Самостоятельная деятельность детей по ФОП ДО
консультация

Исанбаева Клара Ахатовна

Дается рекомендации .как организовать самостоятельную деятельность по разным возрастам в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной  деятельности  детей по ФОП ДО.

Является одним из компонентов образовательного процесса в детском саду. 
Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность,
которая выполняется без непосредственного участия воспитателя,
 при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей
организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами 
предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор
каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему
взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников,
направленная на решение задач, связанных с интересами других людей
(эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Ясли  
У детей 1,5- 2 лет появляется стремление к самостоятельности,но он еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и деятельности.
Общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его еще очень велика. 
Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают. Но интерес к сверстнику постепенно растет.
К концу второго года жизни дети вступают в совместную игровую деятельность.
Дети в этом возрасти подражают действиям взрослых(кормят куклу, кладет спать, моют и т.д.).
Так же под присмотром воспитателя строят несложные постройки: башню, воротца, дорожку, играют в настольные игры, катают машины, собирают пирамиды, мозаику и т.д
1 младшая группа: 
В этом возрасте включает различные виды активности:
игры, подразумевающие сюжет и выполнение ролей;
игры с имитацией стройки.
С этой целью детям выдается крупный конструктор позволяющий научиться выстраивать фигуры с соблюдением равновесия, а также:
 - дидактические игры;
- ориентировочно-познавательная работа;
- изучение иллюстраций;
- предметная активность;
- двигательные игры;
- самообслуживание;
- наблюдения за окружающими явлениями;
- изобразительная деятельность;
- исполнение практических поручений старшего.
Для успешной сюжетной игры воспитанникам понадобится специальная
атрибутика, позволяющая лучше отразить свои переживания и впечатления. 
Важную роль в самостоятельной деятельности детей выполняют сюжетные
игры со строительным материалом.
Увлекаясь разными видами конструктора, дошкольник закрепляет и
совершенствует умения и навыки, которые приобрел.
Строительство позволяет познакомить участников группы с формой предметов, развивая пространственные отношения.
Кроме строительного материала, детям подойдут простые конструкторы,
подходящие для возведения несложных построек, например башни из деталей конструктора, соединяющихся смыканием.
Игрушки для стройки сочетают с другими элементами.
Подойдут фигурки животных, куклы, машинки, которые помогут разнообразить игровой сюжет.
Создание новых форм развивает воображение ребенка.
Также игра способствует закреплению знаний о цвете.
Использование в занятиях дидактических игр помогает уточнить знания
о цвете, форме и величине предметов.
Такие игры содержат материалы различной тематики, позволяющие
ознакомить дошкольника с миром животных и растений, изучить
профессии и основные виды транспорта.
Самостоятельная деятельность детей первой младшей группы дополняется книгами и картинками, которые развивают навык свободной работы книгой. Воспитанник учится анализировать изображения, составлять историю по ним, относится к книгам с аккуратностью, учится после занятия раскладывать книги по местам.

2 мл.группа

В возрасте 3–4 года главное сконцентрироваться на выборе видов и приёмов

организации самостоятельной деятельности, которые помогут малышам проявить инициативу, учиться доводить начатое до конца и при этом помогут научиться действовать произвольно, а также станут основой для развития речи.

Акцент именно на эти цели и задачи объясняется двумя особенностями

воспитанников второй младшей группы:
Большая часть этих детей переживает кризис 3 лет, который характеризуется
переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими людьми.
Если раньше малыш безоговорочно слушал маму и старших, то теперь из-за
появившегося негативизма ребёнок часто им противоречит.
Самостоятельная деятельность позволяет маленькому бунтарю самоутвердиться,
а значит, и снимает некоторое напряжение во взаимодействии с таким малышом.
В это возрасте дети играют в ролевые, режиссёрские игры, а также забавы по правилам.

Поскольку игра — ведущий вид деятельности дошкольников, то её организации в ДОУ уделяется особое внимание.
Для самостоятельной игровой деятельности воспитанников второй младшей
группы необходим стандартный набор игровых материалов:
мозаики (наряду с традиционными следует подключать и геометрические,
то есть представляющие собой простые геометрические фигуры);
- пазлы;
- конструкторы.

В процессе игры дети:
моделируют бытовые ситуации с куклами, игрушками;
учатся принимать решения и делать выбор (например, складывая пазлы
и выбирая тот или иной фрагмент);
развивают логику (к примеру, раскладывая картинки по порядку
развития сюжета прослушанной истории).

Средняя группа:

Дети пятого года жизни — маленькие «почемучки». 
Их интересует практически всё в ближайшем окружении:особенности предметов, происхождение природных явлений, взаимоотношения между людьми.
Всё, что они подмечают, отражается в самостоятельной игровой
деятельности, дети творят в игре модель мира, каким они его видят
и воспринимают.
Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное дляребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т. е. предметно-развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
А также - это организованная воспитателем деятельность воспитанников,
направленная на решение задач, связанных с интересами других людей - это может быть эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту.
Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Практика показывает, что в самостоятельной деятельности детей,  лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация).
Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности,
проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна.
Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста
является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду,
которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер.
При этом она должна способствовать развитию творческих способностей,
будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств .
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры.
Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей
стремления самим овладеть игровыми способами.
Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.)
Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ.
Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ-
это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Старшая группа:
Самостоятельная деятельность старших дошкольников проявляется
в разнообразных игровых формах, в проведении наблюденийэкспериментировании. В возрасте 5–6 лет у детей значительно
расширяется сфера интересов, их любознательность выходит за рамки изучения объектов ближайшего окружения.
В детских беседах, занятиях и играх появляются размышления и фантазии о полётах в космос, пиратских приключениях, эре динозавров, путешествиях в дальние страны.
При подготовке условий  для самостоятельной деятельности и продумывании методов организации детской активности, воспитатель старшей группы учитывает возрастные особенности подопечных:
- У детей внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших
 дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются.
- Дети способны наблюдать за каким-либо объектом или процессом
в течение длительного времени, создавать масштабные постройки из конструктора, собирать мозаику из значительного числа деталей.
- Дети способны к намеренному запоминанию.
Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют
в памяти этапы и способы действий и воспроизводят их позже в
самостоятельных занятиях:
Например, проводят опыты в уголке исследований или создают
поделки в центре творчества.
- Совершенствуются интеллектуальные возможности детей.
В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий.
Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи,
ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов.
Становится возможным осознанное экспериментирование, самостоятельно спланированное и выполненное.
Если ребёнок хочет провести опыт с веществами, он должен сначала проговорить воспитателю правила техники безопасности.
Педагог наблюдает со стороны за самостоятельным экспериментированием
детей в мини-лаборатории.
- Расширяются познавательные интересы, дети изучают отдалённые объекты:
планеты, космические корабли, морские глубины, динозавров; на основе новой информации дети создают рисунки.
Усложняется игровая деятельность: сюжетно - ролевые игры строятся
по обсуждаемым заранее правилам, среди участников распределяются роли.
- Мелкая моторика развита, дети работают и играют с мелкими предметами:
собирают конструктор из небольших деталей, делают украшения из бусин
бисера.
- Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно
выбирать партнёров для опытов, игр и бесед, обсуждать интересующие
 их самих темы.
Подготовительная группа:
Самостоятельная деятельность в подготовительной группе  проявляется во всех видах деятельности:
- игровой (сюжетно - ролевые, дидактические, логические игры);

- художественно-речевой
(создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение
 пересказа интересного случая или истории);
- социально-коммуникативной (общение со сверстниками,
оказание помощи младшим ребятам — объяснение явления,
правил игры, утешение);
- познавательно-исследовательской
(поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа
опытным путём);
- художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий,
рисование, лепка, создание аппликаций);
- трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада,
 в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями,
животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

«Совместная деятельность воспитателя с детьми на май. Самостоятельная деятельность детей на май» (приложение к статье «Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)")

Данный материал является приложением к ранее опубликованной статье "Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)". В данной статье представлен практический мате...

Совместная деятельность взрослого с ребенком, ООД, Организация самостоятельной деятельности детей. План, примерной, работы на месяц

Дидактические игры:1) «Пазлы цифровые» — Развитие сенсорных способностей, знание цифр от 0 до 9,умение подбирать форму предмета2) «Чудесный мешочек» Научить узнавать предметы наощупь, сравнивать зрите...

«Использование театрализованной деятельности по формированию ЗОЖ в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей в соответствии с ФГОС».

«Использование театрализованной деятельности по формированию ЗОЖ в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности  детей в соответствии с ФГОС»....

Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".

Данный материал -  показывает одну из форм  организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта.  Детям  помогает  развивать са...

"Организация совместной деятельности педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей"

СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ, О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. В  СТАТЬЕ ПОДРОБНО ОПИСАНЫ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТ...