Рабочая программа дополнительного образования по обучению чтению и подготовке руки к письму «АБВГДейка»
план-конспект занятия (старшая группа)
Для успешного обучения детей в школе одной из важных задач дошкольного учреждения является развитие у них так называемой «ручной умелости» - графического навыка. Низкий уровень развития графического навыка является причиной трудностей в обучении чтению и письму. Трудности с письмом связаны с тем, что у детей слабо развиты мышцы пальцев и кистей рук, они быстро устают, плохо развита мелкая моторика, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации, не всегда верно ориентируются на листе бумаги, путают стороны. Ориентировка в пространстве отражается на всех видах деятельности детей, в том числе на обучении чтению и на письме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.55 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: На общем родительском собрании МАДОУ ЦРР № 7 Протокол № ___________ от «____» ___________ 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МАДОУ ЦРР № 7 _____________ Е. П. Карабельникова № ___ от «___» августа 2022 г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
по обучению чтению и подготовке руки к письму
«АБВГДейка»
2023-2024 учебный год
Срок реализации - 1 год.
Автор - составитель:
Плеханова О.А.
Целевой раздел программы курса «Обучение чтению и подготовка к письму»
Пояснительная записка
Для успешного обучения детей в школе одной из важных задач дошкольного учреждения является развитие у них так называемой «ручной умелости» - графического навыка. Низкий уровень развития графического навыка является причиной трудностей в обучении чтению и письму. Трудности с письмом связаны с тем, что у детей слабо развиты мышцы пальцев и кистей рук, они быстро устают, плохо развита мелкая моторика, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации, не всегда верно ориентируются на листе бумаги, путают стороны. Ориентировка в пространстве отражается на всех видах деятельности детей, в том числе на обучении чтению и на письме.
Методический комплект И.А.Подрезовой «Школа умелого карандаша», который включает в себя занятия с коррекционно- развивающими упражнениями, демонстрационные таблицы для выполнения зрительных диктантов, альбом для штриховки и рабочую тетрадь, решает ряд задач, связанных с развитием графических навыков у дошкольников. Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом, это делает их интересными для детей, сохраняет непринужденную обстановку на протяжении всего занятия.
Дополнительная образовательная программа подготовки к обучению чтению и подготовки руки к письму имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки, в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030г. (Распоряжение от 31 марта 2022 года №678-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Дополнительная программа включает в себя два методических комплекта и ориентирована на подготовку руки к письму, совершенствованию двигательных ручных умений и навыков, умению ребенка правильно держать карандаш; обучению дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать; развитию фонематического слуха и слухового внимания, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления, пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве. Данная программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задачи интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основной целью обучения по данной программе является подготовка кисти руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка. Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.
Для речевого развития старших дошкольников характерен богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводными и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Особое внимание уделено развитию фонематического слуха и правильному звукопроизношению.
Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.
Главная ценность программы курса подготовки к обучению письму «Школа умелого карандаша» и «По дороге к Азбуке» в том, что она отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Цель и задачи программы:
Цель: Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом. Знакомство с понятиями «звук» и «буква».
Задачи:
1.Знакомство детей с тетрадью и правилами работы в ней: умение ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
2. Развитие мелкой моторики руки и графических навыков; развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного восприятия и самостоятельно.
3. Обучение определению пространственных отношений, обучение определению расположения предмета по отношению к себе, ориентировка на плоскости.
4.Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих; формирование навыка восприятия речи.
5.Обучение распознания звуков речи, развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора- формирование четкого слухового образа звука.
6.Формирование умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию звуков.
7.Развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука из слова, выделение первого и последнего звука в слове.
8.Изучение гласных букв (а,у,о,и,ы,э), согласных (м,н,х,ф,к,г,т,д,п,б).
9.Обучение фонематическому анализу и синтезу звукосочетаний АУ, УА, ИА, слов: МЫ, ДА, ОН, НА, УМ с учетом формирования умственных действий.
10.Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов.
11.Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
12.Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
13.Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
14. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Основной формой занятий являются занятия с малокомплектной группой детей.
Занятия проводятся в игровой форме, которая является обязательным для занятий с дошкольниками. Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:
• принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том, что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т.е. научиться говорить - говоря, слушать - слушая, читать - читая, писать - выполняя письменные задания;
• принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем (интегрируем) и формируем все остальные аспекты и виды деятельности;
• принцип дифференциации, определяющийся тем, что при формировании каждого отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка мы используем особые технологии, построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового и речевого навыка;
• принцип коллективно-индивидуального взаимодействия;
• принцип игровой основы обучения. Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключению личности к этим процессам. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи. Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны: способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, эрудиции, дисциплины; развивать его речевые способности; развивать мотивацию, волю и активность детей; приучать дошкольников к коллективной и самостоятельной работе; развивать любознательность и др.
Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях, а работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.
Обучаясь по данной программе, у детей развивается мелкая моторика рук, совершенствуется звуко – слоговой анализ слов и развитие речи.
При обучении используются следующие технологии: технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является, именно, развитие культурологической направленности и развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Принципы отбора содержания:
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья, сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
При реализации программы используются следующие формы и методы:
Основные методы обучения:
- беседа;
- игра;
- практическая работа;
- коллективные, парные и индивидуальные исследования.
- проблемно-ситуационные методы обучения.
Возраст детей, обучающихся по программе курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму» составляет 5-7 лет.
Набор на занятия по программе курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму» проходит в соответствии с требованиями локальных актов МАДОУ ЦРР № 19 по предоставлению платных образовательных услуг.
Планируемые результаты:
(Целевые ориентиры)
В результате используемых форм и методов работы, используя заявленные принципы обучения, опираясь на знания психологических особенностей обучающихся дошкольного возраста, обучение по дополнительной программе будет способствовать их развитию и формированию культурологической направленности.
В результате работы по программе курса дети должны уметь:
- ориентироваться в тетради по письму;
- владеть навыком обведения буквы по контуру;
- уметь раскрашивать заданные контуры;
- отвечать на вопросы педагога;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять и находить звуки в словах;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
Содержание программы курса «Обучение чтению и подготовка письму»
1.Работа по развитию мелкой моторики рук , графических навыков и умений, развитие связной речи (22часа)
- работа в тетрадях( ориентировка на листе бумаги, штриховка, обведение по контуру); - развитие тонкой моторики пальцев рук;
- развитие координации слов и движений.
2. Обучение звуко- буквенному анализу, развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (50часов)
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
Методическое обеспечение
Основные формы обучения:
групповая, парная, индивидуальная.
Основные методы обучения:
- беседа;
- игра;
- практическая работа;
- коллективные, парные и индивидуальные исследования.
- проблемно-ситуационные методы обучения
Оценочные материалы:
При оценке графических умений следует помнить, что графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать элементы письма четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп.
Необходимо учитывать, что диагностика выступает в качестве начального этапа в системе коррекционно-педагогического воздействия, являясь по существу его отправной точкой.
При проведении диагностики используются определенный дидактический материал, ориентированный на базовые знания детей. Этот подход позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития, в частности, формирование графических навыков и владение способами усвоения общественного опыта (совместные действия, использование указательного жеста, подражательные способности, умение работать по показу, по образцу и речевой инструкции).
Основными методами изучения в ходе обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребенком в процессе выполнения им специально предложенных заданий, диктантов, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения. Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.
Целью выявления сформированности графических навыков является выявление актуального уровня развития. По результатам диагностики мы можем наметить индивидуальный путь по развитию графических навыков. Помочь ребёнку в том, где требуется наша помощь, увидеть, что у него западает. Увидеть заблаговременно проблему и решить её. Диагностика позволяет проследить динамику развития ребёнка и эффективность работы.
I. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»)
Автор: Архипова Е. Ф.
Цель: выявить уровень состояния мелкой ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Данная методика выполняется дважды, сначала по словесной инструкции, второй раз по зрительному образцу.
Условия: проводится индивидуально.
1) Праксис по словесной инструкции.
Инструкция: «Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).
2) Праксис поз по зрительному образцу.
Инструкция: «Делай, как я».
Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных на рис. 6 поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
Критерии оценки:
4 балла - все задания выполняются правильно;
3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла - задания, выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;
1 балл - выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии);
баллов - задания не выполняются.
II. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)
Автор: Венгер Л. А.
Цель: данная методика позволяет отследить характер точности движений руки ребёнка, выявить уровень развития графических навыков.
1) Исследование точности движений.
Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.
Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки»
«Дорожки»
Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша, и не съезжая с дорожки.
Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша, и не съезжая с дорожки.
Критерии оценки:
4 балла - при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;
3 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;
2 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;
1 балл - не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;
0 баллов - невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.
2) Исследование графических навыков.
Инструкция:
1. «Проведи прямую линию».
2. «Проведи прямую линию слева направо».
3. «Проведи прямую линию сверху вниз».
4. «Проведи линию короче данной; длиннее данной».
5. «Соедини точки».
6. Рисование волнистых и ломаных линий (по образцу).
7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).
8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) по линейке («заборчик», «цепочка»).
Критерии оценки:
4 балла - графические навыки сформированы соответственно возрасту;
3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;
2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;
1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;
0 баллов - задание не выполняется.
3) Исследование на переключаемость («заборчик»). Экспериментатор рисует ребенку образец на нелинованной бумаге (см. рис. 10).
Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги».
Критерии оценки:
4 балла - правильное выполнение задания, узор соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам;
3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;
2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;
1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;
баллов - задание не выполняется.
III. Методика "Домик"
Автор: Гуткина Н. И.
Цель: Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия и графических навыков ребёнка.
Условия: методика может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Инструкция:
Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Анализ результатов:
Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.
Ошибками являются:
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая частя забора, оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим;
в) отсутствие элемента;
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д) сильный перекос рисунка.
IV. «Теппинг-тест»
Цель: упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки.
Инструкция:
Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд.
Условия:
Для работы используйте простой мягкий карандаш. Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать.
Анализ результатов:
Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа, а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук.
Таким образом, представленные методики позволяют выявить уровень развития графических навыков.
Организационный раздел программы курса «Обучение чтению и подготовка к письму»
Повышению эффективности образовательной деятельности изучения курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму» способствуют организационные условия проведения данных занятий. А именно:
- светлое и просторное помещение
- стулья и столы, соответствующие росту детей;
- магниты;
- стул и стол для педагога;
- учебно-методический комплект авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой.
- Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-6 лет. С речевыми нарушениями. /И.А.Подрезова.- М,-.: Издательство ГНОМ,2018.- 120с
- Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-6 лет. С речевыми нарушениями. /И.А.Подрезова.- М,-.: Издательство ГНОМ,2018
- Использование мультимедийных средств обучения, что способствует повышению интереса к занятиям, программа составлена на основе нормативно – правовых требований к обучению, с использованием современных научно – методических подходов к образованию и при соблюдении требований к социально - психологическим условиям организации учебно–воспитательного процесса;
- небольшая наполняемость групп (до 8 человек).
- Продолжительность занятий – 25 мин.
Программа данного курса рассчитана на один год обучения (2 часа в неделю).
Программа рассчитана на 72 часа
Учебный план
обучения курса «обучение чтению и подготовка руки к письму)
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Работа по развитию мелкой моторики рук, графических навыков и умений; развитие связной речи. | 22 |
2 | Обучение звуко – буквенному анализу. | 50 |
Итого: | 72 |
Учебно-тематическое планирование
программы дополнительного образования по
обучению чтению и подготовке руки к письму
«АБВГДейка»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Определение ведущей руки у детей. Рисование точек. Рисование точек и крестиков. | 2 |
2 | Рисование коротких вертикальных линий. Рисование коротких горизонтальных линий. | 2 |
3 | Рисование длинных вертикальных линий. Рисование длинных горизонтальных линий в чередовании с вертикальными. | 2 |
4 | Рисование наклонных линий. Рисование уголков. | 2 |
5 | Рисование бордюра. Рисование уголков. | 2 |
6 | Рисование бордюра. Рисование квадратов. | 2 |
7 | Рисование квадрата. Рисование прямоугольников. | 2 |
8 | Рисование узора из вертикальных и горизонтальных линий. Рисование бордюра. | 2 |
9 | Рисование кружков. Рисование предметов из кругов. | 2 |
10 | Рисование фигур и предметов из кругов. Рисование узоров из квадратов и кругов. | 2 |
11 | Рисование узора из кругов и квадратов. Рисование круга. | 2 |
12 | Звуки и буквы. «По дороге к азбуке» часть 3 | 2 |
13 | Слова, звуки. Звук «А», буква «А». | 2 |
14 | Звуки «О», «Э». Буквы О,Э,А. | 2 |
15 | Звуки «И», «Ы». Буквы Ы,И,А,О,Э. | 2 |
16 | Звук «У». Буква «У». Гласные звуки и буквы. | 2 |
17 | Звуки «М» и «Мь». Буква «М». | 2 |
18 | Звуки «Н», «Нь». Буквы Н,М. Согласные звуки и буквы. Слоги. | 2 |
19 | Звуки «П», «Пь». Буквы П,Н,М, гласные буквы. | 2 |
20 | Звуки «Б» - «Бь». Звуки «Б» - «П», «Бь» - «Пь». Знакомство с буквой «Б». | 2 |
21 | Гласные звуки и буквы (А,О,У,И,Ы,Э). Согласные звуки и буквы (М,Н,П). | 2 |
22 | Звуки «Т», «Ть». Буквы Т,П,Н,М. | 2 |
23 | Звуки «Д» - «Дь». Звуки «Д» - «Т», «Дь» - «Т'». Знакомство с буквой «Д». | 2 |
24 | Звуки «Г»- «Гь». Буква Г. | 2 |
25 | Звуки «К», «Кь». Буквы К,Г, Т. Слоги с буквами К,Г,Т. | 2 |
26 | Звуки «Х», «Хь». Буквы Х,К,Н,Т,П,М. | 2 |
27 | Звуки «Л» и «Ль». Буква Л. | 2 |
28 | Звуки «В» и «Вь». Буква В. | 2 |
29 | Звуки «С» и «Сь», буква С. | 2 |
30 | Звуки «З» и «Зь». Буква З. | |
31 | Звуки «Ф», «Фь». Буква Ф. Слоги с буквой Ф. Согласные буквы. | 2 |
32 | Звук «Й». Буквы Й и И. Буква Е. | 2 |
33 | Звуки «ЙУ», «ЙО», «ЙА». Буквы Ю,Е,Я. Слоги. | 2 |
34 | Буквы Е,Ю,Я. Слоги. | 2 |
35 | Звуки «Р» и»Рь». Буква Р. | 2 |
36 | Закрепление знаний, полученных в течение года через игровые задания и упражнения. | 2 |
Итого: | 72 |
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»
5.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.
6.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. № 41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
7.Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-6 лет. С речевыми нарушениями. /И.А.Подрезова.- М,-.: Издательство ГНОМ,2018.- 120с
8.Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-6 лет. С речевыми нарушениями. /И.А.Подрезова.- М,-.: Издательство ГНОМ,2018
9.Учебно-методический комплект авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Наши прописи» (ч.1,2). Пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи» используется параллельно с пособием «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4).
10. Прописи И.О. Крупенчук «Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам» для детей 5-6 лет.
11. Прописи Е.В. Останина « Буквы я запомню сам по картинкам и стихам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Читарики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образованияпо обучению чтению дошкольников «Читарики»Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет.Для ...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Речецветик».
Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи», « Развитие фонематического слуха&ra...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению грамоте детей 5 - 7 лет
Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты шк...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников чтению "Умные звуки"
Цель программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой и знаковой системами языка....

Рабочая программа дополнительного образования по обучению чтению дошкольников "Учимся читать"
Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который являет...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет «Мы - за безопасность»
Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму»
Дополнительная образовательная программа подготовки к обучению чтению и подковке руки к письму имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие ...
