План работы по самообразованию
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Название темы: «Аквагимнастика» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Начало изучения темы: сентябрь 2024 г.
Окончание изучения темы: май 2025 г.
Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Аквагимнастика» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
Задачи:
#1048;зучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать и разработать пальчиковые игры в воде на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
#1057;пособствовать развитию познавательной функции речи и расширению пассивного словаря посредствам пальчиковых игр и гимнастик в воде.
#1055;овысить компетентность родителей по данной теме.
Актуальность темы
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Одним из таких методов является аквагимнастика.
Название этой гимнастики говорит само за себя. Любой воспитатель знает, что дети очень любят пальчиковые игры и с удовольствием в них играют. Также известно, что дети очень любят играть с водой. Аквагимнастика соединяет в себе эти два вида детской деятельности.
Фактически аквагимнастика – это пальчиковые игры и упражнения в воде с проговариванием стихов и потешек с движениями, рассказывание.
Игры с водой создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у детей развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.
Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать, а так как игры происходят в воде, то такие игры являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляется физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимают напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Игры проводятся в совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование аквагимнастики дает возможность:
- развивать мелкую моторику пальцев рук, улучшать координацию движений;
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать тактильные ощущения, способствовать снятию мышечного напряжения, стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;
- познакомить со свойствами воды, овладеть элементарными понятиями: под водой, над водой, далеко, близко и т.д.
- способствовать укреплению здоровья детей.
План работы на год
Этапы работы | Форма работы | Сроки |
Информационно-аналитический и методическая работа | Составление плана работы. Сбор и анализ информации. Работа с методической и периодической литературой. | сентябрь – ноябрь |
Практический | Создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук. Подбор и разработка пальчиковых игр в воде по теме самообразования. Заучивание пальчиковых игр. Оформление папки-передвижки «Аквагимнастика» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста». Консультации для родителей. | в течение года |
Диагностический | Проведение наблюдения и выявление уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. | сентябрь май |
Работа с детьми |
пальчиковые игры и упражнения.
| в течение года сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май |
Работа с родителями | Подготовка консультаций, рекомендаций, памяток для родителей, индивидуальные беседы с родителями. Анкетирование родителей. Проведение родительского собрания «Аквагимнастика для малышей». | в течение года октябрь апрель апрель |
Самореализация | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. | май |
Ожидаемые результаты:
- овладение детьми младшего дошкольного возраста новыми знаниями,
умениями и навыками (сформированность навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу, понимание простой инструкции);
- развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук детей,
большая точность тонких движений, натренированность мышц пальцев рук;
- развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря,
уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.
Изучение методической литературы:
1. Барсукова О.В. Маленький бассейн для маленьких пальчиков.
2. Макеева Л.Н. Аквагимнастика - индивидуальная работа по развитию
мелкой моторики рук у детей //Образовательные проекты «Совѐнок»
для дошкольников.
3. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги:
программа воспитания и развития детей раннего возраста. М.:
Мозаика-Синтез, 2007.
4. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного возраста:методическое пособие.
М.: Просвещение.
5. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста:
методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: МозаикаСинтез, 2010.
Анализ работы по самообразованию
«Аквагимнастика» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
за 2024 -2025 учебный год
В 2024-2025 учебном году мною была изучена тема «Аквагимнастика» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
Целью моей работы по самообразованию является повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности, создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
2. Подобрать и разработать пальчиковые игры в воде на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
3. Способствовать развитию познавательной функции речи и расширению пассивного словаря посредствам пальчиковых игр и гимнастик в воде.
4. Повысить компетентность родителей по данной теме.
Аквагимнастика, как вид двигательной активности в воде, представляет собой перспективное средство развития мелкой моторики у дошкольников. Она стимулирует развитие мелких мышц рук и пальцев за счет дополнительных ощущений от сопротивления воды, что положительно влияет на развитие речи, координацию движений и общего психоэмоционального состояния ребенка.
1. Теоретическое обоснование:
- Мелкая моторика и ее значение:
Мелкая моторика, то есть движения пальцами и кистями, играет важную роль в развитии речи, формировании пространственного мышления и подготовке руки к письму.
- Аквагимнастика как средство развития:
Аквагимнастика предоставляет уникальную среду для развития мелкой моторики, благодаря особенностям воды: сопротивление, тепло, легкость, что способствует активизации нервной системы и повышению работоспособности.
- Эффекты аквагимнастики:
- Развитие мышц кистей и пальцев: Движения в воде, например, с использованием
специальных игрушек или при выполнении упражнений, оказывают положительное воздействие на развитие мышц, что способствует формированию мелкой моторики.
- Развитие чувствительности: Соприкосновение с водой и взаимодействие с
объектами в ней усиливают чувствительность пальцев, что важно для развития осязательного восприятия.
- Повышение координации: Аквагимнастика требует от детей контроля над
движениями в воде, что способствует развитию координации движений и общей двигательной активности.
- Стимуляция нервной системы: Аквагимнастика способствует развитию нервной
системы, что благоприятно сказывается на общем развитии ребенка.
- Развитие речи: Развитие мелкой моторики, в том числе и через аквагимнастику,
положительно влияет на развитие речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся в непосредственной близости.
- Рекомендации по проведению:
Использовать разнообразные упражнения и игры, адаптированные к возрасту и способностям детей.
Обеспечить безопасность и комфорт во время занятий, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Привлекать родителей к участию в аквагимнастике и консультировать по развитию мелкой моторики в домашних условиях.
2. Практическое применение:
- Аквагимнастика в дошкольном образовании:
Использование аквагимнастики как неотъемлемой части образовательного процесса в детских.
- Индивидуальные занятия:
Планирование и проведение индивидуальных занятий с детьми, испытывающими трудности в развитии мелкой моторики.
- Совместные занятия:
Организация совместных занятий для детей и родителей, что способствует формированию партнерских отношений и укреплению семейных связей.
3. Исследования и мониторинг:
- Анализ результатов:
Мониторинг и анализ результатов аквагимнастики, чтобы оценить ее эффективность в развитии мелкой моторики и речи у детей.
- Опрос родителей:
Опрос родителей для получения обратной связи о проводимых занятиях и их влиянии на развитие детей.
Аквагимнастика является перспективным и эффективным средством развития мелкой моторики у младших дошкольников. За счет уникальных характеристик водной среды она способствует развитию мелких мышц рук и пальцев, стимулирует нервную систему, повышает координацию и влияет на развитие речи. Для повышения эффективности аквагимнастики необходимо использовать разнообразные упражнения, соблюдать безопасность, привлекать родителей и проводить мониторинг результатов.
Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики пальцев рук у детей, повысило координацию движений, способствовало развитию тактильных ощущений, снятию мышечного напряжения, стабилизации психоэмоционального состояния, совершенствованию речевой активности и способствовало укреплению здоровья детей.
Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...
