Заседание детско-родительского клуба "Вместе с мамой"
консультация

В материале рассмотрены вопросы социализации детей с ментальными нарушениями и даны практические рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_kluba.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание родительского клуба по теме

«Формирование социального опыта ребёнка с ОВЗ в семье».

Цель: помочь родителям лучше понимать своего ребёнка и содействовать осознанию своей роли в формировании социального опыта.

Вступительное слово.

«Десять секунд»

Цель: снизить тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду; способствовать созданию позитивного эмоционального настроя группы.

Число участников: 15-30.

Условия: помещение для свободного передвижения.

Время: 10-15 мин.

Психолог: «Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания и выполнять их в срок 10 секунд. Каждое задание необходимо выполнять с максимальной точностью. Например, я попрошу вас распределиться на группы по цвету волос, и, пока я считаю до 10, вам необходимо найти людей с точно таким же цветом волос, как у вас».

Психолог: «Распределитесь:

- на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет;

- по стилю обуви;

- по тому, сколько братьев и сестер в вашей семье;

- по любимому занятию в свободное время;

- по цвету брюк и юбок;

- по цвету глаз;

- по настроению, которое вы сейчас испытываете».

Рефлексия:

- Почему вы объединились?

- Что общего в вашей группе?

- Что огорчило?

- Что заставило задуматься?

- Как чувствовали себя те, кто остался в «гордом одиночестве»: было ли оно «гордым» или каким-то абсолютно иным?

- Что вы чувствовали, когда оказывались в группе?

- Какое задание было более интересным? Почему?

В связи с новым законом образования, стало возможным обучение детей с ОВЗ в обычных школах, появляется всё больше студентов, готовых обучаться, а в последствии и работать среди обычных здоровых людей. В данной ситуации роль семьи несколько усложняется. Именно родителям необходимо так подготовить своего ребёнка к нормальной жизни даже при наличии тех или иных заболеваний, чтобы он мог быть не только пассивным приспособленцем, но и проявлять свою собственную активную жизненную позицию, но, к сожалению, так происходит не во всех семьях. Причиной подобного расхождения в моделях социализации детей с ОВЗ в обществе являются различные нюансы внутрисемейного взаимодействия в диадах мама-ребёнок, папа-ребёнок. В современных условиях у ребенка должны быть сформированы определенные социальные знания, умения, навыки, что составляет основную задачу социального воспитания. Под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. Развитие ребенка происходит в трех основных сферах: деятельность, общение, самосознание. В сфере самосознания формируется образ «собственного я», как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки. В сфере общения у ребенка становится шире круг общения, наполнения и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружение ребенка, в обществе в целом. В сфере деятельности ребенок учится ориентироваться в каждом виде деятельности, овладевает соответствующими формами и средствами деятельности. Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в кругу близких для него и дружелюбно настроенных близких и родных, в семье. (потребности, цели, мотивы, установки и т. п.), эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности. Хорошо социализированный ребенок должен уметь и обладать следующими умениями и навыками:

  • Умение общаться с младшими и старшими, со сверстниками;
  • Умение вести себя в общественных местах;
  • Умение ориентироваться а различных жизненных ситуациях;
  • Навыки общения с противоположным полом;
  • Обладать навыками совместной деятельности с другими людьми, с группами людей;
  • Профессиональные интересы и склонности, предпочтения в соответствии со своими возможностями;
  • Ценности, убеждения, идеалы;
  • Взрослость, самостоятельность, ответственность

Выступление педагога

Для достижения положительной динамики развития ребёнка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей и ребёнка в процессе коррекции. Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закреплённая законодательством Российской Федерации (ФЗ «Об образовании» 29 декабря 2012 года №273 Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся). Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависит успешность его развития Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня. В семье ребенок познает:

  • Социальные нормы
  • Стиль жизни
  • Знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей
  • Что такое добро, зло, любовь, дружба, верность  

Семья выполняет образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей.

Решение проблемных ситуаций.

  • Вы родитель ребенка, который не выносит многолюдных мест, шума. При воздействии этих раздражителей ребенок начинает кричать, бить себя. Ситуация: вы едете с ребенком в метро на занятия в центр помощи аутистам, который находится на другом конце города. Ехать на такси дорого. Во время поездки в метро ваш ребенок начал громко кричать и бить себя. Что вы чувствуете и какова ваша реакция?  
  • Вы родитель ребенка, которого не берут ни в один школьный конкурс из-за крайне неуклюжих движений и нарушений речи. Ребенок интеллектуально сохранен, любит находиться среди сверстников. Что вы чувствуете и какова ваша реакция?
  • Ваш ребенок очень любит шуршащие пакеты (трогать их, шуршать ими). Во время прогулок он часто подбегает к прохожим, держащим в руках пакеты, и пытается их выхватить. Что вы чувствуете и какова ваша реакция?
  • Ваш ребенок поздно ложится спать (2 часа ночи), просыпается около 9 утра. Нарушение привычного для ребенка режима дня вызывает у него истерику, нанесение себе серьезных повреждений. Классный руководитель постоянно указывает на опоздания ребенка на уроки. Грозится поднять вопрос о переводе ребенка на надомное обучение. Ребенок интеллектуально сохранен, нуждается в контакте со сверстниками. Что вы чувствуете и какова ваша реакция?
  • Ваш ребенок все время требует, чтобы ночью горел свет во всех комнатах. Если вы выключаете свет, то у ребенка начинается истерика. Что вы чувствуете и какова ваша реакция?

Практические рекомендации.

  • Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
  • Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите. •
  • Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
  • Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
  • Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
  • Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
  • Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  • Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.
  • Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего- нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. •
  • Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
  • Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».
  • Поощряйте у ребёнка оптимистичный взгляд на мир. Будьте в этом сами примером для своего ребёнка.
  • Уделяйте своему ребёнку как можно больше внимания, беседуйте с ним, обсуждайте с ним всё, что его беспокоит.
  • Прививайте ребёнку осознание того, что жизнь — самая большая ценность.
  • Совместно с ребёнком стройте планы на будущее, намечайте жизненные цели.
  • Стремитесь к личностному росту, духовному развитию сами и развивайте их в ребёнке.
  • Повышайте уровень активности и самостоятельности у ребёнка.
  • Обеспечьте ребёнку (учитывая его индивидуальные особенности) общение не только в рамках семьи.
  • Посещайте консультационные и психотерапевтические занятия, направленные на развитие ребёнка и гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений.
  • Повышайте уровень информированности о состоянии здоровья и специфике заболевания своего ребёнка, чаще обращайтесь за профилактической помощью. •
  • Любите своего ребёнка таким, каков он есть

Подведение итогов. В качестве рефлексии предлагаю вам высказаться какие выводы вы сделали исходя из нашей беседы, вынесли ли вы что-то полезное для себя. И предлагаю вам в качестве заключения написать на листочке, каким в будущем вижу своего ребенка (обучение, профессия, как он устроил свой быт)


Чек-листа родителей дошкольников на лето:

  • Посетить пляж. Важно использовать солнцезащитный крем и следить за безопасностью ребёнка в воде.
  • Провести пикник на природе. Разнообразные игры, шашлыки и прогулки на свежем воздухе создадут незабываемые воспоминания для всей семьи.
  • Посетить зоопарк или ферму. Такие поездки не только развлекут ребёнка, но и помогут ему узнать больше о различных животных.
  • Сходить всей семьёй за грибами. В лесу можно не только насладиться прогулкой на свежем воздухе, но и собрать грибы.
  • Попробовать новые виды спорта. Можно вместе кататься на велосипеде, роликах, сноуборде или скейте.
  • Провести день в музее. В музеях много интересных экспозиций, которые помогут развить у ребёнка любознательность и интерес к искусству и истории. 1
  • Отправиться в поход. Можно провести выходные с ребёнком в лесу или на горе, поймать бабочек, научиться разводить костёр и рассказывать интересные истории под звёздным небом.
  • Помочь ребёнку освоить новое хобби. Возможно, ребёнок мечтает научиться рисовать, играть на музыкальном инструменте или шить.
  • Провести день в парке аттракционов. Весёлые горки, аттракционы и сладости — что может быть лучше для дошкольника.
  • Организовать семейный кинопросмотр. Можно собраться всей семьёй у телевизора и посмотреть вместе любимые мультфильмы.

Чек лист занятий на лето:

  • Покататься на велосипедах, роликах или самокате
  • Пообедать в кафе на летней веранде
  • Поймать бабочку (майских жуков)
  • Сделать видеозвонок другу (одногруппнику)
  • Сфотографировать радугу
  • Измерить глубину лужи
  • Побегать под «грибным дождем»
  • Сходить на пикник (в поход) с палаткой
  • Собрать букет из полевых цветов
  • Пожарить маршмеллоу на костре

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание детско-родительского клуба «Наш малыш» в средней группе. Тема: «Работаем по новому Федеральному Государственному Стандарту»

Заседание детско-родительского клуба «Наш малыш» в средней группе.Тема:  «Работаем по новому Федеральному Государственному Стандарту»Цель:  Познакомить родителей с Федеральным государственны...

ЗАСЕДАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «СЕМЬЯ И ДЕТИ» ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬЕ!»

Ключевые слова: дети, родители, семья, общение, игра, здоровый образ жизни, художественно-эстетическое развитие....

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Заседание детско-родительского клуба. Мастер класс

Мастер класс«Снеговик из носка – два шара»...

Конспект заседания детско-родительской гостиной «Милая моя мамочка» (подготовительная группа)

Мама, это не просто женщина, которая родила ребенка. Это самый дорогой человек на свете. Она всегда поддержит, успокоит, перед ней не нужно быть кем-то, для нее вы просто ребенок. Ее любовь безграничн...

Заседания детско- родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Мамина школа». Тема: «В детский сад с улыбкой»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Мамина школа" тема заседания "В детский сад с улыбкой"...