Самообразование по теме «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
материал

Бахилина Дарья

В нынешнее время мы чаще наблюдаем примеры детской жестокости и агрессивности по отношению друг другу, а также по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, сочувствии, справедливости и милосердии.
Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Ребенок входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, но и с предательством. Малышдолжен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать его с прочными идейными убеждениями и высокой моралью. Воспитывать и формировать мировосприятие и понимание ребенка следует, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки и взгляды.
Таким образом, сказка служит средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема актуальна на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_afanasyeva_2.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №239»)

План по самообразованию

на 2024 – 2025 учебный год

Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей

младшего дошкольного возраста посредством

чтения русских народных сказок»

Воспитатель:

Афанасьева Д.К.

г. Барнаул

«А чтоб нам не было скучно, мы превращаем небо и землю в сказку» — Константин Бальмонт.

Пояснительная записка

Актуальность темы

В нынешнее время мы чаще наблюдаем примеры детской жестокости и агрессивности по отношению друг другу, а также по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, сочувствии, справедливости и милосердии.

Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Ребенок входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, но и с предательством. Малыш должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать его с прочными идейными убеждениями и высокой моралью. Воспитывать и формировать мировосприятие и понимание ребенка следует, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки и взгляды.

Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок - это первый «учебник жизни» человека.

В нынешнее время сказка заметно утратила свое предназначение. Этому поспособствовали современные книги и мультфильмы, имеющие чисто развлекательный характер.

Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Дети искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Таким образом, сказка служит средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема актуальна на сегодняшний день.

Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»

Цель: создание условий по формированию духовно - нравственных качеств и ценностей у детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок. Повышение компетентности воспитателя в вопросах по формированию духовно - нравственных качеств и ценностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Для педагога:

  1. Изучить литературу по теме «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок».
  2. Разработать план работы с детьми по данной теме.
  3. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей посредством чтения русских народных сказок;

Для воспитанников:

Образовательные задачи:

- сформировать у детей представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки героев русских народных сказок;

- расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру;

- пополнять активный словарь детей;

Развивающие задачи:

- развивать умение детей думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своего поведения и других людей;

- учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения;

- поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз;

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой;

- воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- воспитывать трудолюбие, учить доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;

Работа с родителями

  1. Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей
  2. Повысить компетентность родителей в вопросах духовно - нравственного воспитания детей:

- Наглядная агитация (памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).

- Консультации, беседы, родительские собрания.

- Выставка

- Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.

Планируемые результаты:

- дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки;

- дети различают понятия «хороший - плохой», «красивый - некрасивый», «правда - ложь», «добро - зло», и др, в сказке и в жизни;

- дети умеют выражать чувства и переживания словами;

- у детей пополнился словарный запас, благодаря русским народным сказкам.

- дети понимают правила пользования книгой и используют их в назначении.

- дети умеют доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

- дети умеют уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап (разработка плана) август

- Разработка плана по самообразованию на тему «Духовно - нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок».

-определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

- подбор материалов, пособия, чтение сказок, показательные спектакли, пальчиковые игры по данной тематике;

2. Основной этап (реализация плана) сентябрь-май

- формирование знаний, умений, навыков;

- формирование у детей представления о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки героев русских народных сказок;

3. Заключительный этап

- Фотовыставка «Читаем любимые книги» (оформление фотоколлажа)

- Итоговое занятие по сказкам – викторина «О какой сказке идет речь?»

- Показ презентации по итогам реализации плана по теме ««Духовно - нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок».

Ожидаемые результаты для воспитателя:

1. Повысился творческий, научно-методический уровень, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств;

2. У детей развито умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своего поведения и других людей.

Формы работы:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Свободная самостоятельная деятельность детей;

- Чтение русских народных сказок;

- Дидактические игры;

- Сюжетно – ролевые и пальчиковые игры;

- Рассматривание картин;

- Пересказ сказок;

- Беседа;

- Инсценирование;

- Работа с родителями.

Пополнение РППС:

  1. Создание Д/И «Угадай сказку» для младшей группы;
  2. Создание папки-передвижки «Сказки могут справиться с детским непослушанием»;
  3. Создание и пополнение картотеки загадок о сказочных персонажах;
  4. Создание Д/И «Найди силуэт»;
  5. Пополнение картотеки стихотворений потешкой «Заяц Егорка»;
  6. Создание консультации для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»;
  7. Создание Д/И «Расскажи сказку по серии картинок».
  8. Создание атрибутов (масок) для сказки «Кот, петух и лиса»
  9. Создание загадок для детей к русской народной сказке «Кошкин дом»
  10. Создание презентации викторины «О какой сказке идет речь?»

Изучение методической литературы по теме:

  1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.
  2. Гриценко З.А. Положи своё сердце у чтения. (Книга для родителей). - М.: Просвещение , 2003.
  3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка-Пресс, 2003.
  4. Гурович Л.М. Береговая Л.Б. Логинова В.И. Пирадова В.И. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). С-Пб.: Детство - Пресс, 2012.
  5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание, 2005, №1, С. 18-28.
  6. Кабачек О. Сказки в век компьютера. / О.Л. Кабачек. - М.: Либерия, 2001.
  7. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2016.
  8. Нравственное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой - М.: Просвещение,
  9. Изучение методического пособия: Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.
  10. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010.
  11. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 2000

Перспективный план работы по теме самообразования

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

1. Дидактическая игра «Угадай сказку»

2. Чтение и рассказывание р.н.с. «Колобок», «Теремок»

3. Показ кукольного театра «Теремок» воспитателем

4. Пальчиковая игра «Мишка»

Консультация «Роль сказки в развитии детей»

  • Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: 2004.

РППС: Создание Д/И «Угадай сказку» для младшей группы

Октябрь

1. Чтение сказки «Три медведя», «Маша и медведь»

2. Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Беседа по содержанию сказки

4. Рисование по прочитанным сказкам и рассказам.

Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием»

  • Гурович Л.М. Береговая Л.Б. Логинова В.И. Пирадова В.И. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). С-Пб.: Детство – Пресс, 2012.

РППС: Создание папки-передвижки «Сказки могут справиться с детским непослушанием»

Создание и пополнение картотеки загадок о сказочных персонажах

Ноябрь

#1063;тение сказки «Гуси-лебеди»

2. Д/И «Найди силуэт»

#1054;тгадывание загадок о животных из сказки «Колобок» (картотека загадок)

4. Дидактическая игра «Из какой сказки герой».

Акция «Подари книгу детскому саду»;

Консультация «Как подружить ребёнка с книгой»

  • Гриценко З.А. Положи своё сердце у чтения. (Книга для родителей). – М.: Просвещение, 2003.

РППС: Создание Д/И «Найди силуэт»

Декабрь

1. Заучивание потешки «Заяц Егорка» (картотека стихотворений)

2. Разучивание пальчиковой игры «Жил-был зайчик» (картотека Пальчиковые игры)

3. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»

4. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

  • Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозайка-Синтез, 2008.

РППС: пополнение картотеки стихотворений потешкой «Заяц Егорка»;

Январь

#1063;тение сказки «Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), «Лиса и заяц», «Храбрец-молодец»

2. Рассказывание сказки детьми

3. Д/И «Сложи картинку и узнай сказку»

4. Подвижная игра «Воробышки и кот».

Совместная деятельность детей и родителей: Выставка рисунков, поделок на тему: «Наши любимые сказки»

  • Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. – М.: Линка-Пресс, 2003.

РППС: Создание Консультации для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Февраль

1. Чтение сказок В.Сутеева «Палочка-выручалочка», «Снеговик-почтовик»

2. Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Беседа по содержанию сказки

4. Пальчиковая игра «Мы лепили колобок»

Картотека игр в семье на тему духовно – нравственного воспитания детей

  • Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание, 2005, №1, С. 18-28.
  • Кабачек О. Сказки в век компьютера. / О.Л. Кабачек. - М.: Либерия, 2001.

РППС: создание Д/И «Расскажи сказку по серии картинок».

Март

#1063;тение сказки «Кот, петух и лиса», «Как коза избушку построила»

2. Рассматривание иллюстраций к сказке

3. Д/игра «Найди силуэт»

4. Дидактическая игра «Чей домик?».

Фотовыставка

«Читаем любимые книги» (оформление фотоколлажа)

Буклет «Рекомендуемый список сказок для чтения детям 3-4 лет»

  • Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ,
  • Нравственное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой - М.: Просвещение, 2000.

РППС: создание атрибутов (масок) для сказки «Кот, петух и лиса»

Апрель

1. Чтение сказки «Кошкин дом», «Терёшечка»

2. Беседа по содержанию сказки

3. Д/и «Из какой сказки предмет?»

4. Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка».

Папка – передвижка – день книги»

  • Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1999.
  • Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 2000.

РППС: создание загадок к русской народной сказке «Кошкин дом»

Май

1. Подвижная игра «У медведя во бору»

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин сказочных игрушек».

Итоговое занятие по сказкам – викторина «О какой сказке идет речь?»

Презентация-отчет с фотографиями «Взрослеем вместе со сказками»

  • Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010.
  • Сидорова И. В. В гостях у сказки // Воспитатель, 2009, № 4,С.124-127.

РППС: создание презентации викторины «О какой сказке идет речь?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

Опыт моей работы "Развитие диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок"

Описывается опыт моей работы по "Развитию диалогической формы речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием русских народных сказок"....

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста по средствам русских народных сказок

Нравственное воспитание детей по средствам русских народных сказок было темой моего самообразования и в течение определенноно времени перешло на практическое применение знаний, в связи с чем я с увере...

«Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»

Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказ...

Отчет по теме самообразования «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через истоки русской народной культуры».

Уважаемые коллеги! Я хотела бы поделится опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...