Развитие словаря с использованием пиктограмм
план-конспект занятия (старшая группа)

Искакова Мохоббат Амангельдыевна

Развитие словаря с использованием пиктограмм 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_aktivnogo_slovarya_s_ispolzovaniem_piktogramm.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: Коррекция нарушений устной речи у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Тема занятия: Развитие словаря с использованием пиктограмм.

Лексическая тема: Игрушки.

Тип занятия: Комплексное применение знаний и способов действия.

Оборудование: Кукла, игрушечный холодильник, игрушечная посуда, муляжи продуктов, пиктограммы

Цель: Формирование навыков использования альтернативных средств коммуникации.

Задачи

Образовательные:

  • Развивать речевое дыхание;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственные представления;
  • Развивать моторику;
  • Формировать умение делать выбор из предложенных вариантов;
  • Активизировать предикативный словарь;

Предметные:

  • Активизировать словарный запас по теме «игрушки», «продукты питания»

Личностные:

  • Формировать элементарные навыки сотрудничества (учитель-ученик)
  • Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Метапредметные:

Личностные БУД:

1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности;

2. Формирование интереса к учебному материалу.

Коммуникативные БУД:

1. Формирование умения слушать, слышать и понимать педагога.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность логопеда

Деятельность учащейся

Мотивационно-целевой этап

1мин.

Настроить на занятие, активизировать внимание.

 

Беседа

Индивидуальная.

Учитель-дефектолог предлагает учащейся поздороваться и поприветствовать гостей.

Учащаяся здоровается с педагогом и гостями.

Ориентировочный этап

5 мин.

Организовать с помощью логопеда высказывание по алгоритму

Беседа

Упражнение

Индивидуальная.

Учитель- дефектолог предлагает учащейся выбрать вид деятельности на занятии.

Упражнение

«Раскладываем продукты в холодильник»

Учитель- дефектолог предлагает разобрать сумку с продуктами. Соотносит пиктограмму и предмет, побуждая учащуюся называть его.

Учащаяся выбирает пиктограмму, соотносит с названием предмета

Поисково-исследовательский этап

3 мин.

Организовать поиск решения проблемы.

Упражнение

Индивидуальная.

Упражнение

«Галя проснулась»

Учитель- дефектолог предлагает учащейся поприветствовать куклу.

Учащаяся «здоровается» с куклой

Практический этап

8 мин.

Обеспечить применение знаний на практике.

Упражнение

Индивидуальная.

Упражнение

«Накормим куклу»

Учитель- дефектолог предлагает учащейся выбирать продукты для того, чтобы накормить куклу.

Учащаяся выбирает продукты с помощью пиктограмм.

Динамическая пауза

1 мин.

Вырабатывать плавную, направленную воздушную струю.

Упражнение

Индивидуальная.

Дыхательное упражнение «Остужаем суп»

Учитель- дефектолог и учащаяся по очереди дуют на кастрюлю.

Учащаяся самостоятельно вырабатывает плавную, направленную воздушную струю.

Практический этап

(продолжение)

Обеспечить применение знаний на практике.

Беседа.

Индивидуальная.

Учитель- дефектолог предлагает учащейся вспомнить, что делали на занятии (с опорой на пиктограммы)

Учащаяся с опорой на пиктограммы перечисляет, что делали на занятии.

Рефлексивно-оценочный этап

2 мин.

Педагог совместно с учащейся оценивают результат своей деятельности.

Беседа

Индивидуальная

Учитель- дефектолог отмечает успехи учащейся

Учитель-логопед предлагает учащейся оценить своё настроение после занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пиктограмм для развития связной речи у детей с ОНР

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации свя...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский...

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа с использованием пиктограмм по теме: «Лето»

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме "Лето"....

Использование пиктограмм в развитии связной речи для детей с ОНР

Использование пиктограмм с детьми ОНР в подготовке к театрализованной деятельности....

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Консультация "Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с ОНР".

Материал предназначен не только для воспитателей ДОУ, но и для родителей. Он поможет взрослым научить детей правильно образовывать новые слова, при этом сделать этот  процесс  игровым и инте...