Консультация для воспитателей "Повышение мотивации у детей подготовительной группы к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа)

Смирнова Светлана Владимировна

 

   Важная задача, стоящая перед взрослыми – создание у ребенка положительной

установки по отношению к предстоящей деятельности – учению. Создание

такой внутренней готовности необходимо для того, чтобы маленький ребенок

мог быстро, без лишних переживаний, войти в новый для него образ жизни,

приспособиться к новым требованиям, овладеть необходимыми на данном

этапе навыками учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Повышение мотивации у детей подготовительной группы к обучению в школе»

   Мотивация дошкольников – это психологическая готовность ребенка к школе.

   Позитивная мотивация – это побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.

   Важная задача, стоящая перед взрослыми – создание у ребенка положительной

установки по отношению к предстоящей деятельности – учению. Создание

такой внутренней готовности необходимо для того, чтобы маленький ребенок

мог быстро, без лишних переживаний, войти в новый для него образ жизни,

приспособиться к новым требованиям, овладеть необходимыми на данном

этапе навыками учебной деятельности.

   У нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с

мотивацией:

  • обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
  • неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;
  • неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми.

   Неполноценная мотивация к обучению влечёт разрушающие личность

ребёнка последствия:

  • отсутствие (потеря) интереса к учебе;
  • школьная дезадаптация;
  • угнетённость, страх из-за негативного отношения педагога;
  • нежелание идти в школу;
  • негативные межличностные отношения;
  • неврозы.

   Эффективное развитие мотивации дошкольников включает несколько

направлений:

  • улучшение системы отношений ребёнка с родителями, сверстниками, воспитателями;
  • стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;
  • формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);
  • создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности.

   Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:

  1. обогащение и расширение замыслов игровых сюжетов;
  2. удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
  3. удовлетворение потребности дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
  4. комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
  5. развитие у родителей и педагогов эмоционального принятия ребёнка;
  6. создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

   Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы,

связанные с мотивацией.

   Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной,

направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с

возможностью играть и фантазировать.    

   Для повышения мотивационной готовности детей к обучению в школе

используют следующие методы и приемы.

1) Сюжетно-ролевая игра.

   Сюжетно-ролевые игры оказывают большую помощь в формировании мотивационной готовности. Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает дошкольнику успешно войти в жизнь школы, овладеть необходимым опытом.

   С помощью игры у ребенка развивается речь, формируется умение договариваться, управлять и быть управляемым, а также необходимость подчиняться правилам. Важно, чтобы информация о школе была не только понятна дошкольнику, но и прочувствована им.

2) Обращение к произведениям искусства.

   Рассматривание картин школьной тематики формирует представление о

тех предметах и явлениях, с которыми необходимо познакомить детей.

3) Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной

жизни, заучивание стихов.

   Значение книг у дошкольников меняется, книга становится источников увлекательной детской деятельности - познание окружающего мира. Мотив обращения к книге становится осознанным. Главное, подобрать яркий материал, который позволит вызвать этот мотив.

4) Рисование на школьные темы. Например, «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школу», «Я - будущий первоклассник».

   Рисование - это маленькая игра, которая доставляет детям огромную радость и положительные эмоции. Создавая изображение, ребенок отражает свои чувства, свое понимание к школьной ситуации.

5) Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.

   Для маленького ребенка взрослый - естественный авторитет, так как в детских глазах он - воплощение силы, могущества, умелости, ума. Поэтому при проработке мотивационной готовности целесообразно воспользоваться помощью взрослых.

6) Ознакомление с пословицами и поговорками, которые подчеркивают значение книг, учения и труда.

   Устное народное творчество - это богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.

7) Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

   Дидактические игры непосредственно связаны с учебной деятельностью, но в то же время проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Для дошкольников целесообразно не обрушивать все новшества сразу, а обращать внимание на одну или несколько сторон.

   Одним из методов формирования мотивационной готовности можно

назвать создание предметно-развивающей среды. Сюда входят:

- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «В школу»:

портфелей;

- оформление иллюстративного альбома о школе;

- оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе,

о школьных принадлежностях, о знаниях, о книгах и т.д.;

- обшивание кукол - школьниц;

- изготовление игрушечных парт.

   Для позитивной мотивации ребёнок должен ощущать реализацию своего

потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и педагоги

должны помогать и учить ребёнка преодолевать страх, выдавать авансы

успеха (“у тебя получится”), давать высокую оценку даже частям деятельности

(“вот здесь у тебя получилось отлично, здесь очень постарался”). Можно

подключить и личную исключительность (“только ты сможешь это сделать”),

усиливать мотивацию (“это нам необходимо для ...”).

   Позитивная мотивация к обучению в дошкольном возрасте, её комплексное

развитие – это условие дальнейшего успешного обучения. Ребёнок должен

быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться

воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования,

но и каждого ребёнка как личности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ ЗНАНИЙ»

 

Цель: создание радостного, праздничного настроения, создание положительного отношения к школе.

Задачи:

Образовательные:

• Обогащать знания детей о празднике День знаний;

• Закреплять понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок»;

• Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картине;

• Закреплять навыки ведения связной речи, умение грамотного и уместного использования средств выразительности;

• Учить детей восприятию внутреннего мира человека, умению «входить в картину»: видеть связь настроения персонажа и окружающего мира;

• Закреплять умение составлять рассказ по серии картин;

Развивающие:

• Развивать логическое мышление, память;

• Развивать творческое воображение, зрительное восприятие дошкольников;

Воспитательные:

• Воспитывать самостоятельность в составлении творческого рассказа;

• Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желание учиться и получать знание.

Возраст детей: 6-7 лет

Предварительная работа: беседа «День знаний», чтение художественной литературы (Ф. Нильсон «Хедвиг наконец-то идет в школу»).

Содержание:

Мотивация:

Воспитатель вносит в группу ранец.

В: Дети, вы знаете, что это? Как называется?

Дети: Портфель

В: Раньше портфель назывался немного по-другому. Для того, чтобы узнать название, предлагаю разгадать кроссворд, в котором главное слово и будет старым названием портфеля.

Педагог вместе с детьми разгадывает кроссворд.

Первое слово:

Есть она у чемодана,

Есть у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой (Ручка)

Второе слово:

Под обложкой — клеточки,

Тоненькие сеточки.

Чтоб примеры записать,

Ученик открыл…(тетрадь)

Третье слово:

Чертят им или рисуют.

Грифель по листку танцует.

Он большой помощник наш,

И зовётся… (Карандаш)

Четвертое слово:

Эта книга в школе пригодится,

Ведь по ней все будем мы учиться (учебник)

Пятое слово:

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В неё бумагу можно класть.

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы)

В: Ребята, смотрите, какое в итоге слово получилось! РАНЕЦ. Теперь вы знаете, как называли портфели ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда ходили в школу! Давайте посмотрим картины, на которых тоже можно увидеть тот самый ранец.

 

Основная часть:

Занятие строится на рассматривании серии картин про День знаний.

Картины расположены в хаотичном порядке.

• Рассматривается и описывается каждая картина (кто изображен, какие важные детали, где происходят события, что было с персонажами, что будет с ними…)

• Физкультминутка:

«День знаний»

Скоро в школу.

Ты давай-ка, не ленись!

Руки вверх и руки вниз.

Ты давай-ка, не ленись!

Взмахи делай чётче, резче,

Тренируй получше плечи. (обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)

Корпус вправо, корпус влево —

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать. (повороты корпуса в стороны.)

На одной ноге стою,

А другую подогну.

И теперь попеременно

Буду поднимать колени. (по очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели. (дети садятся.)

 

• Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета (дети сами выстраивают последовательность событий).

• Высказывания детей объединяются в один сюжет.

• Продукт: оригами «Цветы учительнице».

   

 

Рефлексия

Игра «Первоклассник»

Цель: закрепление знаний детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитание желания учиться, собранности, аккуратности.

Ход: На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок — считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно.

 

Возможные вопросы:

• О каком празднике мы сегодня говорили?

• Что означает этот праздник?

• Почему в этот день дети приходят в школу с цветами?

• Что нового вы сегодня узнали?

• Что запомнилось и понравилось больше всего?

 

Ожидаемые результаты:

1. Дети интересуются школой, задают вопросы на эту тему;

2. Дети спрашивают у родителей, как они ходили в школу, что интересное там было;

3. Дети употребляют в разговорной речи слова «школа», «ученик», «учитель», «урок»;

4. Дети самостоятельно играют в школу.

Упражнение «Цепочка вопросов»

Цель: побудить познавательный интерес к школе, продолжать развивать любознательность

Ход: Вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок. Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос.

Пример: «Зачем ходить в школу?», «Для чего мы получаем знания?», «Где могут пригодиться знания вне школы?»…и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе

Представлены материалы о разных видах готовности детей старшего дошкольного возраста  к обучению в школе....

Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе.

           Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Быстрота и легкость этого перехода...

Конструирование как средство подготовки детей подготовительной группы к обучению в школе.

Презентация по теме: "Конструирование как средств подготовки детей подготовительной группы к обучению в школе."...

Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...

Интеллектуальная готовность детей подготовительной группы к обучению в школе

В статье описывается особенности интеллектуальной готовности детей подготовительной группы к школе...

Сводная таблица по результатам обследования детей подготовительной группы к обучению в школе май 2020г

Сводная таблица по результатам обследования детей подготовительной группы по готовности к школе май2020г....

Доклад на педагогическом совете. Нейроподход к формированию готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.

Рассмотрены основные приемы, позволяющие скорректировать низкий уровень подготовленности к школе....