отчет по самообразованию
учебно-методический материал

отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024-2025g._1.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МБДОУ «ЦРР – детский сад №176»

Отчет работы по самообразованию

на 2024 – 2025 учебный год

воспитателя Гореловой Е.А.

Тема самообразования:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного        возраста через театральную деятельность»

                                       Воронеж - 2025

                                                                                                                                                      

Отчет работы по самообразованию

на 2024 – 2025 учебный год

воспитателя Гореловой Е.А.

Тема самообразования:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного        возраста через театральную деятельность»

Актуальность

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная деятельность- важнейшее средство развития у детей эмпатии,т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,      интонации , умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Цель:

  • повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • развитие творческих способностей детей старшего дошкольного  возраста средствами кукольного театра

Задачи:

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  •  Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения.
  • Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  • Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  • Обучать работе с пальчиковыми куклами.
  • Сплотить детский коллектив
  •  Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности.
  • Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.
  • Работа с родителями по данной теме (родительское собрание, консультации, памятки).

Исходя из целей и задач, я наметила для себя следующие этапы работы:

Этапы реализации:

Подготовительный

Основной

Итоговый

Подготовительный ( сентябрь, октябрь, ноябрь)

Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал. Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции.

Презентация о театре, фото наших театров – кукольного и драматического.

Учить с помощью театральных кукол произносить знакомые потешки, отражая характер обыгрываемого героя, развивать выразительность речи.

Учить узнавать, называть и отражать с помощью движений животное, его характер. Закрепить умение придумывать несложный сюжет и обыграть его (встреча, знакомство, игра, ссора, примирение, дружба). Развивать фантазию.

Основной (декабрь, январь, февраль)

Использование  сказкотерапии.

Пополнение предметно- пространственной среды.

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды.   Была дополнена предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, различные виды театров, маски, ширмы, аудиозаписи классических и детских произведении, художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. В музыкальный уголок были добавлены музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры . Изготовлены  мнемотаблицы  по сказкам.

Дидактические игры («Придумай сказку», «Разложи по порядку», «Театр настроений», «Четвертый лишний», «Узнай по контуру»  и т. д.) .

Дидактические игры («Солнечные и пасмурные деньки», «Радужный хоровод», «Цыплята», «Разложи по порядку», «Нарисовать ряд», «Клоуны и шары», «Продолжи узор», «Нарисуй орнамент» и т. д.) .

Итоговый ( март, апрель, май)

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм.  Работа воспитателя с детьми 5-6 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры.

В играх – драматизации,  ребенок исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности.

В режиссерской игре  « артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в де5тском саду: настольный, плоскостной, объемный , кукольный.

Вместе с детьми мы продолжали работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц.

Рассмотрев альбом « Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: грусть, радость и т. д..В игровых упражнениях имитировали движения бабушки, дедушки внучки.

В течении года работала с детьми над этюдами. Этюды- это своеобразная школа/, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему песку, перешагивали через сугробы, шли, как мышата когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались и  т. д.. С помощью этюдов дети  в игровой форме учатся выражать своп чувства и понимать чувства других людей.

С целью эмоционального  восприятия  в течении года дети слушали произведения устного народного творчества , литературные произведения, аудиосказки, пели песни, инсценировали их. А также рисовали и лепили сказочных героев.

В образовательной деятельности использовала театральную деятельность , как игровой прием и форму обучения детей, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

 

Для привлечения внимания со стороны  родителей к театрализованной деятельности в группе,  подготовила - консультации  «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения  дошкольников», «Кукольный театр дома», «Значение театральной деятельности в развитии речи дошкольника».

Оформила  папки – передвижки «Правила поведения родителей на детском празднике», « МИР  театра»

 Было проведено итоговое родительское собрание на тему : «Значение театральной деятельности в развитии речи дошкольника».

 Выводы:

Проведенная мною работа по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного  возраста через театральную деятельность» принесла результаты:

- Дети стали больше принимать участия в играх, повысилась активность и инициативность;

- Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.

- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и виолевые качества.

- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

-У детей появилось желание рассказывать сказки и свои истории.

-Активизировался словарь детей, улучшилась диалогическая речь, выразительность.

-Дети стали раскрепощаться и творить.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, необходимо повысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желание, потребность в красоте, доброте, любви, истине и справедливости.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...

Отчет по самообразованию (Самообразование)

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....

План самообразования. Отчет по самообразованию.

Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...