Познавательно-исследовательский проект "Удивительный песок"
проект

Коннова Наталья Павловна

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
При взаимодействии с песком, развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В песочных играх более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesok.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «Удивительный песок»

Тип проекта: информационно – практический, познавательно-исследовательский, творческий

Участники : дети разновозрастных групп, родители, педагоги

Продолжительность: среднесрочный (январь-март 2023г.)

Вид проекта: групповой, подгрупповой.

Форма организации: Совместная деятельность педагога-психолога с детьми и со взрослыми, а также самостоятельная деятельность детей.

Образовательные области: Коммуникация, познание, экспериментирование, игровая, практическая, изобразительная.

Актуальность темы: 

      В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
      Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). 

Цель проекта: ознакомление дошкольников со свойствами песка и его
значением в жизни человека, развитие творческих способностей детей, улучшение эмоционального фона.

Задачи проекта:

- создать условия для экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста с песком

- создать интересную игровую ситуацию в песочнице

- формировать креативное мышление

- развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев     

- ознакомить детей со свойствами песка

- развивать речь, мышление, наблюдательность

 - воспитывать интерес к познавательной деятельности, желание исследовать

- выявить, какие свойства приобретают песок при смачивании

- соблюдать правила безопасности при работе с песком

- повторить правила личной гигиены

Предполагаемый результат:

- сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта
- улучшение показателей физического и психологического здоровья детей (пескотерапия)

- формирование разносторонних знаний о песке

- принятие активного участия в экспериментировании

- соблюдение правил безопасности

- приобретение детьми знаний о пользе песка

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I- Подготовительный этап (аналитический):

1- определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов;

2- сбор информации по данной теме (метод.литература);

3- создание необходимых условий для реализации проекта.

II- Основной этап. Реализация проекта (практический)

Представляет собой внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о песке, его составе, свойствах и методов применения и использования.

Выполнение проекта проводилось в следующих направлениях:

    1. Работа со взрослыми (родители и педагоги)

 

Для педагогов:

- консультации «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками», «Использование песочной терапии при обучении детей с ОВЗ», «Песок как средство арт-терапии для работы с тревожностью и страхами у детей», «Песочная терапия как средство адаптации детей  младшего дошкольного возраста к детскому саду».

-мастер-класс «Радуга в бутылке» (картина в емкости из разноцветного песка путем насыпания), «Песочные фантазии» (рисование на световом столе), «Веселая песочница» (творческие задания в работе с кинетическим песком)

Для родителей:

- консультации «Организация игр с песком в домашних условиях», «Рецепты как сделать кинетический «живой» песок дома», «Детская песочница дома. Как и из чего сделать?»

- картотека игр с разными видами песка (цветной, кинетический, сухой и т.д.)

- мастер-класс «Песочные часы», «Играем вместе с детьми»

- участие в изготовлении макетов в мини-музей

  1. Работа с детьми:

- экспериментальная деятельность (опыты с песком)+ альбом «Песок под микроскопом»

- беседы- « Что вы знаете о песке», «История появления песочных часов», «Для чего используют песок»

«Правила поведения при работе с песком» и др.

- изготовление и пополнение экспонатов в мини-музей «Такой разный песок» («Радуга в бутылке», песочная картина, роспись морских камней)

- Чтение стихов: В. Берестов «Посреди двора – гора», Н. Хилтон «Я полил песок водой», И. Финк «Песочница», А. Сметанин «Мы на пляже», А. Полетаева «Нам привезли песок на сад», С. Кашлев «Мы в песочнице играем», К. Балдина «Замок строим из песка» и др. Разгадывание загадок на тему: «Песок»

- Разыгрывание проблемных ситуаций «Мишке попал песок в глаза»; Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Печём пироги»; Коммуникативные игры «Знакомство с правилами игры с песком, «Назови ласково», «Я пеку, пеку, пеку» Рассматривание картин «Дети в песочнице», «Человек и песок»; Рассматривание макетов мини-музея: «Пустыня» и «Морское дно» (знакомство изучение животного и растительного мира)+ рисование.

- пескотерапия: «песочные пятиминутки» в работе с детьми с ОВЗ.

Итоги проектной деятельности:

  1. В процессе деятельности с песком, у детей развивается положительное отношения к миру, другим людям и самому себе, нормализуется эмоциональный фон.
  2. Добиваясь отличного конечного результата в своей деятельности с песком, ребёнок становится уверенным и всё больше начинает обладать чувством  собственного достоинства;
  3. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх с песком;
  4. Ребенок  способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;
  5. Дети стали  обладать развитым воображением, которое реализуется в творчестве;
  6. У детей наблюдается   развитие  крупной и мелкой  моторики, координация движений, он владеет основными приемами рисования на песке, лепки фигур и построек из песка. При этом раз за разом проявляет всё новые творческие способности.

Литература:

  1. Ольга Новиковская.Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, 2010
  2. О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова. Песочная терапия в развитии дошкольников, 2018
  3. Тамбиев А.Х.- Как увидеть мосркое дно?-2023
  4. Иллюстрированная энциклопедия школьника, Пустыни, 2018
  5. Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками, 2018
  6. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста», 2010
  7. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010
  8. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста., 2008
  9. Открытее источники интернета nsportal, Maam.ru,  infourok и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебный песок"

Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебный песок"...

Познавательно-исследовательский проект "Удивительный песок" (1 младшая группа)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями...

Познавательно-исследовательский проект "Волшебный песок"

Во время прогулок дети часто задают вопрос «Почему не получаются постройки из песка?». Мы, как воспитатели, решили не просто ответить на вопрос детей, а дать им возможность найти ответ опы...

Познавательно-исследовательский проект "Удивительный песок"

Познавательно-исследовательский проект "Удивительный песок"в 1 младшей группе...