Мастер-класс Использование ТРИЗ - технологии «Системный лифт» для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)
Цель данной работы - выявить методы и приемы технологии ТРИЗ, эффективно влияющие на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 628.36 КБ | |
| 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы выявить методы и приемы технологии ТРИЗ, эффективно влияющие на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Системный лифт 3 этаж – функциональное назначение этого предмета 3 2 этаж – сам предмет 2 1 этаж – из чего сделан предмет 1 Разложи по порядку
Системный лифт 3 этаж – функциональное назначение этого предмета 3 2 этаж – сам предмет 2 1 этаж – из чего сделан предмет 1 Разложи по порядку
Разложи по порядку
Загадка на основе системного лифта
Загадка на основе системного лифта
Рассказывание сказок
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНКА»
Мастер-класс
Использование ТРИЗ - технологии «Системный лифт» для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель: Чернова Е.А.
пгт. Южно-Курильск
2025 год
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.
Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.
Цель данной работы - выявить методы и приемы технологии ТРИЗ, эффективно влияющие на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа. Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить ребенка анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Сегодня я хочу вам рассказать об одном из методов ТРИЗ – Системный лифт.
«Системный лифт» — один из инструментов ТРИЗ, который помогает развить системное мышление. С его помощью дети могут увидеть ситуацию в целом, обратить внимание на детали рассматриваемого объекта и пронаблюдать, как он выполняет свою функцию. Цель использования такого метода — помочь детям всесторонне познакомиться с предметом или явлением, научить их рассматривать объект с разных позиций. Суть «системного лифта» заключается в том, что дети учатся отслеживать причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий. Также он позволяет развивать творческие способности, воображение, фантазию, увеличивать словарный запас и развивать связную речь.
В системном лифте могут подниматься и опускаться разные предметы, при этом они изменяются от целого до части. На первом этаже живут отдельные части предметов, на втором — сами предметы, а на третьем — места, в которых они могут находиться, дибо функциональное назначение предмета.
Системный лифт может быть вертикальным и горизонтальным.
Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме, надсистеме. Например, дикие животные живут в лесу, зоопарке, цирке, а лисёнок — один из них.
Горизонтальный помогает рассмотреть объект во временном аспекте. К примеру, прошлое — луковица, настоящее — проросший лук, будущее — блюда с луком, лекарство от простуды, семена лука и т. п..
Системный лифт можно использовать для перессказывания сказок и рассказов, придумывания загадок и составления простых вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста "Музыка и Я"
Даны примерные творческие задания к программному материалу по всем видам музыкальной деятельности детей младшего и среднего возраста. Задания разбиты по нескольким тематическим блок...

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...
Технология «Квиллинг» - эффективный метод развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Квиллинг - эффективная технология конструирования из бумаги, которая помогает развивать не только творческие способности детей, но также активно влияет на развитие мелкой моторики рук. Для детей, пост...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования
Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития лич...

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».
Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...
Мастер - класс «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством технологии «Бусоград»
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании условий для интеллектуально-творческого и личностного развития дошкольников посредством игровой технологии «Бус...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами
Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...
