Проект "Семейные традиции"
методическая разработка (старшая группа)

Дмитриева Марина Евгеньевна

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_semeynye_trraditsii_.docx463.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 57»

Нижегородская обл. г. Дзержинск.

Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 33 03

57dzr.tvoysadik.ru; e-mail: ds57_dzr@mail.52gov.ru

Информационно-творческий

ПРОЕКТ

«Семейные традиции»

(Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ОНР «Улитка»)

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa3532.14206\IMG_3865.jpg

Подготовили:

Учитель – логопед: Дмитриева М. Е.

Воспитатели:

Алексеева Ю.В.

Коломеец Е.А.

г. Дзержинск

2024 г.

Паспорт ПРОЕКТА «Семейные традиции»

Наименование проекта

Проект «Семейные традиции»

Образовательная область

Речевой развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие

Вид проекта

Групповой, творческий, среднесрочный, информационный.

Продолжительность проекта

(21.10 2024 -26.10. 2024.)

Разработчик Проекта

Учитель – логопед – Дмитриева М.Е., воспитатели – Алексеева Ю.В, Коломеец Е.А.

Основные исполнители Проекта

  • Учитель – логопед – Дмитриева М.Е., воспитатели – Алексеева Ю.В, Коломеец Е.А.
  • Воспитанники ДОУ (Старшая группа «Улитка»)
  • Родители воспитанников, посещающих ДОУ

Цель

Проекта

Формирование представлений детей о ценностях семейных традициях, о традициях народа.

Основные    задачи       Проекта

Образовательные:

-  дать представление о понятиях: «род»,  «родители», «родословная», «родные» «семья», «близкие», «традиции»

расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;

  формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

Развивающие:

   развивать познавательную активность детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

   развивать коммуникативные навыки детей;

    развивать интерес к семейным традициям, реликвиям.

Воспитательные:

     воспитывать уважение к традициям, обычаям старшего поколения;

   воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях;

      воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения друг с другом, с родными;

         побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий.

 Задачи по работе с родителями:

 повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и развития семейных традиций;

 привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;

   обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

Дети будут знать:

          прошлое своей семьи;

          профессии своих родителей, бабушек и дедушек;

          значение своей фамилии;

          смогут полностью назвать свое имя и отчество;

          смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;

          будут хорошо ориентироваться в традициях своей семьи;

          пополнят словарный запас (род, родословная, традиции);

Родители:

          приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

          укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;

          будет развито чувство гордости за свою семью;

          будут уважительно относиться к своим предкам;

          научатся организовывать семейные праздники;

Педагоги:

          расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

          разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

    будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

          будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи.

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

  • магнитофон
  • компьютер
  • дидактические игры
  • смарт доска
  • иллюстрации
  • познавательная литература, художественная литература
  • спортивное оборудование
  • атрибуты для игр
  • фотографии

Актуальность

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

ЭТАПЫ реализации проекта

1 ЭТАП:Организационно – подготовительный этап (21.10 2024 -26.10. 2024.)

1.        Постановка целей и задач проекта.

2.        Составление плана работы по проекту.

3.Создание условий (пополнение и подбор материала (в т.ч. фотографий), литературных источников) для реализации проекта.

4.        Обеспечение родителей информацией по теме проекта.

5. Создание проекта  книг – самоделок, презентации, игр.

Модель трех вопросов по знакомству детей с семейными традициями

1. Что знаю?

  • Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру. Где работают родители.

2. Что хочу узнать?

  • Что такое традиции? Откуда берётся отчество? Что означает моё имя? Кто самый главный в семье? Кем работали бабушка и дедушка? Зачем празднуют день рождения? Какие традиции есть в семье?

3. Как узнать?

  • Спросить у мамы, папы. Спросить у воспитателя. Спросить у друзей. Прочитать в книгах. Посмотреть в компьютере с мамой.

2 ЭТАП: Основной этап (28.10.- 15.11.2024 г.)

Работа с детьми:

Познавательное развитие:

Совместная деятельность в режимных моментах:  

Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.

Просмотр мультимедийных презентаций: «Моя семья», «Профессии», «Путешествие в мир посуды», «Веселая семейка мебели».

- Беседа

«Наши семейные традиции»

«Сказка на ночь»

«Путешествия»

«Семейные праздники»

-Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик», «Федорино горе», «Мойдодыр».

Художественно-эстетическое развитие:

Совместная деятельность в режимных моментах:  

• прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.

• разучивание колыбельных песен

  • рисование «Мой дом», «Моя семья» (по шаблону), 

• рисование с дорисовыванием «Портрет моей мамы/папы/бабушки/дедушки»

• аппликация «Фартук для бабушки», «создание коллажа «Я люблю свою семью»

• лепка «Кукла- пеленашка» , «Чайный сервиз», 

• ручной труд «Топиарий- дерево счастья» (из помпонов, «Цветок для мамы», «Мебель для моей семьи» .

Речевое развитие:

Совместная деятельность в режимных моментах:  

• Разучивание стихов, песен.

• Рассматривание иллюстраций картин (портретов, составление описательных рассказов по алгоритму.)

• Экскурсия по детскому саду (закрепить и уточнить знания детей о профессиях в детском саду)

• Дидактические игры: «Один-много», «Какой? Какая? Какие?», «Придумай загадку» (упражнение в описании предмета), «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Какое слово самое короткое?».

• Чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Косточка»., М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Пермяк «Мамина работа», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».

• Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

• загадки по теме

• Составление рассказов на тему: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы?», «Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа»

• Словесные игры: «Кто старше/ младше?», «Заверши предложение», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». «Назови, как тебя дома ласково называют?».

Физическое развитие:

Совместная деятельность в режимных моментах:  

Подвижные игры и упражнения:

«Я знаю 5 имен девочек/мальчиков», «Моя семья и я любим…» (с мячом, «Кто быстрее соберет», «Где мы побывали, что мы повидали», «Стирка», «Упрямые козы»,

• Игра- эстафета «Кто быстрее добежит» (команда мальчиков и команда девочек, игра-соревнование «Разложи рабочую и праздничную одежду»(с обручами)

• Физ- минутки: «Семейная зарядка», «Кто приехал?»

• Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей»

• Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники»,

Социально-коммуникативное развитие:

Совместная деятельность в режимных моментах:  

сюжетные игры:  «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер», «Автомастерская».

• Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п.

• Ситуативное обсуждение домашних рецептов /отзывы о приготовлении блюд дома

• Фантазийная игра «Жила-была мама», «Если бы я был моим папой…»

  • Работа с родителями:

- Выставка книг по теме недели.

- Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».

     - Оформление родительского стенда к празднику «День матери», «День Отца».

     -Просмотр презентаций и мультфильмов  по теме.

     - Просмотр домашних  фотоальбомов.

3 ЭТАП: Заключительный этап (18.11. - 22.11.2024 г.)

-Подведение итогов проекта.

- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний,  и формулировка выводов.

-Выставка рисунков совместной работы детей и родителей.

- презентация детьми своих работ по теме «Семейные традиции».

-  Буклеты «Что такое традиции»

5.Выставка творческих семейных работ на тему: «Традиции нашей семьи».

Итоги проекта.

В ходе реализации проекта:

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Осуществление проекта обеспечило самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизировал и обогатил педагогические знания и умения родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"

Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/

Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...