отчет по самообразованию
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР – детский сад №176»
Отчет работы по самообразованию
на 2024 – 2025 учебный год
воспитателя Гореловой Е.А.
Тема самообразования:
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
Воронеж - 2025
Отчет работы по самообразованию
на 2024 – 2025 учебный год
воспитателя Гореловой Е.А.
Тема самообразования:
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
Актуальность
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованная деятельность- важнейшее средство развития у детей эмпатии,т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации , умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Цель:
- повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
- развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами кукольного театра
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения.
- Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Обучать работе с пальчиковыми куклами.
- Сплотить детский коллектив
- Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности.
- Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.
- Работа с родителями по данной теме (родительское собрание, консультации, памятки).
Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:
Этапы реализации:
Подготовительный
Основной
Итоговый
Подготовительный ( сентябрь, октябрь, ноябрь)
Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал. Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции.
Презентация о театре, фото наших театров – кукольного и драматического.
Учить с помощью театральных кукол произносить знакомые потешки, отражая характер обыгрываемого героя, развивать выразительность речи.
Учить узнавать, называть и отражать с помощью движений животное, его характер. Закрепить умение придумывать несложный сюжет и обыграть его (встреча, знакомство, игра, ссора, примирение, дружба). Развивать фантазию.
Основной (декабрь, январь, февраль)
Использование сказкотерапии.
Пополнение предметно- пространственной среды.
Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды. Была дополнена предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, различные виды театров, маски, ширмы, аудиозаписи классических и детских произведении, художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. В музыкальный уголок были добавлены музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры . Изготовлены мнемотаблицы по сказкам.
Дидактические игры («Придумай сказку», «Разложи по порядку», «Театр настроений», «Четвертый лишний», «Узнай по контуру» и т. д.) .
Дидактические игры («Солнечные и пасмурные деньки», «Радужный хоровод», «Цыплята», «Разложи по порядку», «Нарисовать ряд», «Клоуны и шары», «Продолжи узор», «Нарисуй орнамент» и т. д.) .
Итоговый ( март, апрель, май)
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 5-6 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры.
В играх – драматизации, ребенок исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности.
В режиссерской игре « артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в де5тском саду: настольный, плоскостной, объемный , кукольный.
Вместе с детьми мы продолжали работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц.
Рассмотрев альбом « Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: грусть, радость и т. д..В игровых упражнениях имитировали движения бабушки, дедушки внучки.
В течении года работала с детьми над этюдами. Этюды- это своеобразная школа/, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему песку, перешагивали через сугробы, шли, как мышата когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались и т. д.. С помощью этюдов дети в игровой форме учатся выражать своп чувства и понимать чувства других людей.
С целью эмоционального восприятия в течении года дети слушали произведения устного народного творчества , литературные произведения, аудиосказки, пели песни, инсценировали их. А также рисовали и лепили сказочных героев.
В образовательной деятельности использовала театральную деятельность , как игровой прием и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила - консультации «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Кукольный театр дома», «Значение театральной деятельности в развитии речи дошкольника».
Оформила папки – передвижки «Правила поведения родителей на детском празднике», « МИР театра»
Было проведено итоговое родительское собрание на тему : «Значение театральной деятельности в развитии речи дошкольника».
Выводы:
Проведенная мною работа по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность» принесла результаты:
- Дети стали больше принимать участия в играх, повысилась активность и инициативность;
- Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и виолевые качества.
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
-У детей появилось желание рассказывать сказки и свои истории.
-Активизировался словарь детей, улучшилась диалогическая речь, выразительность.
-Дети стали раскрепощаться и творить.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, необходимо повысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желание, потребность в красоте, доброте, любви, истине и справедливости.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...

Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....

План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...
