«Организация театральной деятельности детей в условиях ДОУ» Семинар–практикум
консультация (младшая группа)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация театральной деятельности детей в условиях ДОУ»
Семинар–практикум
.Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Подготовка к театрализованной деятельности заключается в следующем:
1. Выразительное чтение произведения. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога.
2. Беседа о прочитанном, поясняющая и выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
3. Просмотр иллюстраций в детских книгах или просто картинок, подходящих к прочитанному произведению.
4. Учить детей передавать настроение и характер героев мимикой и движениями.
5. Проговаривание отдельных фрагментов. Фрагменты из произведений используются, как упражнение.
6. Затем всё произведение разыгрывается целиком. Нельзя делить детей на «артистов» и «зрителей» (на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие).
7. Помощь родителей в подготовке детей к театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении различных театров, костюмов.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.
Какие игры относятся к играм с правилами? (ответы педагогов (дидактические и подвижные игры).
Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (ответы педагогов (творческим? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)
Назовите различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми? (ответы педагогов (В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления, а в театрализованных берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка).
Виды театрализованных игр.
Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы. Какие скажите?:(ответы педагогов) (режиссёрские игры и игры – драматизации).
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
К режиссёрским играм относится:
- настольный театр,
- теневой театр,
- театр на фланелеграфе.
В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.
К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
Знакомство детей с разными видами театров вместе с Сазоновой И. С. мы начали в младшей группе и заметили, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило нам в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.). Поэтому мы формировали интерес детей к театрализованным играм с помощью организации просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
Для оживления игр с пальцами изготовила пальчиковый театр. Персонажи пальчикового театра делаются из бумаги, картона, ткани, вяжутся крючком. Это миниатюрные фигурки, которые надеваются на пальцы. С помощью таких игрушек обыгрываю с детьми ряд стихотворений и потешек. Например: «Этот пальчик-дедка, Этот пальчик-бабка, Этот пальчик-папенька, Этот пальчик-маменька, Этот наш малыш Зовут его (называется имя ребёнка).
В дальнейшем важно стимулировать их желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются нами на НОД, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
В среднем дошкольном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).
Работаем детьми индивидуально или небольшой подгруппой. Каждый ребёнок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включаться в действие. Поэтому повторяем с детьми пересказ произведения в лицах.
При организации театрализованных игр обращаем внимание на выразительность речи. Учим управлять силой голоса, тембром.
После разучивания текста начинаем работать с детьми над движениями. Учим их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться). Предлагаем детям попробовать себя в определённой роли, затем выбрать лучших исполнителей. Если при распределении ролей возникают споры, используем считалочки. Неотъемлемой частью театрализованной деятельности являются несложные атрибуты, куклы, элементы декораций, костюмы. Привлекаем к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций детей и родителей.
Для улучшения памяти у детей в своей практике используем приемы мнемотехники. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Сейчас активно используем в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для среднего возраста можно использовать таблицы на 9 клеток (3х3) и на 16 клеток (4х4,). Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Дети в свободное время самостоятельно моделируют рассказы, сказки, стихи и показывают их друг другу.
Подведение итогов семинара. Уважаемые педагоги! Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.
Мини-викторина «Игры со сказками».
Цель: Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки педагогов.
Материалы: бумага, фломастеры, мячики (2, мешочек, карточки с названиями животных и героев сказок, карточки с заданиями)
Ход мероприятия
Воспитатель (В): Добрый вечер, уважаемые педагоги. Мы сегодня предлагаем вам приятно и весело провести время. Приглашаем вас поиграть и вспомнить всем знакомые сказки.
1. Игра «Отгадай название сказки».
В: Я буду бросать мяч одной или другой команде и называть первое слово или слог сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название сказки. Если участник не может отгадать, то команда помогает.
Сивка (бурка… Конек (горбунок)
Гуси (лебеди… Гадкий…утенок
Мороз…Иванович Серебряное… копытце
Красная…шапочка Царевна…лягушка
Аленький…цветочек Доктор…айболит
Бременские…музыканты Золотой…ключик
Мальчик…спальчик Цветик…семицветик
Заюшкина… избушка Винни…пух
Дюй… мовачка Маша…и медведь
В: Молодцы! Все вы удачно справились с заданием, а теперь я предлагаю вам второе задание.
2. Игра «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом».
В: Вам надо назвать сказочных персонажей, у которых имеются необычные части тела и объяснить почему вы их назвали. Например,
Змей Горыныч (огнедышащая голова). Подумайте, затем будем по очереди называть.
Чебурашка (большие расплющенные уши)
Русалочка (вместо ног хвост)
Буратино (длинный острый нос)
Чипполино (голова в форме луковки)
Старик Хоттабыч (борода с волшебными волосками)
Конек – Горбунок (туловище маленького размера с горбами)
Баба – Яга (костяная нога)
Дюймовочка и Мальчик-с-пальчик (маленький рост)
Мальвина (голубые волосы) и др.
В: С вами приятно иметь дело, как вы дружно помогаете друг другу.
3. Игра «Что лишнее?»
В: Я буду называть вам несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, и одно, которое не относится к ее содержанию.
1. Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
2. Дед, бабка, внучка, огурец, репка (сказка «Репка»).
3. Машенька, утки, Ванюша, баба Яга, гуси – лебеди (сказка «Гуси – лебеди»).
4. Емеля, старик, щука, лебедь, печка, Марья – царевна (сказка «По щучьему велению»).
5. Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
6. Белоснежка, волк, гномы, злая колдунья (сказка «Белоснежка и семь гномов»).
7. Волк, внучка, бабушка, охотники, зайцы (сказка «Красная шапочка»).
8. Коза, козлята, лиса, волк (сказка «Волк и семеро козлят»).
9. Пятачок, павлин, заяц, сова, Иа – иа (сказка «Винни – пух»).
10. Принцесса, сторож, принц, горошина (сказка «Принцесса на горошине»).
В: Да, сегодня мы видим дружное единение взрослых, но вот еще одно задание.
4. Игра «Узнай сказочное животное по мимике и жестам».
В: Вам надо достать из мешочка карточку, на которой написано название животного. Затем подумать и изобразить его без слов, передавая мимикой и жестами характерные для сказочного персонажа телесные движения.
В: Молодцы! Вы прекрасно знаете всех сказочных зверей! Отгадали все загадки!
В: Я вам предлагаю следующее задание.
5. «Вопросы с подвохом»
Представителю каждой команды по очереди задаётся одинаковое количество вопросов на время. Главное в конкурсе ответить как можно быстрее.
Вопросы для первой команды:
1. Золушкин башмачок простой или золотой? (хрустальный)
2. Сколько человек тянули репку? (трое, остальные животные)
3. У колобка на шее был бантик или бабочка? (ничего, у него нет шеи)
4. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»? (6 козлят)
5. Маша приговаривала: «Высоко сижу, далеко гляжу…» Куда же она залезла: на высокое дерево или на крышу дома? (она сидела в коробе)
6. По какому поводу Муха - Цокотуха собрала гостей: именины или свадьба? (именины)
7. Во что превратилась Золушкина карета: в тыкву или брюкву? (тыкву)
8. Мальвина - брюнетка или блондинка? (девочка с голубыми волосами)
9. Что просил старик у Золотой рыбки, когда выловил в первый раз? (ничего)
10. Красная Шапочка носила венок из ромашек или одуванчиков? (только Красную Шапочку)
11. Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику был похож на мячик или солнышко? (он похож на зелёную тряпочку)
12. Что показывают часы когда бьют 13 раз? (что им пора в ремонт)
13. Что Муха – Цокотуха нашла когда по полю пошла: чайник или самовар? (денежку)
14. Сколько зёрнышек в день ела Дюймовочка, когда жила у крота? (она у него не жила)
15. Котёнок Гав гавкает или тявкает? (мяукает)
16. Чью дочку Морозко одарил приданым – старикову или старухину? (старикову)
17. Когда Буратино получил золотой ключик, пытался ли Бармалей его отобрать? (нет, т. к. Бармалей из другой сказки)
18. Как Емеля возил дрова: вязанками или врассыпную? (дрова ходили сами)
19. Кого водила на верёвке Шапокляк – кошку или собачку? (крыску Лариску)
20. По какому месту ударила шишка косолапого мишку? (по лбу)
Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
Дорогие педагоги! Спасибо! Надеюсь, что вам было весело и интересно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. (семинар - практикум)
В презентации семинара - практикума "Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста" раскрываются такие понятия, как: 1) экспериментирование, 2) проектная деятельность,...

Анкета для родителей по выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи
Выявление компетентности родителей в организации изодеятельности детей в домашних условиях, помощи детям со стороны членов семьи....

Анкета для родителей по выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи
Выявление компетентности родителей в организации изодеятельности детей в домашних условиях, помощи детям со стороны членов семьи....

Статья "Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ"
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное...

"Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ"
Консультация для педагогов. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. О роли воспитателя в организации самостоятельной...
Статья: «Роль и значение организации театральной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Дети должны расти в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества…»...

Организация театральной деятельности в домашних условиях.
Статья. Организация театральной деятельности в домашних условиях....
