Добрые песни Владимира Шаинского
статья

Ткаченко Марина Петровна

Статья И. Кошминой о творческом пути композитора В. Шаинского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrye_pesni_vladimira_shainskogo.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДОБРЫЕ ПЕСНИ ВЛАДИМИРА ШАИНСКОГО

На протяжении многих лет поются добрые, светлые песни Владимира Шаинского. Словно в каждую из них композитор вложил какое-то особенное музыкальное волшебство. Есть в них что-то «свое», что выделяет среди множества других; открытая эмоциональность, праздничность, удивленно-восторженный взгляд на мир. Автор нашел свой музыкальный ключ в общении с детьми. Он умеет разговаривать с ребятами по душам, как бы на равных: то с лукавством, то ласково, то серьезно, то с юмором. И вообще все песни Шаинского на редкость «общительны».

Музыкальный почерк композитора узнается сразу по первым тактам, по характерным оборотам, по упругому пульсирующему ритму. Быстро и легко запоминаются простые, естественно льющиеся мелодии. Но чтобы написать такую простую доступную мелодию, которая бы засверкала, увлекла, - нужен большой труд. И не только труд. Без мастерства и таланта не создать песню, способную к долгой жизни.

В своих песнях Шаинский выступал в творческом содружестве со многими поэтами: Михаилом Матусовским, Львом Ошаниным, Сергеем Островым, Робертом Рождественским, Владимиром Харитоновым, Михаилом Таничем, Игорем Шафераном, Михаилом Рябининым, Михаилом Ножкиным и др. В детской песне наиболее активно сотрудничал с Михаилом Пляцковским, Эдуардом Успенским, Юрием Энтиным, Михаилом Лбвовским и др.

Композитор очень требователен к тексту. Для будущей песни он отбирает всегда яркую поэтическую основу. Ему удается «распеть» текст в удивительно естественной песенной мелодии, достичь органичного слияния текста и музыки.

Несколько лет назад в разговоре с Владимиром Яковлевичем я спросила:

- Какой, по-вашему, должна быть песня?

- Песню  должны петь все. Хотя есть прекрасные произведения, которые поют только певцы-профессионалы, а все с удовольствием слушают. У меня есть песня «Дрозды». Она создавалась для певца-профессионала, в ней довольно сложная мелодия. Но когда песня стала популярной, ее запели не только профессионалы. Но вообще я считаю, что мотив любой песни не должен быть сложным.

- В детской песне, вероятно, та же самая проблема?

- Да, есть песни, которые могут петь только хорошо подготовленные детские хоровые коллективы, а есть для любых детей. Конечно, лучше, если поют все дети, а не избранные. Хотя, на мой взгляд, и те, и другие песни имеют право на существование… Меня часто называют детским композитором, хотя сам я так не считаю. Я писал и пишу для всех. Мне, кажется, что детская душа живет в каждом взрослом человеке. А с другой стороны, ребенок уже личность. Дети верят взрослому, когда тот разговаривает с ними на равных. И дети всегда отличат настоящее от ненастоящего. Иногда я на ребятишках проверяю новую песню. Помнится, однажды (это было давно) четырехлетний карапуз запел «Не плачь, девчонка», и я сразу решил: «Песня пойдет», хотя создавалась она вовсе не для малышей, а для солдат. Добрая песня пробуждает в ребенке гуманные чувства. Не случаен успех у детской аудитории песни «Пропала собака» на стихи Аллы Ламм. А взрослые поют детские песни, потому что они сами все немножечко «из детства»…

Что верно, то верно – для того, чтобы написать песни, подобные этим, нужно быть и самому в душе немного ребенком, не утратить с годами умения удивляться и удивлять.

- Мой композиторский путь в детскую песню трудный и в то же время радостный, - рассказывает композитор. – Трудный потому, что совсем нелегко написать песню, которую примут и подхватят дети. А радостный – потому что нет большего счастья для автора, чем слышать и видеть, как его песни поют дети.

Свою первую песню для детей композитор написал в 1966 году. Грузинская девочка Ирма Сохадзе исполнила по радио трогательную песенку:

Зачем, зачем, я не знаю,

Зачем кричат попугаи?

Зачем? Я не знаю?

Зачем?

Для нее были написаны и другие песни – «Кенгуру», «Сказки», «Бэмби», «Ласточка».

Самая любимая детворой и взрослыми песня «Улыбка» была написана с поэтом Михаилом Пляцковским. Он принес Шаинскому картинку с изображением енота и стихи. Композитор поставил их перед собой на рояле и стал придумывать разные варианты мелодии, но ни один ему не нравился. И вдруг, прищурив глаза, улыбнувшись, обратился к поэту, который все это время тихо сидел в стороне:

- Вот послушай, что получилось…

Комнату заполнила нежная лирическая мелодия, и Владимир Яковлевич негромко запел: «От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется…» Михаил Спартакович был поражен, как музыка, только что родившаяся, удивительным образом слилась с его стихами, и в припеве он даже попробовал подпевать композитору.

В мультфильме маленький Енотик пел голосом замечательной артистки Клары Румяновой. А потом песню стали петь не только дети, но и взрослые.

В. Я. Шаинский написал много музыки к мультфильмам и считает, что для композитора это один из самых интересных жанров, ведь музыка помогает «вдохнуть жизнь» в рисованных героев.

Помните, в мультфильме «Старуха Шапокляк» есть две песенки. Одна, песня туристов «А в Подмосковье водятся лещи, ягоды, грибы…», другая – «Голубой вагон». Именно она проходит через весь фильм в исполнении на разных инструментах, передавая сложные ситуации, в которых оказались крокодил Гена и Чебурашка, отправившиеся на юг. И только в конце фильма, когда все хорошо кончается, крокодил Гена вместе с Чебурашкой и Шапокляк едут на крыше вагона и поют песню впервые со словами:

Может, мы обидели кого-то зря,

Календарь закроет старый лист.

К новым приключениям спешим, друзья…

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!

Музыка выразила суть фильма: доброта, дружба, справедливость восторжествовали.

И сколько создано таких песен для мультфильмов! «Ужасно интересно», «В траве сидел кузнечик», «Антошка», «Синяя вода», «Облака», «Чунга-Чанга», «Веселая фуга», «Песенка крокодила Гены», «Чебурашка» и др. Композитору всегда удается создать точные музыкальные образы – то смешные и забавные, то трогательные и наивные, то добродушные и застенчивые. Но всегда добрые, улыбчивые, искренние. Шаинский не стремится к нарочитой простоте мелодии. Наоборот, он часто обогащает детскую песню интонациями, ритмами, гармониями современной эстрадной музыки.

- Эстрадная песня в отличие от оперной, симфонической музыки стареет. Он подвластна моде. Мода в эстрадной музыке подчас подобна водовороту, землетрясению, когда новые ритмы, интонации, тембровые сочетания заполняют собой все, отстраняя прежние, уже сложившиеся традиции. Но слово «мода» не обязательно значит «плохо». Мода главным образом относится к инструментовке и ритмам, а не столько к самой мелодии. Но основная причина успеха той или иной песни заключается не в модном ритме. Написать модный ритмический рисунок для барабана может каждый музыкант. Эстрадная песня требует искренности и не терпит фальши, подделки.

Одним из своих главных учителей в области эстрадной песни Шаинский считает Леонида Утесова, в джаз-оркестре которого работал в конце сороковых и в начале пятидесятых годов (после окончания оркестрового факультета Московской консерватории по классу скрипки).

- Общение с Утесовым наложило отпечаток на мои песни, мою музыку. Утесов помог мне понять, почувствовать сердцем законы эстрады. Понять, как нелегко добиться настоящего контакта с аудиторией. Контакт с аудиторией напоминает мне тоненькую нить, и стоит на какие-то доли секунды прекратить подавать ток, идущий из сердца, аудитория мгновенно становится равнодушной. Это я очень хорошо почувствовал за время работы в оркестре Леонида Осиповича.

Замечательные детские песни В. Шаинского поет уже не одно поколение детей, их смело можно назвать отечественной музыкальной классикой. Каков же путь композитора к детской песне?

Владимир Шаинский родился в декабре 1925 года. Его отец был инженером-химиком, мать – биологом. Детство Володи прошло в Киеве. Утопающие в зелени улицы, круто поднимающиеся вверх от Крещатика… Отовсюду неслись мелодии массовых песен – «Наш паровоз, вперед лети», «Там, в дали за рекой», «Мы кузнецы, и дух наш молод» ... Володя вместе со своими сверстниками играл в мальчишеские игры и пел популярные в то время песни, особенно любил «Легко на сердце от песни веселой» и «Катюшу».

Из музыкальных впечатлений детства наиболее яркое – посещение оперного театра. Когда Володе было четыре года, мама повела его слушать оперу Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Торжественная обстановка театра, восхитительная музыка захватили воображение маленького мальчика. Возвратившись домой, он уже напевал мелодии из оперы. Володю часто водили в этот прославленный музыкальный театр.

У мальчика было много увлечений, но главные – музыка и рисование. Серьезные занятия музыкой начались лишь в десять лет – в музыкальной студии при Киевском дворце пионеров Володя учился играть на скрипке. Его педагогом был известный в то время музыкант Д. С. Бертье, выступавший в качестве и дирижера, и руководителя струнного квартета филармонии, и профессора Киевской консерватории. Успешные занятия позволили через год перевести Володю сразу в четвертый класс Киевской центральной музыкальной школы. Спустя много лет Владимир Яковлевич станет ненадолго преподавателем скрипки в одной из музыкальных школ. «Со своими учениками я всегда разговаривал как со взрослыми. Заставлял много заниматься и любить черновую работу, тогда будет толк».

…Война началась, когда Володе было пятнадцать лет. Он успел закончить лишь восемь классов. «С утра выли сирены, - вспоминает Владимир Яковлевич, - вдали за городом раздавались взрывы. Мы, мальчишки, не придавали этому значения, думали, что идут учения. Только тогда, когда объявили по радио из Москвы, узнали: началась война. Трудно было осознать ту перемену, которая произошла. К вечеру над городом уже висели аэростаты, и, несмотря на это, мы с ребятами пошли на стадион, где должна была состояться встреча футбольных команд Киева и Москвы, и были очень удивлены, что игру отменили».

Вместе с матерью Володя уезжает в Ташкент, там он становится студентом консерватории и продолжает заниматься по классу скрипки.

Повестку в армию получил в декабре сорок второго, когда исполнилось семнадцать. Восемь месяцев он обучался в школе военных радистов. И здесь же написал самую первую песню на слова одного из курсантов:

В небе облако клубится,

Даль прозрачная ясна,

И невидимою птицей

Мчится радиоволна…

Через несколько дней выпускники школы (а среди них был и Шаинский) уходили на фронт. И песня ушла вместе с ними.

Спустя несколько месяцев Володя услышал свою песню далеко от того места, где она была написана. «Когда я сказал друзьям, что это моя песня, мне не поверили, - вспоминает Владимир Яковлевич, - но все равно я был счастлив».

В. Шаинский служит в артиллерийском полку Московского военного округа. Но через некоторое время его направляют в полковой духовой оркестр, и ему приходится выучиться играть на альте. Среди участников духового оркестра нашлись музыканты, которые решили организовать эстрадный ансамбль. Володе Шаинскому поручили в этом ансамбле партию скрипки. Ансамбль выступал в различных воинских частях, офицерских клубах многих городов. По заданию командования молодой музыкант перекладывает популярные в то время песни А. Новикова, Н. Богословского для духового и эстрадного оркестров. Это была серьезная творческая работа. Одновременно он пробует и сам сочинять музыку.

Затем, после войны, была Московская консерватория по классу скрипки у профессора Л. М. Цейтлина, работа скрипачом в оркестре Л. О. Утесова, оркестровка песен разных композиторов для радио и телевидения. И снова учеба – композиторское отделение (класс Кара Караева) Бакинской консерватории. В 1965 году В. Шаинский получает еще один диплом, через год вступает в Союз композиторов, представив комиссии симфонию и струнный квартет. Желание работать в области симфонической музыки изменилось после успеха первых лирических песен. Летом 1966 года в радиопередаче «С добрым утром» семнадцатилетняя Алла Пугачева исполнила песни В. Шаинского «Как бы мне влюбиться», и «Не спорь со мной».

…С тех пор прошло много лет. С детскими песнями Владимира Яковлевича Шаинского выросло уже не одно поколение детей. Те мальчики и девочки, которые были первыми слушателями и «исполнителями» песен, стали бабушками и дедушками. А вот песни Шаинского с годами не постарели! В них тот же молодой задор и юмор, неиссякаемый свет и обаяние, удивление перед красотой жизни и добрая улыбка!

И. Кошмина,

кандидат педагогических наук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказка о добрых песнях Владимира Шаинского,Как незнайка научился правилам дорожного движения.

Развлечение для детей старшего возвраста о добрых песнях Владимира Шаинского...

Педагогический проект для старшего дошкольного возраста. «Музыка и песни Владимира Яковлевича Шаинского».

На протяжении многих лет взрослыми и детьми слушаются и поются добрые, светлые детские песни Владимира Шаинского. Их популярность огромна. Сколько раз критики, специалисты  пытались объяснить фен...

Сценарий праздника "Путешествие по песням Владимира Шаинского"

Сценарий праздника - это итоговое мероприятие по проекту "Музыка и песни В.Я.Шаинского. Дети с большой любовью расказывают о композиторе, поют его песни, выполняют разные музыкально -  ритми...

Педагогический проект для старшего дошкольного возраста "Музыка и песни Владимира Яковлевича Шаинского"

В наше трудное время. когда кругом звучит много разной, грохочущей музыки, которая плохо влияет на психику детей. именно песни и музыка замечательного композитора В.Я.Шаинского  помогают воспитан...

Сценарий развлечения «Путешествие по песням Владимира Шаинского» (к 90-летию В.Шаинского)

Рекомендован для детей детского сада, старших дошкольников 5-6 лет....

Консультация для родителей "Вместе слушаем и поём песни Владимира Шаинского"

Консультация для родителей "Вместе слушаем и поём песни Владимира Шаинского"...