Технология посткроссинг в работе с детьми дошкольного возраста
статья

Мальцева Оксана Валерьевна

      Посткроссинг  представляет собой инновационную технологию, которая имеет большие возможности  при  использования её в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sots_seti.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технология посткроссинг в работе с детьми дошкольного возраста

      Посткроссинг  представляет собой инновационную технологию, которая имеет большие возможности  при  использования её в работе с детьми дошкольного возраста.

       Слово « посткроссинг» - это соединение двух английских слов: «пост» - «почта» и «кросс» - «обмен».  Придумал посткроссинг в 2005 году португальский программист Паоло Магаляэшем. Будучи студентом,  связанным по роду своей учёбы  с компьютером и общаясь ежедневно электронными письмами,  он в тоже время  очень любил получать обычные письма и открытки по почте. И однажды ему пришла идея  создать инновационный проект, суть которого состоит в обмене открытками из разных городов и стран мира.  Идея португальского программиста пришлась по душе многим людям в разных странах,  в том числе и в России.  Ведь  все, кто когда-либо получал  письма, открытки,  написанные собственной  рукой наших близких и знакомых, знают, какое тепло и радость несут с собой эти весточки, с каким нетерпением хочется открыть конверт и прочитать послание в нем.

      Посткроссинг пришёлся по душе и педагогам России, работающим с детьми дошкольного возраста. Благодаря их творческому подходу он  трансформировался в технологию, с помощью которой можно увлекательно знакомить детей дошкольников с нашей необъятной страной, людьми, живущими в ней, и тем самым способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

      Актуальность использования  технологии посткроссинг  в ДОУ в том, что работа с детьми в данном направлении способствует решению одной из важнейших задач ФОП ДО - воспитанию детей в духе патриотизма, формированию у дошкольников начальных представлений о своей малой Родине, о России  в целом, через переписку с детьми из разных  городов  нашей огромной страны.

      Новизна использования технологии посткроссинг в том, что она может быть универсальным инструментом работы с дошкольниками,  не требующая специального обучения педагогов и больших материальных затрат. Она интересна детям, педагогам, а также и родителям воспитанников. Также посткроссинг помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.

      Как всякая технология, применяемая в работе с детьми дошкольного возраста технология посткроссинг опирается на  принципы использования её в ДОУ представленные  в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО):

- Принцип общественно-значимой  деятельности и социальной направленности. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.  Ведь цель посткроссинга — формирование у детей представлений о стране, в которой они живут, о людях и их делах посредством почтовой переписки.

-  Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.           С помощью посткроссинга можно продуктивно организовать  познавательно-исследовательскую, изобразительную, музыкальную, игровую деятельность, восприятие художественной литературы.

-  Принцип взаимодействие всех участников педагогического процесса.   Сотрудничество организации с семьёй. В работе могут участвовать воспитатели, воспитанники разных возрастных групп и их родители.

-  Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Посткроссинг возможно адаптировать для применения в разных возрастных группах ДОУ.

- Принцип построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования).

     Методы и приёмы, которые применяют при использовании технологии «посткроссинг» в ДОУ:

- Наглядные методы. Рассматривание различных фотографий, как своей местности так и присланных по переписке,  рисунков детей, альбомов, картин, дидактических и настольных игр, просмотр презентаций и видеороликов.

- Словесные методы. Беседы перед написанием писем и после прочтения присланных, чтение художественной литературы  разных регионов страны,  

- Практико-исследовательские. Изготовление различных игр и пособий о своей малой родине, организация выставок присланных материалов.

- Продуктивные методы.  Рисование рисунков по различным темам. Подготовка подарков для участников переписки.

- Игровые приёмы. Мотивация детей к работе  через игровые  процессы.  Обыгрывание получения письма или посылки.

- Как своеобразный приём  также можно выделить работу с полученными письмами. Чтение писем, беседа о населённом пункте, из которого пришло письмо, и просмотр презентаций о нём, поиск населённого пункта на карте и отметка его флажком, составление Книги дружбы с письмами.

- Совместная деятельность педагогов и родителей тоже является действенным методов в работе по данной технологии. Рисование рисунков дома детей с родителями,  изготовление открыток, помощь в отправке писем,  изготовление фотографий  для выставок  по различным темам, домашнее чтение.

      Технология посткроссинг может достаточно широко использоваться в работе с детьми в ДОУ:

- Действенно помогает  решать задачи патриотического, нравственного воспитания. Так как в процессе переписки дети получаю больше знаний о истории страны, узнают о разных городах и жизни людей в других регионах.

- Задачи практически всех образовательных областей возможно решать с помощью технологии: познавательные, социально-коммуникативные, продуктивные.

- Разные виды деятельности детей дошкольного возраста можно организовать в рамках посткроссинга: игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную, музыкальную, восприятие художественной литературы.  

- Родители тоже с удовольствие и активно  участвуют в посткроссинге. Помогают и своим детям и воспитателям организовать переписку с воспитанниками детских садов по всей стране.

      Как воспитатель дошкольного образовательного учреждения в своей работе, наряду с другими технологиями, я посчитала своевременно применение  технологии «Посткроссинг» для решения различных задач в воспитании и образовании детей старшего дошкольного возраста.      Я считаю что, именно сейчас остро стоит вопрос воспитания в детях патриотических чувств – любви к своей стране, к своему народу. Знание истории своей малой родины, своей страны. А использование технологии поскросинг даёт нам возможность решить эти задачи с максимальной заинтересованностью у етей и взрослых.

      С помощью применения технологии посткроссинг в работе с детьми подготовительной группы в течение года были достигнуты следующие результаты:

- У детей расширились представления о стране, в которой они живут, о своей малой родине, о родном селе, районе. Из писем других детей наши воспитанники узнали о разных городах России, познакомились с историей этих мест, особенностями ландшафта, климата и условиями жизни в разных регионах страны, с культурными традициями народов.

- У детей повысилась познавательная активность. Дети начали с интересом ориентироваться по карте России, находить знакомые по переписке города.

- Из писем дети узнавали  много новых слов, тем самым обогащая  и  развивая свой словарь. Научились рассказывать о своём селе, республике.

- Дети научились пользоваться разнообразными художественными материалами и средствами изобразительной деятельности в процессе рисования рисунков для переписки. Принимали участие в изготовлении тематических альбомов, создании мини-музеев.

- Возросла активность родителей воспитанников по совместной работе с педагогами.

      В процессе работы по данной технологии год назад  на площадке социальной сети Вконтакте я  познакомились с сетевым сообществом «Живые письма дошкольников».  Автором и создателем данного сетевого сообщества является Саткеева Жанара Жаславовна  педагог дошкольного образования  из г. Тюмень. Оказалось что живые письма дошкольников - это не только сообщество в сети, но и рукотворное письменное взаимодействие вне интернета, которое помогает  не только узнать, воспитанникам садов  информацию о своей Родине, её истории, но и найти друзей в разных регионах нашей страны.

      Это послужило одной из главных мотиваций использовать технологию посткроссинг в работе  педагогического проекта « Мир в рисунках детей. Живые письма дошкольников».

      Живые письма дошкольников  – это по сути своей тот же посткроссинг, но с более развёрнутым и обширным содержанием. В основу Живых писем дошкольников положена  замечательная идея партнерского взаимодействия на основе «живого» общения, дети, не умея ещё писать, как бы рисуют  письма, отражая свои мысли, чувства, знания в рисунках. А педагоги помогают им написать в письмах словами, то, что трудно изобразить. Из детских рисунков педагоги и дети создают «живые книги» как своеобразный «творческий продукт» и делятся им с детьми и педагогами, живущими в других регионах России. А в ответ получают творения своих новых друзей.

      Сколько важных аспектов воспитания решаются при этом! Участие в таком проекте в полной мере отвечает требованиям нового нормативного документа – ФОП ДО (федеральная образовательная программа дошкольного образования) и отвечает на вопрос о региональном компоненте в сфере дошкольного воспитания.

      На площадке сетевого сообщества Живые письма дошкольников наши дети нашли много новых друзей живущих в разных регионах России. Мы собрали «Книгу дружбы» с письмами от друзей по переписке.

      В ноябре 2024 года воспитатели Мальцева О.В., Батяева О.П., Федаева Н.К. и воспитанники подготовительной группы №1 при поддержке родителей приняли участие в акции «Поезд дружбы». Каждый желающий коллектив ДОУ смастерил свой вагончик для «Поезда дружбы» и наполнил его рисунками, подарками, сладостями. Вагончики были посланы в детские сады Курской и Белгородской области, как символ поддержки детей и педагогов в непростое время. Наш Мордовско-Атемарский вагончик был адресован детям детского сада в городе Старый Оскол Белгородской области.

      В апреле 2025 года тем же составом мы приняли участие в масштабной акции - марафоне «Поезд времени. Мы вместе ковали победу». Этот марафон был приурочен к 80 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Дети узнали много интересного о вкладе Мордовии в приближение Победы. Мы сделали три поезда и показали наглядно, в чём была выражена помощь стране в суровые годы. Один поезд остался у детей в детском саду для продолжения работы, а два других были отправлены в г. Санкт-Петербург и в г. Уссурийск. А мы получили два поезда от детей и педагогов из этих городов с очень интересной информацией о жизни этих городов и помощи жителей фронту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению".

Игры краеведческого характера :собствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиск...

Консультация "Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР"

«Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»...

Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)

Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда  с детьми дошкольного возраста....

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия.

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия....

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратит...