Обобщение опыта работы «Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
материал

Заборова Анастасия Константиновна

Обобщение опыта работы «Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Она существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.

Основной целью своей работы считаю - воспитание эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Выполнять эту задачу эффективно мне помогает метод интеграции деятельности участников образовательного процесса нашего дошкольного учреждения. Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане мне как музыкальному руководителю отводиться особая роль. Поэтому, создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности является целью моей работы. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для решения этой задачи в своей работе, использую новые программы и инновационные технологии.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути.

Условия формирования ведущей идеи опыта

Долгое время работая с детьми дошкольниками и опираясь на требования ФГОС и ФОП ДО перед собой ставлю такие задачи: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия.

Свой выбор в работе с детьми я остановила на интегрированных занятиях. Цель таких занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью занятий, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Главной идеей для формирования моего опыта на тему: «Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения», значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Обогатить внутренний и духовный мир ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость

Теоретическая база опыта

Теоретической основой моего опыта послужили работы:

- Методическое и практическое пособие «Учимся петь, играя!» А. А. Евдотьева.

- Сборники сборников «Учите детей петь» предлагают методику обучения пению детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Авторы Т. М. Орлова и С. И. Бекина.

-«Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой,

-«Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой,

- «Ритмическая мозаика»  цель которой — воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Автор А. И. Буренина. 

-«Развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова

- «Танцевальная ритмика для детей», которое включает репертуар для занятий ритмикой и хореографией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор Т. И. Суворова.

- технологии развития восприятия музыки, которая способствует формированию основ музыкальной культуры дошкольников и накоплению опыта музыкального восприятия. Автор О. П. Радынова. 

-«Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой

Применение этих технологий соответствуют ФГОС и ФОП ДО в воспитательно-образовательном процессе.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка.

гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.

Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться.

Технология опыта

Использование инновационных технологий и ИКТ позволяет значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением современных технологий активизируют внимание детей, усиливают познавательный интерес к музыке. Занятия становится более содержательным и гармоничным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, развитие чувства ритма, музыкально - дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

В своей работе с детьми использую разные виды деятельности:

1. Слушание знакомых музыкальных произведений. «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Времена года».

2. Музыкальные игры–путешествия в прошлое и настоящее например, «Теремок», «Заюшкина избушка», «Солнечные зайчики», «Сказка в музыке живёт». .

3. Игры – сказки например, «Теремок», «Заюшкина избушка», «Солнечные зайчики», «Сказка в музыке живёт».

4. Звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования релаксация.

5. Тематические музыкальные вечера.

6. Беседы – концерты - «Что у осени в корзинке?», «Зима волшебница», «Весёлая компания», «Моя семья»..

7. Театральные постановки.

8. Праздничные утренники.

Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, без оценочного музыкального процесса.

Свою роль как музыкального руководителя вижу в том, чтобы помочь детям

обучиться простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять.

Мной накоплен положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты составляют главную строку в успехе элементарного музицирования у детей. Инструменты могут быть разнообразными, при отсутствии настоящих использую самодельные - барабаны из ведер, обтянутых целлофаном, ксилофон из подвешенных бутылочек с водой, маракасы из киндер-сюрпризов, хрустальный ансамбль из фужеров.

Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности.

Именно через театрализованную игру ребёнок получает много информации об окружающем мире, у него развивается такие психические процессы как память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое главное творит.

Дети очень любят музыкально - театрализованную деятельность. Ребенок, участвуя в ней, получает знания по литературе, театру, а также формирует артистические навыки, учит создавать новые образы. Кроме того, между взрослым и ребенком устанавливаются доверительные отношения.

Именно театральная деятельность является одним из эффективных способов развития музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста. Всё, что ребёнок придумывает, каждое своё впечатление из жизни, он воплощает в свои действия.

Дыхательную гимнастику Стрельниковой провожу в игровой форме, например: "Сдуваем шарик" со звуком "Ш" (данное упражнение нацелено на развитие объема воздуха в лёгких и диафрагме и контроля над ним, "Задуваем свечи" (для этого используем обычные бумажные полосочки: задуваем большое количество свечей одним и сильным выдохом; задуваем 7-9 свечей одним вдохом, но на каждую свечу выдох раздельный; задуваем одну свечу быстрым выдохом, "Ветерок" (используем бумажную полосочку и дуем так, чтобы она слегка колыхалась от небольшого потока выдыхаемого воздуха).

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

Анализ результативности

Применение современных образовательных технологий в НОД по музыкальному воспитанию, обогащают внутренний и духовный мир ребёнка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках.

У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений с удовольствием музицируют на шумовых музыкальных инструментах.

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интел...

«Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

Презентация, скоторой я выступала на педагогической конференции "Педагог и инновации:идеи, опыт, практика" в 2016 году...

Информационно-коммуникационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения.

Информационно-коммуникационные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения....

Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Использование современных технологий в работе музыкального руководителя...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей....

Современные практики в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Музыкальное воспитание детей в дошкольных учреждениях является важной частью образовательного процесса и играет ключевую роль в развитии личности ребенка. В последние годы подходы к музыкальной деятел...