Познавательно-исследовательский проект "Удивительный песок"
проект
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
При взаимодействии с песком, развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В песочных играх более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Удивительный песок»
Тип проекта: информационно – практический, познавательно-исследовательский, творческий
Участники : дети разновозрастных групп, родители, педагоги
Продолжительность: среднесрочный (январь-март 2023г.)
Вид проекта: групповой, подгрупповой.
Форма организации: Совместная деятельность педагога-психолога с детьми и со взрослыми, а также самостоятельная деятельность детей.
Образовательные области: Коммуникация, познание, экспериментирование, игровая, практическая, изобразительная.
Актуальность темы:
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
Цель проекта: ознакомление дошкольников со свойствами песка и его
значением в жизни человека, развитие творческих способностей детей, улучшение эмоционального фона.
Задачи проекта:
- создать условия для экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста с песком
- создать интересную игровую ситуацию в песочнице
- формировать креативное мышление
- развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев
- ознакомить детей со свойствами песка
- развивать речь, мышление, наблюдательность
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, желание исследовать
- выявить, какие свойства приобретают песок при смачивании
- соблюдать правила безопасности при работе с песком
- повторить правила личной гигиены
Предполагаемый результат:
- сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта
- улучшение показателей физического и психологического здоровья детей (пескотерапия)
- формирование разносторонних знаний о песке
- принятие активного участия в экспериментировании
- соблюдение правил безопасности
- приобретение детьми знаний о пользе песка
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I- Подготовительный этап (аналитический):
1- определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов;
2- сбор информации по данной теме (метод.литература);
3- создание необходимых условий для реализации проекта.
II- Основной этап. Реализация проекта (практический)
Представляет собой внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о песке, его составе, свойствах и методов применения и использования.
Выполнение проекта проводилось в следующих направлениях:
1. Работа со взрослыми (родители и педагоги)
Для педагогов:
- консультации «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками», «Использование песочной терапии при обучении детей с ОВЗ», «Песок как средство арт-терапии для работы с тревожностью и страхами у детей», «Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду».
-мастер-класс «Радуга в бутылке» (картина в емкости из разноцветного песка путем насыпания), «Песочные фантазии» (рисование на световом столе), «Веселая песочница» (творческие задания в работе с кинетическим песком)
Для родителей:
- консультации «Организация игр с песком в домашних условиях», «Рецепты как сделать кинетический «живой» песок дома», «Детская песочница дома. Как и из чего сделать?»
- картотека игр с разными видами песка (цветной, кинетический, сухой и т.д.)
- мастер-класс «Песочные часы», «Играем вместе с детьми»
- участие в изготовлении макетов в мини-музей
- Работа с детьми:
- экспериментальная деятельность (опыты с песком)+ альбом «Песок под микроскопом»
- беседы- « Что вы знаете о песке», «История появления песочных часов», «Для чего используют песок»
«Правила поведения при работе с песком» и др.
- изготовление и пополнение экспонатов в мини-музей «Такой разный песок» («Радуга в бутылке», песочная картина, роспись морских камней)
- Чтение стихов: В. Берестов «Посреди двора – гора», Н. Хилтон «Я полил песок водой», И. Финк «Песочница», А. Сметанин «Мы на пляже», А. Полетаева «Нам привезли песок на сад», С. Кашлев «Мы в песочнице играем», К. Балдина «Замок строим из песка» и др. Разгадывание загадок на тему: «Песок»
- Разыгрывание проблемных ситуаций «Мишке попал песок в глаза»; Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Печём пироги»; Коммуникативные игры «Знакомство с правилами игры с песком, «Назови ласково», «Я пеку, пеку, пеку» Рассматривание картин «Дети в песочнице», «Человек и песок»; Рассматривание макетов мини-музея: «Пустыня» и «Морское дно» (знакомство изучение животного и растительного мира)+ рисование.
- пескотерапия: «песочные пятиминутки» в работе с детьми с ОВЗ.
Итоги проектной деятельности:
- В процессе деятельности с песком, у детей развивается положительное отношения к миру, другим людям и самому себе, нормализуется эмоциональный фон.
- Добиваясь отличного конечного результата в своей деятельности с песком, ребёнок становится уверенным и всё больше начинает обладать чувством собственного достоинства;
- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх с песком;
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;
- Дети стали обладать развитым воображением, которое реализуется в творчестве;
- У детей наблюдается развитие крупной и мелкой моторики, координация движений, он владеет основными приемами рисования на песке, лепки фигур и построек из песка. При этом раз за разом проявляет всё новые творческие способности.
Литература:
- Ольга Новиковская.Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, 2010
- О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова. Песочная терапия в развитии дошкольников, 2018
- Тамбиев А.Х.- Как увидеть мосркое дно?-2023
- Иллюстрированная энциклопедия школьника, Пустыни, 2018
- Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками, 2018
- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста», 2010
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста., 2008
- Открытее источники интернета nsportal, Maam.ru, infourok и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебный песок"
Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебный песок"...

Познавательно-исследовательский проект "Удивительный песок" (1 младшая группа)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями...

Познавательно-исследовательский проект "Волшебный песок"
Во время прогулок дети часто задают вопрос «Почему не получаются постройки из песка?». Мы, как воспитатели, решили не просто ответить на вопрос детей, а дать им возможность найти ответ опы...

Методическая разработка . "Конспект ООД познавательно-исследовательская деятельность Тема: "Песок- свойство песка, цвет, форма."
ТЕМА: Песок- свойство песка, цвет, форма....

Познавательно-исследовательский проект "Удивительный песок"
Познавательно-исследовательский проект "Удивительный песок"в 1 младшей группе...

