Сказкотерапия как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников.
консультация

Дьякова Татьяна Васильевна

 В данной статье рассматривается влияние сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Эмоциональный интеллект играет ключевую роль в формировании социально адаптированной личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Сказкотерапия, как метод психолого-педагогической коррекции, предлагает уникальные возможности для обучения детей осознанию, пониманию и управлению своими эмоциями. Через сказки дети знакомятся с широким спектром человеческих чувств, учатся эмпатии, саморегуляции и сотрудничеству. В статье анализируется механизмы воздействия сказкотерапии на эмоциональное развитие детей, приводятся примеры конкретных сказок и предлагаются практические рекомендации по использованию этого метода в образовательной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников

Дошкольный возраст – это период активного познания окружающего мира, формирования личности и социализации ребенка. Ключевую роль в успешной социализации и личностном росте играет развитие эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также правильно интерпретировать и реагировать на эмоции других людей.

У дошкольников эмоциональный интеллект находится на этапе становления, и именно в этот период важно создать благоприятные условия для его развития, ведь способность понимать и контролировать свои эмоции помогает детям налаживать дружеские отношения, разрешать конфликты и адаптироваться к новым ситуациям. Ребенок с высоким уровнем эмоционального интеллекта легче находит общий язык с другими детьми, учится сочувствию и уважению к чувствам окружающих.

Дети, обладающие развитым эмоциональным интеллектом, реже испытывают тревогу и депрессию. Они лучше справляются с негативными эмоциями, такими как гнев, страх и печаль, что способствует поддержанию внутреннего равновесия и гармонии.

Исследования показывают, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта чаще достигают успеха в учебе. Они способны концентрироваться на заданиях, несмотря на возможные отвлекающие факторы, и лучше адаптируются к учебному процессу.

Кроме того, эмоциональный интеллект способствует формированию уверенности в себе, самоконтроля и ответственности. Дети, понимающие свои эмоции, легче принимают решения и ставят перед собой цели, что ведет к их личностному росту.

Одним из эффективных методов, направленных на развитие эмоционального интеллекта у детей, является сказкотерапия – самый доступный, самый детский метод психологии, и конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки передавали своим детям знания о мире, моральных нормах и ценностях через истории о героях, животных и волшебных существах. Сегодня сказки продолжают играть важную роль в жизни детей, помогая им справляться с трудностями и находить ответы на волнующие вопросы. Сказкотерапия активно используется в современной психологии для работы с детьми, так как этот метод позволяет мягко воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, помогает справиться с внутренними конфликтами, преодолеть страх и тревогу, способствует формированию важных социальных навыков, развитию воображения, творческих способностей ребенка и его эмоционального интеллекта. 

Сказкотерапия включает в себя чтение, рассказывание и анализ сказок, а также создание собственных историй.

Основными аспектами влияния сказкотерапии на эмоциональный интеллект являются:

  1. Распознавание и называние эмоций. Сказки содержат широкий спектр эмоций, которые испытывают главные герои. Знакомясь с такими эмоциями, как радость, грусть, страх, удивление, злость и многие другие, проживая их вместе с персонажами, дети учатся распознавать эти эмоции в себе и других людях. Это важный шаг на пути к осознанию своих внутренних состояний и пониманию причин, по которым люди ведут себя определенным образом. Для этого после прочтения сказки дети обсуждают вопросы «Какое чувство испытывал герой», «Почему герой поступил так?».
  2. Развитие эмпатии. Сказки предлагают детям уникальный опыт сопереживания героям, что помогает развивать эмпатические способности. Эмпатия – это основа эмоционального интеллекта, которая помогает ребенку строить здоровые взаимоотношения с окружающими. Когда ребенок видит, как персонаж испытывает боль, разочарование или радость, он начинает лучше понимать чувства других людей и учится реагировать на них с сочувствием и поддержкой. Например, сказка «Гадкий утенок» помогает детям понять, что внешность не определяет сущность человека, и учит сочувствию к тем, кто отличается от остальных. Дети учатся сопереживать главному герою, который подвергается насмешкам и унижению, что развивает эмпатию.

3. Управление эмоциями. Сказки демонстрируют детям, как герои справляются с трудными ситуациями и эмоциями. Например, сказки могут показывать, как персонажи используют стратегии успокоения, когда они злятся, или как они проявляют терпение и настойчивость в сложных обстоятельствах. Дети учатся применять эти стратегии в своей жизни, что помогает им справляться с собственными эмоциями и находить конструктивные способы их выражения, что является неотъемлемой частью эмоционального интеллекта.

4. Речевые навыки. Рассказывание и обсуждение сказок помогает детям расширить словарный запас, связанный с эмоциями. Это способствует более точному описанию своих чувств и пониманию чужих.

5. Формирование позитивного мировосприятия. Большинство сказок заканчивается счастливым финалом, где добро побеждает зло. Это помогает детям верить в справедливость, способствует формированию оптимистичного взгляда на жизнь и умению находить выход из трудных ситуаций.

6. Социализация и взаимодействие. Сказки играют важную роль в обучении детей социальным нормам и правилам поведения. Через сказки дети узнают о важности дружбы, взаимопомощи, честности и уважения к другим. Эти истории формируют у детей представления о том, как нужно вести себя в обществе, как строить дружеские отношения и разрешать конфликты.

Детская сказкотерапия обладает уникальными возможностями. Разнообразные методы и приёмы позволяют варьировать задания по уровню сложности в зависимости от возраста и детских проблем. Уже с двух лет можно использовать простые сказки. Например, известная всем с самого детства сказка «Репка». Несмотря на свою простоту, она может использоваться как инструмент сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта у детей. Рассмотрим основные аспекты этой сказки с точки зрения ее терапевтического воздействия.

Сюжет сказки подчеркивает значимость сотрудничества и взаимопомощи. Для детей это хороший урок того, как важно работать сообща и поддерживать друг друга в трудных ситуациях. Дети учатся тому, что вместе можно решить любую проблему; развивается командный дух и готовность помогать другим. Все участники процесса сталкиваются с трудностями, но не сдаются и продолжают стараться. Этот момент учит детей тому, что трудности можно преодолеть, если проявить настойчивость и упорство; развивается уверенность в собственных силах и способность преодолевать преграды.

Финал сказки символизирует достижение цели и получение награды за приложенные усилия. Это учит детей тому, что труд и усердие приводят к положительным результатам и вызывают чувство гордости и удовлетворения.

Сказка «Репка» также акцентирует внимание на семейных ценностях. Все члены семьи участвуют в общем деле, поддерживают друг друга и действуют как единое целое. Это помогает детям понять важность крепких семейных связей и взаимной поддержки.

Для использования сказки в качестве инструмента сказкотерапии можно предложить следующие действия:

1. Обсуждение сюжета – после прочтения сказки попросите детей рассказать, что именно им понравилось или запомнилось. Обсудите, как каждый персонаж внес свой вклад в общий успех.

2. Ролевая игра – можно предложить детям разыграть сценку из сказки, распределив между ними роли персонажей. Это поможет не только понять, но и передать эмоции героев.

3. Рисование – дети могут нарисовать персонажа, испытывающего ту или иную эмоцию или отдельные моменты сказки, которые им запомнились. Это позволит выразить свои мысли и чувства через творчество.

4. Анализ эмоций – обсуждение с детьми, какие эмоции испытывали персонажи на разных этапах сказки поможет дошкольникам лучше понять и распознавать свои эмоции и эмоции других людей.

Сказкотерапия может использоваться как при индивидуальной работе для решения конкретной проблемы, так и во время групповых занятий, где дети вместе создают сказки, распределяют роли и разыгрывают сценки. Такие занятия способствуют развитию коммуникативных навыков у детей. Они учатся слушать друг друга, проявлять инициативу и развивать лидерские качества, делиться своими мыслями и идеями, сотрудничать в процессе создания и разыгрывания сказок. Это помогает подготовить их к школьной жизни, где взаимодействие с одноклассниками будет играть ключевую роль.

Таким образом, сказкотерапия является мощным инструментом в арсенале детских психологов и педагогов для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Через сказки дети учатся осознавать, понимать и управлять своими эмоциями, развивают эмпатию и навыки социального взаимодействия. Интеграция сказкотерапии в образовательный процесс помогает создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка и подготовки его к успешной взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами изобразительного искусства.

С каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми, не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выр...

Методическая разработка «Мультипликационные фильмы, как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников».

В моей деятельности появились мультфильмы, которые помогают дошкольникам осознать свои чувства и эмоции, тем самым способствуют развитию гармоничной личности....

Сказка как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников

    Уважаемые коллеги, делюсь с вами как сказка помогает в развитии эмоционального интеллекта ребенка....

Сказкотерапия как эффективное средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников

На современном этапе развития дошкольного образования актуальным является вопрос о развитии эмоционального интеллекта, явления, объединяющего в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собст...

Самообразование «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников среднего возраста»

Самообразование "Театральная деятельность, как средство развития эмоционального интеллекта дошкольников среднего возраста"...