Использование нейроупражнений в работе с дошкольниками. Выступление на методическом объединении медицинских работников ДОУ
материал
Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать нейропсихологические упражнения. Нейроупражнения - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.52 КБ | |
| 1009.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Чайка» ____________________________________________________________________ 652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт.Яя, ул. Пионерская, 5 |
Использование нейроупражнений в работе с дошкольниками
Выступление на методическом объединении
медицинских работников ДОУ
Составитель:
Булгакова Валентина Михайловна,
педагог-психолог
Пгт Яя,
2025 г.
Использование нейроупражнений в работе с дошкольниками
Работая в дошкольной организации, мы сталкиваемся с ежегодным увеличением количества детей с различными нарушениями в развитии. У многих детей отсутствует или недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Все труднее стало удерживать внимание детей, попытки заинтересовать чаще становятся безуспешными. Вследствие чего повышается тревожность, появляться страхи, агрессивность, обидчивость. Дети не могут себя контролировать.
(слайд 2) Возникают вопросы: почему так получается? Откуда вытекает эта проблема? И какой орган за это отвечает? Как отвечают многие ученые, это, безусловно, мозг.
(слайд 3) Мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий — левого и правого. Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль.
Правое полушарие отвечает за воображение, которое позволяет человеку воображать, фантазировать, мечтать, и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор.
Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы. Работа обоих полушарий очень важна для человека.
У новорожденного оба полушария развиты одинаково, но в процессе развития, обучения одно из полушарий развивается активнее другого. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении.
К счастью, полушария мозга можно развивать. Особенно это важно в дошкольном возрасте, ведь это период активного развития мозговых структур.
(слайд 4) Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать нейропсихологические упражнения.
Нейроупражнения - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.
(слайд 5) Развивать межполушарные связи очень просто, если мы вспомним, что за работу полушария отвечает противоположная сторона тела, то есть, выполняя движения левой рукой или ногой, мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой — левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи.
Развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Систематическое использование нейроупражнений оказывает положительное влияние на обучение, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
(слайд 6) При введении нейробики в детском саду педагогу нужно соблюдатьнекоторые простые правила:
1. Занятия должны быть интересными и не утомительными. Длительностьгимнастических упражнений не стоит делать дольше 7 минут. Этопозволит сохранить активность и заинтересованность.
2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте уребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие, ивведение упражнений в более взрослом возрасте не даст нужногоэффекта.
3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимостиусложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимосохранять качество выполнения, не перегружая ребёнка.
4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные видыупражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один разбольше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.
(слайд 7) Приглашаю вас попробовать выполнить упражнения и игры, которые мы используем в образовательной деятельности с детьми. Как правило, сначала бывает трудно, но спустя время при постоянных тренировках наступает согласование полушарий и упражнения выполняются автоматически.
1. Нейроигры за столом, в кругу.
Упражнение «Колечки», «Цепочка»
Упражнение «Правая рука-левая нога»
Упражнение «Ухо – нос – хлопок»
Упражнение «Лезгинка»
Упражнение «Лягушка»
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
2.Нейродоски (межполушарные доски).
Нейродоски — это развивающие игры, которые используют тактильные ощущения и стимулируют различные участки коры головного мозга.
3.Графические нейрозадания и нейропрописи.
Нейропрописи — это комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, улучшение зрительного внимания и укрепление межполушарного взаимодействия.
Таких упражнений и игр много, дети с удовольствием играют, особенно в группе, соревнуясь друг с другом.
Сегодня я познакомила вас с нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников. Я надеюсь, что информация для вас была полезна, и вы будете использовать их в работе с детьми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всем нам известно, что головной мозг — это самый загадочный орган, его развитие начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а также интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.
Нейроупражнения - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Нейробика — это комплекс простых упражнений, направленных на активизацию деятельности правого и левого полушарий головного мозга. Разработал нейробику профессор нейропсихологии Лоуренс Кац (США) в начале 20 века.
Нейробика оказывает следующие положительные эффекты: развитие мелкой и крупной моторики; уменьшение утомляемости; развитие памяти, письма, чтения; повышение продуктивности; развитие саморегуляции; стабилизация психофизического состояния.
При введении нейробики в детском саду нужно соблюдать некоторые простые правила: 1. Длительность гимнастических упражнений не стоит делать дольше 7 минут. 2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. 3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. 4. Не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.
А теперь давайте поиграем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении "Актуальность использования инновационных технологий в работе с дошкольниками"
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, вл...
Выступление на методическом объединении работников дошкольного образования района на тему "Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
В конспекте изложен материал по организации экспериментальной деятельности с детьми старших групп экологической направленности....

Выступление на методическом объединении руководителей и воспитателей на тему:«Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследова...

Методическое объединение музыкальных работников и воспитателей Образовательной Организации . Доклад на тему :"Использование игрушки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников".
В целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, ком...

Конспект выступления на методическом объединении психологов Тема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками. Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ»
Конспект выступления на методическом объединении психологовТема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками.Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ...
Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"
Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"...

Выступление на методическом объединении педагогических работников ДОО по теме: «Дистанционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
Представленный материал может помочь педагогам ДОУ использовать в практической деятельности дистанционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников....
