«Мировое кафе – уникальная форма взаимодействия педагога - психолога с родителями»
материал
Современный педагог должен обладать компетентностями необходимыми для установления сотрудничества с родителями, стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевая негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. В связи с этим возникает необходимость в освоении новых технологий выстраивания партнёрских взаимодействий, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями воспитанников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу представить Вам проведение родительского собрания
" Семья – что может быть дороже!" (слайд 1 )
Современный педагог должен обладать компетентностями необходимыми для установления сотрудничества с родителями, стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевая негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. В связи с этим возникает необходимость в освоении новых технологий выстраивания партнёрских взаимодействий, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями воспитанников.
В процессе организации и проведения родительского собрания мы совместно с воспитателем средней группы использовали несколько необычную форму взаимодействия с родителями – метод фасилитации «Мировое кафе».
Актуальность проблемы использования технологии фасилитации «Мировое кафе» обусловлена тем, что как форма и метод работы она в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий.
Фасилитация в переводе с английского facilitate обозначает «облегчать, помогать, способствовать».
Педагог - психолог на родительском собрании выступает в роли фасилитатора, т.е делает процесс более легким и эффективным, не представляя интересы ни одной из присутствующих сторон. Роль фасилитатора - облегчать, организовывать, направлять, оптимизировать процесс в рамках поставленной перед группой задачей. Фасилитатор обеспечивает соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, способствует созданию комфортной атмосферы между участниками и плодотворности их обсуждений.
Цель «Мирового кафе» - создание возможности для личного контакта, по принципу: «Если заладились человеческие отношения, то и результат делового общения всегда будет успешным».
Задача участников «Мирового кафе» – собрать по возможности максимальный объем информации: впечатлений, мнений.
Метод уникален. Он применяется дляполучения ответа на несколько вопросов,принятия нестандартных решений, объединения нескольких точек зрения, планирования групповой работы,подведения итогов, обучения, обмена опытом.
С помощью «Мирового кафе» можно за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно.
Для создания уютной доброжелательной атмосферы и стимулирования высказывания родителей без опаски во время мероприятия по технологии «Мировое кафе» рекомендуется: (слайд 2 )
- Оставайтесь в рамках контекста. Помните о цели мероприятия, выделите ключевые вопросы для обсуждения, пригласите для участия всех.
- Создайте уютную доброжелательную атмосферу. Гостям (родителям) должно быть комфортно, и они должны высказываться без опаски.
- Мотивировать участников на активную работу. В начале мероприятия стоит уделить внимание мотивации на активную работу.
- Продумайте оформление помещения. Важно создать уютную и доброжелательную атмосферу, например, с помощью бумажных скатертей, музыкального сопровождения или имитации кофейни.
- Подготовьте вопросы, которые помогут вспомнить необходимую информацию, запустят процесс генерации идей, повысят групповую энергетику, простимулируют обсуждение и помогут учесть все нюансы.
- Поощряйте участие каждого. Любой желающий принять участие в обсуждении должен иметь такую возможность. Подчёркивайте ценность, мнения и опыткаждого.
- Используйте обмен разными точками зрения. Возможность переходить от стола к столу, привносить свежий взгляд, иное восприятие очень ценно. Это позволяет увидеть новые возможности и неожиданные решения, получить инсайты, почувствовать себя частью команды.
- Прислушивайтесь как к привычным идеям, так и к неожиданным.
- Делитесь коллективными открытиями.
Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность. Во время проведения «Мирового кафе» допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.
Перед собранием провели предварительную работу - анкетирование родителей. (слайд 3 ) В течение недели, перед собранием, родители могли написать интересующие вопросы по воспитанию и развитию детей на осенних листочках, размещая их на «Дереве вопросов». Ответы, на которые получили ввиде буклета в конце встречи.
На собрании «Семья – что может быть дороже!» присутствовало 28 человек.
(слайд 4 ) Тренинговое упражнение «Клубочек», вначале встречи, помогло сплотить группу, позитивно настроить участников на работу и продуктивную деятельность.
(слайд 5 ) Мы, педагоги, «хозяйки кафе», пригласили разделиться родителей (с помощью конфет) и присесть за столы – их 3, по цвету фантиков конфет – красный, синий, зеленый.
(слайд 6 ) Объяснили, что столы «сервированы» листом бумаги вместо скатерти, цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, клеем, ножницами вместо столовых приборов.
(слайд 7 ) Познакомили гостей - родителей с этикетом и режимом работы "Мирового кафе"
Режим работы кафе с 18.00 до 19.00 (вывеска на двери)
этикетом (тезисы выставляли на доску):
- уважайте друг друга;
- умейте слушать и слышать;
- не бойтесь высказывать своё мнение;
- настройтесь на позитивный результат.
Работа проходила в пять этапов:
В течение 3-5 минут педагог – психолог рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате. Участники объединяются в группы от 7 до 9 человек. Участники за каждым столом совещались и выбрали «Хозяина стола».
«Хозяин стола» во время всех раундов обсуждений не покидал стол, его задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами работы предыдущей группы и фиксировать новые идеи. Хозяину стола дается дополнительная инструкция: «Вы являетесь хранителем знаний вашей группы. Ваша задача — фиксировать информацию и передавать наработанное последующим группам. Следите, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряйте высказывание идей, пишите разборчиво. Все идеи принимаются без критики».
Каждая группа получает по листу - скатерти для записи идей. На листе написано название обсуждаемого вопроса. Как вариант, можно записывать идеи на стикерах и клеить их на лист.
(слайд 8 ) «Раунд обсуждений» Участники получают время на поиск всех вариантов ответа на вопрос. Хозяин стола без критики фиксирует идеи. Время на обсуждение зависит от сложности темы. Обычно —5-8 минут.
(слайд 9 ) Раунд «Деятельность» По команде ведущего участники меняются столами (по часовой стрелке). Хозяин стола остается, приветствует новую команду, вводит в тему и рассказывает о том, что наработано прошлой группой. Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности можно записывать новые идеи маркером другого цвета, в другом секторе листа.
Напомнили, что мысли, идеи, мнения, – это ингредиенты блюд нашего «Мирового кафе».
Затем, зачитали «Карту меню»:
(слайд 10) Аперитив "Ассорти пожеланий от педагогов"
- «Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном»
- «Не отсиживайтесь – вносите свои мысли, мнения, размышления»
- «Слушайте, чтобы понимать»
- «Связывайте и соединяйте идеи»
- «Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно! Вносите свои «ингредиенты» в каждое блюдо»
- «Получайте удовольствие!»
- «Говорите открыто и от всего сердца»
(слайд 11 ) Гарнир « Традиции семьи» (стол №1)
Мы узнали, что у каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Вспомните свои семейные традиции. Прогулка, спортивные игры, семейные ужины, совместные чтения – это только часть того, что можно к ним причислить.
Сделали вывод, что родители сами создают историю своей семьи, и какой она будет, зависит только от них!
(слайд 12 ) Острое блюдо « Идеальный родитель» (стол №2)
Родители размышляли: «Кто такой «идеальный родитель» и как им стать для своего ребёнка?»
(слайд 13 ) Напиток - коктейль « Современный ребенок» (стол №3)
Современный мир непрерывно меняется. Скорость этих изменений постоянно возрастает. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся – вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с ритмом современной жизни.Какой же он, новый ребенок, что в нем особенного? Родители обменивались мнениямипо этому вопросу.
После этого родители приступили к обсуждению за каждым столом и записывали, зарисовывали идеи, мысли на импровизированную скатерть (лист ватмана). После хлопка «Хозяйки» в ладоши, гости переходили за другой стол и в рецепт блюда следующего стола вносили свои ингредиенты. У родителей было 3 стола, 3 перехода.
(слайд 14 ) Десерт "Обсуждение"
Все вместе родители готовили десерт из обсуждений.
(слайд 15 ) Как и в любом кафе, мы предложили всем чашечку чая, раскрепоститься и делиться идеями и мыслями по теме встречи.
В завершении обсуждения хозяин каждого стола подвел итоги работы над своим блюдом.
В конце обсуждения мы получили готовые блюда в виде принятых решений!
Изменилась форма проведения родительского собрания и из пассивных слушателей родители воспитанников превратились в активных участников дискуссий, тренинга. Родители были заинтересованы и активны, обменивались опытом, получили новые знания в ходе «Мирового кафе».
Закончилосьпроведённое родительское собрание чтением стихотворения "Семья - это счастье, любовь и удача", которое натолкнуло родителей на сознание огромной ценности и значимости семьи в жизни каждого человека.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!!!
(слайд 16 )Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями через интернет-ресурсы
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника ...

"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС
Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....

Консультация для педагогов . Тема: "Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями."
Представлен алгоритм психолого-педагогической работы с семьей....

Презентация "ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ с ФГОС ДО"
Эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его психического здоровья и развития в целом. Требованиями ФГОС предусмотрены такие условия реал...
Статья "Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей младшего дошкольного возраста"
В статье описывается опыт организации взаимодействия педагога-психолога с родителями детей 3-4 лет в период адаптации к детскому саду....
Статья на тему "Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями"
Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями.По новой федеральной образовательной программе (ФОП) основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных пр...
Инновационная форма взаимодействия педагога-психолога детского сада с родителями: "Родительская лаборатория эмоционального интеллекта"
Инновационная форма взаимодействия педагога-психолога детского сада с родителями: "Родительская лаборатория эмоционального интеллекта" Одним из инновационных форматов ...
