Статья на тему «Слушание музыки в детском саду»
статья (подготовительная группа)

Статья для воспитателей на тему "Слушание музыки в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushanie_muzyki_v_detskom_sadu_.docx34.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Слушание музыки – вид деятельности:

  1. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности
  2. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
  3. Музыка на занятии может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи.

Младшая группа
Цель: Вызвать у детей радостное настроение, чтобы дети накапливали музыкальные впечатления
Задачи:

  • приучать внимательно слушать музыку, не раз проговаривать во время исполнения, не прерывать ее замечаниями, возгласами.
  • Уметь внимательно слушать небольшие музыкальные произведения до конца, не отвлекаясь.

В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость - они лучше воспринимают небольшие произведения, яркие по своим образам. Эмоциональнее они откликаются на вокальную музыку. Выразительные интонации певческого голоса, передающего чувства, мимика лица педагога особенно захватывают детей. Для этого возраста характерны внешние проявления чувств при слушании - жесты удивления, радость, выражающаяся в подпрыгивании, хлопках в ладоши.

Средняя группа
Цель: развитие умения чувствовать настроение через воспрятие.
Задачи:

  • Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушать произведение до конца).
  • Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.
  • Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

У  детей 4-5 лет уже заметная некоторая устойчивость в музыкальных переживаниях. Вызываемые музыкой  чувства носят более дифференцированный характер. Они очень живо, бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии у них возникает большая, чем у малышей, заинтересованность в содержании музыки. Дети часто хотят узнать, о чем рассказывает музыка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюдательности.

Старшая и подготовительная группы
Цель: Создать условия на занятии для развития  эмоционально-чувственной  сферы ребенка, средствами музыки, живописи, поэзии.
Задачи:

  • Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).
  • Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
  • Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка)

У детей 5-7 лет значительно изменяются особенности музыкального восприятия в результате полученного ими опыта по слушанию музыки. Вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании, улавливать детали исполнения. Дети отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой. Появляются любимые произведения, которые они готовы слушать неоднократно. При повторном слушании дети замечают новые, ранее не отмеченные детали построения музыкального произведения. Они способны уловить и установить не только общее настроение, характер произведения, но и смену их на протяжении развития музыкальных образов.

Пение

Цели пения на музыкальных занятиях в ДОУ

  • Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
  • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
  • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умении в этом виде деятельности.
  • Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой дсятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Задачи

Младшая группа (от 3 до 4 лет) .

  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, чувствовать характер музыки (весёлый, бодрый, спокойный), эмоционально на неё реагировать.
  • Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми)—ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

  • Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь — протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы).
  • Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
  • Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
  • Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя)

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

  • Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
  • Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенныи музыкальный вкус.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

  • Совершенствовать певческий голос и вокально слуховую координацию.
  • Закреплять практические  навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы;
  • Учить брать дыхание и удерживать его “до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).
  • Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В современной психологии творчество в дошкольном детства рассматривается как механизм адаптации ребенка к миру, как универсальная натуральная функция, свойственная каждому здоровому ребенку (Н.С. Лейтес, Е. И. Николаева и др.).

Отличительная особенность детского творчества — его всеобщий характер, поскольку все познавательное развитие ребенка идет исключительно творческим путем, его отсутствие в детстве является патологией.

Для ребенка характерно вариативное мышление, проявляющееся в том, что он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создает много видов одного и того же решения, но одинаково привязан к каждому и не способен пока отделить удачный вариант от неудачного с точки зрения культуры, в которой он развивается. Взрослое же творчество как раз и предполагает отбор и отсев с позиции вкуса, принятого в обществе, его культуры.

Подобное творчество, по мнению психологов, является ведущих инструментом познания до тех пор, пока ребенок не освоит человеческую речь настолько, чтобы с ее помощью приступать к обучению которое происходит уже не творчески, а с помощью когнитивный методов обучения, взятых под контроль взрослыми.

Яркие творческие возможности ребенка — это своего рода первичная креативность. Он рисует голубую траву и розовое небо просто потому, что не знает, что трава всегда зеленая, а небо — голубое. Весь мир нов для него, и потому он еще не знает, «как это бывает». Это возрастная одаренность к творчеству, т.е. одаренность, свойственная всем детям-дошкольникам, которая уходит вместе с приобретением знаний об окружающем мире.

В связи с этим следует отметить, что именно в такой ситуации и находится маленький ребенок в каждую минуту своей жизни. Подобная ситуация возникает у ребенка и в освоении речи, когда, не зная многих слов, он заменяет их собственными, что получило название «словотворчество».

На смену «наивной креативности» должна прийти «культурная креативность», суть которой не в отсутствии опыта, а в его приобретении, в сознательном стремлении уйти от шаблонов, стереотипов обыденного сознания. Это уже креативность, ставшая качеством личности, чего часто не происходит, и ребенок в большинстве случаев превращается в «разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста» (Е.И.Николаева).

При этом трансформация наивной креативности, как возрастного качества, в культурную креативность, как личностную особенность, связывается исследователями прежде всего со средой, окружающей ребенка, и высоким уровнем социального интеллекта в частности волевых качеств личности, умения добиваться поставленной цели, побеждать в борьбе и др.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Особую роль в развитии творческих способностей играет художественно-творческая деятельность, в том числе и музыкально. творческая. Это связано, как уже говорилось выше, с ее соответствием природе детства, что обусловлено «правополушарностью» ребенка до 9 — 10 лет, особенностями детского восприятия, проявляющимися в яркой эмоциональной отзывчивости, потребности ребенка оживить, наделить душой, поведением все окружающее.

При этом следует помнить, что это — возрастная одаренность особенность детей младшего возраста, которая далеко не всегда перерастает в качество личности взрослого человека. Но художественно-творческая деятельность ребенка позволяет ему, используя возможности сензитивного периода, приобрести опыт творческой деятельности, что пока невозможно осуществить в других видов деятельности, которые попросту еще не доступны ребенку этого возраста.

Таким образом, музыкально-творческая деятельность позволит ребенку приобрести бесценный опыттворческого воплощения их собственных замыслов, глубже понимать и ценить искусство, испытать чувство сопереживания, которое лежит в основе всех искусств.

Говоря об обучении творчеству, следует отметить, что обучение традиционно понимается как передача другому того, что уже известно тебе самому. Вместе с тем творчество не может быть прямым повторением того, чему человека научили — это уже не творчество. Поэтому, говоря об обучении, имеют в виду прежде всего передачу знаний, умений и навыков, которые выработались человечеством как средство решения творческих задач, без которых творческие способности ребенка могут не проявиться. При этом важно, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная.

В области художественной деятельности это всегда будут «задачи на выразительность» (Г, Г, Нейгауз), Когда, например, ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает истинно художественную задачу, которая точно так же встает и перед художником-профессионалом, Или же, исполняя самую простую попевку, ребенок всегда должен стремиться эмоционально, выразительно передать ее образ, При этом следует помнить, что подобные творческие задания не имеют заранее известного единственно правильного ответа -ответов столько, сколько разных людей их выполняют.

Педагог должен быть готов не только понять и принять разнообразные решения, часто далекие оттого, какое выбрал бы он сам, но и показать детям правомерность этих различий. И ни в коем случае не навязывать готовых представлений о том, какие именно цвета, звуки, движения и т. п. должны выражать добро или зло, печаль или радость. Тогда, создавая и сравнивая свои работы, дети задумаются о том, что и радость, и грусть бывают разными, что они сами разные и должны учиться понимать друг друга, в том числе и через свои композиции. Экспериментальные исследования в области музыкального творчества (Н. А. Ветлугина, М. Л. Дзержинская и др.) показали, что обучение, включающее проблемные поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста):

  • раскрепощает творческие силы;
  • помогает развивать музыкальные способности;
  • дает возможность реализовать индивидуальные интересы и потребности ребенка;
  • побуждает к доступным его возрасту творческим проявлениям.

В подготовке детей к занятиям музыкальным творчеством неоценимую помощь музыкальному руководителю может оказать воспитатель, В качестве творческих заданий он может предлагать детям Создать импровизации на основе элементарного музицирования, т. е, одновременного сочетания в импровизации пения, движения и аккомпанемента на музыкальных инструментах.

Для осуществления импровизации важно, чтобы дети хороша знали тексты полевок. Необходимо также определить вместе с ними художественный образ, заданный в тексте, и его особенности, момент главного логического ударения в стихотворении. Вот пример попевки для такой импровизации:

«У медведя дом большой,  Наш медведь домой пошел,

у зайки маленький.                 Поскакал и заинька,»

Мелодия попевки про медведя должна быть низкой по регистру, длинными звуками, а контрастная тема зайки — легкой, «прыгающей», в высоком регистре, короткими нотами. Ритмические движения — дом медведя показывается большим разведением рук в стороны, дом зайки — съеживанием, сведением ладоней над головой. По-разному будут выглядеть и походки медведя и зайки — маршевая, вразвалочку у медведя и легкие подскоки у зайчика.

При этом руководство со стороны воспитателя творческой деятельностью детей, как и любой игровой, будет носить косвенный, бесоценочный характер.

Можно использовать для вокально-двигательных импровизаций с аккомпанементом также следующие стихи:

«Гуси серые летели, на лужайку тихо сели.

 Походили, поклевали и тихонько побежали.»

«Вышли мыши как-то раз. Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре, мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон.»

«Когда я буду маленький, в комочек я сожмусь.

Когда я вырасту большой, до лампы дотянусь.»

Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников в разных возрастных группах

Ритмика является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, реализовать энергию, поэтому занятия ею благотворно сказываются на его развитии и воспитании.

Содержание работы в этом виде деятельности связано с тем, что ритмика – это синтетический вид деятельности, объединяющий музыку(пение), движение и слово. В основе ритмики лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. В связи с этим, в процессе занятий ритмикой развивается весь комплекс музыкальных и двигательных способностей, а также психические процессы, лежащие в их основе.

В процессе музыкально-ритмического воспитания решаются следующие задачи:

  • развивать восприятие музыкальных образов и способность выражать их в движении в соответствии с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности, выражать в движениях развитие музыкальных образов;
  • развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и общие способности;
  • развивать художественно-творческие способности: придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений;
  • формировать координацию движений, красивую осанку, выразительные, пластичные движения, поддерживать хорошее физическое состояние организма.

Первая младшая группа

Музыкально-ритмическая деятельность выражается лишь в импульсивной реакции на звуки музыки, отличается подражательностью. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку в виде двигательных реакций.

Вторая младшая группа

Двигаются с радостью, приплясывают, но данные действия являются лишь частичным включением в ритмику. Могут выполнить отдельные действия, затрудняясь связывать их в единое целое. Двигаются неточно, невыразительно, ввиду недостаточно развитой координации. Взаимодействие детей с друг другом на низком уровне. Дети могут услышать смену частей произведения. Используются 3 вида танцев: с участием взрослого, детский хоровод, хоровод с пением.

Особое значение имеют игры. Они часто связаны с определенными образами. Педагог должен увлечь содержанием игры, создать у детей веселое настроение, вызвать желание выполнить задание как можно лучше и выразительнее и пробудить к творчеству.

Средняя группа

Четвёртый год жизни. Способны осваивать и выполнять движения самостоятельно, но они ещё недостаточно координированы. Дети плохо ориентируются, с трудом включаются в коллективные действия. Осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и беге.

Пятый год жизни. У детей дифференцируются слуховые ощущения: они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки, а также яркие средства музыкальной выразительности.

Развивается умение ориентироваться в пространстве, коммуникативные качества, что способствует более слаженному осуществлению совместной деятельности. Способны выразить музыкально-игровой образ характерным движением. Дети могут ходить в соответствии с метрической пульсацией, но правильная передача ритмического рисунка их затрудняет.

Могут делать замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений по тематике, сюжету, но пока мало связывают это с характером музыки.

Подготовительная группа

Шестой год жизни. Появляются двигательная выразительность, индивидуальность в передаче музыкально-игровых образов, точность, ритмичность и грациозность в танце. Способны ощущать метрическую долю, в хлопках и движениях исполнять несложный ритмический рисунок, выделять сильную долю, смену темпа. Слушая произведение могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, плясках. Детям свойственно творчество в композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Они пытаются отметить некоторые связи музыки и движений в своих высказываниях.

Седьмой год жизни. Самостоятельно двигаются, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения, воспроизводят ритмический рисунок, изменяют темп ускоряя или замедляя его. Способны точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать, и значительно ярче проявлять себя в играх. В творческих заданиях проявляют инициативу, выдумку при передаче музыкально-игровых образов. Способны отметить связь музыки с движением, чувствуя её выразительные особенности.

Музыкально-пальчиковая гимнастика

Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка.

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» - говорил В.М. Бехтерев. Овладение речью является наиболее важной проблемой дошкольного возраста.

Современные дети не завязывают шнурки, не застёгивают пуговицы, избавлены от ежедневных, элементарных тренировок своих пальчиков. Таким образом простые, повседневные манипуляции развивали мелкую моторику рук.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка.

Большое значение в раннем возрасте играют музыкально-пальчиковые игры, так как ребенок быстрее усваивает текст с музыкой. Музыкальное сопровождение оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Сначала движения выполняются в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается.

В музыкальном сопровождении детям легче имитировать движение рук с песней. Например:

“Я пеку, пеку, пеку

 Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка… ”

 (импровизация таких игр нравится детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: "Слушание музыки в детском саду"

Слушание музыкиДошкольный возраст чрезвычайно важен для  овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во мно...

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ И СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ДЕТСКОМ САДУ

    Не надо никому доказывать, что в детском саду ребенок получает развитие, которое выгодно отличает его от «домашних» детей, но еще очень важно, чтобы они ничем не отличались ...

Интегративный подход к слушанию музыки в детском саду.

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ  СОКОЛОВОЙ Е.Е.  МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №52 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2013 год...

1. Программа по ознакомлению детей 6 - 7 лет с нотной грамотой; 2. Тематические музыкальные занятия для малышей; 3. Творческая работа по проблеме слушания музыки в детском саду; 4. Сценарий "В гостях у сказки"

1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение...

Слушание музыки в детском саду

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса....

Развитие музыкального вкуса через слушание музыки в детском саду.

Развитие музыкального вкуса  через слушание музыки в детском саду.Важное значение в воспитании и развитии в детском саду занимает музыка .Музыка является одним из средств воспитания духовности че...

Картотека стихов для слушания музыки в детском саду

Для ассоциативного запоминания музыки как одного из приемов для развития музыкальной восприимчивости в работе зачастую используется специально подобранная картотека: до прослушивания музыкального прои...