Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников: задачи, направления и методы
статья (старшая группа)
Создание условий для позитивной социализации, формирования коммуникативной компетентности и развития социальных отношений ребенка с окружающим миром.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников: задачи, направления и методы
Социально-коммуникативное развитие (СКР) – это одна из ключевых областей развития ребенка в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) СКР приобретает особое значение, так как именно в этот период формируются основы личности, происходит активное становление социальных навыков и умений, необходимых для успешной адаптации в обществе.
Цель социально-коммуникативного развития старших дошкольников:
Создание условий для позитивной социализации, формирования коммуникативной компетентности и развития социальных отношений ребенка с окружающим миром.
Задачи социально-коммуникативного развития старших дошкольников:
• Развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками:
* Формирование умения устанавливать и поддерживать контакты, выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других.
* Развитие навыков конструктивного общения, умения разрешать конфликты, договариваться и сотрудничать.
• Формирование основ моральных норм и ценностей:
* Воспитание доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, уважения к другим людям.
* Формирование представлений о нравственных нормах поведения, ответственности за свои поступки.
• Развитие эмоциональной сферы:
* Формирование умения распознавать и выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.
* Развитие эмоциональной устойчивости, умения контролировать свои чувства и поведение.
• Развитие самостоятельности и инициативности:
* Стимулирование проявления самостоятельности в решении задач, выполнении поручений.
* Поддержка инициативы в общении и взаимодействии с другими детьми.
• Формирование позитивной самооценки и уверенности в себе:
* Создание ситуаций успеха, поощрение достижений, формирование веры в свои силы.
* Развитие умения оценивать свои поступки и действия, сравнивать себя с другими.
• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу:
* Знакомство с традициями и культурой своего народа, воспитание любви к Родине.
* Формирование представлений о семье, роли мужчины и женщины в обществе.
Направления социально-коммуникативного развития старших дошкольников:
• Социализация: Включение ребенка в систему социальных отношений, формирование умения жить и действовать в обществе.
• Коммуникация: Развитие навыков общения, умения устанавливать и поддерживать контакты, выражать свои мысли и чувства.
• Нравственное развитие: Формирование моральных норм и ценностей, воспитание доброжелательности, отзывчивости, сочувствия.
• Эмоциональное развитие: Формирование умения распознавать и выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.
• Развитие самосознания: Формирование позитивной самооценки, уверенности в себе, умения оценивать свои поступки и действия.
Методы и приемы социально-коммуникативного развития старших дошкольников:
• Игры:
* Сюжетно-ролевые игры: "Семья", "Больница", "Магазин", "Школа" и др. (развивают социальные навыки, умение взаимодействовать и договариваться).
* Дидактические игры: "Что такое хорошо и что такое плохо?", "Угадай эмоцию", "Как поступить?" (формируют моральные нормы и ценности, учат распознавать эмоции).
* Подвижные игры с правилами: "Ручеёк", "Гуси-лебеди", "Жмурки" (развивают умение соблюдать правила, взаимодействовать в команде).
• Беседы: Обсуждение ситуаций, рассказов, мультфильмов, связанных с нравственными нормами и ценностями, эмоциями, взаимоотношениями между людьми.
• Чтение художественной литературы: Чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихов, которые учат добру, отзывчивости, справедливости, дружбе.
• Моделирование ситуаций: Разыгрывание различных ситуаций, требующих принятия решений, проявления эмпатии, умения договариваться.
• Проектная деятельность: Реализация совместных проектов, направленных на оказание помощи нуждающимся, благоустройство территории, изучение культ > ChatGPT4 | Midjourney: уры своего народа.
• Трудовая деятельность: Выполнение поручений, дежурство, участие в уборке групповой комнаты, уход за растениями (развивают ответственность, трудолюбие, умение работать в команде).
• Театрализованная деятельность: Постановка спектаклей, инсценировок, этюдов (развивает эмоциональную сферу, коммуникативные навыки, творческие способности).
• Использование ИКТ: Просмотр мультфильмов, презентаций, обучающих видеороликов, связанных с темами социально-коммуникативного развития.
• Пример взрослых: Личный пример воспитателей и родителей в общении, взаимодействии с другими людьми, проявлении доброты, отзывчивости и уважения.
Важные условия успешного социально-коммуникативного развития:
• Создание атмосферы доброжелательности и доверия: Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, иметь возможность выражать свои мысли и чувства без страха быть осужденным.
• Поддержка инициативы и самостоятельности: Предоставление ребенку возможности самостоятельно решать задачи, принимать решения, проявлять творчество.
• Индивидуальный подход: Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его интересов, потребностей и возможностей.
• Взаимодействие детского сада и семьи: Согласование подходов к социально-коммуникативному развитию в детском саду и дома, вовлечение родителей в образовательный процесс.
• Использование разнообразных форм и методов: Обеспечение разнообразия образовательной деятельности, использование различных форм и методов обучения, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей.
Социально-коммуникативное развитие является важным компонентом подготовки ребенка к школе и успешной адаптации в обществе. Создавая благоприятные условия и используя эффективные методы, педагоги и родители могут помочь детям стать уверенными в себе, коммуникабельными, отзывчивыми и социально активными личностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...
Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....

«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»
В статье описаны основные методы и приемы, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников....