Проблема формирования учебно-познавательной мотивации у детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа)

Корчагина М.О.

В последние годы, проблема готовности ребенка к школьной жизни приобрела повышенное значение. Это обусловлено развитием образовательных подходов, использованием передовых методик обучения и появлением концепции "образовательной экосистемы", вовлекающей учеников, родителей, учителей и современные учебные программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valentinova_m.o._statya.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Валентинова Мария Олеговна

Педагог дополнительного образования

г. Красноярск, Красноярский край

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации у

детей 6-7 лет

В течение последних десяти лет вопрос подготовки детей к началу школьного обучения стал особенно актуальным. Это связано с прогрессом в методиках преподавания, внедрением инновационных образовательных программ и введением понятия «образовательная среда», объединяющей детей, родителей, педагогов и новые учебные планы.

Отечественные педагоги и психологи всегда проявляли особый интерес к структуре учебно-познавательной деятельности, предлагая различные интерпретации ее содержания и организации в соответствии со своими теоретическими взглядами. Рассмотрим некоторые из них.

В трудах А.Н. Леонтьева представлена общая психологическая модель деятельности, включающая в себя потребность, мотив, цель и условия ее достижения. Реализация цели в заданных обстоятельствах осуществляется человеком посредством выполнения действий, каждое из которых состоит из определенных операций.

К.К. Платонов определяет деятельность как специфическую форму взаимодействия человека с окружающей средой, направленную на сознательное достижение поставленной цели.

К содержанию структуры деятельности К.К. Платонов применяет системно-структурный подход. В соответствии с ним общее строение деятельности и ее компонентов можно представить в виде следующей схемы.

Данную схему К.К. Платонов поясняет «следующим образом:

– цель – деятельность начинается с сознания объективной цели, определенна потребностями данной личности и ей переработанная;

– мотив – это психологическое явление, становящееся осознанным побуждением к определенной деятельности.

Мотивы бывают процессами, состояниями и свойствами личности. Мотивы могут быть потенциальными – еще не включенными в структуру реально выполняемой деятельности, и актуальными, включенными в деятельность;

– способ выполнения деятельности – определяется двумя предшествующими подструктурами, но, взятый как целое, он, в свою очередь, имеет свою психологическую структуру, в которую входят знания, умения, навыки;

– результат – по нему судят о деятельности в целом, а через него и о действующей личности. Основная особенность результата деятельности – ее соответствие цели.

Д.Б. Эльконин, анализируя учебную деятельность, выделил в ней специфическую структуру: учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку.

В.В. Давыдов, рассматривая учебно-познавательную деятельность, выявил, что основные компоненты данной деятельности соответствуют общей структуре деятельности данной А.Н. Леонтьевым.

Учебно-познавательная деятельность по В.В. Давыдову «включает два основных пласта компонентов:

– потребность – задача;

– мотивы – действия – средства – операции».

Исследования А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца показали, что уже у детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи, как задачи логической в жизненно-практической и игровой деятельности.

В раннем детстве лишь закладываются основы будущей учебы, формируются ее отдельные компоненты. По мере взросления, у старших дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр постепенно просыпается интерес к учебной деятельности. Исполнение ребенком непростых ролей требует от него обширных знаний о мире вокруг и о взрослых.

Сюжетная игра стимулирует развитие познавательных мотивов у ребенка. Играя, дошкольник начинает приобретать учебные навыки. Учение для него – это своеобразная игра, где есть свои роли и правила.

Но почему же именно на основе игры, в ней самой, начинается зарождаться учебно-познавательная деятельность?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к структурным компонентам игры. В.И. Логинова и П.Г. Саморукова определяют игру, как вид деятельности ребенка, отталкиваясь от этого, они говорят, что детской игре присущи черты характерные для всякой деятельности:

  • наличие цели,
  • мотивов,
  • средств реализации,
  • планомерных действий,
  • результата.

Сопоставляя структуру игровой и учебно-познавательной деятельности, легко заметить их идентичность. Это подразумевает, что навыки целеполагания, мотивации в игре, выбора действий и средств для достижения результата, без проблем переносятся ребёнком в учебный процесс. Таким образом, уже в старшем дошкольном возрасте ребёнок способен формулировать цели, планировать и контролировать свою работу.

Однако, ключевую роль в формировании учебно-познавательной деятельности играют мотивы. Когда обучение стимулируется внешними факторами, деятельность ребёнка отрывается от усваиваемых знаний, превращаясь в работу ради кого-то или чего-то постороннего. Внутренняя мотивация, напротив, возникает из учебно-познавательного интереса, где знания становятся не просто инструментом, а самоцелью. Эффективность учебного процесса значительно возрастает, когда он подпитывается внутренними побуждениями.

Таким образом, несмотря на отсутствие еще учебно-познавательных мотивов деятельности в целом, в ней уже могут появляться познавательные и учебные мотивы конкретных действий.

По мнению Л.И. Божович, ключевым приобретением кризисного периода является становление внутренней позиции школьника. Это новообразование представляет собой комплекс потребностей, связанных с новым видом общественно значимой деятельности – обучением, которое символизирует для ребенка переход к более взрослой жизни. Однако, стремление занять эту новую социальную роль не всегда подкреплено желанием и умением учиться.

Л.А. Венгер и К.П. Поливанова считают, что успешная учебно-познавательная деятельность во многом зависит от способности ребенка к самостоятельному восприятию учебного материала, отделяя его от личности учителя.

Суть в том, что содержание обучения должно быть отделено от фигуры педагога в сознании ребенка. Если этого не происходит, прогресс в освоении материала затрудняется. Внимание ребенка фокусируется на взаимоотношениях с учителем, стремясь не к решению задачи, а к удовлетворению ожиданий педагога. Выделение учебного предмета как самостоятельной сущности является центральным аспектом умения учиться.

Следовательно, можно предположить, что учебная деятельность у старших дошкольников будет более успешной, если предварительно разыграть ее в сюжетно-ролевой игре. В игре дети легче переносят структурные элементы значимой деятельности в новую учебно-познавательную сферу, которая впоследствии станет для них ведущей. Для того, чтобы учебная деятельность стала значимой и привлекательной для дошкольников, она должна опираться на внутренние мотивы. Именно этот аспект указывает на степень сформированности учебно-познавательной мотивации и готовность к школьному обучению.

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. URL: vozrastnaja-i-pedagogicheskaja-psih/4498-bozhovich-li-lichnost-i-ee- (дата обращения: ).

2. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: ).

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ОПЦ

«Интор»,1996. 541 с.

4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: ).

5. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М. : Просвещение, 1993. 269 с.

6. Платонов К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. М. : Наука, 1986. 254 с.

7. Якобсон С. Г. Принципы формирования начальных форм учебной деятельности // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 44-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры-сказки в формировании предложно-падежных конструкий удетей

Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи. Наиболее перспективным в этом отношении явля...

Формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно - познавательной деятельности.

Формы работы с детьми имеющими низкую мотивацию к познанию нового....

ФУНКЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА ПО МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Процесс воспитания и развития детей с ограниченными возможностями является одной из актуальных проблем современного российского общества. Очень важно решить вопросы, связанные с обеспечением необходим...

Теоретическое исследование проблемы формирования мотивации достижения успеха у студентов в учебно-профессиональной деятельности

в этой статье рассматривается исследование проблемы формирования мотивации достижения успеха у студентов. Изложены мнение различных авторовк пониманию мотивации достижения успеха.Ключевые слова: мотив...

Приемы учебно - познавательной мотивации у старших дошкольников

 Современная школа требует от будущих первоклассников большого объема знаний в разных областях науки. Несмотря на то, что многие дети, придя в первый класс, уже умеют писать, читать и счит...