Развитие фонематического слуха у детей 3-4 лет через игры и упражнения.
статья (младшая группа)

Ломакина Татьяна Валерьевна ЯНАО Тюменская обл Надымский район п. Приозёрный
В статье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у детей 3-4 лет через игры и упражнения

Аннотация. В статье рассматривается важность развития фонематического слуха у детей 3-4 лет как основы для успешного овладения чтением и письмом. Подчеркивается взаимосвязь развития фонематического слуха и мышления. Описывается практический опыт использования дидактических и музыкальных игр, направленных на развитие умения различать звуки в словах, определять их местоположение и составлять звуковые схемы. Приводятся примеры эффективных игр и упражнений, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, и доказывается положительное влияние регулярных занятий на развитие речи.

Ключевые слова. Фонематический слух, развитие речи, дошкольный возраст, дети 3-4 лет, дидактические игры, музыкальные игры, звуковая схема, обучение чтению, обучение письму.

Развитие фонематического слуха – важнейший этап в становлении речи ребенка, предопределяющий успешное освоение чтения и письма в будущем. Именно в дошкольном возрасте, а особенно в период от трех до четырех лет, закладывается фундамент для правильного восприятия и дифференциации звуков родного языка. Как отмечает Л.С. Выготский, "развитие речи есть, прежде всего, развитие мышления" [1, с. 145], и, следовательно, развитие фонематического слуха напрямую связано с формированием познавательных процессов.

Недостаточное развитие фонематического слуха в раннем возрасте может привести к ряду трудностей в дальнейшем. Дети, испытывающие проблемы с различением звуков, часто испытывают затруднения при обучении чтению и письму, допускают ошибки в произношении слов, что, в свою очередь, может негативно сказаться на их самооценке и социальной адаптации.

В связи с этим, педагоги и родители должны уделять особое внимание развитию фонематического слуха у детей 3-4 лет, используя разнообразные игровые методы и упражнения, которые не только способствуют формированию необходимых навыков, но и вызывают интерес и положительные эмоции у ребенка. Важно помнить, что, по мнению Д.Б. Эльконина, "игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте" [2, с. 210], а значит, именно через игру ребенок наиболее эффективно усваивает новые знания и умения.

В нашей практике работы в детском саду мы убедились, что наиболее эффективными являются дидактические и музыкальные игры, направленные на развитие умения различать звуки в словах, определять их местоположение и составлять простые звуковые схемы. Мы часто используем игру "Угадай, что звучит", где дети, закрыв глаза, должны определить, какой предмет издает звук: шуршание бумаги, звон колокольчика, стук ложки. Эта игра не только развивает фонематический слух, но и обогащает слуховой опыт ребенка, учит его концентрировать внимание на звуках окружающего мира.

Еще одна игра, которая пользуется популярностью у наших воспитанников, – "Найди пару". Мы показываем детям картинки с изображением различных предметов, названия которых начинаются на разные звуки, и просим их найти пары картинок, названия которых начинаются на один и тот же звук. Например, "яблоко" и "якорь", "шапка" и "шуба". Эта игра помогает детям научиться выделять первый звук в слове и соотносить его с определенной буквой.

В своей работе мы также активно используем музыкальные игры, которые способствуют развитию фонематического слуха через ритм и мелодию. Например, игра "Эхо" заключается в том, что воспитатель произносит слог или слово, а дети должны повторить его, как эхо. Эта игра не только развивает фонематический слух, но и улучшает артикуляцию и чувство ритма.

Помимо игр, мы используем и различные упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Например, мы просим детей разложить картинки в соответствии с тем, какой звук они слышат в начале слова: гласный или согласный, твердый или мягкий. Также мы предлагаем детям составить простые звуковые схемы слов, используя фишки разного цвета для обозначения гласных и согласных звуков.

Опыт показывает, что регулярное использование игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха, положительно сказывается на развитии речи детей 3-4 лет. Они начинают лучше различать звуки в словах, правильно произносить их, а также успешно осваивают навыки чтения и письма.

Как утверждал К.Д. Ушинский, "детская природа требует наглядности" [3, с. 32], поэтому все игры и упражнения, которые мы используем в своей работе, сопровождаются яркими и красочными картинками, игрушками и другими наглядными пособиями. Это помогает детям лучше усваивать материал и делает процесс обучения более интересным и увлекательным.

Таким образом, развитие фонематического слуха у детей 3-4 лет – это важная и ответственная задача, требующая комплексного подхода и использования разнообразных методов и приемов. Игры и упражнения, направленные на развитие умения различать звуки, определять их местоположение и составлять звуковые схемы, являются эффективным средством формирования необходимых навыков и способствуют успешному освоению речи в будущем.

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 1999. – 352 с. – ISBN 5-87604-042-3.
  2. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 1978. – 304 с.
  3. Ушинский, К. Д. Родное слово. Книга для детей / К. Д. Ушинский. – Москва : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 224 с. – ISBN 5-88819-039-4.

Проверка на плагиат: https://text.ru/antiplagiat/6801dbd01c2e8 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»

В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ через систему игровых упражнений.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ ...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста  с дизартрией  через систему игровых упражнений...

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»

laquo;Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»...

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...