АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
рабочие листы (старшая группа)

Рачкова Екатерина Александровна

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

 развивающей предметно-пространственной

среды старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округу города Райчихинска Амурской области

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

 развивающей предметно-пространственной

среды старшей группы

Составила - воспитатель высшей

квалификационной категории

Рачкова Е.А.

г. Райчихинск

2024г.

Условием эффективного развития ребенка является удовлетворение его базовых потребностей. К ним можно отнести:

- потребность в общении;

- потребность в разнообразной активности;

- потребность в познании окружающего мира;

- потребность в понимании и признании;

- потребность в самореализации.

 Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, т.е. та  среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития. Если такое пространство организованно как развивающее ум, сердце и душу ребенка, обогащает опыт общения и деятельности, то оно является эффективным средством раскрытия, стимулирования и поддержки индивидуальности ребенка до школы, целостного развития по таким направлениям, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.  

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна соответствовать следующим принципам:

-Насыщенность РППС является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В группе она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.

-Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.

-Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

-Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.

-Доступность РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого обеспечен детям свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающий все основные виды детской деятельности.

-Безопасность. Обеспечивает безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья, т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

Пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада. В нашей группе важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды.

  • При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
  • Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  • Использование помещений спальни.
  • Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
  • Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: если дети утратили интерес к  игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Центр сюжетно – ролевых игр.

Цель: реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта.

 Изготовила и пополнила:

- Атрибуты к сюжетно - ролевым играм: «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Магазин» (халаты, накидки, фартуки, шапочки, ценники, деньги, наименования товаров, карточки, рецепты, муляжи товаров и другое). - Приобрели игровые модули: «Кухня», «Больница», «Салон красоты», «Банкомат». Для игрового модуля «Банкомат» изготовила карточки, денежные купюры.

       Игровой центр содержит в себе игрушки разной направленности: игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, куклы разной направленности, атрибуты для ряженья, предметы - заместители.

Центр безопасности. 

Цель: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.

Изготовила и пополнила:

- Макет улицы, набор дорожных знаков, полотно с изображением дороги, светофор и карточки с изображением сигналов светофора.

- Картотеки: игровых ситуаций по ОБЖ, бесед, подвижных игры по ПДД и ОБЖ.

- Презентации: «Опасности на дороге», «Светофор», «Службы спасения», «Огонь злой, огонь добрый».  

- Дидактические игры: «Собери пожарный щит», «Угадай знак», «Моя улица», «Безопасные улицы» и другие.

- Лэпбук «Безопасность».

Центр «Математика»

Цель: повышение у детей интереса к познавательной деятельности.  

 Изготовила и пополнила:

- Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр, комплекты геометрических фигур разных размеров и разного цвета).

- Демонстрационный материал (картинки по временам года и частям суток, «Математическая лестница»,  иллюстрации на ориентировку в пространстве).

- Картотеки (математические загадки и пословицы, сказки о цифрах, числах).

- Интеллектуальные, логико – математические игры технологии ТРИЗ («Танграм», «Квадраты Воскобовича», «Монгольские игры», «Волшебные часы» (модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели).

- Дидактические игры («Назови и сосчитай», «Посадим ели», «Сложи фигуру», «Найди свою фигуру», «Линии и точки»).

      Центр «Маленькие актеры» - для театрализованных игр и музыкальной деятельности.

Цель: раскрытие индивидуальных возможностей детей в музыкальном и театральном творчестве, развитие нравственных качеств личности ребёнка.

Изготовила и пополнила:

- Маски по русским народным сказкам.

- Картотеки: «Мимические этюды», «Угадай эмоцию», «Пальчиковые игры»,

«Артикуляционная гимнастика», «Скороговорки и чистоговорки», «Загадки о музыкальных инструментах».

- Костюмы для ряжения.

- Презентации: «В мире музыкальных инструментов», «Театральные профессии».

- Виды театров: пальчиковый, на ложках, теневой, на гапите.

- Иллюстрации с портретами  композиторов, детских писателей, иллюстрации музыкальных инструментов.

   - Аудиосборник музыкальных сказок, детских песен, классической музыки для прослушивания, танцевальной музыки.

   В центе имеется большое разнообразие детских музыкальных инструментов.

Центр «Финансы и экономика». 

Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности.

Изготовила:

- Лэпбук «Юный финансист».

- Дидактические игры: «Найди и обведи», «Кому, что нужно», «Выгодно, невыгодно», «Что продается в супермаркете», «Дорого - дешево» и другие.

- Картотеку игр по финансовой грамотности.

      В центре содержатся: счеты, весы, денежные знаки разной стоимостью, кошельки для игр, Карточки с изображением продуктов, таблички с изображением торговых предприятий, фотографии с изображением разнообразных копилок, свинка – копилка.

          Центр «Хочу все знать» - экспериментирования.

Цель: создание условий, направленных на развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Изготовила и пополнила:

- Картотеку опытов и экспериментов (традиционных и нетрадиционных).

- Карточки-схемы, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

- Иллюстрации с условными обозначениями, разрешающие и запрещающие знаки.

- Собрала коллекцию тканей, бумаги.

В центре имеется необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов и неструктурированный материал (песок, опилки, пенопласт и другой). В процессе экспериментальной деятельности ведется журнал наблюдений, в котором детьми фиксируются сделанные выводы по результатам наблюдений.

Центр «Любителей природы» - экологический. 

Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.

Изготовила и пополнила:

- Оформила паспорта с условными обозначениями для всех растений.

- Иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых.

- Альбомы «Времена года», «Животный и растительный мир».

- Календарь погоды.

- Дидактические игры «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

- Географическую карту мира, глобус.

  Центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и другое.  

Центр «Конструкторское бюро»  - конструирования и инженерии

Цель: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.

Изготовила и пополнила:

- Схемы выкладывания узоров для мозаики.

- Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

- Разрезные картинки, пазлы.

- Фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек).

В центре имеются конструкторы: «Лего», пластмассовый конструктор

напольный крупный; мелкий, средний, фигурный, деревянный.

 

Центр «Маленькие патриоты»

Цель: ознакомление детей с историей родного города, страны, с государственными символами, с русскими народными промыслами. Воспитание любви к нашей общей Родине – России.

Изготовила и пополнила:

- Лэпбук «Россия – Родина моя».

- Альбомы «Достопримечательности города Благовещенска», «Амурский край», «Мой город – Райчихинск».

- Презентации: «Наша родина Россия», «День государственного флага Российской Федерации», «Российские государственные праздники».

- Фотоматериал «Памятники воинской славы».

- Набор «Военная техника».

-  Сказки, былины, предания.

- Иллюстрации кукол в народных костюмах.

В центре содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика города Благовещенска и Райчихинска, материал по истории родного края.  

 

Центр «Любителей книги»  

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире.

Изготовила и пополнила: портреты писателей, поэтов, художников – оформителей детских книг; художественную литературу: сказки, рассказы, стихи, загадки, небылицы, соответственно программным требованиям. Материал для ремонта книг.

Центр «Звукарик» - речевого развития.

Цель: активизация и развитие речи детей старшего дошкольного возраста, закрепление и систематизация знаний и умений детей.

Изготовила и пополнила:

- Картотеку игр по звуковой культуре речи, упражнений артикуляционной гимнастики,  упражнений дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

- Дидактические игры на уточнение качеств предметов и явлений (Человек– бежит, мчится, несется); на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на сравнение (куклы – подружки), картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная).

- Дидактические игры на употребление существительных во множественном числе в родительном падеже – «Чего или кого не стало?»

- Сюжетные и предметные иллюстрации для пересказов.

- Мнемотаблицы.

- Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

-   Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).

Центр «Веселый карандаш» - художественно-эстетический.

Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Изготовила и пополнила:

- Альбомы с иллюстрациями различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

- Дидактические игры: «Составь пейзаж», «Составь натюрморт», «Составь красивый узор».

- Альбом с фотографиями русских художников.

В центре имеются материалы и оборудование для всех видов самостоятельной изобразительной деятельности. Все детские работы выставляются на выставку, чтобы была возможность хорошо все разглядеть, полюбоваться, обменяться впечатлениями. Работы доступны для просмотра детям и родителям, являются украшением группы.

Центр «Будь здоров» - физкультурный.

Цель: развитие двигательной активности и физических качеств детей.

Изготовила и пополнила:

- Картотеку подвижных игр, малоподвижных игр, русских народных игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики.

- Иллюстрации по зимним и летним видам спорта.

- Массажные дорожки.

- Флажки, ленты, платочки.

В центре находится спортивный инвентарь фабричного производства (нейроскакалки, скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи и другой инвентарь).

Центр «Умелые ручки» - трудового воспитания. 

Цель: обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников.

Изготовила и пополнила:

- Уголок дежурства.

- Наглядный материал: схемы «Мытье рук», «Дежурство по столовой».

- Альбомы с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии.

- Презентации: «Ознакомление с профессиями и трудом взрослых», «Терпенье и труд всё перетрут».

- Оформила фотовыставку «Как я маме помогаю».

- Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Угадай, что я делаю», «Назови профессию», «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растений).

           Развивающая предметно-пространственная среда моей группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям и содержанию программы. Образовательное пространство группы оснащается новыми средствами обучения, соответствующими материалами: игровым, спортивным, оздоровительным.

Вывод: в результате дети умеют применять по назначению атрибуты при организации сюжетно - ролевых игр.

В музыкальном центре научились играть на музыкальных инструментах, слушать музыкальные произведения в записи.

Подобранные настольно - печатные и дидактические игры развили у детей коммуникативные качества (умение договариваться, соблюдать правила), закреплять пройденный материал.  

В книжном центре познакомились с разнообразием литературных жанров и художниками иллюстраторами, самостоятельно выбирают книги для прочтения, знают авторов.

Центр дежурства помогает детям отслеживать очередность дежурства. Приобщились к самостоятельной трудовой деятельности.

В экологическом центре ежедневно меняют дату и день недели, отмечают погоду, ухаживают за комнатными растениями, участвуют в проведении опытов.

В творческом центре используют различные материалы для рисования и раскрашивания, вырезают и лепят. Разнообразные конструкторы способствовали развитию конструктивных способностей, творческому воображению и фантазии.

Все центры группы способствуют всестороннему развитию дошкольников.

Таким образов РППС группы является организатором детской деятельности, помогает мне, как воспитателю, полноценно реализовывать образовательные цели и принципы, возрастную и гендерную специфику воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

Обмен опыта работы. Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.» (Составить рассказ – образец описания игрушки, соблюдая композицию описания).

Обмен опыта работы.Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.»          (Составить рассказ – образец описания игрушки,соблюдая ком...

Описание предметов посуды; составление описания по предметной картине (2 младшая группа)

Программное содержание: образовательные: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, материала, из которого она сделана; формировать умение  называть части посуды и внешние...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...

Презентация "Описание описание овощей и фруктов"

Презентация к конспекту по развитию речи "Описание овощей о фруктов"....