Краткосрочный проект «Моя малая Родина»
для подготовительной группы детского сада
Авторы проекта: Воспитатели-Залиханова Гулнара Масхутовна, Атмурзаева Сейжан Мажировна.
Продолжительность: краткосрочный.
Вид проекта: информационно – творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, сотрудники сада.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность: В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу.
Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, а так же редких растениях.
Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, закрепить знания детей о Кабардино – Балкарии, её достопримечательностях.
Задачи:
образовательные: закрепить знания о Кабардино-Балкарии, ее достопримечательностях, столице Нальчик, районах, о самой высокой горе Эльбрус; побуждать детей поступать законам общения, быть добрым, продолжать знакомить детей с многообразием животного мира республики;
учить составлять рассказ, используя полученные ранее знания и энциклопедические данные, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению республики, речь, умение делать выводы, интерес к окружающему миру и применять полученные знания в практике, желание узнавать о характерных особенностях животных.
Воспитательные: воспитывать толерантность, уважение к людям разных национальностей, бережное, гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
Словарная работа: чеканить, дотс, потухший вулкан, лава, могущественный, проспект, вольфрам, молибден, стелла.
Предварительная работа: беседы и чтение легенд, стихотворений о КБР; чтение кабардинских и балкарских пословиц, изречений; знакомство с бытом, народным промыслом, культурой народов, проживающих в нашей республике, экскурсия в краеведческий музей, просмотр презентации.
Ход занятия:
1.Приветствие:
2. Нейрогимнастика (кулак-ладонь, ухо-нос, злая тучка)
3. Проговаривание скороговорки с ходьбой на месте.
4. Беседа «Мой родной край».
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Родине.
- Для вас, что такое Родина? (Родина - это где мы родились; где живут наши мама и папа, наши родные; родина - это где нас любят и понимают.)
- В какой стране мы живем? (Россия.)
- Значит наша родина это Россия! А давайте мы поиграем в игру-ассоциации:
Игра-ассоциация: опишите нашу Россию прилагательными. «Родина-какая…?». (Святая, могучая, славная, сильная, необъятная, милая, единая, свободная, чудесная, историческая, красивая, далекая, прекрасная, хорошая, родная, бескрайняя, огромная, великая, маленькая, большая, любимая, обширная.)
- Президент Российской Федерации? (В.В.Путин.)
- Столица нашей страны? (Москва.)
Мы живем в самой живописной республике. Кто мне скажет в какой? (В Кабардино-Балкарской республике.)
- Президент Кабардино-Балкарии? (Коков К.В.)
- Столица нашей республики? (Нальчик.)
- Ребята, мы живём в многонациональной республике.
Скажите, люди каких национальностей живут в нашей республике? (Кабардинцы, балкарцы, русские, осетины, грузины).
Наша республика удивительна. Здесь есть все: и горы, с огромными ледниками, альпийскими лугами, прекрасные леса и поля.
Какие достопримечательности вы знаете? (Гора Эльбрус, Голубые озера, Чегемские водопады).
- Что вы знаете о достопримечательностях?
Великий и могучий Эльбрус, является самой высокой горой Европы. Имеет две вершины, покрыт вечными снегами и льдами. Каждый год тысячи туристов отправляются к подножию Эльбруса, чтобы полюбоваться его красотой и величием, совершить восхождение к его снежным вершинам.
Голубое озеро занимает второе место по глубине среди всех озер России, а по красоте не уступает ни одному озеру в мире. Вода в ней кристально чистая, прозрачная, имеет зеленовато-голубой цвет. Но ее цвет меняется. При ясной погоде - вода нежно-голубая, а когда погода меняется, цвет становится лазурным.
Все гости Кабардино-Балкарии приезжают в Чегемскую теснину, чтобы полюбоваться чудесным зрелищем: Чегемскими водопадами. Чегемские водопады образованы многочисленными горными речками, напоминают гигантское дерево. Неповторимая красота этих мест вызывает у человека восторг, радость и удивление.
- Ребята, в каком городе мы живем? (В Тырныаузе.)
- Что означает слово «Тырныауз»? (Ущелье ветров.)
- Как раньше назывался наш город? (Нижний Баксан.)
- Главная улица нашего города? (Эльбрусский проспект.)
- О нашем городе раньше никто ничего не знал, пока не приехали молодые геологи. Ребята, как их звали? (Вера Флерова и Борис Орлов.)
- Что они нашли в горах? (Руду, вольфрам и молибден.)
- Для чего их используют? (Вольфрам и молибден добавляют в сплав, сталь делается очень прочной и из нее строят самолеты, ракеты и изготовляют лампочки.)
- Какая река протекает в нашем городе? (Баксан - полноводная река.)
- Что такое полноводная река? (Полноводная река — река, впадающая в море, никогда не пересыхающая.)
- В какое море втекает река? (Каспийское море.)
- Как переводится слово Баксан? (Затопляющая вода.)
- Каких знаменитых людей вы знаете из Тырныауза? (Т. Зумакулова-поэтесса, К. Отаров-писатель, Х. Аккаев, З. Курамагомедов- спортсмены, тренеры.)
4. Презентация центров:
- Сегодня, у нас открыты 3 центра:
• Центр математики;
• Центр книги и грамоты;
• Центр искусства;
В Центре искусства с вами будет Гульнара Ахматовна. Мы приглашаем вас в мастерскую, где будем изготавливать чеканку - это художественная обработка металла. В искусстве всех народов она занимает почетное место.
на фольге с помощью молоточков и художественными палочками.
В Центре математики с вами будет Сейжан Мажировна. Вы будете работать по карточкам. В первом задании надо сравнить часть и целое, узнать что больше. Во втором задании вам надо правильно поставить знаки равенства. В 3 задании решить примеры.
В центре книги/грамоты С вами будет Гулнара Масхутовна. У вас макет красной книги, а заполнять вы будете сами.
5. Итоговый круг.
Проводится анализ готовых работ.
Тырныауз наша Родина! Сегодня мы закрываем наш проект «Моя малая Родина».