Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание в воспитании ребенка"
материал

Родительское собрание «Воспитательная работа в семье»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Воспитательная работа в семье»

Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

Цель собрания: Обсудить эффективные методы поощрения и наказания в семье, помочь родителям найти баланс между строгостью и поддержкой, предотвратить ошибки в воспитании.

Вопросы для обсуждения:

1. Как правильно применять метод поощрения в воспитании ребенка.

2. Как правильно применять метод наказания в воспитании ребенка.

3. Какие ошибки допускают родители в системе поощрений и наказаний.

Ход собрания:

Вступительное слово воспитателя.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную тему – методы поощрения и наказания в воспитании детей. Эти два инструмента – как две стороны одной медали: если использовать их правильно, они помогают формировать у ребенка понимание границ, ответственность и уверенность в себе. Однако неправильное применение может привести к страхам, агрессии или, наоборот, вседозволенности. Давайте вместе разберемся, как найти баланс.

Обсуждение вопросов с родителями.

Воспитатель предлагает родителям поделиться своим опытом:

-«Как вы хвалите ребенка? Что считаете эффективным поощрением?»

-«Бывали ли ситуации, когда наказание не давало результата или, наоборот, ухудшало поведение?»

(Родители высказываются, воспитатель фиксирует основные идеи на доске)

Основная часть.

Воспитание ребенка – сложный и многогранный процесс, в котором важно соблюдать баланс между мягкостью и твердостью. Одним из ключевых аспектов являются поощрение и наказание. Эти методы влияют на формирование характера, самооценки и поведения ребенка. Давайте разберемся, как их правильно применять.

Поощрение – это мощный инструмент мотивации. Оно помогает ребенку понять, какие поступки правильные, развивает уверенность в себе и желание стараться. Для детей существуют некоторые способы поощрения:

Способы поощрения

Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение. Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время), а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это».

Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.

Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например: «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку».

Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить, разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение -трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Как хвалить правильно:

Быть искренним – дети чувствуют фальшь. Если хвалить без эмоций, это теряет ценность.

Хвалить за усилия, а не за результат – важно отмечать старания, даже если что-то не получилось. Например: «Ты так старался нарисовать этот домик! Вижу, что ты приложил много усилий».

Конкретизировать – вместо «Ты молодец» сказать: «Ты здорово помог мне убрать игрушки – теперь в комнате так чисто!»

Не перехваливать – если хвалить за каждую мелочь, ребенок может стать зависимым от одобрения или перестать воспринимать похвалу серьезно.

Ошибки в поощрении:

 - Сравнение с другими детьми («Вот Саша молодец, а ты…») – это вызывает ревность и неуверенность.

- Поощрение за естественные вещи («Ура, ты сам поел!» – для ребенка 5 лет это уже норма).

 - Материальные подарки за хорошее поведение – это может привести к манипуляциям («А что мне за это будет?»).

Наказание – это не просто запрет или крик, а способ показать ребенку последствия его действий. Важно, чтобы оно было справедливым, понятным и не разрушало доверие.

Наказание: как делать это правильно

- Справедливость – наказание должно соответствовать проступку.

- Объяснение причины – ребенок должен понимать, за что его наказывают. Пример: «Ты ударил брата, поэтому мы не пойдем сегодня на площадку».

-  Последовательность – если что-то запрещено, это должно быть запрещено всегда, а не «сегодня можно, а завтра нет».

Альтернативы физическому наказанию:

- Временная изоляция. Можно поставить ребёнка в угол или посадить на стул. При этом нужно учитывать возраст ребёнка и заранее оговорить с ним нарушения, за которые будет введено наказание.

- Лишение привилегий (например, отмена мультиков или прогулки).

- Исправление ситуации (если разлил воду – вытереть, если обидел – извиниться).

Правила при наказании ребенка «Важно помнить»:

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Рекомендации родителям.

Как поощрять ребенка в семье

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
  • Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
  • Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами
  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Общие правила, что нельзя делать и , напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка

  •  Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.
  •  Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно — сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.
  • Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.
  • Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.
  • Важно помнить, что смысл наказания — сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.
  • Нужно объяснить ребенку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.
  • Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.

Итоги собрания.

Сегодня мы с вами разобрали множество важных аспектов воспитания. Главный вывод – и поощрение, и наказание должны быть осознанными, направленными на развитие ребенка, а не на подавление его личности. Помните: наши дети учатся на наших реакциях. Давайте будем для них примером мудрости и терпения.

Памятка родителям.

1. Поощрение: как хвалить правильно

-  Конкретность – хвалите за действия, а не просто так. Пример: «Ты молодец, что убрал игрушки сам!» вместо «Ты у меня самый лучший».

-Искренность – дети чувствуют фальшь. Хвалите от души.

-Акцент на усилиях – важно отмечать старания, а не только результат. Пример: «Я вижу, как ты старался решить эту задачу!»

- Разнообразные поощрения – не только материальные подарки, но и похвала, совместная игра, дополнительные минуты мультиков.

 Избегайте:

- Чрезмерной похвалы за обычные вещи (ребенок перестает ценить искреннюю похвалу).

- Сравнения с другими детьми («Вот Саша молодец, а ты…»).

2. Наказание: как делать это правильно

- Справедливость – наказание должно соответствовать проступку.

- Объяснение причины – ребенок должен понимать, за что его наказывают. Пример: «Ты ударил брата, поэтому мы не пойдем сегодня на площадку».

- Последовательность – если что-то запрещено, это должно быть запрещено всегда, а не «сегодня можно, а завтра нет».

- Альтернативы физическому наказанию:

Тайм-аут (короткое время на обдумывание поступка).

- Лишение привилегий (например, отмена мультиков или прогулки).

- Исправление ситуации (если разлил воду – вытереть, если обидел – извиниться).

Избегайте:

- Физических наказаний (они учат агрессии, а не пониманию).

- Унижений и оскорблений («Ты бестолковый!»).

- Наказания «на эмоциях» – сначала успокойтесь, потом принимайте решение.

3. Важные принципы воспитания

-  Баланс – поощрений должно быть больше, чем наказаний.

- Единство требований – если мама запрещает, а папа разрешает, ребенок не понимает границ.

-  Личный пример – дети копируют поведение родителей.

Помните:

 - Цель наказания – научить, а не напугать или унизить.

-  Цель поощрения – поддержать, а не создать зависимость от похвалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол заседания родительского собрания по теме: «Поощрения или наказания».

Педагогам и родителям  продолжать осуществлять взаимодействие друг с другом....

Мастер-класс на родительском собрании "Дидактическая игра как средство по сенсорному воспитанию ребенка дошкольника"мастер клас

Обаготить опыт в семье знаниями дидактических игр, способствующих сенсорному воспитанию ребенка....

Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание детей в семье".

Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего ребенка, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной. Пожалуй, ни в...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ» Юргапова Е.В., педагог-психолог МБДОУ «ЦРР — детский сад № 172»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:«ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ»Юргапова Е.В., педагог-психолог МБДОУ «ЦРР — детский сад № 172» Цели:  1. Обсудить с роди...

Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание"

Родительское собрание о методах и способах воспитания детей...