Эффективность проведения технологии Клубный час в ДОУ
статья
Статья носит рекомендательный характер и направлена на транслирование своего опыта
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Клубный час» в ДОУ как эффективная форма социализации дошкольников
Одной из важнейших задач периода дошкольного детства является социализация ребенка, а самая главная его составляющая – развитие коммуникабельности, то есть умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми. Поведение ребенка становится социальным, когда его взгляд перестает фокусироваться на самом себе и обращается на что-то другое: на игру или занятие; на красоту мира через растворение в музыке, танце, движении, созерцании природы, на сверстников. [2, с. 23]
Коммуникативная потребность является одной из основных потребностей человека. Взаимоотношения с окружающими людьми начинаются и активно развиваются еще в детском возрасте. Без постоянного речевого взаимодействия дети не могут адаптироваться в обществе, что сказывается на их психическом развитии и становлении как личности. Этот вопрос особенно актуален в современных условиях, когда нравственное и коммуникативное развитие детей представляет собой огромную проблему. Не секрет, что лучшие друзья сегодняшних детей – телевизор, компьютер и телефон. Они любят смотреть мультфильмы и играть в игры на компьютере и в телефоне. Дети все меньше общаются не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое общение между людьми изначально обогащает жизнь детей и окрашивает их эмоциональную сферу в яркие цвета. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и прочее) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. [3, с. 16]. Социальные психологи все чаще говорят, что в современном мире детям приходится многое делать самостоятельно, в том числе и самостоятельно выбирать линии поведения в любой ситуации, даже в младшем возрасте. Таким образом, социализация – усвоение принятых в обществе норм, правил, ценностей – одно из условий для того, чтобы ребенок мог жить в обществе и был готов к школьному обучению. А в современной педагогике актуальной проблемой является развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Чтобы решить эту проблему в нашем дошкольном учреждении мы решили внедрить новую технологию социализации, разработанную Гришаевой Н.П. под названием «Клубный час».
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу. [3, с. 24]
Основными задачами Клубного часа являются:
- воспитание дружеских отношений между детьми, уважительного отношения к окружающим;
-развитие самостоятельности и инициативности;
- умение ориентироваться в помещении;
- развивать умение обращаться и благодарить за помощь;
- разрешать конфликтные и спорные ситуации;
- поощрять желания делиться своими впечатлениями со взрослыми и детьми.
Перед проведением Клубного часа в нашем дошкольном учреждении, между родителями, воспитателями и специалистами была проведена предварительная работа. На Совете родителей предупредили, что такие мероприятия будут проходить в детском саду. Была предоставлена информация о том, как это повлияет на детей и как будет обеспечена их безопасность.
Педагоги определяют темы Клубных часов на ближайшее полугодие, формы проведения. Одно их главных требований к клубным часам – их продолжительность должна составлять не менее часа. В проведении Клубного часа задействованы не только воспитатели групп, но и специалисты: учителя-логопеды, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре, тьютор, психолог.
Накануне проведения Клубного часа с детьми проводится предварительная работа: обсуждается тема Клубного часа, правила поведения, составляются маршрутные листы (расположение помещений, которые можно посетить), проводится экскурсия по маршруту для знакомства с локациями (если на двери в помещение висит запрещающий знак, значит входить туда нельзя). В данной технологии участвуют дети от 4 до 7 лет. Во время проведения Клубного часа у каждого ребенка имеется сумочка, в которой находятся: маршрутный лист, бейдж с именем ребенка и названием группы, 3 фишки. При нарушении правил фишку может забрать педагог, если у ребенка не остается ни одной фишки, он пропускает следующий Клубный час. На рефлексивном кругу обязательно дети рассказывают, за что они лишились фишки. В результате этого у детей формируется дисциплина, ответственность, самостоятельность, умение отвечать за свои поступки.
После Клубного часа, дети расходятся по своим группам, садятся на ковре со своим педагогом и проводится рефлексивный круг. Можно включить спокойную музыку, зажечь свечи. Начинается обсуждение того, где были дети, что им больше всего понравилось и запомнилось, хочется ли ребенку еще раз пойти туда и почему, соблюдали ли они правила.[1]
Клубный час желательно проводить сначала один раз в месяц, а затем стремиться к тому, чтобы проводить его раз в неделю.
Очень приглянулись и педагогам и детям тематические Клубные часы. Педагоги каждой группы и специалисты на своих местах готовят презентации, игры, продуктивную деятельность на определенную тему «Новый год в разных странах», «День науки», «Мы – едины» (ко Дню народного единства) и т.д.
Нашим дошкольникам очень нравятся Клубные часы, в дни их проведения повышается посещаемость детей, так как дети становятся не гостями детского сада, а его полноправными хозяевами.
Организация технологии Клубный час раз в неделю способствует тому, что:
- дети начинают более открыто и свободно общаться со своими сверстниками, с детьми другого возраста и педагогами;
- дети усваивают нормы и правила общения и поведения с другими детьми и взрослыми;
- старшие дети проявляют заботу и ответственность за младших дошкольников;
- застенчивые дошкольники становятся более общительными и активными, а чрезмерно активные
Таким образом, с помощью технологии Клубный час педагоги создают атмосферу, в которой дети дошкольного возраста учатся общаться, строить дружеские отношения со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми.
Литература:
- Гунзенова М. Ц. Клубный час в детском саду. [Электронный ресурс]:
- Развитие социальных компетенций у старших дошкольников в системе ДОУ: науч.-метод. Пособие / под ред. С. В. Кривцовой.- АСОУ, 2013. – 152 с.
- Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Клубный час» для эффективной социализации дошкольников
Педагогическая технология "Клубный час" - технология успешной социализации дошкольников....

« Современная технология «Клубный час», как эффективный способ взаимодействия ДОУ с родителями».
Что же такое клубный час и каким образом он проходит? Это - свободная деятельность детей вместе с родителями на территории детского сада . Педагогическая технология &laqu...

Технологии эффективной социализации дошкольников «Клубный час», «Мама, папа, я – дружная семья»
Технологии эффективной социализации дошкольников «Клубный час», «Мама, папа, я – дружная семья»Актуальность темыВоспитание детей, формирование личности ребенка с пер...

Организация совместной работы детей и педагога в процессе проведения технологии «Клубного часа» с элементами опытно-экспериментальной деятельности. (Самообразование).
quot;Клубный час" с элементами опытно-экспериментальной деятельности...

Проект «Технологии эффективной социализации в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Технология «Клубный час»
Дошкольное детство – самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в этот период формируются основные качества личности и социальные навыки. В Федеральном государственном образоват...

Проект «Технологии эффективной социализации в работе с детьми старшего дошкольного возраста: технология «Клубный час»
Педагогическая технология «Клубный час» решает задачи, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в вопросах социализации дошкольников...

