План работы по самообразованию
материал (младшая группа)

Логачева Светлана

План работы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Название темы: «Аквагимнастика» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Начало изучения темы: сентябрь 2024 г.

Окончание изучения темы: май 2025 г.

Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Аквагимнастика» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

Задачи:

#1048;зучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

2. Подобрать и разработать пальчиковые игры в воде на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

#1057;пособствовать развитию познавательной функции речи и расширению пассивного словаря посредствам пальчиковых игр и гимнастик в воде.

#1055;овысить компетентность родителей по данной теме.

Актуальность темы

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Одним из таких методов является аквагимнастика.

Название этой гимнастики говорит само за себя. Любой воспитатель знает, что дети очень любят пальчиковые игры и с удовольствием в них играют. Также известно, что дети очень любят играть с водой. Аквагимнастика соединяет в себе эти два вида детской деятельности.

Фактически аквагимнастика – это пальчиковые игры и упражнения в воде с проговариванием стихов и потешек с движениями, рассказывание.

Игры с водой создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у детей развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать, а так как игры происходят в воде, то такие игры являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляется физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимают напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Игры проводятся в совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование аквагимнастики дает возможность:

- развивать мелкую моторику пальцев рук, улучшать координацию движений;

- стимулировать речевую активность детей;

- развивать тактильные ощущения, способствовать снятию мышечного напряжения, стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;

- познакомить со свойствами воды, овладеть элементарными понятиями: под водой, над водой, далеко, близко и т.д.

- способствовать укреплению здоровья детей.

План работы на год

Этапы работы

Форма работы

Сроки

Информационно-аналитический и методическая работа

Составление плана работы.

Сбор и анализ информации.

Работа с методической и периодической литературой.

сентябрь – ноябрь

Практический

Создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

Подбор и разработка пальчиковых игр в воде по теме самообразования.

Заучивание пальчиковых игр.

Оформление папки-передвижки «Аквагимнастика» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

Консультации для родителей.

в течение года

Диагностический

Проведение наблюдения и выявление уровня

развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

сентябрь

май

Работа с детьми

  • Занятия, в которых используют

пальчиковые игры и упражнения.

  • Игра-забава «Пускание мыльных пузырей».
  • Экспериментирование «У воды нет запаха и вкуса».
  • Чтение художественной литературы «Сказка про капельку».

  • Игра «Знакомство с водой».
  • Экспериментирование «Воду можно окрасить в разные цвета».
  • Чтение потешек о воде «Водичка водичка».

  • Упражнение «Чашечка».
  • Экспериментирование «Плавает – тонет».
  • Игра «Дождик».

  • Упражнение «Рыбалка».
  • Наблюдение «Лёд - это тоже вода».
  • Игра «Рыбки».

  • Упражнение «Мамины помощники» (моем посуду).
  • Экспериментирование «Цветная вода».
  • Игра «Медуза».

  • Игра с водой «На дне морском».
  • Экспериментирование «Исчезает – не исчезает».
  • Повторение игр «Дождик», «Рыбки», «Медуза».

  • Наблюдение за таянием снега.
  • упражнение «Тёплый - холодный».
  • Игра «Маленькая лодочка».

  • Наблюдение за экспериментом «Пузырьки».
  • Игра с водой «Отжимаем губку».
  • Игра «Волны».
  • Игра с водой «Наполни сосуд».
  • Игра с водой «Камушки морские».
  • Повторение пальчиковых игр, упражнений.

в течение года

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Работа с родителями

Подготовка консультаций, рекомендаций, памяток для родителей, индивидуальные беседы с родителями.

Анкетирование родителей.

Проведение родительского собрания «Аквагимнастика для малышей».

в течение года

октябрь

апрель

апрель

Самореализация

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

май

Ожидаемые результаты:

  • овладение детьми младшего дошкольного возраста новыми знаниями,

умениями и навыками (сформированность навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу, понимание простой инструкции);

  • развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук детей,

большая точность тонких движений, натренированность мышц пальцев рук;

  • развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря,

уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.

Изучение методической литературы:

1. Барсукова О.В. Маленький бассейн для маленьких пальчиков.

2. Макеева Л.Н. Аквагимнастика - индивидуальная работа по развитию
мелкой моторики рук у детей //Образовательные проекты «Совѐнок»
для дошкольников.

3. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги:
программа воспитания и развития детей раннего возраста. М.:
Мозаика-Синтез, 2007.

4. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного возраста:методическое пособие.
М.: Просвещение.

5. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста:
методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: МозаикаСинтез, 2010.

Анализ работы по самообразованию

«Аквагимнастика» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

за 2024 -2025 учебный год

В 2024-2025 учебном году мною была изучена тема «Аквагимнастика» как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

Целью моей работы по самообразованию является повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности, создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

2. Подобрать и разработать пальчиковые игры в воде на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию познавательной функции речи и расширению пассивного словаря посредствам пальчиковых игр и гимнастик в воде.

4. Повысить компетентность родителей по данной теме.

Аквагимнастика, как вид двигательной активности в воде, представляет собой перспективное средство развития мелкой моторики у дошкольников. Она стимулирует развитие мелких мышц рук и пальцев за счет дополнительных ощущений от сопротивления воды, что положительно влияет на развитие речи, координацию движений и общего психоэмоционального состояния ребенка.

1. Теоретическое обоснование:

  • Мелкая моторика и ее значение:

Мелкая моторика, то есть движения пальцами и кистями, играет важную роль в развитии речи, формировании пространственного мышления и подготовке руки к письму.

  • Аквагимнастика как средство развития:

Аквагимнастика предоставляет уникальную среду для развития мелкой моторики, благодаря особенностям воды: сопротивление, тепло, легкость, что способствует активизации нервной системы и повышению работоспособности.

  • Эффекты аквагимнастики:
  • Развитие мышц кистей и пальцев: Движения в воде, например, с использованием

специальных игрушек или при выполнении упражнений, оказывают положительное воздействие на развитие мышц, что способствует формированию мелкой моторики.

  • Развитие чувствительности: Соприкосновение с водой и взаимодействие с

объектами в ней усиливают чувствительность пальцев, что важно для развития осязательного восприятия.

  • Повышение координации: Аквагимнастика требует от детей контроля над

движениями в воде, что способствует развитию координации движений и общей двигательной активности.

  • Стимуляция нервной системы: Аквагимнастика способствует развитию нервной

системы, что благоприятно сказывается на общем развитии ребенка.

  • Развитие речи: Развитие мелкой моторики, в том числе и через аквагимнастику,

положительно влияет на развитие речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся в непосредственной близости.

  • Рекомендации по проведению:

Использовать разнообразные упражнения и игры, адаптированные к возрасту и способностям детей.

Обеспечить безопасность и комфорт во время занятий, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Привлекать родителей к участию в аквагимнастике и консультировать по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

2. Практическое применение:

  • Аквагимнастика в дошкольном образовании:

Использование аквагимнастики как неотъемлемой части образовательного процесса в детских.

  • Индивидуальные занятия:

Планирование и проведение индивидуальных занятий с детьми, испытывающими трудности в развитии мелкой моторики.

  • Совместные занятия:

Организация совместных занятий для детей и родителей, что способствует формированию партнерских отношений и укреплению семейных связей.

3. Исследования и мониторинг:

  • Анализ результатов:

Мониторинг и анализ результатов аквагимнастики, чтобы оценить ее эффективность в развитии мелкой моторики и речи у детей.

  • Опрос родителей:

Опрос родителей для получения обратной связи о проводимых занятиях и их влиянии на развитие детей.

Аквагимнастика является перспективным и эффективным средством развития мелкой моторики у младших дошкольников. За счет уникальных характеристик водной среды она способствует развитию мелких мышц рук и пальцев, стимулирует нервную систему, повышает координацию и влияет на развитие речи. Для повышения эффективности аквагимнастики необходимо использовать разнообразные упражнения, соблюдать безопасность, привлекать родителей и проводить мониторинг результатов.

Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики пальцев рук у детей, повысило координацию движений, способствовало развитию тактильных ощущений, снятию мышечного напряжения, стабилизации психоэмоционального состояния, совершенствованию речевой активности и способствовало укреплению здоровья детей.

Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...