Проект на тему: "Развитие логического мышления у дошкольников"
проект (подготовительная группа)

Мурзатова Алина Камилевна

Проект на тему: "Развитие логического мышления у дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта «Развитие логического мышления»

Вид: познавательный.

Сроки реализации проекта: один квартал.

Участники проекта: тьютор, воспитанники логопедической подготовительной к школе группы «Росинка», родители.

Актуальность проекта. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Чтобы наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель. Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.

Задачи:

- формировать у детей умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;

- развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;

- развивать произвольное внимание, познавательный интерес, творческое воображение;

- воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности;

- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику;

- донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Ожидаемые результаты:

  • Способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно.
  • Обогатится предметно-развивающая среда новыми дидактическими играми.
  • Обогатится речь детей.
  • Внедрение игр в работе с детьми дошкольного возраста в разных видах педагогической деятельности.
  • Участие во Всероссийском олимпиаде «Умка» в конкурсе «Головоломка»

Методы работы

- словесный;

- проблемно-поисковый;

- наглядный;

- игровой.

По форме деятельности: групповая, коллективная.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

По организованным формам проведения работы над проектом: мероприятия в организованно-образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах.

Этапы реализации проекта:

№п/п

Этап реализации

Содержание этапа реализации проекта

1

Подготовительный

(сентябрь 2023г.)

  1. Изучение методической литерауры по данной теме.
  2. Диагностика детей по логическому мышлению.
  3. Подборка игровых упражнений, логико-математических игр, дидактических, развивающих, игр на развитие пространственного воображения.
  4. Подборка картинного материала.
  5. Изготовление раздаточного материала.
  6. Составить план-схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности

2

Основной (октябрь-ноябрь 2023г.)

Для развития логического мышления детей создана картотека:

- различных кроссвордов, ребусов, разнообразных лабиринтов;

- игры для раскладывания «Танграм», «Пифагор», палочки «Кюизенера, счетные палочки и схемы, что можно из них сложить;

- настольно-печатные игры «Лото», пазлы;

Материалы для самостоятельной творческой деятельности.

Использование игр:

- «Кто лишний?», «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительно-мыслительного анализа;

- «Найди отличия», «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания, наблюдательности;

- «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления;

- «Отрицание», «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия;

- «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжить ряд.

Когда дети справляются с такими заданиями, предлагаются более сложные:

- «Похож -непохож» - на умение находить признаки сходства и различия между предметами;

- «Логические цепочки», «Логические поезда» - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд;

- «Назови одним словом» - на умение подбирать обобщающее понятие для каждой группы слов, объяснить свой выбор;

- «В гостях у лисы», «Сложи квадрат», Найди клад» - на умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

- «Плохое-хорошее» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое;

- «Потому, что…», «Логика», «Подумай, на что похоже и дорисуй» - на умение при помощи суждений делать умозаключения;

- «Почему это произошло?», «Логическая мозаика» - на умение устанавливать причинно-следственные связи

- хитрые задачки, лабиринты, головоломки.

3

Заключительный (апрель 2023 г.)

Проведение анализ знаний, умений, навыков детей по теме проекта.

Определение дальнейшей деятельности по развитию логического мышления.

Участие в олимпиаде «Умка» по направлению: конкурс «Головоломка».

Итог: развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-образное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Логико-математическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер.

Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребенка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметических действий; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования. тема: развитие словесно-логического мышления старших дошкольников.

т.к. на протяжении трех лет я дополнительно работала с детьми своей группы на развитие логического мышления ( предметно-действенного и наглядно образного), уровень их развития несколько выше  све...

Консультация для педагогов на тему "Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры"

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные пр...

Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»

повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет....

Творческий проект на тему: «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича (подготовительная группа)

Творческий проект на тему: Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича (подготовительная группа)...

Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"

Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"...

Познавательный проект на тему: «Развитие словесно-логического мышления, через занимательные игры по математике» в старшей группе.

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад №51» Познавательный проект на тему:«Развитие словесно-логического мышления, через занимат...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Гусейновой О.С. по теме «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»

Цель:     развитие системно - логического мышления детей  для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний.Задачи:1.Педагогические:-  создать...