АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
рабочие листы (старшая группа)
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
развивающей предметно-пространственной
среды старшей группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.03 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округу города Райчихинска Амурской области
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
развивающей предметно-пространственной
среды старшей группы
Составила - воспитатель высшей
квалификационной категории
Рачкова Е.А.
г. Райчихинск
2024г.
Условием эффективного развития ребенка является удовлетворение его базовых потребностей. К ним можно отнести:
- потребность в общении;
- потребность в разнообразной активности;
- потребность в познании окружающего мира;
- потребность в понимании и признании;
- потребность в самореализации.
Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития. Если такое пространство организованно как развивающее ум, сердце и душу ребенка, обогащает опыт общения и деятельности, то оно является эффективным средством раскрытия, стимулирования и поддержки индивидуальности ребенка до школы, целостного развития по таким направлениям, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна соответствовать следующим принципам:
-Насыщенность РППС является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В группе она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.
-Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.
-Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
-Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.
-Доступность РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого обеспечен детям свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающий все основные виды детской деятельности.
-Безопасность. Обеспечивает безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья, т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе
Пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада. В нашей группе важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды.
- При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:
- Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
- Использование помещений спальни.
- Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
- Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: если дети утратили интерес к игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Центр сюжетно – ролевых игр.
Цель: реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта.
Изготовила и пополнила:
- Атрибуты к сюжетно - ролевым играм: «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Магазин» (халаты, накидки, фартуки, шапочки, ценники, деньги, наименования товаров, карточки, рецепты, муляжи товаров и другое). - Приобрели игровые модули: «Кухня», «Больница», «Салон красоты», «Банкомат». Для игрового модуля «Банкомат» изготовила карточки, денежные купюры.
Игровой центр содержит в себе игрушки разной направленности: игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, куклы разной направленности, атрибуты для ряженья, предметы - заместители.
Центр безопасности.
Цель: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.
Изготовила и пополнила:
- Макет улицы, набор дорожных знаков, полотно с изображением дороги, светофор и карточки с изображением сигналов светофора.
- Картотеки: игровых ситуаций по ОБЖ, бесед, подвижных игры по ПДД и ОБЖ.
- Презентации: «Опасности на дороге», «Светофор», «Службы спасения», «Огонь злой, огонь добрый».
- Дидактические игры: «Собери пожарный щит», «Угадай знак», «Моя улица», «Безопасные улицы» и другие.
- Лэпбук «Безопасность».
Центр «Математика»
Цель: повышение у детей интереса к познавательной деятельности.
Изготовила и пополнила:
- Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр, комплекты геометрических фигур разных размеров и разного цвета).
- Демонстрационный материал (картинки по временам года и частям суток, «Математическая лестница», иллюстрации на ориентировку в пространстве).
- Картотеки (математические загадки и пословицы, сказки о цифрах, числах).
- Интеллектуальные, логико – математические игры технологии ТРИЗ («Танграм», «Квадраты Воскобовича», «Монгольские игры», «Волшебные часы» (модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели).
- Дидактические игры («Назови и сосчитай», «Посадим ели», «Сложи фигуру», «Найди свою фигуру», «Линии и точки»).
Центр «Маленькие актеры» - для театрализованных игр и музыкальной деятельности.
Цель: раскрытие индивидуальных возможностей детей в музыкальном и театральном творчестве, развитие нравственных качеств личности ребёнка.
Изготовила и пополнила:
- Маски по русским народным сказкам.
- Картотеки: «Мимические этюды», «Угадай эмоцию», «Пальчиковые игры»,
«Артикуляционная гимнастика», «Скороговорки и чистоговорки», «Загадки о музыкальных инструментах».
- Костюмы для ряжения.
- Презентации: «В мире музыкальных инструментов», «Театральные профессии».
- Виды театров: пальчиковый, на ложках, теневой, на гапите.
- Иллюстрации с портретами композиторов, детских писателей, иллюстрации музыкальных инструментов.
- Аудиосборник музыкальных сказок, детских песен, классической музыки для прослушивания, танцевальной музыки.
В центе имеется большое разнообразие детских музыкальных инструментов.
Центр «Финансы и экономика».
Цель: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности.
Изготовила:
- Лэпбук «Юный финансист».
- Дидактические игры: «Найди и обведи», «Кому, что нужно», «Выгодно, невыгодно», «Что продается в супермаркете», «Дорого - дешево» и другие.
- Картотеку игр по финансовой грамотности.
В центре содержатся: счеты, весы, денежные знаки разной стоимостью, кошельки для игр, Карточки с изображением продуктов, таблички с изображением торговых предприятий, фотографии с изображением разнообразных копилок, свинка – копилка.
Центр «Хочу все знать» - экспериментирования.
Цель: создание условий, направленных на развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Изготовила и пополнила:
- Картотеку опытов и экспериментов (традиционных и нетрадиционных).
- Карточки-схемы, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
- Иллюстрации с условными обозначениями, разрешающие и запрещающие знаки.
- Собрала коллекцию тканей, бумаги.
В центре имеется необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов и неструктурированный материал (песок, опилки, пенопласт и другой). В процессе экспериментальной деятельности ведется журнал наблюдений, в котором детьми фиксируются сделанные выводы по результатам наблюдений.
Центр «Любителей природы» - экологический.
Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Изготовила и пополнила:
- Оформила паспорта с условными обозначениями для всех растений.
- Иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых.
- Альбомы «Времена года», «Животный и растительный мир».
- Календарь погоды.
- Дидактические игры «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.
- Географическую карту мира, глобус.
Центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и другое.
Центр «Конструкторское бюро» - конструирования и инженерии
Цель: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.
Изготовила и пополнила:
- Схемы выкладывания узоров для мозаики.
- Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
- Разрезные картинки, пазлы.
- Фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек).
В центре имеются конструкторы: «Лего», пластмассовый конструктор
напольный крупный; мелкий, средний, фигурный, деревянный.
Центр «Маленькие патриоты»
Цель: ознакомление детей с историей родного города, страны, с государственными символами, с русскими народными промыслами. Воспитание любви к нашей общей Родине – России.
Изготовила и пополнила:
- Лэпбук «Россия – Родина моя».
- Альбомы «Достопримечательности города Благовещенска», «Амурский край», «Мой город – Райчихинск».
- Презентации: «Наша родина Россия», «День государственного флага Российской Федерации», «Российские государственные праздники».
- Фотоматериал «Памятники воинской славы».
- Набор «Военная техника».
- Сказки, былины, предания.
- Иллюстрации кукол в народных костюмах.
В центре содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика города Благовещенска и Райчихинска, материал по истории родного края.
Центр «Любителей книги»
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире.
Изготовила и пополнила: портреты писателей, поэтов, художников – оформителей детских книг; художественную литературу: сказки, рассказы, стихи, загадки, небылицы, соответственно программным требованиям. Материал для ремонта книг.
Центр «Звукарик» - речевого развития.
Цель: активизация и развитие речи детей старшего дошкольного возраста, закрепление и систематизация знаний и умений детей.
Изготовила и пополнила:
- Картотеку игр по звуковой культуре речи, упражнений артикуляционной гимнастики, упражнений дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики.
- Дидактические игры на уточнение качеств предметов и явлений (Человек– бежит, мчится, несется); на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на сравнение (куклы – подружки), картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная).
- Дидактические игры на употребление существительных во множественном числе в родительном падеже – «Чего или кого не стало?»
- Сюжетные и предметные иллюстрации для пересказов.
- Мнемотаблицы.
- Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
- Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
Центр «Веселый карандаш» - художественно-эстетический.
Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Изготовила и пополнила:
- Альбомы с иллюстрациями различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
- Дидактические игры: «Составь пейзаж», «Составь натюрморт», «Составь красивый узор».
- Альбом с фотографиями русских художников.
В центре имеются материалы и оборудование для всех видов самостоятельной изобразительной деятельности. Все детские работы выставляются на выставку, чтобы была возможность хорошо все разглядеть, полюбоваться, обменяться впечатлениями. Работы доступны для просмотра детям и родителям, являются украшением группы.
Центр «Будь здоров» - физкультурный.
Цель: развитие двигательной активности и физических качеств детей.
Изготовила и пополнила:
- Картотеку подвижных игр, малоподвижных игр, русских народных игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики.
- Иллюстрации по зимним и летним видам спорта.
- Массажные дорожки.
- Флажки, ленты, платочки.
В центре находится спортивный инвентарь фабричного производства (нейроскакалки, скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи и другой инвентарь).
Центр «Умелые ручки» - трудового воспитания.
Цель: обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников.
Изготовила и пополнила:
- Уголок дежурства.
- Наглядный материал: схемы «Мытье рук», «Дежурство по столовой».
- Альбомы с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии.
- Презентации: «Ознакомление с профессиями и трудом взрослых», «Терпенье и труд всё перетрут».
- Оформила фотовыставку «Как я маме помогаю».
- Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Угадай, что я делаю», «Назови профессию», «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растений).
Развивающая предметно-пространственная среда моей группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям и содержанию программы. Образовательное пространство группы оснащается новыми средствами обучения, соответствующими материалами: игровым, спортивным, оздоровительным.
Вывод: в результате дети умеют применять по назначению атрибуты при организации сюжетно - ролевых игр.
В музыкальном центре научились играть на музыкальных инструментах, слушать музыкальные произведения в записи.
Подобранные настольно - печатные и дидактические игры развили у детей коммуникативные качества (умение договариваться, соблюдать правила), закреплять пройденный материал.
В книжном центре познакомились с разнообразием литературных жанров и художниками иллюстраторами, самостоятельно выбирают книги для прочтения, знают авторов.
Центр дежурства помогает детям отслеживать очередность дежурства. Приобщились к самостоятельной трудовой деятельности.
В экологическом центре ежедневно меняют дату и день недели, отмечают погоду, ухаживают за комнатными растениями, участвуют в проведении опытов.
В творческом центре используют различные материалы для рисования и раскрашивания, вырезают и лепят. Разнообразные конструкторы способствовали развитию конструктивных способностей, творческому воображению и фантазии.
Все центры группы способствуют всестороннему развитию дошкольников.
Таким образов РППС группы является организатором детской деятельности, помогает мне, как воспитателю, полноценно реализовывать образовательные цели и принципы, возрастную и гендерную специфику воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

Обмен опыта работы. Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.» (Составить рассказ – образец описания игрушки, соблюдая композицию описания).
Обмен опыта работы.Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.» (Составить рассказ – образец описания игрушки,соблюдая ком...
Описание предметов посуды; составление описания по предметной картине (2 младшая группа)
Программное содержание: образовательные: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, материала, из которого она сделана; формировать умение называть части посуды и внешние...

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»
Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...

Презентация "Описание описание овощей и фруктов"
Презентация к конспекту по развитию речи "Описание овощей о фруктов"....
Анкета для родителей и аналитическое описание
анализ работы воспитателя...

