Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста средствами фольклора.
статья (младшая группа)

Короткова Ольга Владимировна

Как важно музыкальное воспитание в дошкольном возрасте, ведь именно с музыкального воспитания начинается развитие гармонически развитой личности. Истоки закладываются именно в раннем детстве.

Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.

У детей раннего и младшего возраста — это спокойный, плавающий ритм, связанный с дыханием (отсюда любовь к качелям, к колыбельным песням), у детей постарше - потребность к ритму чёткому, близкому к пульсу.

Как общее понятие, ритм — это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм - сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения.

Развивать чувство ритма лучше всего начать в раннем возрасте. Уже с 5 лет, это будет гораздо сложнее. Поэтому какие-то формы работы по развитию чувства ритма лучше использовать с малышами. Это и речевые, и музыкальные игры, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Фольклор построен на синтезе слова, музыки и движения, на основе живого разговорного языка. Он прост, это не значит, что примитивен, это значит - доступен. На самом деле — это обучение в действии.

Обращаясь к устному народному творчеству, мы так же развиваем кругозор, речь, пополняем словарный запас.

Специфика музыкально-ритмического воспитания младших школьников заключается в том, что движения являются органической частью всех разделов урока пения, пронизывают любую музыкальную деятельность учащихся. Музыкально-ритмическими движениями дошкольники овладевают во время разучивания игр, хороводов, плясок. Главное - заинтересовать детей, научить их откликаться на хороводную песню, пляску, с изменением музыки менять и характер движения.

 Музыкально-ритмические движения способствуют развитию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, навыков её восприятия, слухового внимания, основных музыкальных способностей – музыкально-ритмического чувства. Использование музыкально-ритмических движений в хороводных песнях усиливает воспитательное воздействие произведений народного творчества, углубляет чувства, вызванные этими произведениями.

Русский народный танец неотделим от русской народной песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и пластикой.

Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей

Применение в образовательной деятельности фольклора имеет огромное познавательное и воспитательное значение: способствует развитию образного мышления, обогащению речи дошкольников, развитию музыкального слуха, формированию художественного вкуса, воспитанию любви к русскому народному творчеству, всестороннему развитию личности!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_artemova_o.k_korotkova_o.v.docx23.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста средствами фольклора.

Короткова О.В., хореограф;

Артемова О.К., муз. Руководитель;

МБДОУ № 66 «Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс

Как важно музыкальное воспитание в дошкольном возрасте, ведь именно с музыкального воспитания начинается развитие гармонически развитой личности. Истоки закладываются именно в раннем детстве.

В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Ритм - это не только что-то из мира музыки и танцев. Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. Находясь в утробе матери, ребенок слышит биение ее сердца, дыхание. Жизненные ритмы - ходьба, бег, жестикуляция. Мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Но и то, что нас окружает – тоже ритмично. Смена дня и ночи, времен года, приливы и отливы.

Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.

У детей раннего и младшего возраста — это спокойный, плавающий ритм, связанный с дыханием (отсюда любовь к качелям, к колыбельным песням), у детей постарше - потребность к ритму чёткому, близкому к пульсу.

Как общее понятие, ритм — это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм - сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения.

Почему же мы говорим «чувство ритма» и как его развивать?

Чувство — это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Чувство ритма, так же как чувство вкуса или запаха, есть у каждого человека, но оно может быть в неразвитом состоянии, если на него совсем не обращать внимания.

Развивать чувство ритма лучше всего начать в раннем возрасте. Уже с 5 лет, это будет гораздо сложнее. Поэтому какие-то формы работы по развитию чувства ритма лучше использовать с малышами. Это и речевые, и музыкальные игры, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Как близок и как труден ритм. Что с ним делать? Он всегда рядом: в сердце, ходьбе, дыхании… Как же он бывает сложен для детей дошкольного возраста: танцы, пение, игра на музыкальных инструментах.

Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделял ритмическому воспитанию особое внимание. Своей многолетней работой с детьми он показал, что развитие чувства ритма происходит через:

  • музыку;
  • движение;
  • речь.

Исследователи Кира Владимировна Тарасова и Борис Михайлович Теплов отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Необходимо подобрать такие игры и занятия, чтобы развивать чувство ритма, используя все три направления.

Дети любят песни, потешки, прибаутки, попевки (короткие песенки). Простые, незамысловатые по форме, они вызывают у малышей огромный эмоциональный отклик, хорошо развивает слух и ритм.

При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Фольклор построен на синтезе слова, музыки и движения, на основе живого разговорного языка. Он прост, это не значит, что примитивен, это значит - доступен. На самом деле — это обучение в действии.

Обращаясь к устному народному творчеству, мы так же развиваем кругозор, речь, пополняем словарный запас.

Можно научить малыша воспроизводить ритм на элементарных музыкальных инструментах, используя деревянные ложки, деревянные палочки, кубики, бубны, барабан, бутылочки - маракасы т. д. Некоторые музыкальные инструменты можно сделать своими руками.

Основное, что отражается в музыкально-ритмических движениях, — это «временные соотношения музыки, понимаемые в самом широком смысле: как развитие и смена музыкальных образов, как структура произведения, как темповые, динамические, регистровые изменения и как метроритмические соотношения. Отсюда - музыкально-ритмические занятия являются важнейшим средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и, в частности, развития чувства ритма».

Специфика музыкально-ритмического воспитания младших школьников заключается в том, что движения являются органической частью всех разделов урока пения, пронизывают любую музыкальную деятельность учащихся. Музыкально-ритмическими движениями дошкольники овладевают во время разучивания игр, хороводов, плясок. Главное - заинтересовать детей, научить их откликаться на хороводную песню, пляску, с изменением музыки менять и характер движения.

Музыкально-ритмические движения способствуют развитию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, навыков её восприятия, слухового внимания, основных музыкальных способностей – музыкально-ритмического чувства. Использование музыкально-ритмических движений в хороводных песнях усиливает воспитательное воздействие произведений народного творчества, углубляет чувства, вызванные этими произведениями.

Участие в несложных массовых танцах способствует развитию у всех детей двигательно-ритмических навыков.

Мы считаем, что последовательные и систематические музыкально-ритмические занятия способствуют не только музыкальному, но и интеллектуальному их развитию.

Наиболее подходящим музыкальным материалом для сохранения преемственности в музыкально-ритмическом воспитании являются хороводы и несложные массовые танцы.

Русский народный танец неотделим от русской народной песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и пластикой.

В хороводах естественно сочетается пение и движение, причем движения, доступные для исполнения всеми детьми. Кроме того, музыка хороводов построена на основе русских народных песен и напевов, которые являются незаменимым средством как обучения пению, благодаря их напевности, ясности мелодии, так и воспитания любви к народному искусству.

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает народно - песенное исполнительство. В настоящее время проблеме воспитания детей средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание.

Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала.

Основной формой работы являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам по основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора.

Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера… и т.д.

Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей

Применение в образовательной деятельности фольклора имеет огромное познавательное и воспитательное значение: способствует развитию образного мышления, обогащению речи дошкольников, развитию музыкального слуха, формированию художественного вкуса, воспитанию любви к русскому народному творчеству, всестороннему развитию личности!

Маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

педагогический  опыт  работы  музыкального  руководителя  Терзьян  Надежды  Матевосовны...

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От...

Доклад "Фольклор, народная культура как средство развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста"

Доклад содержит методический материал по народной культуре и материал из опыта моей работы по данной теме....