Консультация для воспитателей "Повышение мотивации у детей подготовительной группы к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа)
Важная задача, стоящая перед взрослыми – создание у ребенка положительной
установки по отношению к предстоящей деятельности – учению. Создание
такой внутренней готовности необходимо для того, чтобы маленький ребенок
мог быстро, без лишних переживаний, войти в новый для него образ жизни,
приспособиться к новым требованиям, овладеть необходимыми на данном
этапе навыками учебной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 622.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Повышение мотивации у детей подготовительной группы к обучению в школе»
Мотивация дошкольников – это психологическая готовность ребенка к школе.
Позитивная мотивация – это побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.
Важная задача, стоящая перед взрослыми – создание у ребенка положительной
установки по отношению к предстоящей деятельности – учению. Создание
такой внутренней готовности необходимо для того, чтобы маленький ребенок
мог быстро, без лишних переживаний, войти в новый для него образ жизни,
приспособиться к новым требованиям, овладеть необходимыми на данном
этапе навыками учебной деятельности.
У нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с
мотивацией:
- обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
- неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;
- неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми.
Неполноценная мотивация к обучению влечёт разрушающие личность
ребёнка последствия:
- отсутствие (потеря) интереса к учебе;
- школьная дезадаптация;
- угнетённость, страх из-за негативного отношения педагога;
- нежелание идти в школу;
- негативные межличностные отношения;
- неврозы.
Эффективное развитие мотивации дошкольников включает несколько
направлений:
- улучшение системы отношений ребёнка с родителями, сверстниками, воспитателями;
- стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;
- формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);
- создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности.
Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:
- обогащение и расширение замыслов игровых сюжетов;
- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
- удовлетворение потребности дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
- комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
- развитие у родителей и педагогов эмоционального принятия ребёнка;
- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.
Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы,
связанные с мотивацией.
Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной,
направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с
возможностью играть и фантазировать.
Для повышения мотивационной готовности детей к обучению в школе
используют следующие методы и приемы.
1) Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевые игры оказывают большую помощь в формировании мотивационной готовности. Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает дошкольнику успешно войти в жизнь школы, овладеть необходимым опытом.
С помощью игры у ребенка развивается речь, формируется умение договариваться, управлять и быть управляемым, а также необходимость подчиняться правилам. Важно, чтобы информация о школе была не только понятна дошкольнику, но и прочувствована им.
2) Обращение к произведениям искусства.
Рассматривание картин школьной тематики формирует представление о
тех предметах и явлениях, с которыми необходимо познакомить детей.
3) Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной
жизни, заучивание стихов.
Значение книг у дошкольников меняется, книга становится источников увлекательной детской деятельности - познание окружающего мира. Мотив обращения к книге становится осознанным. Главное, подобрать яркий материал, который позволит вызвать этот мотив.
4) Рисование на школьные темы. Например, «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школу», «Я - будущий первоклассник».
Рисование - это маленькая игра, которая доставляет детям огромную радость и положительные эмоции. Создавая изображение, ребенок отражает свои чувства, свое понимание к школьной ситуации.
5) Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
Для маленького ребенка взрослый - естественный авторитет, так как в детских глазах он - воплощение силы, могущества, умелости, ума. Поэтому при проработке мотивационной готовности целесообразно воспользоваться помощью взрослых.
6) Ознакомление с пословицами и поговорками, которые подчеркивают значение книг, учения и труда.
Устное народное творчество - это богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.
7) Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
Дидактические игры непосредственно связаны с учебной деятельностью, но в то же время проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Для дошкольников целесообразно не обрушивать все новшества сразу, а обращать внимание на одну или несколько сторон.
Одним из методов формирования мотивационной готовности можно
назвать создание предметно-развивающей среды. Сюда входят:
- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «В школу»:
портфелей;
- оформление иллюстративного альбома о школе;
- оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе,
о школьных принадлежностях, о знаниях, о книгах и т.д.;
- обшивание кукол - школьниц;
- изготовление игрушечных парт.
Для позитивной мотивации ребёнок должен ощущать реализацию своего
потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и педагоги
должны помогать и учить ребёнка преодолевать страх, выдавать авансы
успеха (“у тебя получится”), давать высокую оценку даже частям деятельности
(“вот здесь у тебя получилось отлично, здесь очень постарался”). Можно
подключить и личную исключительность (“только ты сможешь это сделать”),
усиливать мотивацию (“это нам необходимо для ...”).
Позитивная мотивация к обучению в дошкольном возрасте, её комплексное
развитие – это условие дальнейшего успешного обучения. Ребёнок должен
быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться
воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования,
но и каждого ребёнка как личности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ ЗНАНИЙ»
Цель: создание радостного, праздничного настроения, создание положительного отношения к школе.
Задачи:
Образовательные:
• Обогащать знания детей о празднике День знаний;
• Закреплять понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок»;
• Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картине;
• Закреплять навыки ведения связной речи, умение грамотного и уместного использования средств выразительности;
• Учить детей восприятию внутреннего мира человека, умению «входить в картину»: видеть связь настроения персонажа и окружающего мира;
• Закреплять умение составлять рассказ по серии картин;
Развивающие:
• Развивать логическое мышление, память;
• Развивать творческое воображение, зрительное восприятие дошкольников;
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность в составлении творческого рассказа;
• Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желание учиться и получать знание.
Возраст детей: 6-7 лет
Предварительная работа: беседа «День знаний», чтение художественной литературы (Ф. Нильсон «Хедвиг наконец-то идет в школу»).
Содержание:
Мотивация:
Воспитатель вносит в группу ранец.
В: Дети, вы знаете, что это? Как называется?
Дети: Портфель
В: Раньше портфель назывался немного по-другому. Для того, чтобы узнать название, предлагаю разгадать кроссворд, в котором главное слово и будет старым названием портфеля.
Педагог вместе с детьми разгадывает кроссворд.
Первое слово:
Есть она у чемодана,
Есть у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой (Ручка)
Второе слово:
Под обложкой — клеточки,
Тоненькие сеточки.
Чтоб примеры записать,
Ученик открыл…(тетрадь)
Третье слово:
Чертят им или рисуют.
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш,
И зовётся… (Карандаш)
Четвертое слово:
Эта книга в школе пригодится,
Ведь по ней все будем мы учиться (учебник)
Пятое слово:
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
В: Ребята, смотрите, какое в итоге слово получилось! РАНЕЦ. Теперь вы знаете, как называли портфели ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда ходили в школу! Давайте посмотрим картины, на которых тоже можно увидеть тот самый ранец.
Основная часть:
Занятие строится на рассматривании серии картин про День знаний.
Картины расположены в хаотичном порядке.
• Рассматривается и описывается каждая картина (кто изображен, какие важные детали, где происходят события, что было с персонажами, что будет с ними…)
• Физкультминутка:
«День знаний»
Скоро в школу.
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени. (по очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (дети садятся.)
• Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета (дети сами выстраивают последовательность событий).
• Высказывания детей объединяются в один сюжет.
• Продукт: оригами «Цветы учительнице».
Рефлексия
Игра «Первоклассник»
Цель: закрепление знаний детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитание желания учиться, собранности, аккуратности.
Ход: На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок — считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно.
Возможные вопросы:
• О каком празднике мы сегодня говорили?
• Что означает этот праздник?
• Почему в этот день дети приходят в школу с цветами?
• Что нового вы сегодня узнали?
• Что запомнилось и понравилось больше всего?
Ожидаемые результаты:
1. Дети интересуются школой, задают вопросы на эту тему;
2. Дети спрашивают у родителей, как они ходили в школу, что интересное там было;
3. Дети употребляют в разговорной речи слова «школа», «ученик», «учитель», «урок»;
4. Дети самостоятельно играют в школу.
Упражнение «Цепочка вопросов»
Цель: побудить познавательный интерес к школе, продолжать развивать любознательность
Ход: Вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок. Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос.
Пример: «Зачем ходить в школу?», «Для чего мы получаем знания?», «Где могут пригодиться знания вне школы?»…и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе
Представлены материалы о разных видах готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе....
Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе.
Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Быстрота и легкость этого перехода...

Конструирование как средство подготовки детей подготовительной группы к обучению в школе.
Презентация по теме: "Конструирование как средств подготовки детей подготовительной группы к обучению в школе."...

Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...

Интеллектуальная готовность детей подготовительной группы к обучению в школе
В статье описывается особенности интеллектуальной готовности детей подготовительной группы к школе...

Сводная таблица по результатам обследования детей подготовительной группы к обучению в школе май 2020г
Сводная таблица по результатам обследования детей подготовительной группы по готовности к школе май2020г....

Доклад на педагогическом совете. Нейроподход к формированию готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
Рассмотрены основные приемы, позволяющие скорректировать низкий уровень подготовленности к школе....





