Статья "Проектная деятельность дошкольников с использованием интерактивной игры"
статья (старшая группа)

Наталья Александровна Король

Статья "Проектная деятельность дошкольников с использованием интерактивной игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._korol_n.a.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ

Король Наталья Александровна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара

Email: class="c1"> Проектная деятельность с дошкольниками в детском саду является одной из эффективной форм работы. Проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов. Проектной деятельности дошкольников посвящено много внимания и обсуждений. Когда внедрялся стандарт начального образования с 2007 года, именно проектный метод обучения был взят за основу учителями начальной школы. Для дошкольного возраста в ДОУ метод проектов можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых.

Проект-это творческая деятельность, деятельность детей, воспитателя и родителей, направленная на достижение определенного результата, достижению конкретной поставленной цели. Он предполагает создание уникального продукта труда, создание чего-то нового, неповторимого по творческому замыслу детей. Проектная деятельность позволяет легко объединить воспитателей, детей и родителей в одно творческое целое для достижения одной творческой цели, которая способствует выработке умений работать вместе, работать в команде, умений планировать, выдвигать идеи и реализовывать их совместно.

Еще с давних времен о методе проекта говорили, узнавали, много писали. Это можно проследить в трудах Я. Коменского, И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Н.И. Пирогова, К. Д. Ушинского. В трудах ученых много написано о сущности и современности данного метода. Под проектом понимается специально организованная педагогом деятельность, выполненная самостоятельно обучающимися, имеющая завершение- создание творческого продукта труда [1].

Проектный метод – не новое явление. Еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняют совместный проект проектной деятельности в ДОУ, включаясь таким образом в реальную действительность, а не оторванную.

Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался. Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно.

Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: партнерская деятельность взрослого с дошкольниками. Данная деятельность предполагает разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе проектной деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения». Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый процесс, не каждый педагог готов к его организации. Важна позиция, что участники проектной деятельности в ДОУ должны захотеть это узнать или быть мотивированы. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как быстро пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы дети активно участвовали.

Проектная деятельность с дошкольниками в детском саду ничем не отличается от понятия ученых. Начинать использовать метод проекта следует со средней группы детского сада, так как в данный период проектный метод очень эффективен для достижения многих целей. В настоящее время подрастающее поколение живет в мире электронной культуры, поэтому применение информационных технологий будет способствовать более продуктивному процессу, повышая, развивая и укрепляя интерес детей к той или иной творческой работе, обсуждаемой теме, а так же развивая познавательную активность.

Информационные технологии в работе с дошкольниками понимается как использование не только компьютера, но и интерактивной доски, мультимедийного проектора, ноутбука, ровно как и телевизора, видеомагнитофона. Но все следует использовать постепенно, от легкого к сложному.

На сегодняшний день в среднем дошкольном возрасте в ходе реализации экологического проекта «Пернатые друзья» использование информационных технологий позволило повысить интерес к проблемам защиты и заботы о птицах в осенний и зимний периоды. Для эффективной реализации проекта воспитателем была разработана авторская интерактивная игра «Перелетные птицы» для детей 4-5 лет, благодаря которой, дети становятся не просто наблюдателями, а активными участниками процесса познания. Весь материал переводится в яркую, увлекательную игровую мультимедийную форму. На слайдах предлагаются познавательные наглядные материалы, помогающие детям в форме игрового путешествия прочно освоить тему.

С пособием можно организовать различные виды деятельности воспитанников: рассматривание наглядных материалов, отгадывание загадок, выполнение интерактивных заданий. Воспитатель сопровождает изучение темы, задает вопросы, комментирует действия дошкольников.

Интерактивная игра позволяет проводить интересную работу по ознакомлению детей с окружающим миром, решать задачи познавательного и речевого развития, а также разнообразить двигательную активность старших дошкольников.

1задание. Назови птиц, которых ты видишь.

Опиши птиц. Как одним словом назвать этих птиц. Отгадай загадку и к нам прилетит еще одна птица. (Воробей). Правильно ли прилетел воробей к данным птицам? Почему?

2 задание. Какие птицы сидят ветках. Назови их. Найди лишнюю птицу. Почему? А какая птица еще может быть лишней? Отгадай загадку (Голубь).

Активная подвижная пауза. Раз, два, три, в птиц превратились мы! Птички, прыгают, летают, птицы зерна собирают. Крылышки почистили, клювики почистили, полетели, полетели, на места свои все сели. (Дети имитируют движения)

3 задание. Покажи и назови перелетных птиц на слайде. А какая птица относится и к перелетным и к зимующим? (Утка).

4 задание. К нам прилетели пернатые друзья. Как же их зовут? Улетают ли они в теплые края? Отгадай загадку и к нам прилетит птица. Кто же она? (Скворец). Улетает ли скворец в теплые края?

Таким образом, интерактивное пособие помогает разнообразить методические приемы подачи материала для детей в процессе проектной деятельности. Оно не предусматривает полную замену человека на компьютер, а как раз, наоборот, активное общение его с детьми, так как оно выступает вспомогательным средством подачи материала. Применение интерактивной игры в проектной деятельности с дошкольниками является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды, что позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию. Поэтому проектную деятельность с использованием интерактивных технологий нужно обязательно включать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.

Литература:

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. -М.: Мозаика-Синтез, #1089;.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные игры для детей дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОУ с использованием интерактивной доски SmartNotebook

В материале размещены интерактивные игры по применению с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности: Помоги Незнайке разложить фрукты и овощи ; Соедини по точкам; Что лишнее?...

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной игры обучающей системы «Играй и развивайся» на тему «Поможем Петушку собрать фрукты» (овощи) в младшей группе

Конспект образовательной деятельности с использованием игрового компьютерного комплекса "Играй и развивайся" на тему "Поможем Петушку собрать фрукты" ...

Дидактические игры для познавательного интереса дошкольников с использованием интерактивной доски

Дидактические игры для познавательного  интереса дошкольников с использованием  интерактивной доски...

Семинар-практикум на тему: «Музыкальные игры для развития творческого воображения дошкольников» с использованием интерактивных игр со звуками»

Данный семинар для педагогов ДОУ позволяет создать предпосылки для продуктивного, творческого взаимодействия  воспитателей ДОУ в использование музыки как средства активизации творческого воображе...

Семинар-практикум на тему: «Музыкальные игры для развития творческого воображения дошкольников» с использованием интерактивных игр со звуками»

Для углубления теоретических знаний педагогов и закрепления их на практике можно провести данный семинар-практикум, в ходе которого воспитатели могут апробировать некоторые музыкально-дидактическ...