Самообразование по теме «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
материал
В нынешнее время мы чаще наблюдаем примеры детской жестокости и агрессивности по отношению друг другу, а также по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, сочувствии, справедливости и милосердии.
Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Ребенок входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, но и с предательством. Малышдолжен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать его с прочными идейными убеждениями и высокой моралью. Воспитывать и формировать мировосприятие и понимание ребенка следует, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки и взгляды.
Таким образом, сказка служит средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема актуальна на сегодняшний день.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №239»)
План по самообразованию
на 2024 – 2025 учебный год
Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей
младшего дошкольного возраста посредством
чтения русских народных сказок»
Воспитатель:
Афанасьева Д.К.
г. Барнаул
«А чтоб нам не было скучно, мы превращаем небо и землю в сказку» — Константин Бальмонт.
Пояснительная записка
Актуальность темы
В нынешнее время мы чаще наблюдаем примеры детской жестокости и агрессивности по отношению друг другу, а также по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, сочувствии, справедливости и милосердии.
Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Ребенок входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, но и с предательством. Малыш должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать его с прочными идейными убеждениями и высокой моралью. Воспитывать и формировать мировосприятие и понимание ребенка следует, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки и взгляды.
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок - это первый «учебник жизни» человека.
В нынешнее время сказка заметно утратила свое предназначение. Этому поспособствовали современные книги и мультфильмы, имеющие чисто развлекательный характер.
Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Дети искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Таким образом, сказка служит средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема актуальна на сегодняшний день.
Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
Цель: создание условий по формированию духовно - нравственных качеств и ценностей у детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок. Повышение компетентности воспитателя в вопросах по формированию духовно - нравственных качеств и ценностей у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Для педагога:
- Изучить литературу по теме «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок».
- Разработать план работы с детьми по данной теме.
- Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей посредством чтения русских народных сказок;
Для воспитанников:
Образовательные задачи:
- сформировать у детей представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки героев русских народных сказок;
- расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру;
- пополнять активный словарь детей;
Развивающие задачи:
- развивать умение детей думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своего поведения и других людей;
- учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения;
- поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз;
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой;
- воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- воспитывать трудолюбие, учить доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;
Работа с родителями
- Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей
- Повысить компетентность родителей в вопросах духовно - нравственного воспитания детей:
- Наглядная агитация (памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
- Консультации, беседы, родительские собрания.
- Выставка
- Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.
Планируемые результаты:
- дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки;
- дети различают понятия «хороший - плохой», «красивый - некрасивый», «правда - ложь», «добро - зло», и др, в сказке и в жизни;
- дети умеют выражать чувства и переживания словами;
- у детей пополнился словарный запас, благодаря русским народным сказкам.
- дети понимают правила пользования книгой и используют их в назначении.
- дети умеют доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
- дети умеют уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап (разработка плана) август
- Разработка плана по самообразованию на тему «Духовно - нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок».
-определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов, пособия, чтение сказок, показательные спектакли, пальчиковые игры по данной тематике;
2. Основной этап (реализация плана) сентябрь-май
- формирование знаний, умений, навыков;
- формирование у детей представления о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки героев русских народных сказок;
3. Заключительный этап
- Фотовыставка «Читаем любимые книги» (оформление фотоколлажа)
- Итоговое занятие по сказкам – викторина «О какой сказке идет речь?»
- Показ презентации по итогам реализации плана по теме ««Духовно - нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок».
Ожидаемые результаты для воспитателя:
1. Повысился творческий, научно-методический уровень, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств;
2. У детей развито умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своего поведения и других людей.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность детей;
- Чтение русских народных сказок;
- Дидактические игры;
- Сюжетно – ролевые и пальчиковые игры;
- Рассматривание картин;
- Пересказ сказок;
- Беседа;
- Инсценирование;
- Работа с родителями.
Пополнение РППС:
- Создание Д/И «Угадай сказку» для младшей группы;
- Создание папки-передвижки «Сказки могут справиться с детским непослушанием»;
- Создание и пополнение картотеки загадок о сказочных персонажах;
- Создание Д/И «Найди силуэт»;
- Пополнение картотеки стихотворений потешкой «Заяц Егорка»;
- Создание консультации для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»;
- Создание Д/И «Расскажи сказку по серии картинок».
- Создание атрибутов (масок) для сказки «Кот, петух и лиса»
- Создание загадок для детей к русской народной сказке «Кошкин дом»
- Создание презентации викторины «О какой сказке идет речь?»
Изучение методической литературы по теме:
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.
- Гриценко З.А. Положи своё сердце у чтения. (Книга для родителей). - М.: Просвещение , 2003.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка-Пресс, 2003.
- Гурович Л.М. Береговая Л.Б. Логинова В.И. Пирадова В.И. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). С-Пб.: Детство - Пресс, 2012.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание, 2005, №1, С. 18-28.
- Кабачек О. Сказки в век компьютера. / О.Л. Кабачек. - М.: Либерия, 2001.
- Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2016.
- Нравственное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой - М.: Просвещение,
- Изучение методического пособия: Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.
- Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010.
- Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 2000
Перспективный план работы по теме самообразования
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | 1. Дидактическая игра «Угадай сказку» 2. Чтение и рассказывание р.н.с. «Колобок», «Теремок» 3. Показ кукольного театра «Теремок» воспитателем 4. Пальчиковая игра «Мишка» | Консультация «Роль сказки в развитии детей» |
РППС: Создание Д/И «Угадай сказку» для младшей группы |
Октябрь | 1. Чтение сказки «Три медведя», «Маша и медведь» 2. Рассматривание иллюстраций к сказке 3. Беседа по содержанию сказки 4. Рисование по прочитанным сказкам и рассказам. | Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием» |
РППС: Создание папки-передвижки «Сказки могут справиться с детским непослушанием» Создание и пополнение картотеки загадок о сказочных персонажах |
Ноябрь | #1063;тение сказки «Гуси-лебеди» 2. Д/И «Найди силуэт» #1054;тгадывание загадок о животных из сказки «Колобок» (картотека загадок) 4. Дидактическая игра «Из какой сказки герой». | Акция «Подари книгу детскому саду»; Консультация «Как подружить ребёнка с книгой» |
РППС: Создание Д/И «Найди силуэт» |
Декабрь | 1. Заучивание потешки «Заяц Егорка» (картотека стихотворений) 2. Разучивание пальчиковой игры «Жил-был зайчик» (картотека Пальчиковые игры) 3. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» 4. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки». | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» |
РППС: пополнение картотеки стихотворений потешкой «Заяц Егорка»; |
Январь | #1063;тение сказки «Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), «Лиса и заяц», «Храбрец-молодец» 2. Рассказывание сказки детьми 3. Д/И «Сложи картинку и узнай сказку» 4. Подвижная игра «Воробышки и кот». | Совместная деятельность детей и родителей: Выставка рисунков, поделок на тему: «Наши любимые сказки» |
РППС: Создание Консультации для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» |
Февраль | 1. Чтение сказок В.Сутеева «Палочка-выручалочка», «Снеговик-почтовик» 2. Рассматривание иллюстраций к сказке 3. Беседа по содержанию сказки 4. Пальчиковая игра «Мы лепили колобок» | Картотека игр в семье на тему духовно – нравственного воспитания детей |
РППС: создание Д/И «Расскажи сказку по серии картинок». |
Март | #1063;тение сказки «Кот, петух и лиса», «Как коза избушку построила» 2. Рассматривание иллюстраций к сказке 3. Д/игра «Найди силуэт» 4. Дидактическая игра «Чей домик?». | Фотовыставка «Читаем любимые книги» (оформление фотоколлажа) Буклет «Рекомендуемый список сказок для чтения детям 3-4 лет» |
РППС: создание атрибутов (масок) для сказки «Кот, петух и лиса» |
Апрель | 1. Чтение сказки «Кошкин дом», «Терёшечка» 2. Беседа по содержанию сказки 3. Д/и «Из какой сказки предмет?» 4. Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка». | Папка – передвижка – день книги» |
РППС: создание загадок к русской народной сказке «Кошкин дом» |
Май | 1. Подвижная игра «У медведя во бору» 2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин сказочных игрушек». Итоговое занятие по сказкам – викторина «О какой сказке идет речь?» | Презентация-отчет с фотографиями «Взрослеем вместе со сказками» |
РППС: создание презентации викторины «О какой сказке идет речь?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....
План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"
Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

Опыт моей работы "Развитие диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок"
Описывается опыт моей работы по "Развитию диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок"....
Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста по средствам русских народных сказок
Нравственное воспитание детей по средствам русских народных сказок было темой моего самообразования и в течение определенноно времени перешло на практическое применение знаний, в связи с чем я с увере...

«Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказ...

Отчет по теме самообразования «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через истоки русской народной культуры».
Уважаемые коллеги! Я хотела бы поделится опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...
