тела……………………………………………………………        14

3.2.3. Самомассаж…………………………………………………………………………………        14

3.2.4. Глазодвигательные упражнения …………………………………………………………..        14

3.2.5. Дыхательные упражнения………………………………………………………………….        15

3.3. Список литературы…………………………………………………………………………..        15

16

Приложение 1        19

Приложение 2

Пояснительная записка

Программа «Умка» предназначена для систематических занятий с детьми 6 - 8 лет в условиях дошкольной образовательной организации – МБДОУ детский сад «Огонек» и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.).

Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов дошкольников. Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

Программа составлена в соответствии с ФГОС и инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

Форма  реализации  программы:  регламентированная  образовательная  деятельность  в  рамках кружка «Умка».

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  1. Цель и задачи программы

Цель программы:

Активизация речи у детей, развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развивающие:

  • развивать межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр;
  • развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников; - развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
  • стимулировать речевую активность у детей.

Образовательные:

  • активизировать познавательный интерес;
  • формировать        приёмы        умственных        действий        (анализ,        синтез,        сравнение,        обобщение, классификация, аналогия);
  • формировать обще учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
  • формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей к умению работать в коллективе;
  • воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.

Программа нейропсихологического сопровождения развития детей представляет собой цикл  занятий  для  детей  6-8  лет  с  общей  моторной  неловкостью,  неустойчивостью  и

истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.

Нейропсихологические игры - это специальные игровые комплексы, обеспечивающие

необходимый энергетический тонус нервной системы способствующие развитию нервно- психических функций, психических процессов. Предлагаемые комплексы нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений имеют превентивную направленность и помогут провести работу по предупреждению у ребенка 6-8 лет недостаточности в развитии, а также активизируют формирование межполушарных связей, переключают мозг ребенка в интегрированный режим работы:

  • сенсомоторных, психомоторных, речедвигательных процессов;
  • психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;
  • зрительно-моторной и пространственной координации.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а также средство развития, благодаря которому формируются двигательные, познавательные, коммуникативно - речевые и другие навыки, необходимые ребенку.

Данная программам имеет два блока:

  • телесно-ориентированный;
  • практико-ориентированный.
  1. Методы и приемы работы:

  1. Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).
  2. Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).
  3. Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).
  4. Практические (игры, упражнения).
  5. Нейродинамическая гимнастика.
  6. Использование   занимательного   материала   (ребусы,   лабиринты,   логические   задачи   и упражнения, дидактический материал).
  1. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 1 год.

  1. Виды, формы, методы работы.

Занятия, включают различные виды детской деятельности:

  • познавательную;
  • продуктивную;
  • двигательную;
  • коммуникативную;
  • конструктивную.

В процессе занятий используются различные формы:

  • традиционные;
  • комбинированные;
  • практические;
  • игры.

Формы работы  с детьми

  • игра;
  • ситуативный разговор;
  • беседа;
  • рассказ;
  • интегративная деятельность;
  • проблемная ситуация.

Методы работы с детьми

Словесный – обучения (объяснение,беседа,устное изложение, диалог, рассказ).

Практический – (упражнения, игры).

Наглядный – (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций).

Поисковый – (моделирование, опыты, эксперименты).

Информационно-компьютерные        технологии        (электронные        пособия,        презентации,        показ мультимедийных материалов).

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)

Использование        занимательного        материала        (ребусы,        лабиринты,        логические        задачи        и упражнения, дидактический материал)

В программе в каждом занятии описаны пять основных блоков упражнений:

  • дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • самомассаж;
  • телесные движения;
  • задания когнитивного тренинга.

Занятия по программе «Нейроша» представляет собой комплекс различных видов деятельности, направленный на физическое и психологическое здоровье ребенка.

  1. Ожидаемые результаты.

Дети умеют:

  • выполнять кинезиологические упражнения разной сложности;

-        рассуждать,        описывать,        сравнивать,        классифицировать,        обобщать,        систематизировать предметы и явления окружающей действительности;

  • работать в парах, микрогруппах;
  • проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

У детей улучшится двигательная координация, общая и мелкая моторика, память, внимание, пространственные представления и, как результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).

  1. Режим занятий.

Используются групповая форма работы. Программа предполагает проведение занятий во вторую половину. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Время занятия:

6-7 лет – 30 минут.

Программа рассчитана на 1 года обучения.

Годовой календарный учебный график

Содержание

Возраст

6-7 лет

Количество групп

1

Начало учебного года

01.10.2023 г

Продолжительность учебного года

8 месяцев

Окончание учебного года

31.05.2024 г

Продолжительность образовательной деятельности

32 недели

Недельная образовательная нагрузка занятий

1

Объём недельной образовательной нагрузки (в неделю)

30 минут

Количество занятий по месяцам

4

Итого: 32 занятия

Сроки проведения мониторинга

07.09.2023 г - 15.09.2024 г

23.05.2024 г -  31.05.2024 г

Занятия носят развивающий характер и проходит в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Основное содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные на коррекцию двигательной сферы и общей моторики, координацию речедвигательных анализаторов, ориентацию в пространстве, в схеме собственного тела и на листе бумаги, осознание своей деятельности через речь.

Регулярное использование нейроигр и кинезиологических упражнений оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников (в том числе с ОВЗ).

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Диагностическая работа

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики

по двум направлениям:

  • психомоторное развитие,
  • познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление).

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май). Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала.

Применяемые диагностические методики:

№ п/п

Название методики

Автор, источник

Направленность исследования

Категории детей

1.

Шкала метрическая Озерецкого

Н. И. Озерецкий

Оценка психомоторного развития ребенка

Старшая, подготовительная группы

2.

Опосредованное запоминание

А.Н. Леонтьев

Опосредованная память

Подготовительная группа

3.

Переплетенные линии

Т.В.Чередникова

Устойчивость внимания

Старшая, подготовительная группы

4.

Исключение четвертого

М.М. Семаго

Обобщение

Старшая, подготовительная группы

5.

Классификация

Гольдштейн-Сахаров

Классификация

Старшая, подготовительная группы

6 .

Аналогии

М.М.Семаго

Анализ

Подготовительная группа

7.

Тест «Нахождение недостающих деталей»

Т.Д.Марцинковская

Образное мышление

Старшая группа

  1. Коррекционно-развивающая работа с детьми

Коррекционно – развивающая работа с детьми направлена на развитие речи, двигательной координации, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений и, как результата, повышение уровня интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий). Это достигается благодаря систематическому выполнению упражнений и заданий:

  1. Упражнения, стимулирующие оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
  2. Упражнения,  улучшающие  возможности  приема  и  переработки  информации  (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
  3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
  4. Задания, направленные на анализирование и синтезирование полученной информации, обучающие логически мыслить, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Задания на формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (работа двумя руками одновременно).
  1. Структура занятия:

Занятие включает в себя:

  • дыхательное упражнение;
  • самомассаж;
  • глазодвигательное упражнение;
  • упражнение на мелкую моторику (кинезиологическое упражнение для рук);
  • коррекционное телесное упражнение;
  • упражнение когнитивного тренинга. Упражнения даны в порядке усложнения.
  1. Перспективно-календарное планирование

Группа подготовительного возраста (6-8 лет)

Месяц

Содержание работы

Коррекционные движения тела, кинезиологические упражнения для

рук

Дыхательные упражнения

Самомассаж

Глазодвигательные упражнения

Когнитивный тренинг

Октябрь

Т/у «Слушай, выполняй»,

«Послушные пальчики»,

«Насос и надувная кукла»,

«Перекрестная

ходьба» (вариант) Упражнение с мячиками №5. К/у «Кулачки – ладошки» с усложнением,

«Блинчики» с усложнением,

«Яблочко и червячок» с усложнением,

«Капли».

«Ветер»,

«Подними, держи, дыши»,

Упражнения в положении лежа 1-2 (Бурлакина О.В.)

«Растирание ладоней»,

«Массируем ручки»,

«Снятие перчатки»,

«Обезьяна

расчесывается»

«Закроем глазки»,

«Моргание»,

«Удивись - прищурься»,

«Часы»

Упражнение №1 (Я.С.Ибадов, Д.Л.Катаманова «Прописи для гармоничного развития обоих полушарий мозга»)

«Зонтики», «Птицы» (Ж. Троицкая «Рисуем двумя

руками»), «Ёжики и грибы»

(нейрокарточки).

ВПФ:

«День рождения» (Е.Белозерова «Думаем и анализируем», с.8,9),

«Зоопарк», «Буквовоз» (А.Сунцова «Учимся быть внимательными», с. 7,10),

«Волшебные облака» (С.Корепанова «Играем и запоминаем», с. 7,8)

Ноябрь

Т/у «Зеркало»,

«Перекрестные движения». Упражнение с кубиками №1,2 с усложнением.

К/у «Горизонталь- ная восьмерка» с выдвинутым языком, «Ленивые восьмерки».

Упражнения в положении лежа 3-6

(Бурлакина О.В.)

«Мытье головы» (Вариант 1),

«Мытье головы» (Вариант 2)

«Забор»,

«Проследи путь»

«Пила», «Сыр» (Ж. Троицкая «Рисуем двумя руками»),

Упражнение №3, «Радуга» (Я.С.Ибадов, Д.Л.Катаманова «Прописи

для гармоничного развития

обоих полушарий мозга»), ВПФ:

«Зоркий взгляд» (А.Сунцова

«Учимся быть внимательными», с.12),

«Кто самый меткий» (Е.Белозерова «Думаем и анализируем», с.13),

«Фигурляндия»,

«Лабиринт» (С.Корепанова

«Играем и запоминаем», с.9,10, 11,12)

Декабрь

Т/у «Парад»,

«Прыжки на месте» с усложнением. Упражнение с кубиками №3,4 с усложнением.

К/у «Лесенка»

«Лезгинка» с высокой скоростью.

Упражнения в положении лежа 7-10 (Бурлакина

О.В.)

«Согревание ушек»,

«Слоник»

«Нарисуй ромбик

»,

«Велосипеды», «Маникюр» (Ж. Троицкая «Рисуем двумя руками»), Упражнение №5,

(Я.С.Ибадов,

Д.Л.Катаманова «Прописи для гармоничного развития обоих полушарий мозга»),

«Завитки» (нейрокарточка). ВПФ:

«Аналогии» (Е.Белозерова

«Думаем и анализируем», с.15),

«Мудрая бабочка»

(А.Сунцова

«Ориентируемся в пространстве», с.16),

«Подарок для мамы»,

«Новый год» (А.Сунцова

«Учимся быть внимательными», с.13,17)

«Проследи путь» с языком

Январь

Т/у «Крестики»,

«Робот», Упражнение с кубиками №5,6 с усложнением. К/у «Кулак— ребро—ладонь»,

«Два пальца».

Упражнения в положении стоя 1-4

(Бурлакина О.В.)

«Насос»,

«Козелок»

«Следи за восьмеркой»,

«Сближение - 2»

«Воздушные шарики» (Ж. Троицкая «Рисуем двумя руками»), Упражнения №7,

10, (Я.С.Ибадов, Д.Л.Катаманова «Прописи для гармоничного развития

обоих полушарий мозга»),

«Рога лося» (нейрокарточка). ВПФ:

«Багажное отделение» (А.Сунцова «Учимся быть внимательными», с.16),

«Три истории про находчивого мышонка», (Е.Белозерова «Думаем и анализируем», с.18).

«Волшебная палочка» (С.Корепанова «Играем и запоминаем», с.17), «Поход в магазин» (А.Сунцова

«Учимся быть внимательными», с.31)

Февраль

Т/у «Потянулись — сломались», «Узнай и нарисуй».

Упражнение с карандашами

№1 (правая рука),

«У тети Авдотьи четыре сына».

К/у «Дом – ёжик – замок»,

«Ухо – нос – хлопок».

Упражнения в положении стоя 5-8

(Бурлакина О.В.)

«Глазки отдыхают»,

«Веселые носики»

«Глаза смотрят, язык прячется»,

«Нарисуй восьмерку - 1»

«Фары» (Ж. Троицкая

«Рисуем двумя руками»), Упражнения №11, 12, 13 (Я.С.Ибадов, Д.Л.Катаманова «Прописи для гармоничного развития обоих полушарий мозга»).

ВПФ:

«Секретный ход»,

«Домики» (А.Сунцова

«Учимся быть внимательными», с.18, 19),

«Перепутанные сказки» (Е.Белозерова «Думаем и анализируем», с.26,27),

«Пары» (Е.Белозерова

«Думаем и анализируем», с.20).

Март

Т/у «Снеговик»,

«Мельница». Упражнение с карандашами

№1 (левая рука). К/у «Гусь-курица- петух»,

«Щелчки», «Пальцы

– лучики».

Упражнения в положении стоя 9-11

(Бурлакина О.В.)

«Рыбки»,

«Расслаблен- ное лицо»,

«Сова»

«Нарисуй восьмерку - 2»,

«Следи за контуром»

Упражнения №14, 15, 16 (Я.С.Ибадов, Д.Л.Катаманова «Прописи

для гармоничного развития обоих полушарий мозга»),

«Медузы» (нейрокарточка). ВПФ:

«Отличия» (А.Сунцова

«Учимся быть внимательными», с.20),

«Неправильные картинки»,

«Страна Наоборотия» (Е.Белозерова «Думаем и анализируем», с.22,30),

«Фотографы» (А.Сунцова

«Ориентируемся в пространстве», с.19).

Апрель

Т/у «Глаза и язык»,

«Рисуем ногами». Упражнение с карандашами

№1 (обе руки одновременно),

«Прыжки с

поворотом и без него».

К/у «Змейка», Солнышко – заборчик – камешки», «Орехи».

Упражнения сидя на стуле

1-4 (Бурлакина

О.В.)

«Лепим красивое лицо»,

«Поглажива- ние лица и головы»

«Нарисуй восьмерку - 3», «Стрелочник»,

«Слоник»

Упражнения № 17 18,

«Солнце», «Павлин» (Я.С.Ибадов, Д.Л.Катаманова «Прописи для гармоничного развития обоих полушарий мозга»). ВПФ:

«Космодром», «Бабушкина загадка» (А.Сунцова

«Учимся быть внимательными», с.15, 23),

«В поисках шпильки» (С.Корепанова «Играем и запоминаем», с.19,20),

«Космическое задание»

(А.Сунцова

«Ориентируемся в пространстве», с.30)

Май

Т/у «Цыганочка»,

«Парусник». Упражнение с карандашами

№2 (правая рука), Упражнение с карандашами

№2 (левая рука). К/у «Заяц – коза – вилка»,

«Флажок-рыбка- лодочка».

Упражнения сидя на стуле

5-8 (Бурлакина О.В.)

«Гибкая шея»,

«Свободные плечи»,

«Теплые ручки»

«Навигатор»,

«Квадрат»,

«Буратино»

«Футбольное поле» (Ж. Троицкая «Рисуем двумя руками»), «Бабочка»,

«Дерево», «Виноград» (Я.С.Ибадов, Д.Л.Катаманова «Прописи для гармоничного развития обоих полушарий мозга»). ВПФ:

«Карнавал», «Укрась наряды фей» (А.Сунцова

«Учимся быть внимательными», с.28, 29),

«Карта сокровищ» (С.Корепанова «Играем и запоминаем», с.23,24),

«Такой разнообразный мир» (Е.Белозерова

«Думаем и анализируем», с.32)

2.3. Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями направлено на повышение их педагогической культуры. Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:

  • выработка у педагога уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
  • вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс;
  • внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни группы;
  • создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

Работа по взаимодействию с семьей включает следующие направления:

  • аналитическое  -  изучение  семьи,  выяснение  образовательных  потребностей  ребёнка  и предпочтений родителей для согласования развивающего воздействия на ребенка;
  • коммуникативно - деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию познавательной и двигательной сферы ребенка;
  • информационное - создание открытого информационного пространства (сайт ДОО, форум, группы в социальных сетях и др.).

Основные формы взаимодействия с семьей

Информационно-аналитические

анкетирование, опрос

Наглядно-информационные

информационные стенды, папки-передвижки

Познавательные

родительские собрания, консультации, мастер-классы

Досуговые

праздники, досуговые мероприятия

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Оборудование и материалы
  • Нейрокарточки «Работаем двумя руками»;
  • Белозерова Е. «Рабочие нейротетради «Думаем и анализируем»;
  • Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. «Прописи для гармоничного развития обоих полушарий мозга»;
  • Корепанова С. «Рабочие нейротетради «Играем и запоминаем»;
  • Сунцова А. «Рабочие нейротетради «Учимся быть внимательными»;
  • Троицкая Ж. «Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками»;
  • карандаши (простые, цветные);
  • игрушки для дыхательных упражнений;
  • мячики, кубики.
  1. Перечень игр и упражнений

  1. Кинезиологические упражнения (упражнения основаны на переходе из одной позиции в другую)

«Кулачки – ладошки», «Кулачки – ладошки в воздухе», «Ходилки», «Колечко», «Кулак – кольцо»,

«Кастрюлька – крышечка», «Лайк – кольцо», «Зайчик – кольцо», «Лесенка», «Два пальца»,

«Яблочко и червячок», «Блинчики», «Домик», «Лезгинка», «Капли», «Фонарики», «Кулак— ребро—ладонь», «Дом – ёжик – замок», «Гусь-курица-петух», «Солнышко – заборчик – камешки», «Ухо – нос – хлопок», «Заяц – коза – вилка», «Флажок-рыбка-лодочка», «Ленивые восьмерки», «Горизонтальная восьмерка», «Горизонтальная восьмерка» с выдвинутым языком,

«Цепочка», «Змейка», «Орехи», «Щелчки», «Пальцы – лучики»

  1. Коррекционные движения тела

«Силач», «Весы», «Велосипед», «Зоопарк», «Парусник», «Насос и надувная кукла», «Потянулись

—  сломались»,  «Перекрестные  движения»,  «Качание  головой»,  «Ухо—нос»,  «Ножницы»,

«Колено – локоть», «Перекрестная ходьба», «Ёжик», «Прыжки на месте», «Парад», «Прыжки с поворотом и без него», «Мельница», «Робот», «У тети Авдотьи четыре сына», «Зеркало»,

«Рисуем  ногами»,  «Яйцо»,  «Глаза  и  язык»,  «Симметричные  рисунки»,  «Хлопки»,  «Узнай  и нарисуй»,  «Послушные  пальчики»,  «Клад»,  «Снеговик»,  «Рожицы»,  «Слушай,  выполняй»,

«Послушные        руки»,   «Крестик»,        «Равновесие»,        «Цыганочка»,        Упражнения        с   мячиками, Упражнения с кубиками, Упражнения с карандашами.

  1. Самомассаж

«Растирание ладоней», «Браслетик», «Снятие перчатки», «Догонялки», «Конкурс причесок»,

«Мытье  головы»,  «Обезьяна  расчесывается»,  «Согревание  ушек»,  «С  днем  рождения»,

«Возьмем   силы   от   земли»,   «Чебурашка»,   «Слоник»,   «Наушники»,   «Насос»,   «Козелок»,

«Растираем ушки», «Глазки отдыхают», «Веселые носики», «Покусывание и почесывание»,

«Рыбки»,  «Расслабленное  лицо»,  «Лепим  красивое  лицо»,  «Поглаживание  лица  и  головы»,

«Гибкая шея», «Свободные плечи», «Сова», «Теплые ручки», «Массируем ручки».

  1. Глазодвигательные упражнения:

«Закроем глазки», «Ворота», «Моргание», «Погреем глазки», «Часы», «Удивись - прищурься»,

«Вращаем глазками», «Проворные глазки», «Взгляд влево вверх», «Повороты глаз», «Волшебная палочка», «Забор», «Близко –далеко», «Следи за карандашом», «Проследи путь», «Следи глазами», «Нарисуй ромбик», «Сближение - 1», «Сближение - 2», «Проследи путь» с языком,

«В  разные  стороны»,  «Следи  за  восьмеркой»,  «Глаза  смотрят,  язык  прячется»,  «Круг»,

«Нарисуй крест», «Нарисуй восьмерку - 1», «Нарисуй восьмерку - 2», «Нарисуй восьмерку - 3»,

«Стрелочник»,  «Следи  за  контуром»,     «Глаз  –  путешественник»,  «Глазки  по  кругу»,

«Навигатор», «Слоник», «Буратино», «Квадрат».

  1. Дыхательные упражнения:

«Качели»,        «Дышим        носом»,        «Воздушный        шарик»,        «Свеча»,        «Именинный        пирог»,

«Ароматный  цветок»,  «Одна  ноздря»,  «Один  к  двум»,  «Дышим  под  счет»,  «Пожмём плечами», «Слушай хлопки и дыши», «Слушай слова и дыши», «Подними, держи, дыши»,

«Вверх-вниз», «Дуга», «Задержи дыхание», «Лайк вверх - вниз», «Ладонь вверх - вниз»,

«Нижний полукруг», «Насос», «Руки вверх», «Руки к груди».

3.3. Список литературы.

  1. Белозерова Е. Рабочие нейротетради «Думаем и анализируем». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.
  2. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. Сп-б, «Детство – Пресс», 2012.
  3. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - М., Ставрополь, «Илекса», «Сервис школа», 2001.
  4. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармоничного развития обоих полушарий мозга. - Симферополь, 2013.
  5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис- пресс, 2015.

6.Корепанова С. Рабочие нейротетради «Играем и запоминаем». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.

  1. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.
  2. Сунцова  А.  Рабочие  нейротетради  «Учимся  быть  внимательными».  -  Ростов-на-Дону:

«Феникс», 2019.

  1. Троицкая Ж. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками». - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2019.
  2. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.

Шкала оценки психомоторного развития Н. И. Озерецкого

Тест 1


Приложение 1

Задание №1. Стояние в течение 10 секунд на пальцах ног (на цыпочках) с открытыми

глазами. Ребенок приподнимается на пальцах ног (становятся на цыпочки), руки вытянуты по

швам. Ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты.

Тест читается невыполненным, если ребенок сошел с первоначальной позиции, прикоснулся пятками к полу. Шатание. Балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног не считаются неудачей, но обязательно должны быть отмечены в протоколе знаком минус. При неудаче допускается повторение теста, но не более трех раз.

Задание №2. Ребенку дают квадратный листок (размером 5х5 см) папиросной бумаги и предлагают максимально быстро при помощи пальцев правой руки скатать его в шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается при положении руки на весу.

После 15-секундного перерыва предлагают скатать шарик другой рукой.

Тест ограничен по времени: не более 15 секунд для правой руки, не более 20 секунд –для левой. (Для левшей цифры обратные.)

Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики будут недостаточно компактно свернуты. Тест оценивается баллом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 0,5 балла; в протоколе не указывается, какой рукой выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более двух раз для каждой руки.

Задание №3. Ребенка сажают за стол. Напротив кладется раскрытая спичечная коробка (на расстоянии, удобном для того, чтобы ее можно было легко достать полусогнутой в локте рукой). Справа и слева по бокам коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположено тесно вряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. Ребенку предлагают по звуковому сигналу начать укладывание спичек в коробку, для чего он должен большим и указательными пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенке коробки. В течение 20 секунд с каждой стороны должно быть уложено не менее чем 5 спичек; если уложено меньшее, хотя и одинаковое с обеих сторон, количество спичек, рекомендуется повторить тест; вторичное аналогичное выполнение задания расценивается минусом.

Тест  2

Задание №1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 секунд (попеременно на правой и левой ногах). Поднятая нога должна быть согнута под прямым углом в коленном суставе; поднятое бедро  –  параллельно  другому. Слегка отведено, руки вытянуты  по швам. При опускании поднятой ноги необходимо предложить ребенку немедленно выровнять ногу до прямого угла. После 30 секунд перерыва то же самое испытание проделывается для другой ноги.

Тест  считается  невыполненным,  если  ребенок  после  троекратного  напоминания  все  же опустил поднятую ногу; если ребенок хотя бы один раз коснулся пола поднятой ногой, сошел

с места, подпрыгивал, поднимался на пальцах ноги, балансировал. Полный балл ставиться за выполнение задания для обеих ног; при неустойчивости на одной ноге ставиться 0,5 балла; в протоколе отмечается, какая нога была более устойчивой. При неудаче допускается повторение теста, но не более двух раз для каждой ноги.

Задание №2. Начертание вертикальных линий. Ребенка сажают за стол и кладут перед ним лист белой линованной по одной линейке бумаги. В правую руку, лежащую совершенно свободно (опирается на локоть), ребенок берет карандаш. По звуковому сигналу он должен начать с наибольшей быстротой чертить карандашом между двумя линейками вертикальные линии. Промежутки между двумя вертикальными линиями могут быть неодинаковыми, но они не должны выходить за пределы двух смежных горизонтальных линий. По истечении 10 секунд дается звуковой сигнал о прекращении работы. После 30-секундного перерыва то же самое ребенок делает левой рукой.

Тест считается невыполненным, если испытуемый в течение 15 секунд начертил меньше 20 линий правой рукой и меньше 12 – левой. (Для левшей – цифры обратные). Линии, выходящие за горизонтальные линейки или не доходящие до них больше чем на 3 мм, не подсчитываются. Тест оценивается 1 баллом, если задание выполнено для обеих конечностей; при выполнении задания для одной руки ставится 0,5 балла. В протоколе указывается, для какой руки выполнено задание, а также отмечаются изменения скорости

начертания. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки.

Задание №3. Проба на пальцевый гнозис и праксис

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизводить различные позы пальцев:

все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед. 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак. указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак.

2-й, 3-й пальцы расположены в виде буквы Х

2-й, 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак 2-й, 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак.

2-й, 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы V, а 1-й, 4-й, 5-й собраны в кулак («зайчик»).

1-й, 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены. Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:

  • поза не выполнена – 1 балл;
  • поза воспроизведена неточно – 0,5 балла
  • замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) – 1 балл;
  • поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 секунд – 2 балла;
  • поиск нужных движений продолжается более 30 секунд – 3 балла.

Выполнение этого теста в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела».

Оценка результатов

Испытуемый должен выполнить все задачи своего возраста; результат  выполнения теста

оценивается 1 баллом (правильное исполнение), 0 баллов  (неправильное выполнение), за

исключением тех тестов, в которых задание касается верхних или нижних конечностей, где

полный балл ставится только в тех случаях, если испытуемый выполнил задание для обеих конечностей. В случаях, когда задание выполнено частично (одна правая или одна левая конечность), ставится 0,5 балла.

Все полученные баллы суммируются. Подводится итог диагностики.

Регистрация результатов обследования осуществляется по схеме:

Фамилия и имя испытуемого Возраст

Дата исследования Диагноз

Ф.И.О. исследователя

Тесты для возраста

Номер теста

Отметки исследователя

Результат выполнения теста

Приложение 2

Критерии оценки развития познавательных процессов.

Высокий уровень:

Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями.

Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

Владеет     навыками     сотрудничества,     умеет     работать     в     паре     и     микрогруппе.

Средний уровень:

Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень:

Ребенок не владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов. Не объединяет предметы в группы. Не справляется с делением целого на части и наоборот. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет низкий словарный запас. Плохо ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Ребенок невнимателен, ненаблюдателен, не усидчив. Плохо работает в паре и в микрогруппах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»

Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...