ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
статья
Предварительный просмотр:
ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
В ФГОС ДО среди прописанных принципов дошкольного образования мы может видеть такой принцип как поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Стандарт направлен на решение следующих задач: формирование инициативности, самостоятельности ребенка. Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит необходимость создать такие условия, чтобы они способствовали развитию инициативного и самостоятельного ребенка.
Инициатива – важное качество детского развития. В возрасте пяти лет ребенок активно проявляет любознательность, он стремится познать мир, также в этом возрасте проявляется самостоятельность дошкольника. Задача взрослых поддержать эти способности ребенка, обеспечить возможность удовлетворить познавательную активность, исследовательские способности.
В своей работе по экологическому воспитанию я использую различные методы и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности. Некоторыми из них я бы хотела поделиться в этой статье.
Проектный метод представляет большие возможности для формирования экологической культуры дошкольников. Метод проекта предполагает самостоятельную активность дошкольников, развивает активную личность, творческие возможности и интеллектуальные способности. Реализуя проект, ребенок не только удовлетворяет свой познавательный интерес, но и оформляет результаты своей деятельности в виде продукта, которым могут пользоваться другие.
Гуляя на участке нашего детского сада дети часто задавали вопросы «Почему листья желтые?», «Зачем деревьям сбрасывать листву?», «Что такое листопад?», «Что происходит с опавшими листьями?» и так родилась идея воплощения проекта «Листопад», в процессе реализации которого, дети могли самостоятельно ответить на эти вопросы. Ребята исследовали опавшие листья, собирали их для поделок, совместно с воспитателем сделали гербарии для группы, изучили строение листа с помощью лупы. В ходе простого опыта дети узнали об особом веществе хлорофилле. Из моего рассказа дети самостоятельно сделали выводы о том, что сбрасывая листву, дерево экономит влагу и питание, а опавшие листья являются отличным удобрением и защитой корней деревьев от холода. В ходе проекта дети увидели красоту осенней природы, пополнили знания о сезонных изменениях, активно проявляли любознательность и интерес к объектам окружающей среды.
Идеи для наших проектов не запланированы заранее, а имеют неожиданных характер, дети сами предлагают темы, интересуясь тем или иным вопросом. Метод проекта очень эффективен и интересен детям, где можно активно проявить себя. Проект развивает самостоятельность ребенка, возможность проявить инициативу, сделать собственный вывод.
Одной из форм организации образовательной деятельности и развитию самостоятельности детей является лэпбук. Лэпбук полностью отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: функционален, информативен, вариативен. Лэпбук – это интерактивная тематическая папка, которая помогает систематизировать и обобщать полученную информации по определенной теме. Лэпбук – доступное средство обучения детей, способствует закреплению полученных ранее знаний, ребенок может взять лэпбук в удобное для него время и повторить материал. За счет ярких и доступных вложений, обучение происходит ненавязчиво. Сначала лэпбуки я создавала сама, далее, видя интерес детей, стала привлекать к изготовлению лэпбуков детей. Подключая детей к созданию лэпбука, мы развивает в детях самостоятельность, инициативность: дети помогают собирать информацию, подключаются к созданию наполнения, дети сами выбирают материалы, формы наполнения. Так в группе появились разнообразные лэпбуки: «Байкал», «Морские обитатели», «Зимующие птицы», «Профессии».
При создании такой интерактивной папки как «Байкал», дети приносили из дома фотографии с путешествия по озеру, магниты, рисовали обитателей Байкала: нерпу, омуля, соболя, кабаргу. Дети сами предлагали игры и задания, в этом и проявлялась инициатива детей, которая позволила создать интересный для них продукт. Дома дети также интересуются, изучаемыми темами, и родители активно подключаются к созданию лэпбуков. Родители помогают детям в сборе информации, созданию книжек-малышек, которые мы помещаем в тематическую папку. При презентации лэпбуков, дети делятся собранной информацией со сверстниками. Использование лэпбуков в работе с детьми позволяет повысить их самостоятельность и инициативность, умение самим добывать и представлять информацию, делиться ею со сверстниками.
При изучении экологических вопросов, активно проявляют инициативу и любознательность дошкольники в экспериментальной деятельности. Экспериментирование вызывает у детей огромный интерес. В экспериментальной деятельности дети могут почувствовать себя первооткрывателями, исследователями окружающей среды. Знания, добытые в ходе эксперимента, а не прочитанные в книгах имеют более прочных характер. Для развития самостоятельности и инициативности в группе совместно с родителями была создана мини-лаборатория, наполненная различными картотеками, пробирками, бросовым и природным материалом, магнитами и т.п., а также схемами, чтобы дети без помощи воспитателя могли провести опыт или эксперимент. Также предметно-пространственная среда группы пополнилась центром «Песок-вода», который стимулирует самостоятельную поисковую деятельность дошкольников. Так в ходе изучения темы «Хлеб - всему голова», дети узнали «Как зернышко превращается в муку», «Как правильно замесить тесто», опыт с дрожжами помог детям узнать об углекислом газе и о пользе дрожжей-микроорганизмов. Дети с удовольствием посадили зерна пшеницы в землю и следили за всходами, а результаты фиксировали в альбомы.
В процессе экспериментирования дети не знают результата, а только предполагают, после проведения опыта они проверяют свои догадки. Дети ставят опыты не только в детском саду, но и дома и делятся фотографиями проведенных экспериментов с нами.
Очень нравится нашим ребятам принимать участие в природоохранных акциях. Акции – метод, дающий ребенку самостоятельно раскрыть свое отношение к природе, через различные виды творчества. Акции способствуют развитию ответственного отношения детей и их родителей к окружающей среде, помогают ребенку почувствовать свою значимость в охране природы.
В процессе проведения акции «Покормим птиц зимой» дети узнали о зимующих птицах нашей области, совместно с родителями изготовили кормушки, которые мы развесили на участке детского сада, дети приносили корм для птиц, учились самостоятельно изготавливать кормушки из подручных материалов, готовить угощения для птиц. Каждый раз, приходя на участок, дети проверяют кормушки, чистят снег, пополняют кормом. Совместно с детьми был создан плакат, призывающий поддержать птиц в этот непростой для них период.
В преддверии праздника Новый год мы с детьми провели акцию «Ёлочка. Защитите ель и сосну», которая способствует пропаганде бережного отношения к природе, сохранению ее богатства. В ходе акции дети создавали плакаты, листовки о плюсах использования искусственной ёлки вместо настоящей, размещали свои работы в холле детского сада. Дети рассказывали о своих искусственных ёлочках дома.
Акция «Вторая жизнь мусора» способствовала развитию творческой активности и самостоятельности детей. В ходе акции мы с ребятами записали видео с мастер-классы для родителей «Атрибут для дыхательной гимнастики «Дракончик» из втулки от туалетной бумаги, изготовили дидактическую игру «Счет до 5» из пластиковых крышек от бутылок и разместили видео на нашей странице группы в Instagram. Дети самостоятельно изготавливали различные изделия, игрушки из бросового материала. Ребята изготавливали буклеты, где призывали взрослых и детей находить полезное применение бытовому мусору, тем самый внося небольшой вклад в охрану окружающей среды.
Участвуя в экологических акциях, дошкольники приобретают умение ставить и решать проблему, учатся делать выводы о состоянии окружающей среды, приобретаю навыки исследовательской деятельности, являются пропагандистами бережного отношения к природе среди взрослых и детей.
Во время проведения таких форм с детьми происходит развитие познавательной активности, стремление к самореализации, любознательность дошкольников. Самостоятельный поиск ответа на вопрос развивает творческое мышление, самостоятельность, инициативность в различных видах деятельности. Ребенок осознает, что ответ на вопрос он узнал за счет собственных усилий, а не готовой информации, отсюда и радости от результата проделанной работы намного больше.
Литература
- Алиева, Т. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст] / Т. Алиева, Г. Урадовских // Профессия – педагог. - 2014. - № 10. - С. 113-119.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н. А. Кочкина — «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012 — (Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез))
- Красникова А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чебоксары.: Центр науч. сотрудничества "Интерактив плюс", 2015. С. 153-156.
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в ДОУ
Данный материал расчитан для работы с педагогами. Даны рекомендации для стимуляции творческой активности, рассмотрено развитие инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, а та...

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста....

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Одним из значимых показателей степени развитости личности является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельност...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Использование программы “СА-ФИ-ДАНСЕ” по танцевально-игровой гимнастике направленной на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоцио...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей
Весной 2017года, я была в п.г.т. Березовка, по обмену опыта. Посетили детский сад №2. Нам была представлена работа « Клубный час». О том , что работа налажена и проводится постоянно «...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в ДОУ
Статья будет полезна студентам пед.колледжа, воспитателям и старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций....

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. (Ю.Б.Гиппенрейтер)....
