Проект "Юный патриот"
проект (средняя группа)

Бондарева Татьяна Алексеевна

Актуальность проблемы

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе (селе, поселке), стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_patriot.docx56.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru

        

Проект «Юный патриот»

Младшая -средняя группа

        Подготовила воспитатель

Бондарева Татьяна Алексеевна

                                                                           2024-2025 уч.год


Учебный план

проекта «Юный патриот» Руководитель кружка: Бондарева Татьяна Алексеевна

Возраст

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

младшая группа

1 занятие

2 занятия

18 занятий

средняя группа

1 занятие

2 занятия

18 занятий

Продолжительность занятия в младшей группе- 15 минут

в средней группе – 20 минут.

Литература

  1. Алябьева,        Е.А.        Нравственно-этические        беседы        и        игры        с дошкольниками / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Вострухина,        Т. Н.        Воспитание        толерантности        у        детей        /        Т. Н. Вострухина. - М.: Школьная пресса,  2011.
  3. Система патриотического воспитания в ДОУ / Авторы-составители Е.Ю.Александрова [и др.] - Волгоград: Учитель, 2007.
  1. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Шорыгина, Т.А. Беседы о правах ребёнка / Т.А. Шорыгина.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Воспитание-процесс, протяженный во времени. Будучи педагогически процессом, в качестве необходимого условия успешности, он предпочитает формировании определенных психологических по своей природе предпосылок и качеств. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостности личности, подлинно самостоятельной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах. При общении детей к традициям, истории культуре Отечества помогут детям расширить социальный и исторический кругозор ребенка, активно развивать речь, совершенствовать эстетический вкус.

Средний дошкольный возраст должен быть сориентирован на:

  1. Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  2. Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку 4-5 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада,

родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Актуальность проблемы

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе (селе, поселке), стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье

Цель - воспитать гуманную, духовно- нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, знающих историю своей страны.

Задачи:

  • формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
  • воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
  • освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам,
  • формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким,
  • формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Перспективный план работы проекта

 (младшая  группа)  2024-2025уч.г.

Тема

Задачи

Оборудование

                                                                                   Сентябрь

1.

«Жили – были дед и баба»

  • познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой);
  • воспитывать интерес к русской бытовой культуре.

Иллюстрации русской избы, домашней утвари, орудий труда. Мультимедийная презентация

«Русская изба».

2

«Матрешка – красавица»

-познакомить детей с русской деревянной игрушкой

– матрешкой.

-показать разнообразие видов данной игрушки.

- формировать эстетический вкус.

Набор матрёшек разных

мастеров. Мультимедийная презентация: «Вот она какая русская красавица». Шаблоны матрешек для пальчикового

рисования, гуашь, салфетки.

                                                                              Октябрь

1.

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».

-продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

-познакомить детей с русской печкой, предметами быта: кочергой, ухватом, чугунком, горшком.

Рисование, конструирование из коробков «Русская изба»

(спичечные коробки, клей, цветная бумага), пословицы о

печке.

2.

«Волшебная дудочка»

-познакомить детей с шумовыми инструментами: погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком, деревянными ложками.

-воспитывать у детей интерес к народной мелодии.

Погремушки, бубны, барабан,

колокольчики, деревянные ложки, аудио плеер.

        Ноябрь

1.

«Баю – баю – баю – баю

– бай,        поскорее засыпай»

-продолжать        знакомить        детей        с        традиционно        – бытовой культурой.

-познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями (объяснить назначение и особенности колыбельной песни).

-воспитывать интерес к русской бытовой культуре,

к устному народному творчеству.

Картинки и иллюстрации с изображением люльки и

колыбели. Сборник «Колыбельные песенки». Коляски для кукол.

2.

«Веселые ложки»

-продолжать знакомить детей        с традиционно – бытовой культурой.

-познакомить с        предметами быта: деревянными ложками.

-воспитывать у детей        интерес к русской бытовой

культуре.

Деревянные ложки разных мастеров.

Декабрь

1.

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

-познакомить        детей        с        зимним        праздником народного календаря: Новым годом.

-рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание) на Новый год.

-привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных  игрушек к Новому году.

-воспитывать        интерес        к        русским народным  праздникам, к обычаям России.

Беседа на тему: «Как раньше

украшали ёлку и отмечали Новый год».

Цветная бумага, клей, ножницы,

трафареты, салфетки.

2.

«Пришла Коляда – отворяй ворота».

-продолжать знакомить детей с зимними праздниками народного календаря: Рождеством, Святками.

-воспитывать        интерес        к        русским        народным

праздникам.

Мультимедийная презентация: изображение гуляний и колядок. Хоровод с еловыми веточками.

            Январь

1.

«Деревянная забава»

-познакомить детей с филимоновской игрушкой.

-вызвать        у        детей        эмоциональный        отклик, удовольствия от игры с ними.

Иллюстрации, открытки

филимоновской игрушки. Игра с

глиняными свистульками , погремушками, зайчиками.

2.

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

-продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

-познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси.

-воспитывать у детей интерес к русской бытовой

культуре.

Самовар, чайная пара, сахар кусковой, картинки с

изображением чаепития на Руси.

                                                                                        Февраль

1.

«Хозяйкины помощники».

-продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

-познакомить детей с «хозяйкиными помощниками»: ведрами, коромыслом, корытом, стиральной доской.

-воспитывать у детей интерес        к русской бытовой

культуре.

Ведро, коромысло, корыто,

стиральная доска. Чтение сказки

«Федорино горе», рассматривание картинок к сказке.

2.

«Глиняное чудо»

(русская свистулька)

-расширять представления детей о народной игрушке.

- познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров.

–воспитывать интерес к русской глиняной игрушке.

Картинки с изображением игрушек филимоновских мастеров.

Март

1.

«Масленица дорогая – наша        гостьюшка годовая».

-продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря – Масленицей.

-рассказать детям об обычаях и обрядах (соломенной кукле – Масленице, угощение блинами, проводах зимы, встречи весны).

-воспитывать интерес к русским народным

праздникам.

Соломенная кукла, блины,

стихотворения о проводах русской зимы. Хороводы с

колокольчиками, с платками.

2.

« Жаворонки»

  • формировать интерес к традициям своего народа.
  • воспитание художественного вкуса, любви к народному творчеству.

Прослушивание аудиозаписи

песенки – заклички « Жаворонок». Аппликация « Жаворонок». Приготовление из теста птиц- жаворонок (совместно с родителями)

Апрель

1.

«Этот чудесный мир природы»

-Расширить первоначальное представления о лесе, его обитателях.

-Развивать логическое мышление.

-Закрепить знания о домашних и диких животных, деревьях, птицах, о временах года.

-Развивать интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-Дать понятие о нормах поведения в лесу.

-Совершенствовать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной

совместной игре.

Дидактическая игра

«Когда это бывает?»;

«Найди детёныша»

Мяч, игрушка-персонаж Колобок, письмо, мультимедийное пособие.

2.

«Красная горка».

-познакомить детей с весенним праздником народного календаря: Пасха.

-рассказать о праздновании Пасхи, обычае на Пасху обмениваться крашеными яйцами, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки.

Расписные пасхальные яйца, картинки с изображением

куличей. Мультимедийная презентация: «Пасхальный праздник»

Май

1.

«Боевая слава нашего народа»

  • формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего

народа.

  • уточнить знания детей о празднике – Дне Победы.
  • воспитывать уважение к ветеранам.

Иллюстрации, тематические альбомы о Великой Отечественной войне.

2.

«Здравствуй, солнышко

– колоколнышко».

-познакомить детей с малыми фольклорными формами: жанром потешки, значением и

содержанием потешки – заклички, поговорками.

-воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Книжки – малышки с потешками, закличками, поговорками.

                             Перспективный план работы кружка

                            (средняя группа) 2024-2025г.

Тема

Задачи

Оборудование

Октябрь

1.

«Давайте познакомимся»

  • уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек;
  • формировать умение договариваться и

согласовывать с вои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого;

  • способствовать усвоению детьми ценности

сотрудничества.

Рисунки, фотографии, семейные альбомы.

2.

«Земля – наш общий дом»

- формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России,

-воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Открытки и фотографии разных уголков России. Дидактическая игра: «Найди пару». (Рассматривание и сравнение

старинных и современных фотографий

достопримечательностей

Отрадного).

3.

«Наша – Родина Россия, наш язык – русский»

  • закреплять знания детей о русском фольклоре;
  • воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству.

Книги с загадками, сказками, потешками.(Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,заклички

«Солнышко – вёдрышко» и д.р.

4.

«С чего начинается Родина?»

  • формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина;
  • заучить стихотворение Матусовского «С чего

начинается Родина?

Стихотворение Матусовского

«С чего начинается Родина». Мультимедийная презентация:

«Любимый уголок родного

города».

Ноябрь

1.

«Малая родина. За что мы любим свое село»

  • уточнить представление детей о родном городе,
  • формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях;

-воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Фотографии и иллюстрации

достопримечательностей города Отрадный. Рисование: «Мы

рисуем дом родной, и у каждого

он свой».

2.

«Щедрые дары природы»

- познакомить детей с лекарственными растениями;

-дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения;

-воспитывать        интерес        и        бережное        отношение        к

природе.

Картинки и иллюстрации с лекарственными растениями

(подорожник, ромашка, мята). Рассматривание гербария:

«Лекарственные растения нашей

области».

3.

«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

- закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе;

-формировать        уважительное        отношение        к государственным символам, понимание того, что они

призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Картинки флаг, герб России.

Дидактическая игра: «Собери герб и флаг России».

4.

«История возникновения герба

родного города»

- закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе;

-формировать        уважительное        отношение        к        гербу,

познакомить детей с символическим значением герба;

Иллюстрация - герб нашего города.

Собирание разрезных картинок.

-воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Декабрь

1.

«Что такое

генеалогическое дерево»

-поддерживать        интерес        к        истории        своей        семьи;

-закреплять знание родственных связей;

-воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека.

Фотоальбомы «Моя семья». Рисование на тему: «Моя семья».

2.

«Право ребёнка на имя, отчество и

фамилию»

-познакомить детей с их правом на имя, отчество, фамилию.

Картинки с изображением прав ребёнка. Чтение худ.литературы

3.

«Право ребёнка жить и воспитываться в

семье»

-познакомить детей с правом на жизнь и воспитание в семье.

Картинки с изображением прав ребёнка

4.

«Право ребёнка на охрану физического

здоровья»

-познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья.

Картинки с изображением прав ребёнка. Дидактическая игра

«Собери правильно»

Январь

1.

«Право ребёнка на охрану духовного и нравственного

здоровья»

-познакомить детей с их правом на охрану духовного и нравственного здоровья.

Картинки с изображением прав ребёнка

2.

«Право ребёнка на воспитание в

образовательном

учреждении»

-познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении.

Картинки с изображением прав ребёнка

3.

«Права и

обязанности ребёнка»

  • закрепить знание прав детей;
  • дать понятие об обязанностях детей дома и в детском

Картинки с изображением прав и

обязанностей ребёнка. Сказка

саду.

«Три медведя»

Февраль

1.

«Как жили славяне»

-познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой;

- воспитывать любовь к своей Родине.

Наглядное пособие: «Жизнь на Руси».

2.

«Забавы вокруг печки»

-продолжать        знакомить        детей        с        бытом        русского народа, с печкой – главной частью избы;

-        формировать        образную        речь        с        использованием пословиц и поговорок;

-воспитывать любовь к своей Родине.

Мультимедийная презентация :

«Русская изба». Рассматривание иллюстраций к сказкам:

«Колобок», «По щучьему

велению».

3.

«Защитники земли русской»

-формировать у детей патриотические чувства;

-поддерживать и развивать стремление

детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого;

-воспитывать        любовь        и        уважение        к        защитникам

Родины.

Фотографии и открытки с изображением знаменитых полководцев и героев локальных войн.

4.

«Есть такая профессия

– Родину защищать» (рисование)

-формировать у детей навыки рисования по замыслу;

-воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Цветные карандаши, краски, кисти, альбомные листы.

Март

1.

«Мужчины и женщины в семье»

-закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи;

-познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье;

-воспитывать у детей уважительное отношение друг к

Мультимедийная презентация

«Роль мужчины и женщины в семье». Дидактическая игра:

«Кому, что принадлежит»,

«Профессии».

другу.

2.

«Отражение народных традиций в

национальном костюме»

-продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда,

-поддерживать интерес к национальной одежде;

-воспитывать любовь к родной стране.

Куклы в национальных костюмах.

3.

«Русские народные промыслы»

-закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания;

-формировать   чувство    восхищения    творениями

народных мастеров.

Наглядное        пособие        «Народные промыслы».

4.

«Как живут в деревне?

Добрые избы»

-вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка, украшать её оконцами;

-воспитывать любовь к прошлому и настоящему

русской деревни.

Мультимедийная презентация:

«Русская изба». Конструирование русской избы (мелкий деревянный конструктор)

Апрель

1.

«Многонациональная Родина»

-формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей;

-формировать        понимание        того,        что        все        люди одинаковы и равны;

-воспитывать уважительное, дружелюбное отношение

детей к людям разных национальностей.

Картинки и иллюстрации с изображением людей разной национальности. Куклы в национальных костюмах.

Аудиозапись песен разных

народов

2.

«Космические

путешествия».

-прививать любознательность, умение ставить цель

(нахождение информации ) и находить пути решения,

Рисование: цветные карандаши,

краски, кисти, альбомные листы.

-развивать творчество детей.

3.

«Мой город: вчера и сегодня»

-познакомить детей с историей возникновения города Отрадный, его достопримечательностями;

-воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.

Книга «История возникновения города Отрадный», картинки и иллюстрации.

4.

«Что такое        героизм?»

-познакомить        детей        со        знаменитыми        земляками, участниками Великой Отечественной войны;

-воспитывать        уважение        к        их        труду        и        подвигам,

желание быть на них похожими.

Фотовыставка «Наши земляки – герои Великой Отечественной войны»

Май

1.

«День Победы»

-закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне;

-формировать        эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа;

-воспитывать чувство гордости за свою страну.

Альбомы, фотографии и картинки о Великой Отечественной войне. Встреча с ветеранами войны,

рассказ ветерана о войне.

2.

Итоговое интегрированное занятие        на тему:

«С чего начинается Родина»

-формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина,

-побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность,

-воспитывать любовь к «малой Родине».

Мультимедийная презентация:

«Родной город – Родина наша»

Мероприятия проводимые в течение года:

  1. Октябрь: «День пожилого человека».
  2. Октябрь: «День отца» - форма проведения спортивное развлечение.
  3. Ноябрь: «День народного единства»- развлечение.
  4. Ноябрь: «День матери»-праздник.
  5. Апрель: «День космонавтики»- развлечение.
  6. Апрель : «День птиц»- развлечение
  7. Май: «День победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

"Растим патриотов России - патриотов своего района"

музей Корскинского горного техникума...

Воспитать патриота может только патриот!

   О патриотизме можно говорить много, красиво и долго, но воспитать патриота может только патриот!Пока в детских душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное ч...

Педагогический проект совместной работы с родителями «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: «Мы патриоты Родины - мы патриоты Югры»

laquo;Детский мир – это мир особенный, дети живут своими представлениямио добре и зле, чести и бесчестии,человеческом достоинстве…»В.А.СухомлинскийПроблема нравственно-патриот...

Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне Лаврентьева, О. И. Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне / О. И. Лаврентьева, Л. О. Сафонова. — Текст : непосредс

Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас...

Маленькие патриоты отряда "Патриот", посетили школьный музей истории авиации и космонавтики, расположенный в МБОУ "Школа №6".

Воспитанники подготовительной групп МБДОУ №137-2,  маленькие патриоты отряда "Патриот", посетили школьный  музей истории авиации и космонавтики, расположенный в МБОУ "Школа №6...