«Картотека дидактических игр с камешками Марблс»
учебно-методический материал
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра.
Без игры нет и не может быть полноценного
умственного
развития ребенка. Игра – это огромное окно,
через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий. Игра – это
искра,
зажигающая огонёк пытливости и
любознательности.
В. А. Сухомлинский
И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с
ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной.
Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей
различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика)
и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение
камушек Марблс.
Что же такое Марблс?
Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или
другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности
были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины,
дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные
оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и
детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие
ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и
координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота
нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.
Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю
воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие
ребенка.Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на
ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку,
положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к
заданию.
Увеличение числа воспитанников с множественными сложными
нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые
методы и формы работы. Применение камушков "Марблс" это один из
нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий
работать в разных направлениях.
Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи:
1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
2. Формирование правильного захвата шарика кистью руки.
3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук
4. Развитие тактильных ощущений
5. Развитие пространственных представлений
6. Формирование представления о буквах и звуках
7. Развитие лексико- грамматических понятий
8. Развитие фонематического слуха и восприятия
9. Развитие связной речи
10. Формирование математических представлений и понятий
11. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления
12. Развитие фантазии ребёнка
Работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное
восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую
активность детей. Данные игры могут быть использованы в самостоятельной
деятельности, режимных моментах и на занятиях. Ребенку предлагаются
камешки, карточки и т.д.
«Чудесный мешочек»
Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные
впечатления, развивать речь.
Задание: В мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед
ребенком образец – шарик Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке
такой же.
«Помоги ежику найти грибочки»
Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-
двигательную координацию
Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочками из камешков. Цветовая
гамма не учитывается.
«Тучка и капельки»
Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру.
Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький».
Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое
внимание, цветовое восприятие.
Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке.
Камешки могут быть разного размера.
«Пройди по дорожкам»
Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-
двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью
руки.
Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного
цвета.
«Выложи по контуру»
Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное
внимание, память, мелкую моторику рук.
Задание:
1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не
учитывается.
2) Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур,
учитывается цветовая гамма.
«Змейка»
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие
мелкой моторики рук.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все
камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать
разные цвета.
«Гирлянда»
Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно-
двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.
Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми
линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части
гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по
памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с
образцом.
«Художник»
Цель: развивать творчество, мелкую моторику.
Задание: выложить заданный предмет из камешков. Ребенок выкладывает
схематичное изображение.
Игра «Камешки, дающие радость».
Звучит спокойная музыка (фон шум моря). Дети сидят на ковре. Каждый
ребенок держит в руке камень марблс или кабошон. Психолог предлагает
закрыть глаза, расслабится и представить себя на побережье; где нас
пригревает солнышко, обдувает морской ветерок. Дети играют с камнем,
гладят, рассматривают его.
Игра «Назови ласково».
Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из
камешков марблс или кабошонов, называя при этом слова уменьшительно -
ласкательно. Например: фонарик, столик, домик.
Игра «Радужные камешки».
Ребенок сидит в кресле. Психолог просит закрыть глаза и сделать из ладошек
лодочку. Затем он вкладывает в детские ладошки камешек марблс или
кабошон и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи
ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай
ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек,
расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения
упражнения».
Игра «Сухой бассейн».
Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики. Нужно сделать
«Сухой бассейн», это очень полезно в целях развития мелкой моторики у
дошкольников. Для этого нужно поместить марблсы или кабошоны в
пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать
спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету.
Игра «Зеркало».
Цель: работа по коррекции дисграфии, зрительной памяти.
Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили
смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их
отражения. Детям предлагается помочь буквам убрать их неправильные
отражения.
Игра «Строители».
Восстанавливаем сломанные буквы, слоги, геометрические фигуры.
Игра «Разговор наедине».
(извлечение из-под сознания актуальной проблемы).
Психолог приносит камешки марблс или кабошоны, говорит: «К нам пришел
очень мудрый камень. Он выслушает каждого из вас, даст вам совет и легко
решит все ваши проблемы».
Заданная установка на мудрость и проницательность способствует тому, что
каждый участник игры вкладывает в устав мудрого камня фразу обычно с
проблемой. Обычно, дети вкладывают в уста мудрого камня то, что их
беспокоит и заботит больше всего.
Игра «Абракадабра».
Психолог предлагает выбрать камешек марблс или кабошон, придумать и
изобразить с помощью камня вымышленное существо, обладающее любыми
отрицательными качествами и чертами характера. По окончании дети
рассказывают о своем герое.
Игра «Волшебный мешочек».
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с
предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-
признак: зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек
- жёлтая репка, жёлтое солнце.
Игра «Азбука настроения».
Дети рассматривают камешки, выбирают себе и представляют, что камешек
это его самая лучшая на свете рыбка.
Дети отвечают на вопросы: Какое
настроение у рыбки: веселое, радостное, счастливое?
Какие чувства они
испытывают: веселье, радость, счастье?
Всего рассматривается 6 основных
эмоций. Детям предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка.
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».
Педагог предлагает эталон разложенных камешек на плоскости, ребенку
необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.
Вариант 2. Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».
Инструкция: (берется чистый лист А 4) положите красный камешек в центр
листа, синий камешек - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний
угол, зеленый - в правый нижний угол; оранжевый камешек - в левый
нижний угол. Проверку задания можно выполнить через предъявление
эталона к заданию, или через устный контроль.
Игра «Продолжи узор».
Цель: развитие зрительной памяти, воображения. Нужно с помощью
камешков продолжить узор.
Придумать продолжение сказки «Любопытные гусеницы».
Предварительно рассказать о том, как гусеница превращается в куколку, а
потом в бабочку, чем питается.
Затем обратить внимание, что гусеницы ползут к норкам. Далее идет работа с
камешками. Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров,
считают и украшают гусениц.
Придумать продолжение сказки. Жила-была маленькая гусеница. Она знала,
что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее
подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеница никак не могла
превратиться даже в куколку…
Продолжение сказки придумывают дети.
Аналогично, по сюжету любой иллюстрации придумывается и обыгрывается
сказка.
Игры «Лабиринты».
Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения,
движения пальцев рук, зрительную память, внимание.
Предварительно на основу пустой коробки из-под конфет наклеиваются
обрезанные карандаши, так чтобы оставались свободные дорожки для
передвижения камешков марблс. Затем, ребенок выбирает понравившейся
ему камешек и наклоном коробки перекатывает его.
Релаксация с камешками «Волшебный сон».
помогает стабилизации психических процессов, снимает напряжение,
заряжает энергией. Кроме того, позитивные образы и содержание
активизации делают ребенка добрее и восприимчивее.
Дети принимают позу покоя, лежа на спине, закрывают глаза и под музыку
учатся расслабляться. Звучит спокойная музыка.
Психолог говорит: «Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно
отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох носиком - выдох губы чуть
приоткрываются, все чудесно расслабляется, вдох-выдох, вдох-выдох. Я
слышу моря шум, прибой волны, которая перекатывает красивые камешки у
самого берега. Волна гладит их гладкие бока и беседует с ними:
«Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните, послушайте шум моря», но камешки
никак не хотят успокаиваться. Они просят тепла и ласки (Психолог
вкладывает в руки каждого ребенка по камешку).
Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь, и руки отдохнут. Вдохните
чистый воздух моря, расслабьте тело, ноги. Прислушайтесь к себе… тепло и
свет входят в тебя. У нас уносятся все огорчения, плохое настроение.
Послушай тишину она молчит. Послушайте тишину и тихое переговаривание
камешков, вдох-выдох.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем,
камушки повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться. Всем открыть глаза,
проснуться». Загадайте желание и попросите камень его исполнить.
Молодцы. Хорошо. Давайте уберем камешки в чудесную шкатулку. Когда-
нибудь ваше желание непременно сбудется.
Массаж стеклянными камешками марблс и кабошонами:
- вертим в руках;
- щелкать по ним пальцами;
- стрелять;
-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в
точности попадания.
«Растереть орех».
Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую
ладонь и как бы пытаться раздавить шар.
«Обезьяна хватает банан».
Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.
«Уголёк на ладони».
Непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной
ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно
массируются ладони, тренируется ловкость).
Упражнения на снятие мышечного напряжения.
(Все упражнения повторяются 3-4 раза)
Поиграем с камешками в прятки? Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко,
я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал
ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом
камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли
мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.
Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в
струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и
замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело
мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком.
Динамическая пауза.
Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел.
(Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять камешек)
Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел. (Идут по кругу и поднимают
камешки)
Волк шел, шел, шел, синий камешек нашел.
(Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой
камешки)
Детки шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места)
Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков».
Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи
камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне»,
«Колобок», «Новый год»,
«Рыбки в аквариуме».
Игра «Заполни пустой кружок»
Цель: развитие пространственных представлений, внимания.
Использование камешков марблс и кабошонов при изучении лексических
тем, геометрических фигур.
Математические игры с камешками.
Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку:
- Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру
от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды:
выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой
камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
- Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на
листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети
постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три
камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно
выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к
меньшему и наоборот.
Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а
из плоских камешков - башенки разной высоты.
- Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек
и динозавров.
- Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.
Игра «Сортируем камешки».
По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и
ребенок будет подбирать каждой тарелке свои камешки;
По размеру: можно поставить несколько коробок с указателями для
различного размера - для маленьких, средних, больших камней;
По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий
различного диаметра - для овальных камней, круглых;
По весу: можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы
уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала
определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем
проверьте результат на «весах»;
По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный
мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по
вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный,
шершавый, круглый, маленький.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр с камешками Марблс
Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра.Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир...

Картотека дидактических игр с камешками Марблс.
Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства – а ведь, как известно, познание мира начинаются с удивления. Заинтере...

«Картотека дидактических игр с камешками Марблс»
laquo;Картотека дидактических игр с камешками Марблс»...

Картотека дидактических игр с камешками Марблс
Вся жизнь ребенка-игра, поэтому процесс обучения не может проходить без нее.Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть ...


