Конспект совместной деятельности "Раздельный сбор мусора"
методическая разработка (старшая группа)

Ульянова Марина Владимировна

Совместная деятельность "Раздельный сбор мусора" в форме дидактической игры направлена на воспитание экологической культуры у старших дошкольников. В игре дети узнают для чего следует сортировать бытовые отходы и как правильно это делать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_razdelnyy_sbor_musora.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.В. Бианки»

Конспект совместной деятельности «Раздельный сбор мусора»

Образовательная область «Познавательное развитие»

(старшая группа)

Разработала:

воспитатель Ульянова М. В.

Бийск 2025

Цель: формирование экологической культуры.

Задачи

Образовательная:

- расширить представления об утилизации мусора;

- сформировать знания о вреде для окружающей среды бытовых отходов;

- ознакомить с сортировкой бытовых отходов, как способом борьбы с мусором;

- сформировать умение сортировать предметы по материалам, из которых они изготовлены.

Развивающая:

- развить мыслительные операции (анализ, синтез);

- развить психические процессы (произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, наглядно-образная и словесно-логическая память, диалогическая речь).

Воспитательная:

- воспитать бережное отношение к окружающей среде.

Материал:

- макет «Город»;

- плакат с 6-ю «мусорными контейнерами»;

- картинки «Отходы»;

- полиэтиленовые мешочки (6 шт);

- предметы из различных материалов – мусор (демонстрационный материал).

Оборудование:

- доска с магнитами;

- стол (2 шт);

Предварительная работа: коллективный труд по уборке участка от мусора; беседа «Берегите природу!»; беседа «Из чего сделаны предметы?»; просмотр презентации «Эколята против мусора».

Методы и приёмы:

- наглядный (приёмы: показ демонстрационного материала, показ способа действия);

- словесный (приёмы: вопросы к детям, объяснение, пояснение, указание, похвала, дифференцированная оценка, переформулировка вопроса).

- практический метод (действия с предметами);

- игровой метод (приём: моделирование ситуации).

Ход совместной деятельности:

Вводная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

- Где чисто и нет мусора.

Ответы детей.

Ответы детей.

- Отправлять на переработку на завод.

- Ребята, вам больше нравиться жить в квартире, где есть мусор или же в чистой квартире, без мусора?

- Конечно, всем приятно жить в доме, где поддерживается чистота и порядок, поэтому мы каждый день стараемся не только убраться в своём доме, но выбросить мусор, которого накапливается немалое количество. А вот, скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь задумывались, какая судьба ждёт те горы мусора, которые люди выносят из своего жилья?

Что с ним становиться?

- Наверняка, вы не раз видели, как большой мусоровоз опустошает контейнеры с отходами. Мусор забрали из вашей жизни.  Но так ли это в действительности?  Куда же мусоровоз увозит мусор?

- Мусоровоз увозит мусор на свалку, которая находится за городом. Свалка большая, она  размером с целый район. По мере накопления на ней мусора, мусорные горы поджигают.

Но дым от горящего мусора очень ядовит. Эти ядовитые вещества имеют свойство накапливаться в воде, почве, в телах животных и человека. Они вызывают серьёзные заболевания.

Закапывать в землю мусор тоже нельзя, не всё сгнивает в земле. Ребята, посмотрите,  здесь  различные упаковки: пластиковые бутылки и стаканчики; бумага, журналы и коробки; стеклянные банки и бутылки; металлические банки.

Сколько мусора!  А ведь, если всё это закапывать, то этот мусор может пролежать в земле много лет. Пластиковый мусор может пролежать в земле от 200 до 500 лет, прежде чем исчезнет; металлическая банка до 200 лет; журнал от 1 до 5 лет; стеклянная бутылка до 100 лет; картонная коробка и огрызок будут разлагаться в земле 1 до 5 месяцев; полиэтиленовый пакет  примерно 15 лет.

Мусор одна из самых больших проблем современного мира.

Как вы думаете, для чистоты окружающей природы как лучше поступить с мусором:  закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод?

- Конечно. Ведь отходы можно переработать и сделать из них новое изделие. Стекло перерабатывают для изготовления стеклянной продукции, например посуды. Бумагу перерабатывают для изготовления, например, туалетной бумаги или лотков для куриных яиц; пластиковые пакеты перерабатывают для изготовления мусорных пакетов; пластиковые изделия перерабатывают для изготовления синтепона, которым наполняют куртки, чтобы они были тёплые; металлические банки перерабатывают для  изготовления новых таких же банок. Таким образом, стекло, металл, бумага, пластик – это сырье для изготовления новых вещей. Но для этого необходим раздельный сбор мусора.

Для раздельного сбора бытовых отходов созданы специальные контейнеры. Они установлены в местах сбора мусора.

2. Основная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети подходят к доске.

Дети рассматривают «мусорные контейнеры».

- Много мусора.

- Убрать его.

- Собрать его раздельно.

- Да.

Дети перемещаются на ковёр.

Дети имитируют движения по тексту.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети договариваются о том, кто, что будет собирать.

Дети собирают «мусор» в мешки и распределяют его по «контейнерам».

Дети проверяют и обсуждают правильность выполненного задания.

- Ребята, подойдите к доске.

Мусорные контейнеры имеют свой цвет, который указывает на определённый вид  отходов.

Посмотрите на доску, я изобразила контейнеры  для сбора раздельного мусора.

Синий контейнер для сбора бумаги, картона.

Зелёный контейнер для стекла. Стекло – это ценный материал, при его переработке вторичные изделия получаются ничуть ни хуже.

Чёрный контейнер для пищевых отходов, которые могут пойти на изготовление удобрения для почвы.

Коричневый - для металлических изделий.

Жёлтый  - для изделий из пластика.

Красный - для отходов, которые не перерабатываются, например, грязные салфетки, фантики, коробочки из-под сока.

Но не весь мусор можно выбрасывать в контейнеры. Использованные батарейки, аккумуляторы, бытовую технику, сломанные ртутные градусники. Такие отходы содержат вредные вещества, поэтому эти отходы необходимо сдавать в специальные пункты приёма. Впоследствии такой мусор тоже переработают.

Ребята, перед вами макет нашего города. Нашему городу требуется помощь. Посмотрите, что же мы видим на улицах нашего города? И этого очень много...

 

- Что же необходимо сделать с мусором?

- А как его лучше собрать?

- Давайте так и сделаем. Соберём мусор раздельно в мусорные мешки. Вот они. А затем каждый мешок выбросим в свой контейнер. Согласны?

- Но прежде, чем начать трудиться, выполним разминку. Приглашаю вас на ковёр.

Мы по улице идем, на которой мы живем,

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться

Все вокруг преобразится.

- Ну а теперь приступим к уборке улиц от мусора и его сортировке по контейнерам. Но прежде чем начать давайте вспомним, какого цвета контейнер для бумаги. На самом контейнере имеется картинка-подсказка.

........................

А зелёный контейнер для мусора для какого материала?

........................

А какого цвета контейнер для пищевых отходов?

........................

Коричневый контейнер для каких изделий?

........................

Для пластиковых изделий какого цвета контейнер?

........................

А красный контейнер для какого вида мусора?

Молодцы! А теперь договоритесь между собой, кто будет собирать пищевые отходы, кто соберёт пластиковые изделия, кто – бумагу, кто – металлический мусор, кто будет собирать стеклянный мусор, а кто – неперерабатываемые отходы.

Можно собирать одному, а можно в паре с кем-то.

Если договорились  – приступайте.

- Давайте проверим, как вам удалось отсортировать мусор.

Воспитатель указывает на соответствующий контейнер.

Воспитатель указывает на макет города.

Воспитатель указывает детям на полиэтиленовые мешочки.

Воспитатель проводит физкультминутку.

Воспитатель косвенно руководит игрой «Сортируем мусор».

Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполненного задания.

3. Заключительная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

- Отправлять на завод.

- Потому что из этого мусора делают новые вещи.

- Раздельно по контейнерам.

- Да.

- Ребята, для чистоты окружающей среды как лучше поступить с мусором:  закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод?

- Почему?

- Как надо собирать мусор, чтобы он смог попасть на мусороперерабатывающий завод?

- Расскажите ли вы об этом своим родителям?

Воспитатель проводит рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по экологическому воспитанию на тему «Раздельный сбор мусора» для детей подготовительной к школе логопедической группы

уточнить знания детей о причинах возникновения мусора,расширению знаний детей о видах и свойствах различного мусора....

Конспект занятия во второй младшей группе РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА

Программное содержание:• Знакомство детей с понятием экология, мусор.• Сортировка мусора по разным признакам (фактура, применение).Цель: познакомить детей с принципами...

Конспект беседы по экологическому воспитанию на тему «Раздельный сбор мусора"

Само понятие «экологическое воспитание» означает формирование отношений человека с окружающей средой, воспитание у детей чувства ответственности за наш мир. Такое воспитание предполагает п...

Природа и мусор (раздельный сбор мусора).

План-конструкт занятия по экологии для детей 5 - 6 лет направлен на воспитание экологической культуры подрастающего поколения, на осознание детьми катастрофических экологический последсттвий от скопле...

Конспект занятия I младшей группе РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА

ull; Знакомство детей с понятием экология, мусор.• Сортировка мусора по разным признакам (фактура, применение)....

Конспект совместной деятельности детей и педагога познавательной направленности в рамках информационно - исследовательского проекта на тему:«Мусор - это плохо, мусор - это хорошо, мусор - это важно!»

Совместная деятельность детей и педагога познавательной направленности в рамках информационно - исследовательского проекта на тему:  «Мусор - это плохо, мусор - это хорошо, мусор - это важн...

Конспект занятия по экологии для детей 5-6 лет. Природа и мусор. Раздельный сбор мусора.

Конспект занятия по экологии для детей 5-6 лет.Природа и мусор. Раздельный сбор мусора....