отчет по самообразованию
материал

отчет по самообразованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Мойсеева О.К.

отчет  по самообразованию на тему:

 «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»


«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д.Ушинский

В начале учебного года была выбрана тема по самообразованию ««Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»
Причиной выбора данной темы были многочисленные жалобы родителей на плохую память детей. Проблема снижения памяти чаще всего заключается в том, что у детей с ОНР не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорится, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Я поставила перед собой задачу научить своих воспитанников связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Поэтому я решила использовать прием мнемотехники. Мнемотехника – это совокупность приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи, при которых включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях позволило им эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов, значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – условно-наглядная схема должна быть изображена так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы я использовала:

при обучении составлению описательных и творческих рассказов ;при заучивании стихов; при обучении пересказу художественной литературы.
Обучение рассказыванию


Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала, выделять признаки предмета, а затем их описывать. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы творческие рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь нам оказывали мнемотаблицы.
Работа по обучению рассказыванию с использованием мнемотаблиц состояло из трех этапов
рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;
рассказ по заданной теме (сначала с помощью , а затем – самостоятельно).
Заучивание стихотворений.

Заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить этот процесс в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Суть мнемотаблиц при заучивании стихов заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе дети с большим трудом запоминали даже самые маленькие четверостишия, но в дальнейшем объем запоминаемой информации значительно увеличился.

При ознакомлении с художественной литературой мы вместе с детьми беседовали по тексту, рассматривали иллюстрации и отслеживали последовательность заранее приготовленной схемы к данному произведению.
Я обратила внимание, что если пересказывать текст с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание они уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений, а не на автоматическом заучивании предложенного материала.
Начинала работу от простого к сложному. Иногда использовала цветные
мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, стихотворению или загадке.
Использование данной технологии в работе показало устойчивые результаты обучения и развития моих воспитанников. На практике я увидела , что постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

На протяжении учебного года,  сотрудничала с родителями воспитанников.

Были составлены консультации на данную тему,памятки ,как правильно применять приёмы мнемотехники дома с детьми.так же в группе прошла зщапланированная акция «Подари книгу детскому саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...

Отчет по самообразованию (Самообразование)

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....

План самообразования. Отчет по самообразованию.

Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...