дополнительная общеразвивающая ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА физкультурно-оздоровительной направленности «Детский фитнес» Возраст воспитанников: 5-7 лет Срок реализации программы: 3 года
рабочая программа (старшая группа)
дополнительная общеразвивающая
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-оздоровительной направленности
«Детский фитнес»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации программы: 3 года
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 165.03 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Актуальностьпрограммы 3
- Цельизадачипрограммы 4
- Характеристики,значимыедляреализациипрограммы,возрастныеособенностидетей 6
- Планируемыерезультатыосвоениядетьмипрограммы«Детскийфитнес» 9
- Системаоценкирезультатовосвоенияпрограммы 11
- Техническоеоснащениезанятий 12
- Учебно–тематическийпланпервогогодаобучения 13
- Учебно–тематическийплан второгогодаобучения 13
- Учебно–тематическийплан третьегогодаобучения 14
- Содержаниепрограммыпервогогодаобучения 14
- Содержаниепрограммывторогогодаобучения 16
- Содержаниепрограммытретьегогодаобучения 18
- Оценкауровняфизическойподготовленностидетей 23
- Фитнес-тестирование 24
- Оценкаразвитиямузыкально-ритмическихспособностейисценическойкультуры 26
Приложение1.Диагностикауровняосвоенияпрограммы 30
Приложение2.Мониторингрезультатовосвоенияпрограммы 31
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Актуальностьпрограммы
Детскийфитнес–хорошопродуманнаядетскаяфизкультура:общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Этозанятияподспециальноподобраннуюмузыкусиспользованиемразнообразного спортивного инвентаря, которые укрепляют мышцы ребенка,повышаютспособностьориентироватьсявпространстве,развиваюткоординацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность,внимание и быстроту реакции. На занятиях по фитнес-тренировке рациональносочетаются разные виды и формы двигательной деятельности, самое главное –вызватьудетейинтерес квыполнениюупражнений.
Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время сталаочень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые,активныеличности.Негативноевлияниенаорганизмребенкаразличныхфакторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья,снижениюумственнойи физическойактивности.
Правильноефизическоевоспитаниедетейукрепляетизакаливаеторганизм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторовокружающейсреды,являетсянаиболееэффективнымсредствомнеспецифической профилактики и важнейшим стимулятором роста и развитиядетей.Двигательныеуменияразвиваютсявосновныхвидахдвижений,ккоторымотноситсяходьба,бег,прыжки,лазание,метание.Двигательныенавыки имеют большое значение не только для физической подготовки, но идляосуществленияразличныхвидовдеятельности(лепкатанцы,занятиямузыкойматематикой)Человек,двигательныенавыкикоторогоразвитынедостаточно,вряд,лисумеетполностьюреализоватьсвоижеланииистремления.
Мызнаем,кактруднозаставитьребенкацеленаправленнозаниматьсяфизическимиупражнениями.Емудолжнобытьинтересноэтоделатьнепотому,что«надо»и«полезно»,апотому,чтоемуэтонравится.Фитнес-занятиянравятсядетям,ведьвеселыестихиимузыка,сопровождающиеих,способствуютэмоциональномуподъему.Детисудовольствиемвыполняютпредложенные упражнения,дажесложные итрудные.
Такимобразом,решаютсяоздоровительныезадачифизическоговоспитания,осуществляетсяиндивидуально-дифференцированныйподход,учитываютсяпсихическиеособенностидетей.
Образовательнаяпрограммаявляетсямодифицированнойисоставленасогласно принципам педагогической целесообразности перехода от простого кболеесложному.
Занятияпопрограмме«Детскийфитнес»создаютнеобходимыйдвигательныйрежимиположительный психологическийнастрой.
Цельизадачипрограммы
Цель:
Укреплениездоровьядетейдошкольноговозрастасредствамифизическихупражнений,созданиеблагоприятныхусловийдляличностногоразвития,творческойактивностичерезприобщениекфизическойкультуре,формированиеосновздоровогообразажизни.
Задачи:
Образовательные:
- годобучения:
- знакомитьсэлементарнымизнаниями пофизическомувоспитанию;
- формироватьжизненнонеобходимыеуменияинавыки;
- заботитьсяоформированииосанкидетей,укреплениимыщцстоп,атакжемышцкистейипальцеврук.
- годобучения:
- обучитьнеобходимымзнаниямпофизическомувоспитанию;
- анализировать и оценивать последовательность и качество своихдействий;
- закреплять приобретенные детьми ранее двигательные навыки иумения;
- продолжатьформироватьнавыкправильнойосанки;
- изучить комплексы общеразвивающих упражнений,упражнений на тренажерахибольшихортопедическихмячах.
- годобучения:
- обучитьнеобходимымзнаниямпофизическомувоспитанию;
- формироватьжизненнонеобходимыеуменияинавыки;
- ознакомитьсправиламисамоконтролясвоегосостоянияздоровьяназанятиях и дома;
- сформироватьнавыкправильнойосанки;
- обучитьнавыкамдиафрагмально-релаксационногодыхания;
- изучить комплексы общеразвивающих упражнений, упражненийнатренажерахибольшихортопедическихмячах.
Развивающие:
- годобучения:
- развивать и совершенствовать основные физические качества,двигательныеумения инавыки;
- способствоватьразвитиюмелкоймоторики,правильногодыхания;
- способствовать развитию координированности движений, ихэкономичностии ритмичности.
- годобучения:
- развивать и совершенствовать основные физические качества,двигательныеумения инавыки;
- способствоватьразвитиюмелкоймоторики,правильнойречи,дикции,правильногодыхания;
- развиватьинтерескфизической культуреиспорту.
- годобучения:
- развивать и совершенствовать основные физические качества,двигательныеумения и навыки;
- способствоватьразвитиюмелкоймоторики,правильнойречи,дикции,правильного дыхания;
- развиватьинтерескфизическойкультуреиспорту.
Воспитательные:
- годобучения:
- воспитыватьдружескиевзаимоотношениямеждудетьми;
- воспитыватьморально-волевыекачества;
- развиватьпознавательныйинтересирасширятькругозор.
- годобучения:
- воспитыватьфизическиекачества;
- воспитыватьморально-волевыекачества.
- годобучения:
- воспитыватьфизическиекачества;
- воспитыватьморально-волевыекачества.
Оздоровительные:
- годобучения:
- охранаиукреплениездоровьядетей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни снижениезаболеваемости.
- годобучения:
- повышениефункциональногоуровняоргановисистеморганизмапутемоптимальныхфизическихнагрузок;
- повышениефизическойиумственнойработоспособности;
- снижениезаболеваемости.
- годобучения:
- повышениефункциональногоуровняоргановисистем
- организмапутемоптимальныхфизическихнагрузок;
- осуществлениекоррекцииимеющихсяфункциональныхнарушенийопорно-двигательногоаппарата,зрения,нервной,сердечно-сосудистой,дыхательнойидругихсистеморганизма;
- повышениефизическойиумственнойработоспособности;
- снижениезаболеваемости.
Характеристики, значимые для реализации программы,возрастныеособенности детей
ГруппаI (5лет):
Ввозрасте4-5летудетейпроисходитдальнейшееизменениеисовершенствование структур и функций систем организма. Темп физическогоразвитияостается такимже,как ивпредыдущийгоджизниребенка.
Прибавка в росте за год составляет 5-7 см, массы тела – 1,5-2 кг. Рост(средний)мальчиков в 4года –100,3 см, 5лет – 107,5 см. Рост (средний)девочек 4 года – 99,7 см, 5 лет – 106,1 см. Масса тела (средняя) мальчиков идевочекравнав4года15,9кги15,4кг,авпять–17,8кги17,5кгсоответственно.
Опорно-двигательныйаппарат.Всвязисособенностямиразвитиястроенияскелетадетям4–5летнерекомендуетсяпредлагатьнафизкультурныхзанятияхивсвободнойдеятельностисиловыеупражнения.Необходимотакжеследитьзаправильностьюпринимаемых детьмипоз.
Силакистиправойрукиот4до5летувеличиваетсявследующихпределах: умальчиков–от5,9до10 кг,удевочек –от4,8–8,3 кг.
Органы дыхания. К 5 годам брюшной тип дыхания начинает заменятьсягрудным.Этосвязаносизменениемобъемагруднойклетки.Несколькоувеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900-1000 см в кубе),причем у мальчиков она больше, чем у девочек. К 4 – 5 годам увеличиваетсяподвижностьгруднойклетки,болеечастые,чемувзрослого,дыхательныедвижения.
Сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений в минутуколеблетсяуребенка4-5летот87до112,ачастотадыханияот19до29.
Регуляция сердечнойдеятельностик пятигодам окончательноещенесформирована.Вэтомвозрастеритмсокращенийсердцалегко нарушается,поэтомуприфизическойнагрузкесердечнаямышцабыстроутомляется.Ореакцииорганизманафизическуюнагрузкусудятповнешнимпризнакамутомления:отвлекаемость,общаяслабость,одышка,побледнениеилипокраснениелица инарушение координациидвижений.
Высшая нервная деятельность. К 4 – 5 годам у ребенка возрастает силанервныхпроцессов.Особеннохарактернодлядетейданноговозрастасовершенствованиемежализаторныхсвязейимеханизмоввзаимодействиесигнальных систем. Малышам трудно сопровождать словами игровые действияили воспринимать указания, объяснения воспитателя в процессе выполнениягимнастическихупражнения,рисования,конструированияидажеодевания.
Напятомгодужизни,особеннокконцугода,развиваетсямеханизмсопоставлениясловссоответствующимиимраздражителямипервойсигнальнойсистемы.Повышаетсясамостоятельностьдействий,
умозаключений.Однаконервныепроцессыуребенкаещедалекиотсовершенства.Преобладаетпроцессвозбуждения.Так,принарушениипривычныхусловийжизни,утомленииэтопроявляетсявбурныхэмоциональныхреакциях,несоблюдениеправилповедения.
Вместестемименнокпятигодамусиливаетсяэффективностьпедагогическоговоздействия,направленногонаконцентрациюнервныхпроцессов.Поэтомуназанятияхивбытуследуетпредлагатьупражнения,совершенствующиереакцииребенканакакой-либосигнал:вовремяостановиться,изменить направлениеили темпдвиженияит.д.
ГруппаII (6лет):
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник болеесовершенноовладеваетразличнымивидамидвижений.Телоприобретаетзаметную устойчивость.
Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшиерасстояния.
Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые имнадовыполнить.Унихобычноотсутствуютлишниедвижения,которыенаблюдаютсяудетей3-5лет.Впериодс5до6летребенокпостепенноначинаетадекватнооцениватьрезультатысвоегоучастиявиграхсоревновательногохарактера.Удовлетворениеполученнымрезультатомк6годамначинаетдоставлятьребенкурадость,способствуетэмоциональномублагополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший,ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков идевочек(умальчиков-болеепрерывистые,удевочек–мягкие,плавные).
К6годамсовершенствуетсяразвитиемелкоймоторикипальцеврук.Некоторыедетимогутпродетьшнуроквботинокизавязатьбантиком.Встаршемвозрастепродолжаютсовершенствоватьсякультурно-гигиеническиенавыки:умеетодетьсявсоответствиисусловиямипогоды,выполняетосновные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляетнавыкисамостоятельности.
Полезныепривычкиспособствуютусвоениюосновздоровогообразажизни.
ГруппаIII(7лет):
Возрастнойпериодот5до7летназываютсяпериодом«первоговытяжения»; за один год ребенок может вырасти до 7 - 10 см. Средний рост в 5лет составляет 106-107 см, а масса тела -17-18 кг. На протяжении шестого годажизнисредняя прибавкамассы тела вмесяц–200г,а роста– 0,5см.
Опорно-двигательныйаппарат. Развитиеопорно-двигательнойсистемы(скелет,суставно-связочныйаппарат,мускулатура)ребенкак5-6годамещене
завершено.Каждаяиз206костейпродолжаетменятьсяпоразмеру, форме,строению,причемуразныхкостей фазыразвитиянеодинаковы.
Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет ик 6 годам не окончено, что необходимо учитывать при проведении занятий пофизическойкультуре.
Позвоночныйстолбребенка5-7летчувствителенкдеформирующимвоздействиям.Скелетнаямускулатурахарактеризируетсяслабымразвитиемсухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, при неблагоприятныхусловиях осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислыйживот,плоскостопие,умальчиковможетобразоватьсягрыжа.
Удетей5-7летнаблюдаетсянезавершенностьстопы.Всвязисэтимнеобходимопредупреждатьпоявлениеудетейплоскостопия,причинойкоторого могут стать обувь большого, чем нужно, размера, излишняя массатела,перенесенныезаболевания.
В развитии мышц выделяют несколько этапов, среди которых - возраст 6лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища иконечностей,нопо-прежнемуслабы мелкиемышцы,особеннокистейрук.
Основнойпроявлениядвигательнойдеятельностиявляетсяразвитиеустойчивогоравновесия.Онозависитотстепенивзаимодействияпроприоцептивных,вестибулярныхидругихрефлексов,атакжеотмассытелаи площади опоры. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеютнекоторыепреимуществоперед мальчиками.
Органы дыхания. Жизненная емкость легких в среднем составляет 110-1200 кубических см, но она зависит и от многих факторов: длины тела, типадыханияидр.Максимальнаявентиляциялегкихкшестигодамсоставляетпримерно дц в кубе воздуха в минуту. Число дыханий в минуту в среднем – 25.При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2-7 раз, априбеге– ещебольше.
Потребностьвдвигательнойактивностиумногихребятнастольковелика,чтоврачиифизиологипериодот 5до7лет называют«возрастомдвигательнойрасточительности».
Сердечнососудистаясистема.Развитиесердечнососудистойидыхательной систем. К пяти годам размеры сердца у ребенка увеличиваются в 4раза.Интенсивноформируетсяисердечнаядеятельность,нопроцесспродолжаетсянапротяжении всегодошкольноговозраста.
В первые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен.Средняя его частота к 6-7 годам составляет 92-95 ударов в минуту. К 7-8 годамразвитиенервногоаппарата,регулирующегосердечнуюдеятельность,восновномзаканчивается,иработасердца становится болееритмичной.
Высшая нервная деятельность. Развитие центральной нервной системыхарактеризуетсяускореннымформированиемморфофизиологических
признаков.Так,поверхностьмозгашестилетнегоребенкасоставляетужеболее
90процентовразмеракорыголовногомозгавзрослогочеловека.Бурноразвиваются лобные доли мозга; дети осознают последовательность событий,понимаютсложныеобобщения.
В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение иособенноторможение,инескольколегчеформируютсявсевидыусловноготорможения.
У детей 5-6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическуюоснову навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройкаихзатруднена,чтосвидетельствуетонедостаточнойподвижностинервныхпроцессов.
Срокреализациипрограммы:3года.
Формыорганизациизанятий:групповые,поподгруппам,индивидуальные.
Видызанятий:занятиямогутбытьтеоретическими,практическими,комбинированными.Комбинированнаяформазанятийиспользуетсячащевсего. Она включает в себя теоретическую часть (беседа, инструктаж, просмотриллюстраций) и практическую часть (освоение приемов, отработка навыков,тренировка,игры, эстафеты,самостоятельная работа).
Режимзанятий:занятияосуществляется два раза в неделю во второй половине дня по одному академическому часу.Общаяпродолжительность– 72 часазаучебныйгод.
Планируемые результаты освоения детьми программы
«Детскийфитнес»
РезультатыосвоенияПрограммыпредставленыввидецелевыхориентиров, которые базируются на ФОП ДО и задачах данной Программы. Врезультате освоения данной программы происходит формирование у ребенкапотребностиксистематическимзанятиямфизическойкультурой,ксоблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется установка наосвоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурноеразвитиевусловияхфизическойактивности,направленнойнафизическоесовершенствование.
КцелевымориентирамдошкольногообразованиявсоответствиисПрограммой «Детский фитнес» относятся следующие социально-нормативныехарактеристикивозможныхдостиженийребенка:
- Ребенок овладеет разнообразными двигательными умениями инавыками;
- Ребенокприобрететнавыкисамоконтролязасостояниемздоровья;
- Ребенокприобрететнеобходимыегигиеническиенавыки;
- Ребенокразовьетфизическиеипсихомоторныенавыки;
- Ребенокукрепитздоровье;
- Ребенокнаучитсятворческомусамовыражениюпосредствомдвигательныхдействий;
- Ребенокразовьетхудожественно-эстетическийвкус,воображениеифантазию;
- Ребенокнаучитсякрасиво,грациознодвигаться.
Результатомосвоенияпрограммы«Детскийфитнес»будетявлятьсяформирование таких качеств личности как организованность, толерантность,целеустремлённость,любознательность,коммуникабельность,артистичность,способностькэмпатии,дружелюбие,организаторскиеспособности,потребностьвздоровомобразежизни.
Планируемыерезультатыосвоенияпрограммы:
годобучения(дети5лет):
будутзнать:
- Элементарныезнанияпофизическомувоспитанию;
- Способыукрепленияздоровьяспомощьюфизическихупражнений,соблюдениярежимадня, гигиеническихнавыков;
- Элементарныеупражнениянаправленныенаулучшениесостоянияопорно-двигательного аппарата (осанкии стоп).
будут уметь:
- Применятьэлементарныезнанияпофизическому воспитанию;
- Использоватьспособыукрепленияздоровьяспомощьюфизическихупражнений,соблюдениярежимадня,гигиеническихнавыков;
- Использоватьэлементарныеупражнениянаправленныенаулучшениесостоянияопорно-двигательного аппарата (осанкиистоп)
годобучения(дети5-6лет):
будутзнать:
- Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений,соблюдениярежимадня,гигиеническихнавыков,закаливания.
- Комплексы упражнений направленные на улучшение состояния опор-но-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой,дыхательнойидругих систем организма.
- Правилаздоровогообразажизни,ответственностьличностизасвоездоровье.
будут уметь:
- Применять средства, способствующие повышению уровня физическогоразвитияистепениегогармоничности,приемыформированияморально-волевых качеств.
- Использовать приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость,повышающиепсихическиефункции(память,внимание,мышление,наблюдательность,воображение).
- Применятьметодикиоздоровительногохарактерадляукреплениясвоего здоровья.
годобучения(дети6-7 лет):
будутзнать:
- Необходимыезнанияпофизическомувоспитанию;
- Правиласамоконтролясвоегосостоянияздоровьяназанятияхидома;
- Навыкидиафрагмально-релаксационногодыхания;
- Комплексы общеразвивающих упражнений, упражнений на тренажерахибольшихортопедических мячах.
будут уметь:
- Применятьнеобходимыезнанияпофизическомувоспитанию;
- Использоватьправиласамоконтролясвоегосостоянияздоровьяназанятиях и дома;
- Использоватьнавыкидиафрагмально-релаксационногодыхания;
- Применятькомплексыобщеразвивающих упражнений,упражненийнатренажерахибольшихортопедических мячах.
Системаоценкирезультатовосвоенияпрограммы
Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детейдошкольноговозраста,связанасоценкойэффективностипедагогическихдействийидальнейшимпланированиемпедагогическойдеятельности.Педагогическая диагностика проводитсяв ходе наблюденийза активностьюдетейвспециальноорганизованнойдеятельности.Отданныхпоказателейзависятструктурированностьзанятияиуровеньфизическойнагрузкидлякаждогоребенка.Отслеживаниесостоянияздоровьяназанятияхведетсяпостоянно(пульсометрия, внешние признаки).
Инструментарийдляпедагогическойдиагностики–картынаблюденийдетскогоразвития,позволяющиефиксироватьиндивидуальнуюдинамикуиперспективыразвитиякаждогоребенкавходефизическогоразвития.
Входеобразовательнойдеятельностиинструкторпофизическойкультуредолженсоздаватьдиагностическиеситуации,чтобыоценитьиндивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия по итогамполугодия,учебногогода.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используютсядлярешения следующихобразовательныхзадач:
- индивидуализацииобразования(втомчислеподдержкиребенка,построения его образовательной траектории или профессиональной коррекцииособенностейегоразвития);
- оптимизацииработысгруппойдетей.
Формыподведенияитоговреализациипрограммы:
Итогиреализациипрограммыподводятсяпоокончаниикаждойпройденнойтемыввиденаблюдений,бесед,выполненииконтрольныхупражнений, тестов, антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп,сравнительногоанализаданныхконтрольногоосмотраитестов,викторин,праздниковздоровья.
Техническоеоснащениезанятий:
Материальнаябазаучебногокабинетадляреализациипрограммы,долженсоответствоватьсанитарнымнормамиправилампротивопожарнойбезопасности,правилам техникибезопасности иоборудован:
- рабочееместопедагогаоснащеноаудио-ивидеоаппаратурой,ноутбуком,возможностьпользования сетьюИнтернет,
- зеркальнаястенаоборудованавсоответствиистребованиямиСанПиН,
- спортивныематыдлязанятийакробатикой,
- коврикидлязанятийпартернойгимнастикой,
- фонотекассоответствующиммузыкальнымматериалом,
- медиатека(съемкиоткрытыхзанятийиконцертов,аудио-ивидеоматералы)
- специализированный инвентарь (канат, кегли, кегли с мячами, лентагимнастическая, мяч массажный, мяч резиновый, мяч фитбол, обручи, палкигимнастические,скакалки,гантели,велотренажер,беговаядорожка,весынапольные,секундомер,степ-платформы,резиновыеамортизаторы),
- информационныйстенд,отражающийжизнедеятельностьколлектива.
Такженеобходимаоборудованнаяраздевалкаикостюмернаядляхраненияразновозрастныхкомплектовсценическихкостюмов,реквизита,инвентаря.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН
- УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН(1 ГОДОБУЧЕНИЯ)
№п/п | ТЕМА | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводноезанятие | 1 | 1 | 0 |
2 | «Пальчиковаягимнастика». «Суставнаягимнастика» | 3 | 1 | 2 |
3 | Слушаниемузыки | 2 | 1 | 1 |
4 | Осанка | 12 | 2 | 10 |
5 | Базовыешагиаэробики | 12 | 2 | 10 |
6 | Стретчинг | 20 | 2 | 18 |
7 | Профилактикаплоскостопия | 12 | 2 | 10 |
8 | Подвижныеигры | 9 | 1 | 8 |
9 | Итоговоезанятие | 1 | 0 | 1 |
Всего: | 72 | 12 | 60 | |
Итого: теория12часов;практика60часов.Всего72часа.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН(2 ГОДОБУЧЕНИЯ)
№ п/п | ТЕМА | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводноезанятие | 1 | 1 | 0 |
2 | Осанка | 9 | 1 | 8 |
3 | Профилактикаплоскостопия | 12 | 1 | 11 |
4 | Аэробика | 12 | 2 | 10 |
5 | Суставнаягимнастика | 9 | 1 | 8 |
6 | Слушаниемузыки | 2 | 0 | 2 |
7 | Стретчинг | 18 | 1 | 17 |
8 | Подвижныеигры | 8 | 1 | 7 |
9 | Итоговоезанятие | 1 | 0 | 1 |
Всего: | 72 | 8 | 64 | |
Итого:теория8 часов;практика64часов.Всего 72часа.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН(3 ГОДОБУЧЕНИЯ)
№п/п | ТЕМА | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводноезанятие | 1 | 1 | 0 |
2 | Осанка | 9 | 1 | 8 |
3 | Профилактикаплоскостопия | 9 | 1 | 8 |
4 | Суставнаягимнастика | 9 | 1 | 8 |
5 | Танцевальнаяаэробика | 13 | 1 | 12 |
6 | Фитбол-гимнастика | 9 | 1 | 8 |
7 | Стретчинг | 12 | 1 | 11 |
8 | Подвижныеигры | 9 | 1 | 8 |
9 | Итоговоезанятие | 1 | 0 | 1 |
Всего: | 72 | 8 | 64 | |
Итого:теория8 часов;практика64часов.Всего72часа.
СОДЕРЖАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ
- Содержание программы первого года обученияКалендарно-тематическийпланпервогогодаобучения
№ п/п | Разделпрограммы | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | Всего |
1 | Вводное занятие.Инструктажпо техникебезопасности | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
2 | Пальчиковаягимнастика.Суставная гимнастика. | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 |
3 | Слушаниемузыки | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
4 | Осанка | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 |
5 | Базовыешаги аэробики | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 12 |
6 | Стретчинг | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 20 |
7 | Профилактика плоскостопия | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 12 |
8 | Подвижныеигры | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
9 | Итоговоезанятие | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Всего: | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 72 |
Тема1:«Вводноезанятие»
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале.Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивнаяформа. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия(определениеплечевогоиндекса), осмотросанки и стоп.
Тема2:«Пальчиковаягимнастика».«Суставнаягимнастика»
Теория:Мелкаямоторика,нашумнакончикахпальцев.
Практика:упражнениянаразвитиемелкоймоторики.БАТнакистях,массаж.Массажпальцев.ПальчиковыйтеатрГимнастикадлясуставов.Подвижныеигры«День–ночь»,«Делайкак я».
Тема 3:«Слушаниемузыки»
Теория:«Красивую музыкуприятно слушать»
Практика:Впроцессеслушаниямузыкидетиузнают,какиечувствапередаетмузыка,очем и как онарассказывает.
Тема 4:«Осанка».
Теория:Беседы«Красиваяосанка».
Практика:Разминка.Комплексыупражненийдлявсехгруппмышц.Комплексыупражненийпоформированиюнавыкаправильнойосанки.Подвижныеигры:«Ракета».
Тема5:«Базовыешагиаэробики»
Теория:«Физическиекачества:сила,ловкость,выносливость,быстрота».
Практика:Разныевидыходьбы,бегаипрыжков;прыжкисразнымположение рук;разминочныеупражнения, упражнения вравновесии.
Тема6:«Стретчинг»
Теория:Техникабезопасности.
Практика: Комплексы упражнений на растяжку. Игры среднейподвижности.
Тема7:«Профилактикаплоскостопия».
Теория:Беседа«Опрофилактикеплоскостопия».
Практика:Разминка.Комплексыупражнений,укрепляющихстопуимышцы ног. Ходьба по массажной дорожке. Игры: «Великаны, карлики», «Ель,елка,елочка»идр.
Тема8:«Подвижныеигры»
Теория:подвижныеигры,объяснениеправилигры.
Практика: «Карусель», «Волк и заяц», «Мышеловка», «Птичка вгнездышке»,«Гуси–лебеди»,«Совушка –сова»и другие.
Тема9:«Итоговоезанятие»
Занятияпоисследованиюрезультативности.Подведениеитогов.
Содержание программы второго года обученияКалендарно-тематическийпланвторогогодаобучения
№п/п | Разделпрограммы | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | Всего |
1 | Вводное занятие. Инструктаж потехникебезопасности | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
2 | Осанка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
3 | Профилактика плоскостопия | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 12 |
4 | Аэробика | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 12 |
5 | Суставная гимнастика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
6 | Слушаниемузыки | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
7 | Стретчинг | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
8 | Подвижныеигры | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 8 |
9 | Итоговоезанятие | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Всего: | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 72 |
Тема1:«Вводноезанятие»
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале.Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивнаяформа. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия(определениеплечевогоиндекса), осмотросанки и стоп.
Тема 2:«Осанка»
Теория: Беседы «Красивая осанка». «Профилактика нарушений осанки».Практика:Разминка.Комплексыупражненийдлявсехгруппмышц.
Дорожка здоровья. Комплексы упражнений по формированию навыкаправильнойосанки. Подвижныеигры: по возрасту.
Тема3:«ПрофилактикаПлоскостопия»
Теория:Беседа«Опрофилактикеплоскостопия».БАТнастопе.
Практика:Разминка.Комплексыупражнений,укрепляющихстопуимышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке.Игры:«Мышеловка»,«Пустое место»идр.
Тема4:«Пальчиковаягимнастика».«Суставнаягимнастика»
Теория:Мелкаямоторика,нашумнакончикахпальцев.
Практика:упражнениянаразвитиемелкоймоторики.БАТнакистях,массаж.Массажпальцев.ПальчиковыйтеатрГимнастикадлясуставов.Подвижныеигры«День–ночь»,«Делайкак я».
Тема 5:«Слушаниемузыки»
Теория:Беседа:«Красивуюмузыкуприятнослушать»
Практика:Впроцессеслушаниямузыкидетиузнают,какиечувствапередаетмузыка,очем и как онарассказывает.
Тема6:«Аэробика»
Теория:Беседы«Опользеаэробики».Видыаэробики.
Практика:Разныевидыходьбы,бегаипрыжков;прыжкичерезскакалку,прыжки сразным положениемрук,упражнениянастепдосках.
Тема7:«Стретчинг»
Теория:Беседы.«Развиваемгибкость»
Практика: Упражнения, направленные на развитие и поддержаниегибкостииподвижностисуставов,упражнениенарасслабления:
Тема8:«Подвижныеигры»
Теория:подвижныеигры,подвижно-дидактическиеигры.Объяснениеправилигры.
Практика:«Умедведявобору»,«найдисвойдомик»,«щиплемперья»,
«воздушнаякукуруза»,«построиммосты»,«воробушкиикот»идругие.
Тема9:Итоговоезанятие
Занятияпоисследованиюрезультативности.Подведениеитогов.
Содержание программы третьего года обученияКалендарно-тематическийплантретьегогодаобучения
№п/п | Разделпрограммы | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | Всего |
1 | Вводное занятие.Инструктаж по техникебезопасности | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
2 | Осанка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
3 | Профилактика плоскостопия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
4 | Суставная гимнастика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
5 | Танцевальная аэробика | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 13 |
6 | Фитбол-гимнастика | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
7 | Стретчинг | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 |
8 | Подвижныеигры | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
9 | Итоговоезанятие | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Всего: | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 72 |
Тема1:«Вводное занятие»
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале.Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивнаяформа. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия(определениеплечевогоиндекса),осмотросанкиистоп.Способысамоконтроляза своимсостоянием.
Тема2:«Осанка»
Теория:Беседы«Красиваяосанка».Беседа«Позвоночник–ключкздоровью».«Профилактиканарушений осанки».
Практика:Разминка.Комплексыупражненийдлявсехгруппмышц.Дорожказдоровья.Комплексыупражненийпоформированиюнавыкаправильнойосанки. Подвижныеигры: по возрасту.
Тема3:«Суставнаягимнастика»
Теория:Мелкаямоторика,нашумнакончикахпальцев.
Практика:упражнениянаразвитиемелкоймоторики.БАТнакистях,массаж.Массажпальцев.ПальчиковыйтеатрГимнастикадлясуставов.Подвижныеигры«День–ночь»,«Делайкак я».
Тема4:«Профилактикаплоскостопия»
Теория:Беседа«Опрофилактикеплоскостопия».БАТнастопе.
Практика:Разминка.Комплексыупражнений,укрепляющихстопуимышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке.Игры:«зайцы вогороде»,«Ловкиеножки»и др.
Тема5:«Танцевальнаяаэробика»
Теория:Беседа«стилитанцевальнойаэробики».
Практика:Разучиваниеидемонстрациятанцевальныхкомплексов.
Тема6:«Фитбол-гимнастика»
Теория: техника безопасности. Правила поведения на мячах. Знакомствососвойствами мяча.Правильная посадканамяче.Правилавыборамяча.
Практика:комплексыупражненийнамячахдлявсехгруппмышцизразных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие,координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление.Игры:«Догонимяч»,«Грузимарбузы»,«Веземарбузы»,«Паровозик»,
«Гусеница»,«Прокатимяч».
Тема7:«Стретчинг»
Теория:Беседы.«Развиваемгибкость»
Практика:Упражнениянагибкость,растяжку,подвижностьсуставов.
Упражнениянарасслабление.
Тема8:Подвижныеигры
Теория:подвижныеигры,подвижно-дидактическиеигры.Объяснениеправилигры.
Практика:«Летающиетарелки»,«Повторяйзамной»,«Угадай,чейголос»,«Мы -веселые ребята»,и другие.
Тема9:Итоговое занятие
Занятияпоисследованиюрезультативности.Подведениеитого
МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕПРОГРАММЫ:
Фитнес–аэробикавызываетактивнуюдеятельностьоргановкровообращения и дыхания, усиливает обменные процессы, с помощь простых,интересныхпосвоейдвигательнойструктурезанятии,сразличнымипредметами, доступные детям. Она способствует не только развитию основныхфизическихкачеств(силы,выносливости,быстроты,гибкости,координации,ноипозволяетосвоитьэлементарныетанцевальныедвижения,значительноулучшаетмузыкальностьидвигательнуюпамятьдетей.Вненавязчивой,развлекательной форме закрепляет основные движения: ходьбу, бег, прыжки,ориентировкувпространстве.Благодаряоздоровительнойнаправленноститренируетнавыкправильногодыханияритмичного,полного,схорошимвыдохом.Упражнениянарелаксациюпозволяютвосстановитьдыханиеиперейтиотподвижнойдеятельностикболееспокойной.Вкаждоезанятиевключены ритмические танцы разной направленности. Это могут быть танцы-разминкисоспециальноподобраннымиупражненияминаразныегруппымышц:танцысприменениемсамомассажа,гдеосновныеприёмымассажавыполняютсяподритмичнуюмузыку;танцы,направленныенаукреплениепозвоночника,выполняютсялёжа,сидя,стоя,начетвереньках;танцы,развивающиепластику,красотудвижений,выполняютсяподмедленнуюхарактернуюмузыку и др.
Спортивныетанцы–оченьпопулярныйвидспорта,отличноформирующийиразвивающийдвигательныенавыкидетей.Вкачествеознакомления в детском саду предлагается использовать элементы различныхтанцев,атакжесприменениемпредметов:мячей,скакалоксултанчиков,помпонов,обручей,лент.
Стретчинг – это система статических растяжек. Любое движение нашеготела–эторастяжка:глубокийвдох,улыбка,наклоны,перегибыкорпуса.Гибкость нашего тела – это наша молодость, а молодость и здоровье следуетберечь с детства. Не интенсивность, а систематичность упражнений – вот ключкуспехупризанятияхстрэйтчингом.
Игровой стрэйтчинг направлен на активизацию защитных сил организма,развитие пластичности, мышечной свободы, ритмичности, слухового вниманияипамяти,т.е.творческихиоздоровительныхвозможностейорганизма,наснижение эмоционально- психического напряжения. Стретчинг включает в себядинамическиеистатическиенагрузкивигровойформе.Именноиграподдерживаетживойинтерескзанятию.Упражненияигровогостретчинганосят имитационный характер. К 5-ти годам у ребенка формируется наглядно-образноемышление,чтопозволяетсбольшейэффективностьювыполнитьимитационныедвижения.
Основныепринципыорганизацииработыпоигровомустрэйтчингу:наглядность–образныйпоказ;доступность;обучениеупражнениямотпростогоксложному,отизвестногокнеизвестному,учитываястепеньподготовленности детей; систематичность – регулярность занятий, увеличениеколичестваупражнений,усложнениетехникиихвыполнения;закреплениенавыковвыполненияупражнений;индивидуально-дифференцированныйподход; учет возрастных особенностей, состояния здоровья каждого ребенка;сознательность, понимание пользы от выполнения упражнений, потребность ихвыполнять.
Комплексыупражненийигровогостретчингапроводятсяввидесюжетно-ролевойилитематическойигры,состоящейизвзаимосвязанныхигровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобысодействоватьрешениюоздоровительныхиразвивающихзадач.Широкоиспользуется метод аналогии с животным и растительным миром (образ, поза,двигательная имитация), метод театрализации, где педагог-режиссёр, используяигровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головногомозгаребёнка,егопространственно-образноемышление,способствуявысвобождениюскрытыхтворческихиоздоровительныхвозможностейподсознания.
Игровойсамомассаж,массажвпарахявляетсяоднойизосновзакаливанияиоздоровлениядетскогоорганизма.Выполняяупражнениясамомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.Такиеупражненияспособствуютформированиюуребёнкасознательногостремлениякздоровью.
Перед самомассажем необходимо разогреть ладони растиранием друг одруга до появления в них тепла. Делая самомассаж, ребёнок воздействует навесь организм в целом с полной уверенностью в том, что он действительнотворитчто-топрекрасное,развивающееунегопозитивно-ценностноеотношениексобственномутелу.
Дыхательные упражнения включены в каждое занятие. Важно научитьребёнкадышатьносом,анертом.Обучаядетейправильномудыханию,необходимо, прежде всего, добиться, чтобы они делали глубокий выдох. Этоважно для максимальной вентиляции альвеол лёгких. Через эти упражненияукрепляютсямышцыдыхательнойсистемы,носоглоткииверхнихдыхательных путей. Каждое упражнение имеет название, связанное с каким-либо образом и чаще всего с произнесением звуков на выдохе. Эти упражненияоченьинтересны детям,онивыполняютихсудовольствием.
Упражнения с предметами позволяют укрепить разные группы мышц,развитьловкость,внимание,повыситьгибкость.Детисамивыбираютвидупражнений, взрослый направляет движения детей, выполняет страховку присложныхупражнениях,рекомендуеттеилииныеупражнения.
Подвижныеимузыкально-ритмическиеигрысоздаютатмосферурадости,способствуютэффективномукомплексномурешениюзадачоздоровления,ипоэтомуимеютместонакаждом занятии.
Переченьосновных видовфизическихупражнений
Упражнениядляразвитиянавыковходьбы:
- ходьбананосках,пятках,покругу,
- ходьбапомягкой(можноиспользоватьмягкиемодули)итвёрдойповерхностям(скамейка),
- ходьбасразличнымидвижениямирукиног,
- ходьбаразличнымиспособами:вполуприседе,вполномприседе,
- приставной шагвправо,влево,вперёд,назад,
- ходьбасзакрытымиглазами(2-3метра).Упражнениядляразвитиянавыковбега:
- бегзмейкой,
- бегпопрямойлинии,
- бегнаместе,
- бегсосменойнаправленияискоростипосигналу,
- медленныйнепрерывныйбег2минуты(6лет),
- эстафета,
- челночныйбег,
- подвижныеигры.
Упражнениядляразвитияпрыжковыхнавыков:
- прыжкинафитболах,
- прыжкинаместевверх(надвухногах,наодной),
- прыжки:ногивместе,ногиврозь(скрестно-врозь),
- прыжкинаоднойилидвухногахспродвижениемвперёд,
- прыжкиизобруча вобруч (в6лет70-80см.),
- прыжкичерезскакалку (первыйивторойгодобучения-формирование основ передвижения, третий год обучения – закрепление навыкапередвижения).
Упражнениядляразвитиянавыковползания:
- различныевидыползанияпо программеМ.А.Васильевой,
- ползание на спинеипередвижениетолькос помощьюрук.
Упражнениядляразвитиянавыковработысмячамиразличногодиаметра:
- метаниемяча,
- перебрасываниедругдругуизразныхисходныхположений,
- броскиобпол,
- отбиваниемячасбегомбоковымгалопом,
- ведениемячаногой-«футбол»,Упражнениявравновесии:
- всевидыупражнений вравновесиипопрограммеМ.А.Васильевой.
ОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВ
Способыопределениярезультативностипрограммы:
- оценкауровняфизическойподготовленностидетей;
- фитнес-тестирование;
- оценка теоретических знаний, развития музыкально-ритмическихспособностейисценическойкультуры;
- анализполученныхданных.
Далее приведена методика определения результативностиобразовательнойпрограммы.
Оценкауровняфизическойподготовленностидетей.
Диагностика уровня физической подготовленности детей проводится 2раза в год: в начале года – первичная, в конце учебного года – итоговая. Наосновании диагностики, как и фитнес-тестирования, можно получить важнуюинформациюосостоянииобучающихся,планироватьподходы,определятьстратегиюи тактикуего улучшения вконце каждогогода.
Параметры диагностики уровняфизическойподготовленностидетей5-7лет
Параметр | Процедурадиагностики |
Координациядвижений | Ребенокподбрасываетиловитмячдвумярукаминесходя сместа. |
Ловкость | Ребенокпробегаетдесятиметровуюдистанцию,на которой установлены кегли в количестве 10шт.Пробегая,ребенокдолженогибатькеглиоднусправа,другуюслева. |
Прыжки вдлинусместа | Ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами отразмеченнойлиниинамаксимальноедлянегорасстояние иприземляетсянаобеноги. |
Прыжки ввысоту | Ребенокподпрыгиваетвверх,стараясьдотронуться до предмета, который подвешен надголовой. |
Равновесие | По команде ребенок становится на левую ногу,правую сгибает в коленном суставе и ставит ее наопорную ногу чутьвыше колена, рукиставятсянапоясе,глазазакрыты. |
Критерииоценкиуровняфизическойподготовленностидетей5-7лет
Параметр | Уровни | ||||||||
высокий | средний | низкий | |||||||
5 лет | 6 лет | 7 лет | 5 лет | 6 лет | 7 лет | 5 лет | 6 лет | 7 лет | |
Координация движений | > 4раз | > 10 раз | > 20 раз | 3-4раз | 7-10 раз | 15-20 раз | < 3раз | < 7раз | < 15 раз |
Ловкость | < 8,0 сек | < 6,5 сек | < 6,0 сек | 8,0-8,5 сек | 6,6-7,2 сек | 6,1-6,6 сек | > 8,5 сек | > 7,2 сек | > 6,6 сек |
Прыжки в длинус места | > 70 см | > 80 см | > 100 см | 60-69 см | 71-80 см | 90-100 см | < 60 см | < 70 см | < 90 см |
Прыжки ввысоту | > 18 см | > 25 см | > 28 см | 14-18 см | 23-25 см | 23-28 см | < 14 см | < 23 см | < 23 см |
Равновесие | >5 сек | > 11 сек | > 60 сек | 4-5 сек | 7-11 сек | 45-60 сек | <4 сек | <7 сек | < 45 сек |
Фитнес-тестирование
Фитнестестирование,такжекакидиагностикауровняфизическойподготовленности детей, проводится 2 раза в год: в начале года – первичное, вконцеучебногогода–итоговое.Цельюфитнес-тестированияявляетсяразработка рекомендации по видам физических нагрузок, с учетом состоянияздоровьядетей.
Фитнес-тестированиепроводитсяпараметрам:
- оценкадыхательнойсистемы(определениеемкостилегких,пробаШтанге/Генчи);
- оценкафункциональногосостояниясердечно-сосудистойсистемы(пробаРуфье).
ПробаШтанге
Дляпроведенияпробыпонадобитсясекундомер.Доосновноготестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя. Затемужевположениисидянужнозадержатьдыханиенаполномвдохе,предварительно сделав три вдоха на 3/4 глубины. На нос рекомендуется одетьспециальныйзажимилипростопридержатьегопальцами.Времязадержкификсируетсявсекундах.Сразупослевозобновлениядыханиясноваподсчитываетсяпульс за30 секунд.
ПробаШтанге:нормаиотклонение.Еслидлительностьзадержкисоставляетменее39секунд,торезультатсчитаетсянеудовлетворительным.Результатвпределах40–49секундговоритобудовлетворительномпоказателе,
авремясвыше50секунд–этоотличныйрезультат.Кромедлительностизадержкидыханиянавдохе,необходимообратитьвниманиенаизменениепульсаи вычислитьзначение ПР.
ПР=ЧСС за30 сек(послетеста)/ ЧССза30 сек (до теста)
Уздоровыхлюдейэтотпоказательнедолженпревышать1,2–впротивномслучаеможноговоритьонеблагоприятнойреакциисердечно-сосудистой системынанедостатоккислорода.
ПробаГенча
Дляпроведенияпробытакжепонадобитсясекундомер.Доосновноготестированиянеобходимоизмеритьпульсза30секундвположениистоя.Дыхание задерживается на полном выдохе, после трех дыханий на 3/4 глубины.Во время задержки можно пользоваться зажимом для носа или держать носпальцами.Времяфиксируетсяпосекундомерувсекундах.Такжекакивпредыдущемтесте,нужноизмеритьпульсза30секундсразупослевозобновлениядыхания.
Проба Генча: норма и отклонение. Если длительность задержкисоставляетменее34секунд,торезультатсчитаетсянеудовлетворительным.Результатвпределах35–39секундговоритобудовлетворительномпоказателе,авремясвыше40секунд–этохорошийрезультат.Реакциясердечно-сосудистой системы определяется по показателю ПР как и в предыдущем тесте.Каждуюизпробможнопроводитьповторно,толькорекомендуетсявыдержатьинтервалвпределах5минут.Так,пробаШтангеиГенчиявляетсяотличнымтестомнетолькоприсамоконтролезадыхательнойсистемой,нои
засердечно-сосудистой.
ПробаРуфье-Диксона
Преждечемусиленнозанятьсяфитнесом,рекомендуетсяпровестиоценку переносимости динамической нагрузки или работоспособность сердца.Особенно полезной проба Руфье будет для новичков или для тех, кто сделалдлительныйперерыввтренировках.Впоследнеевремятестсталширокоприменяетсядлядетей,какиндикаторкдопускунаурокифизкультуры.Благодаря тесту Руфье вы быстро оцените свою физическую форму и исходя изэтого сможете спланировать необходимую нагрузку. Большим плюсом даннойпробы,является простотаподсчетаи легкостьвпроведении.
Чтобы провести пробу Руфьевам понадобится секундомер или часы,которые отображают секунды, ручка и лист бумаги. Прежде всего необходимонемногоотдохнуть,чтобыможнобылоподсчитатьпульсвпокое, поэтому
рекомендуетсяполежатьнаспиневтечении5минут.ЗатемизмеряютЧССза15секунд.Запишитерезультат– этоР1.
В течении 45 секунд необходимо выполнить 30 приседаний и снова лечь.При этом за первые 15 секунд отдыха измеряется пульс – это Р2. Через 30секундпроводитсяповторноеизмерениепульсаза15секунд,т.е.берутсяпоследние15 секунд первойминуты восстановления–этоР3.
РасчетиндексаРуфье
Полученные данные нужно подставить в формулу Руфье:ИР=(4 х (Р1+Р2+Р3)–200)/10,
гдеИР–индексРуфье,аР1,Р2иР3–ЧССза15секунд.
Таким образом, вы можете проводить пробу Руфье раз в месяц и следитьза динамикой работоспособности своего сердца. Тест прост и в проведении иинтерпретации, полученных результатов. К тому же занимает всего пару минут.Предложитесвоимблизкимпройтиданнуюпробуиможетбытьонитожезадумаются:анепора ли сделатьпробежку?
Критериифитнес-тестированиядетей5-7лет
Параметр | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | |
Оценкадыхательнойсистемы | 50и более сек. | 40-49 сек. | менее39 сек. |
Оценкафункциональногосостояния сердечно-сосудистойсистемы | 0,1–5 | 5,1–15 | 15,1–20 |
Оценка развития музыкально-ритмических способностей исценическойкультуры
Уровни развития параметров, определяющих эффективность усвоенияобразовательной программы
Параметр | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Теоретическиезнания | Знание историивозникновения фитнесаи спорта (объем болеетранслируемого назанятиях,самостоятельный поискинформации), широкийпонятийный аппарат,используемыйвобласти фитнеса | Знание историивозникновенияфитнеса и спорта(объем в рамкахтранслируемого назанятиях) | Неполные ответыпо теме Знаниеисториивозникновенияфитнесаи спорта |
Параметр | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Музыкально-ритмическиеспособности | Отличное чувство ритмаКоординация движений(хорошие показатели в 3из 3пунктов) нервнаямышечнаядвигательнаяМузыкально-ритмическая координация - четкоисполняет элементы подмузыку | Среднее чувстворитмаКоординациядвижений 2 показателя из3Музыкально-ритмическаякоординация – нечетко исполняетэлементыподмузыку | НетчувстваритмаКоординациидвижений1 показательиз 3Музыкально-ритмическаякоординация – неможет соединитьисполнениеэлементов смузыкальнымсопровождением |
Сценическаякультура | Очень яркий,эмоциональновыразительный ребенок,легко и непринужденносоздание образа – легкои быстроперевоплощается внужный образ | Не оченьэмоциональновыразительный, естьне большой зажимСозданиесценического образа –несразу перевоплощается внужный образ | Нетэмоциональнойвыразительности,очень зажатнасцене Неможетсоздатьсценическийобраз |
Отэтапакэтапуспектрвозможностейобучающихсярасширяется,хотяпараметры и критерии оценивания остаются прежними. Уровеньпредъявляемыхтребованийкорректируетсясвозрастающимуровнемразвитияпараметров на каждом этапе обучения, что предусмотрено образовательнойпрограммой.
Результатоманализаполученныхданныхявляетсясовершенствованиеобразовательнойпрограммысучетомособенностейконкретнойгруппыдетей.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВИЛИТЕРАТУРЫ
Литературадляпедагогов
- БеляковаТ.Н.Станьсильным,ловкимивыносливым.
- Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика воздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК ифитнес-центров.СПб,2000г.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб:Детство-пресс,2000г.
- Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М.,1975г.
- Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Коронапринт,СПб,2003.г.
- Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшениюдикции.М.: ООО«Издательство ГномиД»,2000г.
- ЛаптевА.К.Тайнапирамидыздоровья.СПб:РЕТРОС,1998г.
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт,2002г.
- Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья дляпервоклассников.Методическоепособие.М.:ТЦСфера,1999г.
- ОнучинН.А.Дыхательнаягимнастикадлядетей.М.,СПб:АСТ,Сова,2005г.
- ОстанкоЛ.В.Стовеселыхупражненийдлядетей.СПб:Коронапринт,2005г.
- ПотанчукА.А.,СпиринаИ.Ю.Осанкадетей.СПб:Комета,1994г.
- РузинаМ.С.Странапальчиковыхигр.СПб,1997 г.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.:АСТ,2002г.
- Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.:Сов.Спорт,1989г.
- Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.:Центрполиграф, 2004 г.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работеучителяи школы. М.: Аркти,2003г.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8лет.Ярославль:АкадемияРазвития, 2003г.
- ТрищакЕ.ЭнциклопедиямассажаотАдоЯ.М.:Ринол,2003 г.
- ТюринА.Самомассаж.СПб:Питер,1997г.
- Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русскоеэнциклопедическоетоварищество,2004г.
Литературадляобучающихся
- БеляковаТ.Н.Станьсильным,ловкимивыносливым.
- ЗайцевГ.К.,ЗайцевА.Г.Твоездоровье.Укреплениеорганизма.СПб:Детство-пресс,2000г.
- КуликовскаяТ.А.Скороговоркиичистоговорки.Практикумпоулучшениюдикции.М.: ООО«Издательство ГномиД»,2000г.
- ЛаптевА.К.Тайнапирамидыздоровья.СПб:РЕТРОС,1998г.
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт,2002г.
- Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья дляпервоклассников.Методическое пособие.М.: ТЦСфера,1999г.
- ОстанкоЛ.В.Стовеселыхупражненийдлядетей.СПб:Коронапринт,2005г.
- СавинаЛ.П.Пальчиковаягимнастикадляразвитияречидошкольников.М.:АСТ,2002г.
- ТихомироваЛ.Ф.Упражнениянакаждыйдень:урокиздоровьядлядетей5-8лет.Ярославль:Академия Развития,2003г.
Электронныересурсы
- Сайт«Фитнесдлявсех!»Режимдоступа:https://justsport.info/
- СайтжурналаSHAPE.Режимдоступа:http://www.shape.com/
- Сайт Новосибирской региональной общественной организацииФедерацияфитнес-аэробикиРежимдоступа:http://nroo-ffa.ru/
- Сайтофитнесе«Wodloft».Режимдоступа:http://wodloft.ru/
- СайтОбщероссийскойобщественнойорганизации«Федерацияфитнес-аэробикиРоссии»(ФФАР)Режимдоступа:http://www.fitness-aerobics.ru/
Приложение1
Диагностикауровняосвоенияпрограммыспортивнойсекции
ФИОпедагогаВоронина Татьяна Павловнаназвание«Детский фитнес»годобучения гр. № (_-_лет)
Ф.И. обучающегося | Показатели | Общийуровень | ||||||||||||||
Скорость | Выносливость | Гибкость | Сила | Оценка дыхательнойсистемы | Оценкафункциональногосостояния сердечно- сосудистойсистемы | Теоретическиезнания | Музыкально-ритмическиеспособности | Мотивациякзнаниям | ||||||||
сек. | уровень | м | уровень | см | уровень | раз | уровень | сек. | уровень | сек. | уровень | |||||
1. | ||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||
Шкалаоценок:
1–низкийуровень2 – средний уровень3–высокийуровень
Приложение2
Мониторингрезультатовосвоенияобразовательнойпрограммы
за 20 -20 учебныйгод
Группа | Высокий,% | Темпприроста | Средний,% | Темпприроста | Низкий, % | Темп прироста | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||||
Итого | |||||||||
31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" Художественно-эстетической направленности Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года.
Программа программа дополнительного образования детей творческого объединения "Арлекин" художественно-эстетической направленности расчитана на возрастную категорию детей 5 -7 лет. ...

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)
Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию «Моделируем из счётных палочек" срок реализации программы 3 года
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию«Моделируем из счётных палочек"срок реализации программы 3 года...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Дополнительная образовательная программа технической направленности «ТЕХНОТРОНИК» (Робототехника из конструктора Ocie) Возраст воспитанников: 5-7 лет Срок реализации: 2 года
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструктивных способностей воспитанников, предусматривающая их дефференцировацию по степени одаренности. Основные дидак...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Речевичек» Направленность: социально - гуманитарная Адресована воспитанникам 5 - 7 лет. Срок реализации программы 1 год
СОДЕРЖАНИЕ1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………….3 стр.1.1.Направленность программы ………&h...

