«Картотека дидактических игр с камешками Марблс»
учебно-методический материал

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра.
Без игры нет и не может быть полноценного
умственного
развития ребенка. Игра – это огромное окно,
через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий. Игра – это
искра,
зажигающая огонёк пытливости и
любознательности.
В. А. Сухомлинский
И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с
ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной.
Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей
различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика)
и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение
камушек Марблс.
Что же такое Марблс?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marbls_igry.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра.

Без игры нет и не может быть полноценного

умственного

развития ребенка. Игра – это огромное окно,

через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий. Игра – это

искра,

зажигающая огонёк пытливости и

любознательности.

В. А. Сухомлинский

И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с

ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной.

Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей

различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика)

и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение

камушек Марблс.

Что же такое Марблс?

Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или

другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности

были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины,

дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные

оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и

детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.

Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие

ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и

координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота

нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.

Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю

воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие

ребенка.Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на

ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку,

положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к

заданию.

Увеличение числа воспитанников с множественными сложными

нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые

методы и формы работы. Применение камушков "Марблс" это один из

нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий

работать в разных направлениях.

Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

2. Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук

4. Развитие тактильных ощущений

5. Развитие пространственных представлений

6. Формирование представления о буквах и звуках

7. Развитие лексико- грамматических понятий

8. Развитие фонематического слуха и восприятия

9. Развитие связной речи

10. Формирование математических представлений и понятий

11. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления

12. Развитие фантазии ребёнка

Работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное

восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую

активность детей. Данные игры могут быть использованы в самостоятельной

деятельности, режимных моментах и на занятиях. Ребенку предлагаются

камешки, карточки и т.д.

«Чудесный мешочек»

Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные

впечатления, развивать речь.

Задание: В мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед

ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке

такой же.

«Помоги ежику найти грибочки»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-

двигательную координацию

Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочками из камешков. Цветовая

гамма не учитывается.

«Тучка и капельки»

Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру.

Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький».

Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое

внимание, цветовое восприятие.

Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке.

Камешки могут быть разного размера.

«Пройди по дорожкам»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-

двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью

руки.

Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного

цвета.

«Выложи по контуру»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное

внимание, память, мелкую моторику рук.

Задание:

1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не

учитывается.

2) Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур,

учитывается цветовая гамма.

«Змейка»

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие

мелкой моторики рук.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все

камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать

разные цвета.

«Гирлянда»

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно-

двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми

линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части

гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по

памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с

образцом.

«Художник»

Цель: развивать творчество, мелкую моторику.

Задание: выложить заданный предмет из камешков. Ребенок выкладывает

схематичное изображение.

Игра «Камешки, дающие радость».

Звучит спокойная музыка (фон шум моря). Дети сидят на ковре. Каждый

ребенок держит в руке камень марблс или кабошон. Психолог предлагает

закрыть глаза, расслабится и представить себя на побережье; где нас

пригревает солнышко, обдувает морской ветерок. Дети играют с камнем,

гладят, рассматривают его.

Игра «Назови ласково».

Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из

камешков марблс или кабошонов, называя при этом слова уменьшительно -

ласкательно. Например: фонарик, столик, домик.

Игра «Радужные камешки».

Ребенок сидит в кресле. Психолог просит закрыть глаза и сделать из ладошек

лодочку. Затем он вкладывает в детские ладошки камешек марблс или

кабошон и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи

ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай

ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек,

расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения

упражнения».

Игра «Сухой бассейн».

Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики. Нужно сделать

«Сухой бассейн», это очень полезно в целях развития мелкой моторики у

дошкольников. Для этого нужно поместить марблсы или кабошоны в

пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать

спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету.

Игра «Зеркало».

Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.

Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили

смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их

отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные

отражения.

Игра «Строители».

Восстанавливаем сломанные буквы, слоги, геометрические фигуры.

Игра «Разговор наедине».

(извлечение из-под сознания актуальной проблемы).

Психолог приносит камешки марблс или кабошоны, говорит: «К нам пришел

очень мудрый камень. Он выслушает каждого из вас, даст вам совет и легко

решит все ваши проблемы».

Заданная установка на мудрость и проницательность способствует тому, что

каждый участник игры вкладывает в устав мудрого камня фразу обычно с

проблемой. Обычно, дети вкладывают в уста мудрого камня то, что их

беспокоит и заботит больше всего.

Игра «Абракадабра».

Психолог предлагает выбрать камешек марблс или кабошон, придумать и

изобразить с помощью камня вымышленное существо, обладающее любыми

отрицательными качествами и чертами характера. По окончании дети

рассказывают о своем герое.

Игра «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с

предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-

признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек

- жёлтая репка, жёлтое солнце.

Игра «Азбука настроения».

Дети рассматривают камешки, выбирают себе и представляют, что камешек

это его самая лучшая на свете рыбка.

Дети отвечают на вопросы: Какое

настроение у рыбки: веселое, радостное, счастливое?

Какие чувства они

испытывают: веселье, радость, счастье?

Всего рассматривается 6 основных

эмоций. Детям предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка.

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».

Педагог предлагает эталон разложенных камешек на плоскости, ребенку

необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.

Вариант 2. Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».

Инструкция: (берется чистый лист А 4) положите красный камешек в центр

листа, синий камешек - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний

угол, зеленый - в правый нижний угол; оранжевый камешек - в левый

нижний угол. Проверку задания можно выполнить через предъявление

эталона к заданию, или через устный контроль.

Игра «Продолжи узор».

Цель: развитие зрительной памяти, воображения. Нужно с помощью

камешков продолжить узор.

Придумать продолжение сказки «Любопытные гусеницы».

Предварительно рассказать о том, как гусеница превращается в куколку, а

потом в бабочку, чем питается.

Затем обратить внимание, что гусеницы ползут к норкам. Далее идет работа с

камешками. Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров,

считают и украшают гусениц.

Придумать продолжение сказки. Жила-была маленькая гусеница. Она знала,

что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее

подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеница никак не могла

превратиться даже в куколку…

Продолжение сказки придумывают дети.

Аналогично, по сюжету любой иллюстрации придумывается и обыгрывается

сказка.

Игры «Лабиринты».

Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения,

движения пальцев рук, зрительную память, внимание.

Предварительно на основу пустой коробки из-под конфет наклеиваются

обрезанные карандаши, так чтобы оставались свободные дорожки для

передвижения камешков марблс. Затем, ребенок выбирает понравившейся

ему камешек и наклоном коробки перекатывает его.

Релаксация с камешками «Волшебный сон».

помогает стабилизации психических процессов, снимает напряжение,

заряжает энергией. Кроме того, позитивные образы и содержание

активизации делают ребенка добрее и восприимчивее.

Дети принимают позу покоя, лежа на спине, закрывают глаза и под музыку

учатся расслабляться. Звучит спокойная музыка.

Психолог говорит: «Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно

отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох носиком - выдох губы чуть

приоткрываются, все чудесно расслабляется, вдох-выдох, вдох-выдох. Я

слышу моря шум, прибой волны, которая перекатывает красивые камешки у

самого берега. Волна гладит их гладкие бока и беседует с ними:

«Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните, послушайте шум моря», но камешки

никак не хотят успокаиваться. Они просят тепла и ласки (Психолог

вкладывает в руки каждого ребенка по камешку).

Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь, и руки отдохнут. Вдохните

чистый воздух моря, расслабьте тело, ноги. Прислушайтесь к себе… тепло и

свет входят в тебя. У нас уносятся все огорчения, плохое настроение.

Послушай тишину она молчит. Послушайте тишину и тихое переговаривание

камешков, вдох-выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем,

камушки повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться. Всем открыть глаза,

проснуться». Загадайте желание и попросите камень его исполнить.

Молодцы. Хорошо. Давайте уберем камешки в чудесную шкатулку. Когда-

нибудь ваше желание непременно сбудется.

Массаж стеклянными камешками марблс и кабошонами:

- вертим в руках;

- щелкать по ним пальцами;

- стрелять;

-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в

точности попадания.

«Растереть орех».

Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую

ладонь и как бы пытаться раздавить шар.

«Обезьяна хватает банан».

Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.

«Уголёк на ладони».

Непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной

ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно

массируются ладони, тренируется ловкость).

Упражнения на снятие мышечного напряжения.

(Все упражнения повторяются 3-4 раза)

Поиграем с камешками в прятки? Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко,

я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал

ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом

камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли

мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.

Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в

струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и

замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело

мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком.

Динамическая пауза.

Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел.

(Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять камешек)

Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел. (Идут по кругу и поднимают

камешки)

Волк шел, шел, шел, синий камешек нашел.

(Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой

камешки)

Детки шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места)

Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков».

Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи

камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне»,

«Колобок», «Новый год»,

«Рыбки в аквариуме».

Игра «Заполни пустой кружок»

Цель: развитие пространственных представлений, внимания.

Использование камешков марблс и кабошонов при изучении лексических

тем, геометрических фигур.

Математические игры с камешками.

Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку:

- Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру

от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды:

выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой

камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.

- Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на

листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети

постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три

камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно

выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к

меньшему и наоборот.

Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а

из плоских камешков - башенки разной высоты.

- Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек

и динозавров.

- Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.

Игра «Сортируем камешки».

По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и

ребенок будет подбирать каждой тарелке свои камешки;

По размеру: можно поставить несколько коробок с указателями для

различного размера - для маленьких, средних, больших камней;

По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий

различного диаметра - для овальных камней, круглых;

По весу: можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы

уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала

определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем

проверьте результат на «весах»;

По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный

мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по

вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный,

шершавый, круглый, маленький.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр с камешками Марблс

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра.Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир...

Картотека дидактических игр с камешками Марблс.

Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства – а ведь, как известно, познание мира начинаются с удивления. Заинтере...

«Картотека дидактических игр с камешками Марблс»

laquo;Картотека дидактических игр с камешками Марблс»...

Картотека дидактических игр с камешками Марблс

Вся жизнь ребенка-игра, поэтому процесс обучения не может проходить без нее.Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные  операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть ...