«Мировое кафе – уникальная форма взаимодействия педагога - психолога с родителями»
материал

Попова Людмила Валерьевна

Современный педагог должен обладать компетентностями необходимыми для установления сотрудничества с родителями, стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевая негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. В связи с этим возникает необходимость в освоении новых технологий выстраивания партнёрских взаимодействий, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirovoekafe_dlyapsih.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить Вам проведение родительского собрания

" Семья – что может быть дороже!"  (слайд 1 )

Современный педагог должен обладать компетентностями необходимыми для установления сотрудничества с родителями, стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевая негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. В связи с этим возникает необходимость в освоении новых технологий выстраивания партнёрских взаимодействий, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями воспитанников.

В процессе организации и проведения родительского собрания  мы совместно с воспитателем средней группы использовали несколько необычную форму взаимодействия с родителями – метод фасилитации «Мировое кафе».

Актуальность проблемы использования технологии фасилитации «Мировое кафе» обусловлена тем, что как форма и метод работы она в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий.

Фасилитация в переводе с английского facilitate обозначает «облегчать, помогать, способствовать».

Педагог - психолог  на родительском собрании выступает в роли фасилитатора, т.е делает процесс более легким и эффективным, не представляя интересы ни одной из присутствующих сторон. Роль фасилитатора - облегчать, организовывать, направлять, оптимизировать процесс в рамках поставленной перед группой задачей. Фасилитатор обеспечивает соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента, способствует созданию комфортной атмосферы между участниками и плодотворности их обсуждений.

Цель «Мирового кафе» - создание возможности для личного контакта, по принципу: «Если заладились человеческие отношения, то и результат делового общения всегда будет успешным».
Задача участников «Мирового кафе» – собрать по возможности максимальный объем информации: впечатлений, мнений.

Метод уникален. Он применяется дляполучения ответа на несколько вопросов,принятия нестандартных решений, объединения нескольких точек зрения, планирования групповой работы,подведения итогов, обучения, обмена опытом.

С помощью «Мирового кафе» можно за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно. 

Для создания уютной доброжелательной атмосферы и стимулирования высказывания родителей без опаски во время мероприятия по технологии «Мировое кафе» рекомендуется: (слайд 2 )

- Оставайтесь в рамках контекста. Помните о цели мероприятия, выделите ключевые вопросы для обсуждения, пригласите для участия всех.

- Создайте уютную доброжелательную атмосферу.  Гостям (родителям) должно быть комфортно, и они должны высказываться без опаски.

-  Мотивировать участников на активную работу. В начале мероприятия стоит уделить внимание мотивации на активную работу.

- Продумайте оформление помещения. Важно создать уютную и доброжелательную атмосферу, например, с помощью бумажных скатертей, музыкального сопровождения или имитации кофейни.

- Подготовьте вопросы, которые помогут вспомнить необходимую информацию, запустят процесс генерации идей, повысят групповую энергетику, простимулируют обсуждение и помогут учесть все нюансы.

- Поощряйте участие каждого. Любой желающий принять участие в обсуждении должен иметь такую возможность. Подчёркивайте ценность, мнения и опыткаждого.

- Используйте обмен разными точками зрения. Возможность переходить от стола к столу, привносить свежий взгляд, иное восприятие очень ценно. Это позволяет увидеть новые возможности и неожиданные решения, получить инсайты, почувствовать себя частью команды.

- Прислушивайтесь как к привычным идеям, так и к неожиданным. 

- Делитесь коллективными открытиями. 

Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность. Во время проведения  «Мирового кафе» допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.

Перед собранием провели  предварительную работу - анкетирование родителей. (слайд 3 ) В течение недели, перед собранием, родители могли написать интересующие вопросы по воспитанию и развитию детей на осенних листочках, размещая их на «Дереве вопросов».  Ответы, на которые получили  ввиде буклета в конце встречи.

На собрании «Семья – что может быть дороже!» присутствовало 28 человек.

(слайд 4 ) Тренинговое упражнение «Клубочек»,  вначале встречи, помогло сплотить группу, позитивно настроить участников на работу и продуктивную деятельность.

(слайд 5 )  Мы, педагоги, «хозяйки кафе», пригласили разделиться родителей (с помощью конфет) и  присесть за столы – их 3,  по  цвету фантиков конфет – красный, синий, зеленый.

(слайд 6 )  Объяснили, что столы «сервированы» листом  бумаги вместо  скатерти,    цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, клеем, ножницами  вместо столовых приборов.

(слайд 7 ) Познакомили гостей - родителей с этикетом и режимом работы "Мирового кафе" 

Режим работы кафе с 18.00 до 19.00 (вывеска на двери)

этикетом (тезисы выставляли  на доску):

- уважайте друг друга;

- умейте слушать и слышать;

- не бойтесь высказывать своё мнение;

- настройтесь на позитивный результат.

Работа проходила в пять этапов:

В течение 3-5 минут  педагог – психолог рассказывает об особенностях работы, правилах и ожидаемом результате. Участники объединяются в группы от  7 до  9 человек.  Участники за каждым столом совещались и выбрали «Хозяина стола».  

«Хозяин стола» во время всех раундов обсуждений не покидал стол, его задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами работы предыдущей группы и фиксировать новые идеи. Хозяину стола дается дополнительная инструкция: «Вы являетесь хранителем знаний вашей группы. Ваша задача — фиксировать информацию и передавать наработанное последующим группам. Следите, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощряйте высказывание идей, пишите разборчиво. Все идеи принимаются без критики».

Каждая группа получает по листу   - скатерти  для записи идей. На листе написано название обсуждаемого вопроса. Как вариант, можно записывать идеи на стикерах и клеить их на лист.

(слайд 8 ) «Раунд обсуждений» Участники получают время на поиск всех вариантов ответа на вопрос. Хозяин стола без критики фиксирует идеи. Время на обсуждение зависит от сложности темы. Обычно —5-8 минут.

(слайд 9 ) Раунд «Деятельность» По команде ведущего участники меняются столами (по часовой стрелке). Хозяин стола остается, приветствует новую команду, вводит в тему и рассказывает о том, что наработано прошлой группой. Новые участники дополняют список своими идеями. Для наглядности можно записывать новые идеи маркером другого цвета, в другом секторе листа.

Напомнили, что мысли, идеи, мнения, – это ингредиенты блюд нашего «Мирового кафе».

Затем, зачитали «Карту меню»:

(слайд 10) Аперитив "Ассорти пожеланий  от  педагогов"

-  «Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном»

-  «Не отсиживайтесь – вносите свои мысли, мнения, размышления»

-  «Слушайте, чтобы понимать»

-  «Связывайте и соединяйте идеи»

-  «Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно! Вносите свои «ингредиенты» в каждое блюдо»

-  «Получайте удовольствие!»

-  «Говорите открыто и от всего сердца»

(слайд 11 ) Гарнир « Традиции  семьи» (стол №1)

Мы узнали, что у каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Вспомните свои семейные традиции. Прогулка, спортивные игры, семейные ужины, совместные чтения – это только часть того, что можно к ним причислить.

 Сделали вывод, что родители сами создают историю своей семьи, и какой она будет, зависит только от них!

(слайд 12 ) Острое блюдо « Идеальный  родитель» (стол №2)

Родители размышляли: «Кто такой «идеальный родитель» и как им стать для своего ребёнка?»

(слайд 13 ) Напиток - коктейль « Современный ребенок» (стол №3)

Современный мир непрерывно меняется. Скорость этих изменений постоянно возрастает. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся – вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с ритмом современной жизни.Какой же он, новый ребенок, что в нем особенного? Родители обменивались мнениямипо этому вопросу.

После этого родители приступили к обсуждению за каждым  столом и записывали, зарисовывали идеи, мысли на импровизированную  скатерть (лист ватмана). После   хлопка «Хозяйки» в ладоши, гости переходили за другой стол и в рецепт блюда   следующего стола вносили свои ингредиенты.  У родителей было 3 стола, 3 перехода.

(слайд 14 ) Десерт "Обсуждение"

Все вместе родители готовили десерт из обсуждений.

(слайд 15 ) Как и в любом кафе,  мы предложили всем чашечку чая, раскрепоститься и   делиться   идеями и мыслями по теме встречи.

В завершении обсуждения хозяин каждого  стола подвел итоги работы над своим блюдом.

В конце обсуждения мы получили готовые блюда в виде принятых решений!

Изменилась форма проведения родительского собрания  и из пассивных слушателей родители  воспитанников  превратились в активных участников дискуссий, тренинга. Родители были заинтересованы и активны, обменивались опытом, получили новые знания в ходе  «Мирового кафе».
Закончилосьпроведённое родительское собрание чтением стихотворения "Семья - это счастье, любовь и удача", которое натолкнуло родителей на сознание огромной ценности и значимости семьи в жизни каждого человека.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!!!

(слайд 16 )Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями через интернет-ресурсы

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника ...

"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС

Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....

Консультация для педагогов . Тема: "Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями."

Представлен  алгоритм психолого-педагогической работы с семьей....

Презентация "ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ с ФГОС ДО"

    Эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его психического здоровья и развития в целом.    Требованиями ФГОС предусмотрены такие условия реал...

Статья "Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей младшего дошкольного возраста"

В статье описывается опыт организации взаимодействия педагога-психолога с родителями детей 3-4 лет в период адаптации к детскому саду....

Статья на тему "Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями"

Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями.По новой федеральной образовательной программе (ФОП) основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных пр...

Инновационная форма взаимодействия педагога-психолога детского сада с родителями: "Родительская лаборатория эмоционального интеллекта"

Инновационная форма взаимодействия  педагога-психолога детского сада с родителями: "Родительская лаборатория эмоционального интеллекта" Одним из  инновационных форматов  ...