Родительское собрание в 1 младшей группе "Давайте познакомимся!"
материал (младшая группа)

Ратиева Ольга Ивановна

Родительское собрание в 1 младшей группе "Давайте познакомимся!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_.no1_.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе №1 «Ромашка»

«Давайте познакомимся»

Цель: Создание условий для налаживания контакта между воспитателями ДОУ и родителями воспитанников, формирование положительного настроя у родителей на взаимодействие с детским садом.

 Задачи:

Познакомить педагогов и родителей друг с другом;

Формировать положительное, уважительное отношение к педагогам ДОУ и другим участникам образовательного процесса, поддерживать престиж образовательного учреждения;

Познакомить родителей (законных представителей) с нормами и правилами, существующими в детском саду, сформировать установку на их соблюдение;

Познакомить родителей с понятием «адаптация» и особенностями протекания адаптационного процесса в ДОУ;

Формы и методы работы: Групповая консультация с элементами тренинга.

Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши цветные, заготовка из ватмана «Наша группа», мешок с конфетами.

Ход родительского собрания:

Вступление. Приветствие. Актуальность проведения родительского собрания. (Воспитатели, 5 минут)

Основная часть. (30 минут)

А) Знакомство (воспитатель, 10 минут)

Б) Особенности адаптационного периода (воспитатель 10 минут)

В) Основные правила внутреннего распорядка (воспитатели, 10 минут). Ответы на вопросы.

Заключение  Подведение итогов, рефлексия.(10 минут).

Содержание родительского собрания.

Ход собрания:

  1. Добрый вечер, уважаемые родители!

  Мы очень приветствовать  вас на нашем  первом родительском собрании, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Каким должен быть наш союз, что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в группе была радостной и интересной? Об этом пойдёт конкретный разговор на этой встрече

2. Психологическое упражнение Давайте познакомимся!»

      Родители и воспитатели стоят в кругу, и передавая друг другу мяч, говорят

      О себе ты расскажи.

      Соседу руку протяни

     И улыбку подари

      Начинает упражнение  воспитатель. Рассказывает о себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, воспитатель передаёт мяч  родителю, стоящему  рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончании игры образуется  закрытый круг, то есть все присутствующие держатся за руки.

Воспитатель: закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание малышей и помощь им на новом этапе их жизни).

2. Мы вас пригласили на встречу в детский сад.

Нам очень нужно с вами союзниками стать.

Различные вопросы мы будем обсуждать.

И деткам нашим вместе мы станем помогать.

Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям,

Подробно вам расскажем о детском воспитании.

Сегодня мы собрались один вопрос решить,

Что делать, чтоб ребенка к детсаду приучить?

3. Адаптация ребёнка к детскому саду.

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.

Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты вы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.

Как скоро ребенок привыкнет к садику?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, может достигать 3 месяцев.

Почему дети так часто болеют в детском саду?

Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос отвечают психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.

Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:

1.Настраивать ребенка на позитивный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

4. Щадить его ослабленную нервную систему.

5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.

6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

7. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом.

4.Выступление воспитателя «Правила внутреннего распорядка»

Сегодня мне хотелось бы озвучить вам основные организационные моменты и правила внутреннего распорядка, актуальные на сегодняшний день. Пожалуйста, внимательно прослушайте эту информацию, а в конце общения мы ответим на все ваши вопросы

Начнем с того, что нужно стараться приводить детишек в детский сад не позднее 08.00 утра. И не потому, что это нам так удобно, а потому, что это в первую очередь нужно нашим деткам. Т.к. мы в 8.00 утра делают зарядку, во время которой детки активно двигаются, бегают, прыгают, у них появляется настроение, аппетит. И, вероятнее всего, эти дети с большим аппетитом съедят завтрак, чем те, которых привели в группу во время завтрака, и они еще не успели освоиться в утренней обстановке и сидят угрюмые, отталкивают тарелку с кашей и чай. А когда у наших деток хороший аппетит, то и вы рады, и мы рады. И, вообще, старайтесь придерживаться режима изо дня в день.  Даже в выходные дни сильно не отклоняйтесь от режима дня, не давайте детям долго отсыпаться, поздно ложиться, т.к. в начале недели им будет сложнее перестроиться на обычный режим.  Если вы по каким-то причинам не привели ребенка до 8.00 утра или планируете привести позже, то, пожалуйста,  проинформируйте нас о причинах отсутствия.

Следующий, не менее важный, момент – приводить ребенка в детский сад здоровым! В случае недомогания ребенка, вы должны оставить его дома, вызвать врача, и, уже здорового, привести со справкой. Если вы по иным причинам не приводили ребенка до 5 дней, то можно  привести без справки.   Если больше 5 дней, то, обязательно, со справкой.

Бывает так, что t у ребенка поднялась в то время, когда он находился в группе. В этом случае, мы вам сообщаем, вы его забираете и приводите, обязательно, со справкой.

Теперь – об одежде. Приводить малыша нужно в удобной для него одежде с удобными застежками. Обязательно, каждый день должно быть запасное белье (его количество зависит от индивидуальных особенностей малыша). Также, желательно приносить запасные футболки или кофточки на случай, если во время приема пищи малыш облился.

Не давайте детям в дет.сад мелкие игрушки (из киндер сюрприза), мелкие резинки. Дети могут совать их в нос или взять в рот и подавиться. Так же не давайте жевательные резинки, т.к. могут подавиться или прилепить на волосы.

Всем нужно приносить носовые платки. А девочкам, обязательно, принести в шкафчик расческу в закрытом футляре.

Еще одна просьба – долго не прощаться с малышом в группе. Чем дольше прощаетесь, тем больше они капризничают и плачут.

Хотелось бы добавить еще то, что нужно будет:

- выполнять рекомендации медиков и специалистов, направленные на оздоровление детей;

- своевременно вносить плату за детсад до 20 числа каждого месяца;

- принимать участие в работе родительского комитета, который мы с вами сейчас выберем.

Вот, пожалуй, все основные требования, которых, мы надеемся, вы будете стараться придерживаться. Остальные моменты мы сможем обсудить с вами в рабочем порядке.

Спасибо за внимание!

5.Выборы родительского комитета.

6. Разное.

начале XX в.в.: экономическое развитие, социальный строй, государственное управление. Международное положение. Проблема модернизации.

Экономическое развитие: Период бурного промышленного роста (индустриализация), особенно в тяжёлой промышленности (металлургия, машиностроение, угольная добыча) благодаря реформам С.Ю. Витте и притоку иностранного капитала. Однако сохранялся аграрный характер экономики, аграрное перенаселение и отсталость сельского хозяйства.

Социальный строй: Сословное деление (дворянство, крестьянство, мещанство, купечество, духовенство) сохранялось, но активно формировались новые классы – буржуазия и пролетариат. Обострялись противоречия между ними, а также "крестьянский вопрос" (малоземелье, бедность).

Государственное управление: Абсолютная монархия с императором Николаем II во главе. Отсутствие конституции, представительных органов (до 1905 г.), широких гражданских свобод. Бюрократический аппарат, сильная роль полиции.

Международное положение: Стремление к расширению влияния на Балканах, Ближнем Востоке и Дальнем Востоке. Союз с Францией и Великобританией (Антанта). Поражение в Русско-японской войне (1904-1905) показало слабость и отсталость страны.

Проблема модернизации: Необходимость догоняющего развития, индустриализации и решения аграрного вопроса, а также преобразования политической системы для предотвращения революций. Однако реформы были половинчатыми и запаздывали, сталкиваясь с сопротивлением консервативных сил.

Первая русская революция. Причины, характер, движущие силы, периодизация, итоги и значение.

Причины: Крестьянское малоземелье и безземелье, сохранение помещичьего землевладения, низкий уровень жизни рабочих, отсутствие политических свобод и парламента, самодержавие, поражение в Русско-японской войне.

Характер: Буржуазно-демократический с элементами пролетарской и крестьянской борьбы.

Движущие силы: Рабочие (пролетариат), крестьянство, либеральная буржуазия, студенчество, интеллигенция, национальные меньшинства.

Периодизация:

Январь – октябрь 1905 г.: нарастание революции (от «Кровавого воскресенья» до Октябрьской всероссийской политической стачки и Манифеста 17 октября).

Октябрь 1905 г. – декабрь 1906 г.: высший подъём революции (вооруженные восстания, Манифест 17 октября, попытки формирования парламента).

Декабрь 1906 г. – июнь 1907 г.: спад и окончание революции (роспуск II Государственной Думы, изменение избирательного закона – «Третьеиюньский переворот»).

Итоги и значение: Создание Государственной Думы (псевдопарламент), частичные политические свободы (союзы, печать, собрания), отмена выкупных платежей для крестьян, начало Столыпинских реформ. Революция не решила всех противоречий, но стала важным этапом в борьбе за демократизацию России.

Причины, особенности Первой мировой войны. Общая характеристика основных событий на Восточном фронте. Влияние войны на экономику России и российское общество.

Причины: Обострение противоречий между ведущими державами за передел мира, рынки сбыта и источники сырья; образование военно-политических блоков (Антанта и Тройственный союз); борьба за влияние на Балканах; рост милитаризма и национализма. Непосредственный повод – убийство эрцгерцога Франца Фердинанда.

Особенности: Позиционный характер на Западном фронте, применение новых видов оружия (танки, авиация, химическое оружие), массовые армии, "тотальная война" (вовлечение всего общества и экономики).

Восточный фронт: Отличался большой протяженностью и большей маневренностью по сравнению с Западным. Основные события: Восточно-Прусская операция (1914), Галицийская битва (1914), "Великое отступление" (1915), Брусиловский прорыв (1916). Русская армия сковала значительные силы противника, предотвратив быстрый разгром Франции, но несла огромные потери.

Влияние на экономику и общество: Крайнее истощение экономики (кризис транспорта, сельского хозяйства, инфляция, нехватка продовольствия и товаров), углубление социальных противоречий (рост недовольства рабочих и крестьян), падение авторитета царской власти, усиление революционных настроений.

Причины Великой Российской революции. Периодизация Великой Российской революции (современные подходы). Февральский этап.

Причины: Крайнее обострение всех противоречий в России:

Политические: Самодержавие, отсутствие гражданских свобод, неэффективность Государственной Думы, падение авторитета монархии из-за неудач в войне и «распутинщины».

Экономические: Разруха, вызванная войной, инфляция, продовольственный кризис, транспортный коллапс, нехватка топлива и сырья.

Социальные: Усталость от войны, огромные потери на фронте, обнищание населения, нерешенный аграрный вопрос, рост стачечного движения.

Периодизация (современные подходы): Нет единого мнения. Чаще всего выделяют:

Февраль 1917 – октябрь 1917: от Февральской революции до Октябрьской.

Более широкий подход включает период до завершения Гражданской войны (1922 г.), рассматривая её как часть революционного процесса.

Февральский этап: Начался стихийными массовыми выступлениями в Петрограде (стачки, демонстрации, хлебные бунты), перешедшими в вооруженное восстание. Переход Петроградского гарнизона на сторону восставших. Итогом стало отречение Николая II от престола. Были созданы два центра власти: Временное правительство (исполнительная власть, буржуазно-либеральный характер) и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (контролировал массы, «двоевластие»).

Февральская революция в России. Октябрьский переворот в Петрограде. Приход большевиков к власти в России.

Февральская революция: Началась 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 г. в Петрограде как массовые демонстрации, переросшие в стачки и вооруженные столкновения с полицией. Восставшие солдаты перешли на сторону народа. 2 марта Николай II отрёкся от престола. Установилось двоевластие: Временное правительство (из представителей буржуазии и либеральной интеллигенции) и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Октябрьский переворот в Петрограде: Осенью 1917 г. кризис Временного правительства обострился (неудачи на фронте, углубление экономического кризиса, нерешенность аграрного вопроса). Большевики, возглавляемые Лениным, использовали лозунги "Вся власть Советам!", "Земля крестьянам!", "Мир народам!" для привлечения масс. В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября по новому стилю) 1917 г. отряды Красной гвардии и революционных солдат Петрограда заняли ключевые объекты города и штурмом взяли Зимний дворец.

Приход большевиков к власти: В тот же день, 26 октября, II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к Советам. Были приняты первые декреты Советской власти – Декрет о мире (предложение всем воюющим сторонам начать переговоры) и Декрет о земле (отмена помещичьего землевладения, передача земли крестьянам). Было сформировано первое Советское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И. Лениным.

Гражданская война в России. Причины, участники, периодизация, наиболее важные события. Политика военного коммунизма. Причины победы красных. Итоги и значение Гражданской войны в России.

Причины: Обострение социальных и политических противоречий после Октябрьского переворота, отказ большевиков от компромиссов с другими политическими силами, роспуск Учредительного собрания, национализация земли и промышленности, заключение Брестского мира, иностранная интервенция.

Участники: "Красные" (сторонники Советской власти - большевики, часть рабочих и крестьян), "Белые" (противники большевиков - офицерство, дворянство, буржуазия, часть казачества), "Зелёные" (крестьянские повстанцы, анархисты), национальные движения, иностранные интервенты (Антанта, Япония, США).

Периодизация:

Май 1918 – ноябрь 1920 г.: основной этап широкомасштабных боевых действий.

1920 – 1922 г.: завершающий этап (ликвидация последних очагов сопротивления на окраинах, борьба с басмачеством).

Важные события:

Выступление Чехословацкого корпуса (май 1918).

Походы Деникина на Москву (1919), Колчака на Волгу (1919), Юденича на Петроград (1919).

Советско-польская война (1920).

Крымская операция (разгром Врангеля, 1920).

Военный коммунизм: Экономическая политика Советской власти в годы войны. Основные черты: продразвёрстка (принудительное изъятие излишков продовольствия у крестьян), национализация всей промышленности, запрет частной торговли, всеобщая трудовая повинность, уравнительная оплата труда, нормированное распределение продуктов.

Причины победы Красных:

Централизованное управление, единое командование.

Контроль над наиболее населёнными и промышленно развитыми районами.

Поддержка значительной части крестьянства (Декрет о земле).

Чёткая идеология, пропаганда.

Разобщенность и внутренние противоречия в стане Белых.

Недостаточная и непоследовательная помощь со стороны интервентов.

Итоги и значение: Победа большевиков и установление Советской власти на большей части территории бывшей Российской империи. Огромные человеческие потери (миллионы погибших), экономическая разруха, голод, эмиграция. Создание предпосылок для формирования СССР.

Советская Россия и СССР в 1920-е гг. НЭП (причины, содержание, ход, итоги и значение).

Причины НЭПа: Глубокий экономический и политический кризис после Гражданской войны и политики "военного коммунизма" (голод, разруха, падение промышленного и сельскохозяйственного производства, массовые крестьянские восстания, Кронштадтское восстание). Цель – спасти власть большевиков и восстановить экономику.

Содержание: Переход от продразвёрстки к продналогу (фиксированный, меньший по объёму). Разрешение частной торговли и мелкого частного предпринимательства. Допущение концессий для иностранного капитала. Частичная денационализация мелких предприятий. Введение хозрасчёта на государственных предприятиях. Денежная реформа (введение твёрдой валюты – червонца).

Ход: Введение НЭПа началось в марте 1921 г. на X съезде РКП(б). Происходило постепенно. Вызывал дискуссии и сопротивление внутри партии (боязнь "возрождения капитализма").

Итоги: Быстрое восстановление сельского хозяйства и лёгкой промышленности. Рост товарооборота. Улучшение материального положения населения. Укрепление Советской власти.

Значение: Показал возможность сочетания элементов социалистической и рыночной экономики. Рассматривался как временное отступление от принципов "военного коммунизма" для создания базы социалистического строительства. Однако породил социальное расслоение ("нэпманы").

Советская Россия и СССР в 1930-е гг.

1930-е годы в СССР характеризуются формированием тоталитарного режима, ускоренной индустриализацией и коллективизацией:

Индустриализация: Проведение форсированной индустриализации (первая и вторая пятилетки) с упором на развитие тяжёлой промышленности. Строительство крупных промышленных предприятий (Магнитогорск, Кузнецк, ДнепроГЭС).

Коллективизация: Насильственное объединение крестьянских хозяйств в колхозы (сплошная коллективизация), сопровождавшаяся "раскулачиванием" и массовыми репрессиями в деревне, голодом (1932-1933 гг.).

Формирование тоталитарного режима: Установление жёсткого однопартийного диктаторского режима ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным. Культ личности Сталина. Всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами жизни.

Массовые репрессии: "Большой террор" (1937-1938 гг.): чистки в партии, армии, органах НКВД; массовые аресты, расстрелы, отправка в ГУЛАГ под видом борьбы с "врагами народа".

Изменения в обществе: Ликвидация безработицы, значительный рост городского населения, рост уровня образования, но и подавление инакомыслия, страх.

Подготовка к войне: Активное развитие оборонной промышленности, наращивание военной мощи.

Природа социально-политического режима СССР в 1930 гг. Репрессии.

Природа социально-политического режима: В 1930-е гг. в СССР сформировался тоталитарный режим. Его ключевые черты:

Однопартийная система: Единственная правящая партия – ВКП(б), монополизировавшая власть.

Государственный контроль: Тотальный контроль государства над всеми сферами жизни общества: экономикой, политикой, идеологией, культурой, личной жизнью граждан.

Идеологический монополизм: Насаждение одной официальной идеологии (марксизма-ленинизма в сталинской интерпретации), нетерпимость к инакомыслию.

Культ личности: Возвеличивание лидера (И.В. Сталина) как непогрешимого вождя, источник всех благ и мудрости.

Система принуждения и насилия: Широкое использование аппарата насилия (НКВД, ГУЛАГ) для подавления любых проявлений оппозиции и устрашения населения.

Централизованное управление: Экономика и общество управлялись из одного центра (Госплан, партийные органы) по директивным планам.

Репрессии: Были неотъемлемой частью режима и являлись инструментом его укрепления:

«Раскулачивание»: В рамках коллективизации (конец 1920-х – начало 1930-х) миллионы крестьян были раскулачены, сосланы или уничтожены.

Показательные процессы: Серия открытых судебных процессов (Московские процессы 1936, 1937, 1938 гг.) над "врагами народа" – бывшими партийными и государственными деятелями, сфабрикованные обвинения.

«Большой террор» (1937-1938 гг.): Пик репрессий. Массовые аресты, внесудебные расправы ("тройки"), расстрелы, заключение в лагеря ГУЛАГа. Репрессиям подверглись представители всех слоев общества: партийные и государственные работники, военные, инженеры, интеллигенция, рабочие, крестьяне, представители национальных меньшинств.

Депортации: Принудительное переселение целых народов по этническому признаку.

Цели репрессий: Устранение реальных и потенциальных противников режима, подавление любого сопротивления, поддержание страха, обеспечение послушания.

Внешняя политика СССР в 1920-е гг.

Приоритеты:

Выход из международной изоляции, достижение дипломатического признания Советского государства.

Развитие торговых и экономических связей.

Поддержка мирового революционного движения через Коминтерн (хотя с середины 1920-х эта цель отходит на второй план).

Обеспечение безопасности границ.

Основные события:

Генуэзская конференция (1922): Первая международная конференция с участием РСФСР, требование признания царских долгов, но без успеха.

Рапалльский договор с Германией (1922): Прорыв дипломатической блокады, установление дипотношений, экономическое и военное сотрудничество.

«Полоса признаний» (1924-1925): Дипломатическое признание СССР многими европейскими странами.

Участие в международных конференциях (например, по разоружению).

Заключение договоров о ненападении и нейтралитете с соседними странами (Турция, Афганистан, Литва, Иран).

Попытки создания коллективной безопасности, но безрезультатно.

Внешняя политика СССР в 1930-е гг.

Приоритеты:

Борьба с угрозой фашизма и милитаризма (особенно после прихода Гитлера к власти в Германии и агрессии Японии).

Создание системы коллективной безопасности в Европе.

Обеспечение национальной безопасности СССР.

Основные события:

Вступление СССР в Лигу Наций (1934), активная дипломатическая деятельность наркома иностранных дел М.М. Литвинова в пользу коллективной безопасности.

Заключение договоров о взаимопомощи с Францией и Чехословакией (1935).

Помощь республиканскому правительству в гражданской войне в Испании (1936-1939).

Конфликты с Японией на Дальнем Востоке (оз. Хасан 1938, Халхин-Гол 1939).

Мюнхенский сговор (1938): Игнорирование западными державами предложения СССР о совместной защите Чехословакии показало неготовность Запада к союзу с СССР.

Советско-германские переговоры (1939): Безуспешные переговоры СССР с Англией и Францией по военному союзу.

Пакт Молотова-Риббентропа (23 августа 1939): Договор о ненападении с Германией с секретными протоколами о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Это изменило баланс сил и позволило Германии начать Вторую мировую войну.

СССР в 1939-1941 гг. Внешняя политика СССР в начальный период Второй мировой войны.

Период до нападения Германии на СССР.

23 августа 1939 г.: Подписание Пакта Молотова-Риббентропа.

1 сентября 1939 г.: Начало Второй мировой войны (нападение Германии на Польшу).

17 сентября 1939 г.: Вступление Красной Армии на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии (бывших территорий Польши), воссоединение их с УССР и БССР.

Советско-финляндская ("Зимняя") война (ноябрь 1939 – март 1940 гг.): Целью СССР было обеспечение безопасности Ленинграда. Война показала слабость Красной Армии, но СССР добился территориальных уступок.

Август 1940 г.: Присоединение Прибалтийских республик (Литва, Латвия, Эстония) и Бессарабии с Северной Буковиной (от Румынии) к СССР.

Внешняя политика: СССР, заключив пакт с Германией, стремился избежать вступления в войну и использовать её для укрепления своих позиций. Велась активная торговля с Германией (поставки сырья). При этом СССР наращивал оборонный потенциал, но недооценил вероятность скорого нападения Германии. В международных отношениях СССР находился в состоянии "странной" нейтральности, сотрудничая с Германией, но сохраняя опасения по её поводу.

Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные сражения Красной Армии.

Начало: 22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны внезапно напала на СССР (план "Барбаросса"). Началась Великая Отечественная война, ставшая частью Второй мировой войны.

Оборонительные сражения: Первые месяцы войны были катастрофическими для Красной Армии из-за внезапности нападения, превосходства Вермахта в тактике и технике, ошибок советского командования и неготовности к обороне.

Оборона Брестской крепости (июнь-июль 1941): Символ стойкости и мужества советских воинов.

Смоленское сражение (июль-сентябрь 1941): Задержало наступление немцев на Москву, показало возможность Красной Армии наносить ощутимые контрудары.

Оборона Киева (июль-сентябрь 1941): Завершилась огромным окружением и потерей значительных сил.

Блокада Ленинграда (сентябрь 1941 - январь 1944): Осада города, приведшая к массовому голоду и гибели сотен тысяч жителей, но город не был взят.

Битва за Москву (октябрь 1941 - январь 1942): Крупнейшее оборонительное и контрнаступательное сражение, сорвавшее немецкий план блицкрига.

Битва за Москву (ход, итоги и значение).

Ход:

Наступление немцев ("Операция Тайфун"): Началось 30 сентября 1941 г. Немецкие войска стремились окружить и взять Москву. Первоначальный успех немцев, прорыв обороны, окружение советских армий под Вязьмой и Брянском. Создалась прямая угроза столице.

Оборонительный этап: С октября по начало декабря 1941 г. Напряжённые бои на подступах к Москве, героическое сопротивление советских войск, ополчения, переброска дивизий с Дальнего Востока, суровая зима, замедлившая наступление немцев.

Контрнаступление Красной Армии: 5-6 декабря 1941 г. началось мощное контрнаступление под командованием Г.К. Жукова. Немецкие войска были отброшены от Москвы на 100-250 км.

Итоги:

Разгром крупной группировки немецких войск.

Срыв немецкого плана "блицкрига" и молниеносной войны.

Москва была спасена.

Значение:

Первое крупное поражение Вермахта во Второй мировой войне, развеявшее миф о его непобедимости.

Подъем морального духа советского народа и армии.

Оказала влияние на ход всей Второй мировой войны, показав, что СССР способен выстоять.

Способствовала формированию антигитлеровской коалиции.

Основные события на Советско-германском фронте зимой – весной 1942 г. Битва за Кавказ. Сталинградское сражение. Итоги и значение Сталинградской битвы.

Зима – весна 1942 г.:

После успеха под Москвой, Красная Армия провела ряд наступательных операций (Ржевско-Вяземская, Барвенковско-Лозовская), но многие из них были неудачными и привели к большим потерям.

Весной 1942 г. немцы восстановили силы и нанесли контрудары. В мае 1942 г. в Харьковской операции советские войска понесли тяжёлое поражение (Барвенковский котёл).

Летом 1942 г. Германия начала новое стратегическое наступление (операция "Блау") на южном направлении с целью захвата нефтеносных районов Кавказа и выхода к Волге.

Битва за Кавказ (июль 1942 – октябрь 1943): Оборонительно-наступательная операция. Немцы стремились захватить грозненские и бакинские нефтяные месторождения. Советские войска оказали упорное сопротивление в горных районах (Главный Кавказский хребет) и на подступах к Грозному, удержав ключевые рубежи. Битва за Кавказ закончилась победой Красной Армии.

Сталинградское сражение (июль 1942 – февраль 1943): Одно из крупнейших сражений в истории.

Оборонительный этап (июль-ноябрь 1942): Уличные бои за Сталинград. Советские войска, несмотря на огромные потери, героически удерживали город, не давая немцам полностью овладеть им.

Контрнаступление ("Операция Уран", ноябрь 1942): Красная Армия провела мощное контрнаступление, окружив 300-тысячную группировку немецких войск (6-я армия Паулюса) под Сталинградом.

Ликвидация окружённой группировки ("Операция Кольцо", январь-февраль 1943): Окруженные немецкие войска были уничтожены, Паулюс сдался в плен.

Итоги и значение Сталинградской битвы:

Разгром крупнейшей группировки противника, стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии.

Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Оказала огромное влияние на весь ход Второй мировой войны, подорвав моральный дух стран Оси и вдохновив антифашистское сопротивление.

Сталинград стал символом несгибаемости и стойкости советского народа.

Завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне. Битва на Курской дуге.

Завершение коренного перелома: Начавшийся под Сталинградом коренной перелом в Великой Отечественной войне был окончательно завершен в ходе Курской битвы. Стратегическая инициатива перешла к Красной Армии полностью и безвозвратно.

Битва на Курской дуге (5 июля – 23 августа 1943 г.): Крупнейшее танковое сражение в истории.

Немецкий план ("Цитадель"): Германия стремилась взять реванш за Сталинград, окружить и уничтожить советские войска на Курском выступе, восстановить стратегическую инициативу.

Оборонительный этап: Красная Армия создала глубоко эшелонированную оборону. С 5 по 12 июля немцы безуспешно пытались прорвать её.

Контрнаступление: 12 июля произошло крупнейшее встречное танковое сражение под Прохоровкой. С 12 июля советские войска перешли в контрнаступление (операции "Кутузов" и "Полководец Румянцев"), освободив Орёл и Белгород, а затем Харьков.

Значение:

Окончательный срыв стратегического наступления Германии на Восточном фронте.

Закрепление стратегической инициативы за СССР до конца войны.

Показала превосходство советской военной мысли, тактики и техники.

После Курской битвы Красная Армия начала широкомасштабное наступление на запад.

Советский тыл в 1941-1945 гг. Партизаны и подпольщики в 1941-1945 гг.

Советский тыл: Сыграл решающую роль в победе.

Эвакуация промышленности: В первые месяцы войны из западных районов СССР было эвакуировано более 2500 промышленных предприятий на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию. Это позволило сохранить производственный потенциал.

Перестройка экономики: Промышленность полностью перешла на военные рельсы. Производство танков, самолётов, артиллерии, боеприпасов резко возросло.

Трудовой подвиг: Вся страна работала под лозунгом "Все для фронта, все для Победы!". Рабочий день достигал 12-14 часов, отпуска были отменены. Основной рабочей силой стали женщины, подростки, пенсионеры.

Сельское хозяйство: Несмотря на оккупацию плодородных земель и отток мужчин на фронт, обеспечивало армию и население продовольствием, хотя и с огромными трудностями и снижением уровня жизни.

Наука и культура: Мобилизованы на нужды войны, многие учёные работали над созданием новых технологий и вооружений.

Партизаны и подпольщики: Движение сопротивления на оккупированных территориях СССР.

Партизанское движение: Действовали в лесах и болотах, нанося удары по коммуникациям врага (рельсовая война), уничтожая живую силу и технику, осуществляя разведку. Контролировали целые районы ("партизанские края"). Руководство осуществлялось Центральным штабом партизанского движения.

Подпольное движение: Городское сопротивление. Подпольщики занимались саботажем на предприятиях, распространением листовок, сбором разведывательной информации, организацией диверсий и актов возмездия.

Значение: Отвлекали значительные силы врага, дезорганизовывали его тыл, оказывали моральную и материальную поддержку фронту, были важным фактором в борьбе за освобождение оккупированных территорий. Примеры: молодогвардейцы в Краснодоне, белорусские партизаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в младшей группе "Давайте познакомимся"

Родительское собрание для первой младшей группы проводится в начале года. Данное собрание позволяет родителям поближе узнать друг-друга и знакомит родителей с планом работы с детьми....

Конспект родительского собрания в младшей группе Д/С "Давайте познакомимся"

Конспект родительского собрания в младшей группе детского сада  "Давайте познакомимся" с элементами треннинга "Играем вместе" Цели:• ознакомить родителей с особенностями поведения и развития...

Родительское собрание в младшей группе «Давайте познакомимся»

Родительское собрание в младшей группе«Давайте познакомимся»...

Родительское собрание в младшей группе детского сада "Приятно познакомиться!"

Образовательный процесс в ДОУ в соответствие с целями и задачами ФГОС предполагает включение в активный образовательный процесс всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. ...

Первое родительское собрание на тему "Давайте познакомимся" в 1 младшей группе детского сада

Чтобы ближе познакомиться с родителями, на первом собрании мы создали условия для знакомства родителей дркг с другом и сближения их между собой.Смотрите далее....

Родительское собрание в младшей группе «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Родительское собрание в младшей группе«ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»...