Развитие фонематического слуха у детей 3-4 лет через игры и упражнения.
статья (младшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха у детей 3-4 лет через игры и упражнения
Аннотация. В статье рассматривается важность развития фонематического слуха у детей 3-4 лет как основы для успешного овладения чтением и письмом. Подчеркивается взаимосвязь развития фонематического слуха и мышления. Описывается практический опыт использования дидактических и музыкальных игр, направленных на развитие умения различать звуки в словах, определять их местоположение и составлять звуковые схемы. Приводятся примеры эффективных игр и упражнений, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, и доказывается положительное влияние регулярных занятий на развитие речи.
Ключевые слова. Фонематический слух, развитие речи, дошкольный возраст, дети 3-4 лет, дидактические игры, музыкальные игры, звуковая схема, обучение чтению, обучение письму.
Развитие фонематического слуха – важнейший этап в становлении речи ребенка, предопределяющий успешное освоение чтения и письма в будущем. Именно в дошкольном возрасте, а особенно в период от трех до четырех лет, закладывается фундамент для правильного восприятия и дифференциации звуков родного языка. Как отмечает Л.С. Выготский, "развитие речи есть, прежде всего, развитие мышления" [1, с. 145], и, следовательно, развитие фонематического слуха напрямую связано с формированием познавательных процессов.
Недостаточное развитие фонематического слуха в раннем возрасте может привести к ряду трудностей в дальнейшем. Дети, испытывающие проблемы с различением звуков, часто испытывают затруднения при обучении чтению и письму, допускают ошибки в произношении слов, что, в свою очередь, может негативно сказаться на их самооценке и социальной адаптации.
В связи с этим, педагоги и родители должны уделять особое внимание развитию фонематического слуха у детей 3-4 лет, используя разнообразные игровые методы и упражнения, которые не только способствуют формированию необходимых навыков, но и вызывают интерес и положительные эмоции у ребенка. Важно помнить, что, по мнению Д.Б. Эльконина, "игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте" [2, с. 210], а значит, именно через игру ребенок наиболее эффективно усваивает новые знания и умения.
В нашей практике работы в детском саду мы убедились, что наиболее эффективными являются дидактические и музыкальные игры, направленные на развитие умения различать звуки в словах, определять их местоположение и составлять простые звуковые схемы. Мы часто используем игру "Угадай, что звучит", где дети, закрыв глаза, должны определить, какой предмет издает звук: шуршание бумаги, звон колокольчика, стук ложки. Эта игра не только развивает фонематический слух, но и обогащает слуховой опыт ребенка, учит его концентрировать внимание на звуках окружающего мира.
Еще одна игра, которая пользуется популярностью у наших воспитанников, – "Найди пару". Мы показываем детям картинки с изображением различных предметов, названия которых начинаются на разные звуки, и просим их найти пары картинок, названия которых начинаются на один и тот же звук. Например, "яблоко" и "якорь", "шапка" и "шуба". Эта игра помогает детям научиться выделять первый звук в слове и соотносить его с определенной буквой.
В своей работе мы также активно используем музыкальные игры, которые способствуют развитию фонематического слуха через ритм и мелодию. Например, игра "Эхо" заключается в том, что воспитатель произносит слог или слово, а дети должны повторить его, как эхо. Эта игра не только развивает фонематический слух, но и улучшает артикуляцию и чувство ритма.
Помимо игр, мы используем и различные упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Например, мы просим детей разложить картинки в соответствии с тем, какой звук они слышат в начале слова: гласный или согласный, твердый или мягкий. Также мы предлагаем детям составить простые звуковые схемы слов, используя фишки разного цвета для обозначения гласных и согласных звуков.
Опыт показывает, что регулярное использование игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха, положительно сказывается на развитии речи детей 3-4 лет. Они начинают лучше различать звуки в словах, правильно произносить их, а также успешно осваивают навыки чтения и письма.
Как утверждал К.Д. Ушинский, "детская природа требует наглядности" [3, с. 32], поэтому все игры и упражнения, которые мы используем в своей работе, сопровождаются яркими и красочными картинками, игрушками и другими наглядными пособиями. Это помогает детям лучше усваивать материал и делает процесс обучения более интересным и увлекательным.
Таким образом, развитие фонематического слуха у детей 3-4 лет – это важная и ответственная задача, требующая комплексного подхода и использования разнообразных методов и приемов. Игры и упражнения, направленные на развитие умения различать звуки, определять их местоположение и составлять звуковые схемы, являются эффективным средством формирования необходимых навыков и способствуют успешному освоению речи в будущем.
Список литературы:
- Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 1999. – 352 с. – ISBN 5-87604-042-3.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 1978. – 304 с.
- Ушинский, К. Д. Родное слово. Книга для детей / К. Д. Ушинский. – Москва : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 224 с. – ISBN 5-88819-039-4.
Проверка на плагиат: https://text.ru/antiplagiat/6801dbd01c2e8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.
Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»
В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....

«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через игры и упражнения с песком»
(как для слушателей коллег и родителей)...
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ через систему игровых упражнений.
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ ...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений...
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»
laquo;Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»...

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"
Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...
