Обмен опыта работы. Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.» (Составить рассказ – образец описания игрушки, соблюдая композицию описания).
материал (младшая группа) на тему

Власова Алла Викторовна

Обмен опыта работы.

Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.»

          (Составить рассказ – образец описания игрушки,

соблюдая композицию описания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_opyta_raboty.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опыта работы.

Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.»

          (Составить рассказ – образец описания игрушки,

соблюдая композицию описания).

ГБОУ г. Москвы

"Школа № 2088 "Грайвороново"

воспитатель группы №5

Власова А.В.

     Только взаимосвязь в решении разных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа) является предпосылкой для развития связной речи.

     Детей подводят к пересказыванию литературных произведений, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем совместно с ним.

     При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию картины и подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.

     При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, её качеств и действий, назначения предметов, и подводятся к составлению рассказов. Совместное со взрослым рассказывание предполагает обучение ребёнка построению коротких связных высказываний. Взрослый должен начать предложение, а ребёнок закончить его («Это… лиса. Она…»).

     Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказываний (описательного и повествовательного типа).

     При описании предмета его сначала называют, затем рассказывают о его качествах, свойствах, назначении, цвете, форме и далее об особенностях и характерных признаках (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, картинки).

     В совместном рассказывании функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием. К самостоятельным высказываниям лучше всего подводить детей в игре (драматизация знакомых сказок), подсказывая определённую последовательность повествования или описания, необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.

     Следует учитывать разный речевой уровень детей, поэтому особое значение имеют индивидуальная работа с каждым, а также игровые формы обучения как на занятиях, так и вне их. Индивидуальная работа ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребёнка. Руководство со стороны взрослого осуществляется в обстановке естественного общения партнёров по игре. Детям с высоким уровнем речевого развития можно предлагать короткие, но довольно сложные по содержанию схемы («Наступила... Ребята… Они стали…»; «Была… Маша… И тогда…»)

     В индивидуальном общении легче обучать детей рассказыванию на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни).

     У ребёнка младшего дошкольного возраста уровень связности речи во многом зависит от его умения строить отдельные предложения и соединять их в связный текст с помощью цепной местоименной связи (Это кошка. Она любит молоко.), синонимической замены (Это котёнок. Котёнок играет.), лексического повтора (Зайчик прыгает. Зайчику холодно.). В процессе совместного со взрослым рассказывания ребёнок усваивает разные типы синтаксических связей. Именно такое обучение помогает детям в дальнейшем использовать в связном высказывании не только формально – сочинительные средства связи (а это очень распространённый способ), но и многие другие.

     При рассматривании игрушек детей подводят к составлению описательных рассказов. Рассматривание начинается с выполнения детьми лексических и грамматических задач; они подбирают нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связное высказывание сначала совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно.

Занятие

Описание игрушки

     Задачи. Связная речь: учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой (2-3 предложения) рассказ об игрушке;

     грамматика: учить образовывать наименования детёнышей животных; раскрыть детям значения слов, образованных с помощью суффикса –онок;

     словарь: учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький);

     звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука и (в звукосочетаниях, словах); учить регулировать высоту голоса.

     Материал. Домик – ширма; игрушки: лошадь и жеребёнок, мышка и мышонок, кошка и котёнок.

     Ход занятия

     Воспитатель:

     - Посмотрите, кто это к нам прискакал? (Лошадь.) Послушайте: иии (произносится протяжно).

     - Это лошадь зовёт своего детёныша. Как лошадь зовёт своего детёныша? (Показывает игрушку.) (Жеребёнок.)

     - Посмотрите: мама – лошадь большая, а её детёныш – жеребёнок… (маленький) и кричит он тоненько. Как кричит жеребёнок?

     Раздаётся мышиный писк (пии – пии), и появляется мышка.

     - А это кто к нам прибежал? Как пищит мышка? (Хоровые и индивидуальные ответы.) Пии – пии – зто так мышка зовёт своего сыночка. Кто её сыночек? (Мышонок.) (Показывает игрушку). Мама-мышка большая, а мышонок какой? Да, сынок-мышонок маленький, он пищит тоненько. Как пищит мышонок? (Хоровые и индивидуальные ответы.)

     - Чей это детёныш мяукает: мяу-мяу? (Звукоподражание произносится на высоких нотах.) Кто его мама? (Показывает игрушку.) (Кошка.) Это мама-кошка. А как называется детёныш кошки? Кто это? (Котёнок.) Мама- кошка большая. Как она мяукает? (Звукоподражание произносится низким голосом.) А её сынок-котёнок  маленький. Как он мяукает? Правильно, тоненько. Покажите как. (Хоровые и индивидуальные ответы.)

     Физкультминутка.

     Воспитатель:

      А сейчас мы с вами поиграем в игру.

     (На столе стоит домик-ширма, в котором спрятаны животные.)

      В домике спрятались животные. Я вам буду их показывать, а вы будете их называть.

     После того как дети назовут всех животных, воспитатель снова прячет игрушки в домик.

    А теперь животные будут по очереди подавать нам свой голос. Вы должны говорить, чей голос услышали. У взрослых животных голос низкий, а у детёнышей голоса тоненькие, высокие.

     Воспитатель произносит звукосочетания низким или высоким голосом.

      Пии-пии  кто это пищит так тоненько? Правильно, это мышонок.

      Иии  а сейчас кто кричит? Да, это жеребёнок, детёныш лошади. И т. п.

      Вот сколько детёнышей пришло к нам на занятие. Это детёныш мышки. Как он называется? Это детёныш лошади. Кто у лошади детёныш? А это детёныш кошки кошки…  кошкин сыночек  (котёнок). Он… (хороший, маленький, пушистый). У него… (зелёные глаза). Котёнок любит молоко. Он мяукает: мяу-мяу. Кто хочет рассказать про котёнка (жеребёнка, мышонка)? (Ответы по желанию.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

Описание опыта работы. Тема: «Обучение связной речи детей с ОРН с применением наглядности и моделирования».

Актуальной эту тему считаю потому что, при подготовке детей к школьному обучению формирование и развитие связной речи имеет особую важность и является одним из условий знаний, развития творческих спос...

Методическое объединение воспитателей района по обмену педагогического опыта работы Тема "Проведение мастер-классов воспитателей-победителей и призёров районного, республиканского профессионального конкурса "Воспитатель года"

Одной из наиболее эффективной формы работы по повышению профессионального уровня, обобщению и распространению инновационного, собственного педагогического опыта, является мастер-класс. Цель мастер-кла...

Выступление на педсовете из опыта работы. Тема: «Привитие счётных навыков у детей с ОВЗ в свободной деятельности».

Выступление  из опыта работы для педагогов. Тема: «Привитие счётных навыков у детей с ОВЗ в свободной деятельности»....

Образец описания игрушки в младшей группе

Образец описания игрушки в младшей группе....

Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"

Описание опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар Беспалько Оксаны Михайловны Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков...