Программа кружка "Учимся играя"
рабочая программа (младшая группа)
Программа по освоению детьми младшего дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Учимся играя» дополняет блок «Формирование элементарных математических представлений». Логические блоки Дьенеша являются эффективными дидактическими средствами логико- математического развития детей младшего дошкольного возраста. Играя в игры, решая игровые ситуации, дошкольники овладевают простейшими логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство; удовлетворяют потребность в активности, инициативности, самостоятельности, общении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 754.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Рабочая программа по дополнительному образованию
Кружок: «Учимся играя»
Возраст детей: 3-4 года
Воспитатели:
Исмагилова А.Ю.
Гулиева Н.А
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 3-4 лет. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом. Возраст детей, участвующих в реализации программы с 3 до 4 лет.
Программа по освоению детьми младшего дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Учимся играя» дополняет блок «Формирование элементарных математических представлений». Логические блоки Дьенеша являются эффективными дидактическими средствами логико- математического развития детей младшего дошкольного возраста. Играя в игры, решая игровые ситуации, дошкольники овладевают простейшими логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство; удовлетворяют потребность в активности, инициативности, самостоятельности, общении.
Новизна программы состоит в создании системы занятий, на которых применяются современные игровые технологии: логические блоки Дьенеша. На занятиях последовательно и постепенно решаются интеллектуальные и творческие задачи. Занятия построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Освоение окружающего мира дошкольниками идет не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» в специфических детских видах деятельностей (игре, исследовании, общении, конструировании и др.) Продвижение каждого ребенка вперед идет своим темпом по индивидуальной траектории. Это позволяет добиваться результативности в развитии логических приемов мышления независимо от исходного уровня развития ребенка.
Цель программы: развитие познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Задачи программы:
- Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
- Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
- Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
- Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению. положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
- Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
Основные принципы программы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
- На восприятие формы;
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие способности действия наглядного моделирования.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Количество занятий – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: для детей 3 - 4 лет – 15 минут.
Основная форма занятий: групповая.
Диагностический анализ проводится 2 раза в год (начальный - октябрь; итоговый - апрель).
Методы диагностики: наблюдения, беседа.
Методическое обеспечение программы.
Методы используемые при реализации программы: занятия с детьми осуществляется на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями.
Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения логики и математики: коммуникативной направленности; активации мыслительной (логически мыслить) деятельности детей в процессе овладения логическими операциями; повышение мотивации учения; индивидуальному подходу к детям; техническому оснащению учебного процесса.
Дидактический материал: Блоки Дьенеша», «Умные карточки», дидактические карточки, раздаточный материал для каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, игрушки для обыгрывания заданий, наглядные пособия, пазлы, цветные вкладыши.
Материально – техническое обеспечение: компьютер, телевизор, мультимедийные материалы, презентации.
Ожидаемый результат. Занятия по освоению детьми младшего дошкольного возраста блоков Дьенеша помогут сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции. В ходе занятий дети получат устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети будут:
- выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
- классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
- наглядно моделировать, уметь давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия, цель | месяц |
Октябрь | ||
1 | Первое знакомство логическими блоками Дьенеша Цель: познакомить с логически блоками Дьенеша; развивать координацию движений. выявить знание детьми основных цветов: красный, синий, желтый; развивать умение слушать и понимать инструкцию взрослого. закрепить понятие один – много. активизировать в речи название цветов, слов: «один», «много» | 1 неделя |
2 | «Найди все синие фигуры». Цель: формировать умение детей выявлять одно свойство (цвет) и объединять фигуры (блоки) по нему. Воспитывать самостоятельность. Активизировать в речи название цветов и игрушек, ввести в пассивный словарь «одинаковые» по цвету. | 2 неделя 3 неделя |
3 | «Что нам привёз Мишутка?» Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета. | |
4 | Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. | 4 неделя 5 неделя |
5 | Игра на внимание «Найди пару» Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. | |
Ноябрь | ||
6 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой это формы?» Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | 1 неделя 2 неделя |
7 | «Что нам привёз Зайчишка?» Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры. | |
8 | Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения. | 3 неделя 4 неделя |
9 | Игра «Отгадай фигуру» Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур). | |
Декабрь | ||
10 | Игра «Продолжи дорожку» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу. | 1 неделя 2 неделя |
11 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какого размера фигуры?» Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины. | |
12 | «Угости матрешек печеньем» Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины | 3 неделя 4 неделя |
13 | Игра «Укрась елки игрушками» Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу. | |
Январь | ||
14 | «Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы. | 1 неделя 2 неделя |
15 | «Что лежит в корзинке?» Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет. | |
16 | Игра «Продолжи дорожку» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу. | 3 неделя 4 неделя |
17 | Игра «Построй домик» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу | |
Февраль | ||
18 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина. | 1 неделя 2 неделя |
19 | «Садовники» Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу, | |
20 | «Мы - конструкторы» Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | 3 неделя 4 неделя |
21 | «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям | |
Март | ||
22 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 1 неделя 2 неделя |
23 | «Бусы для мамы» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | |
24 | «Угости мишек печеньем» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 3 неделя 4 неделя |
25 | «Мы - конструкторы» Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | |
Апрель | ||
26 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 1 неделя |
27 | Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина. | 2 неделя |
28 | Диагностика (беседа, наблюдение) | 3-4 недели |
Список литературы
- Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2015 – 95 с.
- Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128 е.: ил.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2013.- 270 с.
- Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
- Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2013. - 144 е., ил.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2012.
- Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации. Разработано в соответствии с ФГОС. Верещагина Н.В./Детство-Пресс, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "ПОЕМ, ИГРАЯ"
Рабочаяобразовательная программа«Поем, играя»рассчитана на 2 года обучениядля детей от 5 до 7 лет....

Программа кружка «Играем с радугой» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития на 2013-2014 учебный год.
Настоящая программа описывает курс подготовки по аппликации детей дошкольного возраста, подготовительной группы....

Программа Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка
Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка...

Программа "ИГРАЛОЧКА". Игра как средство развития логического мышления
Использование педагогических ресурсов детской игры в качестве средства развития логического мышления. Полезность игры известна не одно столетие. Игра формирует познавательную активность и развив...
Образовательная программа "Развивающие игры для малышей".
План -- программа по развивающим играм с сентября по май. Младшая группа....
Образовательная программа «Развивающие игры для малышей» 2-ой год обучения
план-программа по развивающим играм с сентября по май для средней группы...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...
- Мне нравится (1)

